авиационный ракетный комплекс
Классы МПК: | B64D5/00 Летательные аппараты, транспортируемые другими летательными аппаратами, например отцепляемые в полете B64D3/00 Модификации самолетов для использования их в качестве буксирующих или буксируемых F42B15/10 с траекторией полета только в воздухе B64G1/00 Космические летательные аппараты |
Автор(ы): | Данилкин Вячеслав Андреевич (RU), Дегтярь Владимир Григорьевич (RU), Сабуренко Валерий Васильевич (RU), Шевалдина Лариса Витальевна (RU), Карпов Анатолий Степанович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Государственный ракетный центр "КБ им. академика В.П. Макеева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-27 публикация патента:
27.02.2008 |
Изобретение относится к области авиационно-космической техники и может быть использовано в авиационных ракетных комплексах космического назначения, преимущественно с тяжелыми баллистическими ракетами (массой более 100 тонн), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями и запускаемыми в воздухе с целью выведения космических аппаратов на орбиты. Авиационный ракетный комплекс содержит самолет, планер, внутри фюзеляжа которого размещена ракета-носитель воздушного запуска, устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетом, системы, обеспечивающие их функционирование, и наземную транспортно-разгонную платформу, оснащенную двигателями для ее разгона. Фюзеляж планера выполнен с возможностью его разделения по горизонтальной плоскости. Крыло планера выполнено с возможностью изменения его площади после взлета. Изменение площади крыла достигается за счет отдельно прикрепленных частей крыла, попарно равновеликих и симметрично расположенных относительно продольной оси крыла, соединенных между собой с возможностью отделения их от крыла планера. Данное техническое решение авиационного ракетного комплекса позволяет достичь увеличения габаритов и стартового веса ракеты-носителя и, как следствие этого, увеличить выводимые на орбиты массы космических аппаратов. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Авиационный ракетный комплекс, включающий самолет, ракету-носитель воздушного запуска, устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетом, выполняющим функцию буксировщика системы, обеспечивающие их функционирование, отличающийся тем, что содержит планер, внутри фюзеляжа которого размещена ракета-носитель, трос-фал, наземную транспортно-разгонную платформу, оснащенную двигателями, на которой смонтирован планер, у которого нижняя часть фюзеляжа выполнена с возможностью отделения ее от верхней части фюзеляжа вниз, при этом сопряженные между собой трос-фал и верхняя часть фюзеляжа планера образуют устройство сопряжения ракеты-носителя с самолетом, а крыло планера выполнено с возможностью изменения его площади, к центральной части которого прикреплены отдельные несущие части крыла, попарно равновеликие и симметрично расположенные относительно продольной оси крыла, соединенные между собой с возможностью отделения их от крыла планера.
2. Авиационный ракетный комплекс по п.1, отличающийся тем, что наземная транспортно-разгонная платформа снабжена системой управления.
3. Авиационный ракетный комплекс по п.1, отличающийся тем, что планер снабжен элементами систем управления планера, ракеты-носителя и их электроснабжения, например аккумуляторами.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области авиационной ракетно-космической техники. Оно может быть использовано в авиационных ракетных комплексах (АРК) космического назначения, например, с тяжелыми баллистическими ракетами (массой 100 т и более), оснащенными, например, жидкостными ракетными двигателями (ЖРД) и запускаемыми в воздухе вне самолета с целью выведения космических аппаратов (КА), например, ИСЗ на орбиты.
Известен аналог АРК с ракетой-носителем, размещаемой вне фюзеляжа самолета, представленный в информационных выпусках №№20, 21, 31, 32, 38-41, 45, 46 1988 года "Ракетно-космическая техника" по материалам иностранной печати, экспресс-информация, серия 1, издание "Центрального научно-исследовательского института машиностроения", г.Москва по АРК с ракетой-носителем (РН) "Пегас" (США). Указанный аналог, как наиболее близкий по технической сути, принят за прототип.
Недостатками прототипа, в том числе, являются:
- ограничения по массе РН и выводимых ею на орбиты масс КА (ИСЗ);
- малая эффективность использования технических возможностей самолета, например, по дальности доставки РН к точке ее пуска;
- малая безопасность экипажа и самолета при полете самолета в район пуска РН и при ее пуске.
Задачами, на решение которых направлено изобретение, являются, в том числе:
- повышение эффективности использования технических возможностей самолета и АРК в целом;
- повышение безопасности самолета и надежности пуска ракеты.
Это достигается, в том числе, за счет:
- применения на планере крыла с изменяемой площадью в полете после взлета самолета;
- использования самолета, как буксировщика планера, внутри фюзеляжа которого размещается ракета-носитель;
- использования наземной транспортно-разгонной платформы (ТРП), на которой размещается планер, снаряженный РН.
Сущность изобретения поясняется чертежом, на котором показан общий вид размещения планера с ракетой-носителем на наземной ТРП, сопряжения планера с ТРП и с самолетом, выполняющим функции буксировщика планера.
Планер 1 с РН 2 размещен на наземной ТРП 3. Планер 1 соединен с помощью троса-фала 4 с самолетом 5. Верхняя часть 6 фюзеляжа планера 2 выполнена с возможностью отделения ее от нижней части 7 фюзеляжа планера 1. При этом сопряженные между собой верхняя часть 6 фюзеляжа планера 1 и трос-фал 5 образуют устройство сопряжения РН 2 с самолетом 5, выполняющим функции самолета-буксировщика.
Для обеспечения функционирования ТРП 3, планера 1 и их систем ТРП 3 и планер 1 снабжены системами управления (на чертеже не показаны).
