способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон
Классы МПК: | F17D5/00 Защитные устройства или устройства для наблюдения за оборудованием |
Автор(ы): | Власов Сергей Викторович (RU), Губанок Иван Иванович (RU), Дудов Александр Николаевич (RU), Егурцов Сергей Алексеевич (RU), Митрохин Михаил Юрьевич (RU), Пиксайкин Роман Владимирович (RU), Салюков Вячеслав Васильевич (RU), Сеченов Владимир Сергеевич (RU), Степаненко Александр Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Газпромэнергодиагностика" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-11-09 публикация патента:
20.02.2008 |
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги. В способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. Техническим результатом изобретения является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающийся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, отличающийся тем, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений Ui и Ui+1 , и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений Ui и Ui+1 , в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и Ni+1.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтегазодобывающей промышленности и может быть использовано для диагностики технического состояния магистральных трубопроводов при их переходах через авто- и железные дороги.
В местах пересечения магистральных трубопроводов с авто- и железными дорогами трубопроводы прокладывают в специальных защитных патронах в виде стальных труб.
Задачей защитного патрона является защита магистрального трубопровода от нежелательных механических воздействий. Помимо этого они служат для отвода транспортируемой среды от полотна дороги в случае аварийной ситуации.
Для предохранения магистрального трубопровода от коррозии применяется их катодная защита с помощью устройства катодной защиты.
Известен способ того же назначения, реализуемый в системе контроля перехода трубопровода через авто- и железные дороги, принятый за прототип [патент РФ №2264578, кл. F17D 5/00, F16L 57/00, 2005].
Известный способ диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон заключается в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты и защитным патроном.
Недостатком прототипа является невозможность с его помощью определять место электрического контакта с защитным патроном. Прототип позволяет определить только сам факт наличия электрического контакта пары магистральный трубопровод-защитный патрон.
Техническим результатом, получаемым от внедрения изобретения, является возможность определения места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
Данный технический результат достигается за счет того, что в известном способе диагностики технического состояния пары магистральный трубопровод-защитный патрон, заключающемся в непрерывном контроле электрического напряжения между магистральным трубопроводом, подключенным к устройству катодной защиты, и защитным патроном, что при уменьшении значения электрического напряжения между парой магистральный трубопровод-защитный патрон ниже заданного порога дополнительно измеряют градиент электрического напряжения вдоль защитного экрана патрона и по пространственному расположению максимального значения градиента электрического напряжения на защитном патроне определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном.
При этом измерение градиента электрического напряжения вдоль защитного патрона и определение места электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном проводят путем приварки к защитному патрону N электродов, расположенных с равномерным шагом вдоль защитного патрона, и измерении N значений электрических напряжений между соседними электродами с последующим определением расположения двух соседних электродов Ni и Ni+1 с максимальным значением измеренных напряжений U i и Ui+1, и последующей аппроксимацией полученных максимальных значений напряжений U i и Ui+1, в результате которой определяют место электрического контакта магистрального трубопровода с защитным патроном между электродами Ni и N i+1.
Изобретение поясняется чертежом, на котором представлена схема устройства для реализации способа и пространственная эпюра напряжения вдоль защитного патрона.
Устройство содержит N электродов 11, 12 , ...1N, приваренных с равным пространственным шагом к защитному патрону 2 магистрального трубопровода 3. А также общий электрод 4, приваренный к магистральному трубопроводу 3.
Имеется также многоканальный блок 5 измерений электрических напряжений между 11-12 , 12-13...1 N-1-1N с устройством регистрации градиентов напряжения вдоль защитного патрона 2.
Способ реализуется следующим образом.
Блоком 5 непрерывно контролируется величина электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3, подключенным к устройству катодной защиты (не показано), и защитным патроном 2.
При резком уменьшении величины электрического напряжения между магистральным трубопроводом 3 и защитным патроном 2 диагностируется наличие контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2.
Для определения месторасположения контакта 6 на защитном патроне 2 измеряют электрические напряжения U12, U23...U N-1,N между соседними электродами.
Если пространственный шаг между электродами на защитном патроне 2 выбрать достаточно малым, то блок 5 выдаст значения градиентов электрических напряжений Ui вдоль патрона 2.
Максимальное значение градиента электрического напряжения будет наблюдаться в месте расположения контакта 6 магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2, т.е. между электродами 1i и 1i+1.
Аппроксимация полученных значений электрических напряжений U i и Ui+1 между соседними электродами позволяет определить место 6 контакта магистрального трубопровода 3 с защитным патроном 2 между соседними электродами 1 i и 1i+1.
Класс F17D5/00 Защитные устройства или устройства для наблюдения за оборудованием