способ управления газотурбинным двигателем
Классы МПК: | F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках |
Автор(ы): | Черноморский Вадим Семенович (RU), Белкин Юрий Самуилович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Центральный институт авиационного моторостроения имени П.И. Баранова" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-27 публикация патента:
10.03.2008 |
Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинным двигателем. При отказе какого-либо одного из датчиков параметров воздуха на входе в двигатель проводят "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика. Для этого предварительно формируют функциональную зависимость между давлением в двигателе и частотой вращения в приведенных координатах. Для приведения используют соотношения: для приведения давления - соотношение Рпр=1,033 Р/Р1, где Рпр - приведенное значение давление двигателя, Р - давление в двигателе на входе в двигатель, P 1 - давление воздуха, и для приведения частоты вращения - соотношение где nпр - приведенное значение частоты вращения, n - частота вращения, T1 - температура воздуха на входе. При "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика сначала определяют приведенное значение одного из этих параметров по сигналу работающего датчика параметра воздуха на входе в двигатель, определяют соответствующее ему значение другого приведенного параметра по функциональной зависимости и вводят его значение в другое соотношение для приведения, а затем вычисляют по нему значение сигнала отказавшего датчика и вычисленное значение вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров. Технический результат - восстановление информации отказавших датчиков температуры или давления на входе в двигатель для повышения надежности работы ГТД. 3 з.п. ф-лы, 1 ил.

Формула изобретения
1. Способ управления газотурбинным двигателем, при котором измеряют параметры воздуха, температуру и давление на входе в двигатель, давление в двигателе и частоту вращения ротора двигателя соответствующими датчиками температуры, давления и частоты вращения и осуществляют управление двигателем в соответствии с алгоритмом, использующим сигналы датчиков параметров воздуха на входе для формирования заданных значений регулируемых параметров системы автоматического управления, отличающийся тем, что при отказе какого-либо одного из датчиков параметров воздуха на входе в двигатель проводят "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика, для чего предварительно формируют функциональную зависимость между давлением в двигателе и частотой вращения в приведенных координатах, при этом для приведения используют соотношения: для приведения давления соотношение Pпр =1,033 Р/Р1, где Рпр - приведенное значение давление двигателя, Р - давление в двигателе, P1 - давление воздуха, и для приведения частоты вращения соотношение где nпр - приведенное значение частоты вращения, n - частота вращения, T1 - температура воздуха на входе, и при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика сначала определяют приведенное значение одного из этих параметров по сигналу работающего датчика параметра воздуха на входе в двигатель, определяют соответствующее ему значение другого приведенного параметра по функциональной зависимости и вводят его значение в другое соотношение для приведения, а затем вычисляют по нему значение сигнала отказавшего датчика и вычисленное значение вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что для газотурбинных двигателей с переменной геометрией проточной части за счет изменения положения регулирующего органа, например направляющих аппаратов компрессора, функциональную зависимость в приведенных координатах формируют при различных положениях регулирующих органов в виде семейства кривых или аналитической зависимости, а при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика дополнительно замеряют текущее положение регулирующего органа и определяют "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика при замеренном положении регулирующего органа.
3. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отказе датчика температуры воздуха на входе в двигатель сначала по соотношению для приведения Рпр =1,033 Р/Р1, которое содержит измеряемый параметр давления воздуха на входе в двигатель, вычисляют приведенное значение давления, определяют соответствующее приведенному значению Рпр приведенное значение частоты вращения nпр по функциональной зависимости и вводят его в соотношение для приведения а затем из того же соотношения вычисляют значение сигнала отказавшего датчика температуры на входе в двигатель по формуле T1=288(n/nпр) 2 и вычисленное значение T1 вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров.
4. Способ по п.1, отличающийся тем, что при отказе датчика давления воздуха на входе в двигатель сначала по соотношению для приведения которое содержит измеряемый параметр температуры воздуха на входе в двигатель, вычисляют значение приведенной частоты вращения, определяют соответствующее приведенному значению n пр приведенное значение давления Рпр по функциональной зависимости и вводят его в соотношение для приведения Pпр=1,033 Р/Р 1, а затем из него вычисляют значение сигнала отказавшего датчика давления на входе в двигатель по формуле P 1=1,033 Р/Рпр и вычисленное значение Р1 вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автоматического управления газотурбинным двигателем.
Изобретение преимущественно может быть использовано в системах автоматического управления газотурбинными двигателями летательных аппаратов, например самолетов.
Изобретение может быть использовано также в системах автоматического управления газотурбинными двигателями любого иного назначения.
Общеизвестно, что для управления газотурбинным двигателем (ГТД) используют информацию, полученную с датчиков термогазодинамических параметров и частоты вращения ротора.
Известны системы управления, в которых заданные значения регулируемых параметров корректируются по сигналам температуры (T1 ) и давления (P1) воздуха на входе в ГТД (Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов, под ред. А.А.Шевякова. М.: Машиностроение, 1976, стр.30-37).