К центральной части крыла 8 планера 1, к зоне А, в которой установлены элероны 9, смонтированы несущие части крыла 8, например, шесть штук. Это равновеликие по площадям и симметрично расположенные относительной продольной оси крыла 8 планера 1 две части 10 являются консолями крыла 8, две части 11 являются центральными для правого и левого крыльев, две части 12 примыкают к зоне А крыла 8.
Эта система: планер 1, оснащенный РН 2, самолет 5 ТРП 3 и трос-фал 4, функционирует следующим образом.
Перед запуском космического аппарата ТРП 3 подается на техническую позицию авиационного ракетного комплекса, где на нее производится погрузка планера 1, снаряженного РН 2, например, незаправленной компонентами топлива. Погрузка РН 2 обеспечивается возможностью разъема фюзеляжа планера 1 по горизонтальной плоскости В на две части: нижняя часть 7, верхняя часть 6.
После погрузки планера 2 на ТРП 3 производятся заправка РН 2 топливом и проверки систем РН 2, а также систем ТРП 3.
После завершения всех работ по подготовке авиационного ракетного комплекса к запуску космического аппарата (в том числе планера 1, самолета 5, РН 2, ТРП 3) снаряженная ТРП 3 буксируется на взлетно-посадочную полосу (ВПП) 13, с которой осуществляются разбег, взлет самолета 5 и движение ТРП 3.
На ВПП 13 производится сцепление самолета 5 с планером 1 с помощью буксировочного троса-фала 4. В результате чего самолет 5 и ТРП 3 приводятся в стартовое положение на ВПП 13.
Функционирование комплекса производится в следующей последовательности.
По команде от системы управления АРК на вылет в район пуска РН одновременно на самолете 5 и ТРП 3 запускаются двигатели (для разгона ТРП на ней установлены двигатели 14). Тяги двигателей самолета 5 и ТРП 3 обеспечивают равные ускорения при движении их по ВПП 13.
По достижении заданных уровней тяг двигателей самолета-буксировщика 5 и ТРП 3 подается от системы управления АРК команда на взлет (начало движения их по ВПП 13).
При этом обеспечиваются уровни тяг двигателей самолета 5 и ТРП 3, исключающие провисание троса-фала 4 до недопустимого уровня.
При движении самолета 5 и ТРП 3 по ВПП 13 на самолет 5 и планер 1 действуют подъемные силы, которые обеспечивают отрыв самолета 5 от ВПП 13 и планера 1 от ТРП 3 при достижении заданной скорости движения (280-300 км/ч).
После отрыва самолета 5 от ВПП 13 одновременно от ТРП 3 производится по команде от системы управления АРК отделение снаряженного РН 2 планера 1 и начало полета самолета 5 в район пуска РН 2, с целью выведения КА. При этом в процессе полета самолета 5 с буксируемым планером 1 до района пуска РН 2 производится регулирование величин подъемной силы и лобового сопротивления крыла 8 путем отделения от него частей 10, 11, 12 по команде от системы управления РН 2 или планера 1 (т.е. путем изменения площади крыла 8) с помощью использования, например, удлиненных детонизирующих зарядов, размещенных по периметрам профилей крыла 8 частей 10, 11, 12 (на чертеже не показано).
По прибытии самолета 5 в район пуска РН 2 самолет 5 и планер 1 занимают заданные расчетные положения в пространстве по высоте, направлению и скорости полета, угловым параметрам (крен, тангаж, курс), обеспечивающие запуск РН 2.
По команде от системы управления АРК на пуск РН 2 производится отделение нижней части 7 фюзеляжа планера 1, например, по горизонтальной плоскости В (например, с помощью задействования пирозамков и детонирующих шнуров, смонтированных на фюзеляже планера 1, на чертеже не показаны) и после ее отделения, подается команда от системы управления АРК на отделение РН 2 от верхней части 6 фюзеляжа планера 1 и запуск ее двигателей I ступени. РН 2 отделяется от верхней части 6 фюзеляжа планера 1 под действием силы тяжести (т.е. падает), а планер 1 (верхняя часть 6) вследствие наличия у него подъемной силы, создаваемой крылом 8, поднимается вверх. После отделения РН 2 от верхней части 6 планера 1 и запуска ее двигателя I ступени производится полет РН 2 по заданной программе и выведение космического аппарата на заданную орбиту.
Таким образом, представленный выше технический облик АРК с новыми отличительными признаками, в сравнении с прототипом, позволяет, в том числе:
- увеличить эффективность АРК;
- повысить безопасность и надежность АРК;
- уменьшить технические и другие риски при создании АРК и его эксплуатации.
Предложенное в изобретении техническое решение открывает перспективное направление разработки АРК.
Класс B64D5/00 Летательные аппараты, транспортируемые другими летательными аппаратами, например отцепляемые в полете
Класс B64D3/00 Модификации самолетов для использования их в качестве буксирующих или буксируемых
Класс F42B15/10 с траекторией полета только в воздухе
узел разделения отсеков летательного аппарата - патент 2528473 (20.09.2014) | |
двухступенчатая противотанковая управляемая ракета - патент 2527610 (10.09.2014) | |
зенитная ракета и жидкостный ракетный двигатель - патент 2496090 (20.10.2013) | |
жидкостная ракета вытеснения (варианты) - патент 2468333 (27.11.2012) | |
атмосферная жидкостная ракета (варианты) - патент 2462687 (27.09.2012) | |
противовертолетная и противостелсовая ракета - патент 2443968 (27.02.2012) | |
имитатор воздушных целей - патент 2442947 (20.02.2012) | |
двухступенчатая бикалиберная управляемая ракета - патент 2393423 (27.06.2010) | |
многоступенчатая зенитная ракета - патент 2380651 (27.01.2010) | |
зенитная ракета - патент 2380650 (27.01.2010) |
Класс B64G1/00 Космические летательные аппараты