способ мониторинга автомобильного моста
Классы МПК: | G01M5/00 Исследование упругих свойств конструкций или сооружений, например мостов, крыльев самолетов |
Автор(ы): | Матвеенко Валерий Павлович (RU), Шардаков Игорь Николаевич (RU), Судаков Андрей Иванович (RU), Кулеш Михаил Александрович (RU), Цветков Роман Валерьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Пермский край, от имени которого выступает государственный заказчик - Министерство промышленности и природных ресурсов Пермского края (RU), Институт механики сплошных сред Уральского отделения Российской Академии наук (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-10-27 публикация патента:
20.02.2008 |
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при мониторинге технического состояния строительных конструкций, а именно автомобильного моста. Техническим результатом является снижение трудоемкости и повышение точности определения ресурса. Для достижения этого технического результата производят измерение перемещений элементов конструкции моста под воздействием нагрузок и определяют оставшийся ресурс моста, а именно через равные промежутки времени не менее 3 раз в год осуществляют замеры перемещений в угловых точках пролетных перекрытий ригелей моста под воздействием нагрузки от движущегося транспорта в часы пиковой нагрузки. Над измеряемыми величинами проводят вейвлет-преобразования, получают амплитудно-частотные характеристики. Определяют зоны концентраций спектра мощности доминирующих частот и оставшийся ресурс моста определяют по формуле:
tост.=t пр.-t3
где:
t пр.=af2 пр. +bfпр.+c
где fпр. - предельная доминирующая частота колебаний,
a, b, c - коэффициенты, определяемые из системы линейных уравнений:
t1=af2 1+bf1+с;
t2 =af2 2+bf 2+c;
t3=af2 3+bf3+c;
где: t1, t2, t 3 - время последних трех испытаний, отсчитанное от начала эксплуатации моста;
Формула изобретения
Способ мониторинга автомобильного моста в процессе его эксплуатации, включающий измерение перемещений элементов конструкции моста под воздействием нагрузок и определение оставшегося ресурса моста, отличающийся тем, что через равные промежутки времени не менее 3 раз в год осуществляют замеры перемещений в угловых точках пролетных перекрытий ригелей моста под воздействием нагрузки от движущегося транспорта в часы пиковой нагрузки, над измеряемыми величинами проводят вейвлет преобразования, получают амплитудно-частотные характеристики, определяют зоны концентраций спектра мощности доминирующих частот и оставшийся ресурс моста определяют по формуле
tост.=tпр.-t 3,
где tпр.=af 2 пр.+bfпр. +c,
где fпр. - предельная доминирующая частота колебаний,
a, b, c - коэффициенты, определяемые из системы линейных уравнений
t1=af 2 1+bf1+с;
t2=af2 2+bf2+c;
t3 =af2 3+bf 3+c,
где t1, t 2, t3 - время последних трех испытаний, отсчитанное от начала эксплуатации моста;
f 1, f2, f3 - доминирующие частоты в этих испытаниях.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к строительству и может быть использовано при мониторинге технического состояния строительных конструкций, а именно автомобильного моста.
Наиболее близким техническим решением к предлагаемому является способ мониторинга автомобильного моста в процессе его эксплуатации, включающий измерение перемещений элементов конструкции моста под воздействием нагрузок и определение оставшегося ресурса моста, (см. Патент РФ №2250444, опубл. 10.01.2001).
Недостатком его является большая трудоемкость, недостаточная точность, поскольку процесс изменения характеристик моста со временем носит нелинейный характер, а это в известном техническом решении не учитывается.
В изобретении решается задача снижения трудоемкости и повышения точности определения ресурса.
Для достижения этого технического результата производят измерение перемещений элементов конструкции моста под воздействием нагрузок и определяют оставшийся ресурса моста, а именно через равные промежутки времени не менее 3 раз в год осуществляют замеры перемещений в угловых точках пролетных перекрытий ригелей моста под воздействием нагрузки от движущегося транспорта в часы пиковой нагрузки, над измеряемыми величинами проводят вейвлет-преобразования, получают амплитудно-частотные характеристики, определяют зоны концентраций спектра мощности доминирующих частот и оставшийся ресурс моста определяют по формуле:
tост.=t пр.-t3
где:
t пр.=af2 пр. +bfпр.+c
где fпр. - предельная доминирующая частота колебаний,
a, b, c - коэффициенты, определяемые из системы линейных уравнений:
t1=af2 1+bf1+с;
t2 =af2 2+bf 2+c;
t3=af2 3+bf3+c;
где: t1, t2, t 3 - время последних трех испытаний, отсчитанное от начала эксплуатации моста;
f1, f 2, f3 доминирующие частоты в этих испытаниях. Отличительными признаками предлагаемого способа мониторинга автомобильного моста от указанного выше известного, наиболее близкого к нему являются следующие признаки: через равные промежутки времени не менее 3 раз в год осуществляют замеры перемещений в угловых точках пролетных перекрытий ригелей моста под воздействием нагрузки от движущегося транспорта в часы пиковой нагрузки, над измеряемыми величинами проводят вейвлет-преобразования, получают амплитудно-частотные характеристики, определяют зоны концентраций спектра мощности доминирующих частот и оставшийся ресурс моста определяют по формуле:
tост.=t пр.-t3
где:
t пр.=af2 пр. +bfпр.+c
где fпр. - предельная доминирующая частота колебаний,
а, b, с - коэффициенты, определяемые из системы линейных уравнений:
t1=af2 1+bf1+c;
t2 =af2 2+bf 2+c;
t3=af2 3+bf3+с;
где: t1, t2, t 3 - время последних трех испытаний, отсчитанное от начала эксплуатации моста;
f1, f 2, f3 доминирующие частоты в этих испытаниях.
