корпус ракетного двигателя твердого топлива
Классы МПК: | F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них |
Автор(ы): | Макаровец Николай Александрович (RU), Денежкин Геннадий Алексеевич (RU), Семилет Виктор Васильевич (RU), Подчуфаров Вячеслав Иванович (RU), Каширкин Александр Александрович (RU), Трегубов Виктор Иванович (RU), Королева Наталья Борисовна (RU), Петуркин Дмитрий Михайлович (RU), Аляжединов Вадим Рашитович (RU), Куксенко Александр Федорович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное Государственное унитарное предприятие "Государственное научно-производственное предприятие "Сплав" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-08 публикация патента:
20.02.2008 |
Изобретение относится к военной технике, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива, и предназначено для использования в двигателях ракет и реактивных снарядов, в том числе снарядов систем залпового огня. Корпус ракетного двигателя твердого топлива содержит цилиндрическую обечайку и устройство для демпфирования акустических колебаний, выполненное в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса. Кольцевой уступ размещен на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, имеет внутренний диаметр (0,90...0,93)D, наружный диаметр (0,96...0,98)D и ширину (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда. Изобретение позволяет повысить надежность корпуса ракетного двигателя за счет демпфирования акустических колебаний, возникающих при его работе. 1 ил.
Формула изобретения
Корпус ракетного двигателя твердого топлива, содержащий цилиндрическую обечайку и устройство для демпфирования акустических колебаний, отличающийся тем, что в нем устройство для демпфирования выполнено в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса, размещенного на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, с внутренним диаметром (0,90...0,93)D, наружным диаметром (0,96...0,98)D и шириной (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к военной технике, а именно к корпусам ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), и предназначено для использования в РДТТ реакторных снарядов, в том числе, в качестве корпусов РДТТ снарядов систем залпового огня.
Известны корпуса РДТТ реактивных снарядов, содержащие цилиндрическую обечайку и концевые части с резьбовыми участками (см. Фархутдинов И.Х., Котельников А.В. Конструкции и проектирование РДТТ. - М., Машиностроение, 1987 г., стр.8, рис.1.4).
Такое техническое решение позволяет обеспечить работоспособность корпуса РДТТ, в том числе, при приемлемом значении толщины цилиндрической обечайки, а следовательно, пассивной массы корпуса.
Таким образом, задача данного технического решения заключалась в достижении работоспособности корпуса с требуемым уровнем пассивной массы.
Общими признаками с предлагаемым корпусом является наличие цилиндрической обечайки с концевыми частями.
Вместе с тем, известно, что при работе РДТТ с высокой плотностью заряжания возникают интенсивные акустические колебания, распространяющиеся по корпусу, что обусловливает колебательный режим лопастей стабилизаторов, жестко связанных с корпусом. Подобный режим функционирования лопастей, как показывают экспериментальные пуски, приводит к появлению аномальных углов атаки при полете снаряда на траектории и разрушению корпуса из-за превышения аэродинамических нагрузок на корпус свыше допустимых значений. К числу эффективных средств снижения уровня акустических колебаний относится применение механических устройств для устранения акустических колебаний (вибрационного горения).
Наиболее близким по технической сути и достигаемому техническому результату является корпус РДТТ, содержащий цилиндрическую обечайку и устройство для подавления акустических колебаний, выполненное в виде радиальных перегородок, принятое авторами за прототип (см. Шапиро Я.М., Мазинг Г.Ю., Прудников Н.Е. Теория ракетного двигателя на твердом топливе. - М. Воен. изд. МО, 1966 г., с.150, рис.4.16).
Такая конструкция корпуса позволяет обеспечить работоспособность корпуса с допустимым значением пассивной массы за счет снижения уровня акустических колебаний.
Однако, применение данного технического решения в РДТТ с зарядами из современных высокоэнергетических топлив оказывается неэффективным, в основном, из-за интенсивного разгара перегородок при воздействии высокотемпературных продуктов сгорания, что приводит к ослаблению демпфирования колебаний, а также перекрытия перегородками проходных сечений канала заряда, вызывающему резкое повышение давления в РДТТ, что в совокупности снижает надежность его работы.
Таким образом, задачей данного технического решения (прототипа) являлось создание конструкции корпуса РДТТ с устройством для демпфирования акустических колебаний.
Общими признаками с предлагаемым корпусом является наличие цилиндрической обечайки и устройства для демпфирования акустических колебаний.
В отличие от прототипа, в предлагаемом корпусе устройство для демпфирования выполнено в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса, размещенного на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, с внутренним диаметром (0,90...0,93)D, наружным диаметром (0,96...0,98)D и шириной (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда.
Именно это позволяет сделать вывод о наличии причинно-следственной связи между совокупностью существенных признаков заявляемого технического решения и достигаемым техническим результатом.
Указанные признаки, отличительные от прототипа и на которые распространяется испрашиваемый объем правовой охраны, во всех случаях достаточны.
Задачей предлагаемого изобретения явилось обеспечение надежности функционирования корпуса РДТТ с малой пассивной массой.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном корпусе, содержащем цилиндрическую обечайку и устройство для демпфирования акустических колебаний, устройство для демпфирования выполнено в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса, размещенного на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, с внутренним диаметром (0,90...0,93)D, наружным диаметром (0,96...0,98)D и шириной (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда.
Новая совокупность конструктивных элементов, а также наличие связей между ними позволяют, в частности, за счет выполнения устройства для демпфирования в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса, размещенного на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, с внутренним диаметром (0,90...0,93)D, наружным диаметром (0,96...0,98)D и шириной (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда, обеспечить эффективное демпфирование колебаний и исключить тем самым влияние акустических колебаний на надежность функционирования корпуса РДТТ с малой пассивной массой. При удалении кольцевого уступа на расстояние свыше 0,4D и менее 0,2D от донного торца корпуса снижается эффект демпфирования колебаний. При уменьшении внутреннего диаметра кольцевого уступа менее 0,9D и ширины уступа менее 0,1D также снижается эффект демпфирования колебаний. При увеличении ширины уступа более 0,2D и наружного диаметра уступа свыше 0,98D нерационально возрастает пассивная масса двигателя. При увеличении внутреннего диаметра уступа свыше 0,93D и уменьшении наружного диаметра уступа менее 0,96D снижается прочность корпуса в области кольцевого уступа.
Сущность изобретения заключается в том, что в корпусе ракетного двигателя твердого топлива, содержащем цилиндрическую обечайку и устройство для демпфирования акустических колебаний, согласно изобретению устройство для демпфирования выполнено в виде кольцевого уступа на внутренней поверхности корпуса, размещенного на расстоянии (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, с внутренним диаметром (0,90...0,93)D, наружным диаметром (0,96...0,98)D и шириной (0,1...0,2)D, где D - калибр снаряда.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором изображен предлагаемый корпус РДТТ.
Предлагаемый корпус РДТТ содержит донный концевой участок 1, кольцевой уступ 2 и цилиндрическую обечайку 3 и концевой участок 4. Кольцевой уступ 2 размещен на расстоянии (L1), равном (0,2...0,4)D от донного торца корпуса, внутренний диаметр кольцевого уступа 2 (Dвн) равен (0,90...0,93)D, а наружный диаметр (Dнар) - (0,96...0,98)D, ширина уступа 2 (L2) составляет (0,1...0,2)D.
Функционирование предлагаемого корпуса происходит следующим образом.
При работе РДТТ возникающие акустические колебания распространяются по внутренней полости цилиндрической обечайки 3 и через концевой участок 4 распространяются в направлении блока стабилизаторов. При прохождении колебаниями кольцевого уступа 2 за счет выбранной оптимальной геометрии кольцевого уступа 2 и его предложенного удаления от донного торца корпуса происходит эффективное демпфирование колебаний, что снижает их воздействие на блок стабилизаторов, обеспечивая тем самым отсутствие колебательного режима лопастей стабилизаторов, а следовательно, исключение возникновения больших углов атаки при полете снаряда и разрушение корпуса РДТТ с малой пассивной массой под действием аэродинамических сил и моментов.
Выполнение корпуса РДТТ в соответствии с изобретением позволило повысить надежность функционирования при малой пассивной массе.
Изобретение может быть использовано при разработке различных корпусов РДТТ, в том числе реактивных снарядов систем залпового огня.
Указанный положительный эффект подтвержден испытаниями опытных образцов реактивных снарядов с корпусами РДТТ, выполненных в соответствии с изобретением.
В настоящее время разработана конструкторская документация, проведены государственные испытания, намечено серийное производство.
Класс F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них