Предлагаемый способ иллюстрируется чертежами, где на фиг.1 показана общая схема измерительного комплекса, на фиг.2 показана схема размещения датчиков на ригеле автомобильного моста, на фиг.3 - спектрограмма перемещений ригеля моста, на фиг.4 кривая зависимости доминирующей частоты от времени испытаний.
Предлагаемый способ реализуется следующим образом.
Оценка остаточного ресурса автомобильного моста производится по параметрам экспериментальных амплитудно-частотных характеристик под воздействием нагрузки. Измерения проводят с помощью измерительного комплекса (фиг.1) через равные промежутки времени не менее 3 раз в год. При этом определяют текущие значение скоростей или ускорений в крайних угловых точках 1, 2, 3, 4 верхней плиты каждого ригеля моста (см. фиг.2) под воздействием движущихся транспортных средств в часы пиковой нагрузки. С полученными значениями проводят численное интегрирование, осуществляют вейвлет-преобразование (Воробьев В.И., Грибунин В.Г. Теория и практика вейвлет-преобразования. СПб.: Изд-во ВУС, 1999, 208 с.), получают спектрограммы перемещений (см. фиг.3), определяют частоты зоны максимальных амплитуд под воздействием нагрузки от движущегося транспорта в часы пиковой нагрузки, определяют зоны концентраций спектра мощности доминирующих частот и оставшийся ресурс моста определяют по формуле:
tост.=tпр.-t 3
где:
tпр.=af 2 пр.+bfпр. +c
где fпр. - предельная доминирующая частота колебаний,
а, b, с - коэффициенты, определяемые из системы линейных уравнений:
t1 =af2 1+bf 1+с;
t2=af2 2+bf2+c;
t 3=af2 3+bf 3+c;
где: t1, t 2, t3 - время последних трех испытаний, отсчитанное от начала эксплуатации моста;
f 1, f2, f3 доминирующие частоты в этих испытаниях.
Использование предлагаемого интервала между экспериментами обеспечивает достаточно высокую точность определения ресурса и позволяет вовремя принять меры, чтобы избежать крупной аварии.
Использование для возбуждения колебаний воздействий автомобильного движения во время пиковой нагрузки позволяет приблизить условия испытаний к эксплуатационным и получить максимальные амплитуды виброперемещений. Кроме того, такой способ сокращает материальные затраты на проведение мониторинга. Осуществление вейвлет-преобразований позволяет повысить точность определения доминирующей частоты колебания моста. Предлагаемый способ мониторинга позволяет учесть нелинейность процессов изменения параметров моста (его жесткости), появляющиеся в последний самый критический период его эксплуатации и тем самым повысить точность в определении оставшегося ресурса и избежать аварийной ситуации.
Пример выполнения предлагаемого способа.
Эксперименты и определение ресурса было произведено для ригельного блока конструкции Камского автомобильного моста.
Сборный железобетонный мост через реку Каму был сдан в эксплуатацию в 1967 году.
В качестве первичных элементов для регистрации колебаний были использованы сейсмические датчики:
- СМ-4Б - датчик виброускорений (акселерометр) с рабочим диапазоном измеряемых частот 0,6-40 Гц;
- КВЭ-3Б - датчик виброскоростей (велосиметр) с рабочим диапазоном 0,01-10 Гц.
Датчики были установлены в концевых зонах внутри коробов ригельных блоков на специальных металлических горизонтальных площадках.
В ходе трех экспериментов (ноябрь 2002, май и октябрь 2003 г.) регистрировались временные сигналы (в вольтах), являющиеся напряжением датчика и характеризующие вертикальные составляющие виброускорений (для аксерерометра СМ-4Б) или виброскоростей (для велосиметра КВЭ-3Б) в точке его расположения. Путем численного интегрирования виброускорения или виброскорости пересчитываются в виброперемещения. Для виброперемещений были осуществлены вейвлет-преобразования и получены спектральные характеристики (фиг.3).
Анализ спектральных характеристик ригельного блока для всех датчиков, полученных в 2002 г., показал, что по спектру мощности доминируют частота 0,74 Гц. Повторное испытание в 2003 г. показало на снижение доминирующей частоты в мае до 0,71 Гц, а в октябре до 0,67 Гц. Предельная частота потери упругости конструкции f пр.=0,48 Гц. Эта величина предельной частоты соответствует потере жесткости железобетонной конструкции моста в 4 раза, по отношению к жесткости на момент сдаточных испытаний. Остаточный ресурс 5,5 лет. Испытания показали, что предлагаемый способ мониторинга позволяет повысить точность определения остаточного ресурса моста, и особенно необходим после наработки половины планового ресурса, когда жесткость его элементов конструкции начинает изменяться нелинейно.
Класс G01M5/00 Исследование упругих свойств конструкций или сооружений, например мостов, крыльев самолетов