Так на двигателях 4-ого поколения РД-33, АЛ-31 для самолетов МИГ-29 и СУ-27 осуществлена программа управления по законам n к=f(T1), TT =f(T1), nв=f(T 1), где nк - частота вращения компрессора, nB - частота вращения вентилятора, Т T - температура газа за турбиной. Коррекция частоты вращения ротора ГТД (n) по Т1 рассмотрена в книге "Теория автоматического управления силовыми установками летательных аппаратов" под редакцией Шевякова А.А. М.: Машиностроение. 1976, стр.30-37.
В этих случаях отказы датчиков T 1 и P1 могут привести к аварийным ситуациям: либо недопустимо повысятся частота вращения и температура газа ТT, либо произойдет их провал и падение тяги двигателя. Для парирования этих отказов предлагается "виртуальное" измерение сигналов T1 и P 1 для использования этих измерений в САУ ГТД.
Известны методы "виртуального" измерения параметров ГТД при отказах датчиков термогазодинамических параметров ГТД с заменой их датчиками других параметров, косвенно связанных с отказавшими (см., например, "Идентификация систем управления авиационных ГТД" под редакцией В.Т.Дедеша. М.: Машиностроение, 1984, стр.127).
Известны системы управления с бортовой имитационной моделью ГТД, которая позволяет формировать сигналы параметров ГТД, замер которых затруднен или невозможен, например тяга двигателя, запасы газодинамической устойчивости.
Однако эти подходы не позволяют идентифицировать отказы датчиков T 1 и P1 т.к. эти параметры не зависят от термогазодинамических параметров ГТД, по которым можно восстановить информацию об отказавших датчиках, как в известных системах управления.
Известны способы управления полетом летательного аппарата (самолета) с газотурбинным двигателем, при котором управление осуществляют в соответствии с встроенным в систему управления алгоритмом управления, включающим значения основных регулируемых параметров, содержащих частоту вращения турбины компрессора (патент РФ №2249540, МКИ В64С 13/08, опуб. 2005.06.27). 3аданные значения основных регулируемых параметров формируются по сигналам датчиков температуры или давления воздуха на входе в ГТД перед турбиной.
В известных технических решениях отсутствует восстановление информации отказавших датчиков температуры или давления воздуха на входе в двигатель, что снижает надежность работы ГТД.
Задачей предлагаемого изобретения является повышение надежности работы ГТД при отказах датчиков температуры или давления воздуха на входе в двигатель.
Технический результат - восстановление информации отказавших датчиков температуры или давления на входе в двигатель.
Поставленная задача решается тем, что в способе управления газотурбинным двигателем, при котором измеряют параметры воздуха: температуру и давление, на входе в двигатель, давление в двигателе и частоту вращения ротора двигателя соответствующими датчиками температуры, давления и частоты вращения, и осуществляют управление двигателем в соответствии с алгоритмом, использующим сигналы датчиков параметров воздуха на входе для формирования заданных значений регулируемых параметров системы автоматического управления, при отказе какого-либо одного из датчиков параметров воздуха на входе в двигатель, проводят "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика, для чего предварительно формируют, функциональную зависимость между давлением в двигателе и частотой вращения в приведенных координатах, при этом для приведения используют соотношения: для приведения давления - соотношение Рпр=1,033 Р/P1, где Рпр - приведенное значение давление двигателя, Р - давление в двигателе, P1 - давление воздуха, и для приведения частоты вращения - соотношение , где nпр - приведенное значение частоты вращения, n - частота вращения, T1 - температура воздуха на входе, и, при "виртуальном" измерении сигнала отказавшего датчика, сначала определяют приведенное значение одного из этих параметров по сигналу работающего датчика параметра воздуха на входе в двигатель, определяют соответствующее ему значение другого приведенного параметра по функциональной зависимости и вводят его значение в другое соотношение для приведения, а затем вычисляют по нему значение сигнала отказавшего датчика и вычисленное значение вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров.
Целесообразно, чтобы для газотурбинных двигателей с переменной геометрией проточной части за счет изменения положения регулирующего органа, например направляющих аппаратов компрессора, функциональную зависимость в приведенных координатах формировали бы при различных положениях регулирующего органа, в виде семейства кривых или аналитической зависимости, а при "виртуальном" измерения сигнала отказавшего датчика дополнительно замеряли текущее положение регулирующего органа и определяли "виртуальное" измерение сигнала отказавшего датчика при замеренном положении регулирующего органа.
При отказе датчика температуры воздуха на входе в двигатель сначала по соотношению для приведения Р пр=1,033 Р/P1, которое содержит измеряемый параметр давления воздуха на входе в двигатель, вычисляют приведенное значение давления, определяют соответствующее приведенному значению Рпр приведенное значение частоты вращения nпр по функциональной зависимости и вводят его в соотношение для приведения , а затем из того же соотношения вычисляют значение сигнала отказавшего датчика температуры на входе в двигатель по формуле T1=288(n/nпр) 2, и вычисленное значение T1 вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров
При отказе датчик давления воздуха на входе в двигатель сначала по соотношению для приведения , которое содержит измеряемый параметр температуры воздуха на входе в двигатель, вычисляют значение приведенной частоты вращения, определяют соответствующее приведенному значению n пр приведенное значение давления Рпр по функциональной зависимости и вводят его в соотношение для приведения Рпр=1,033 Р/P 1, а затем из него вычисляют значение сигнала отказавшего датчика давления на входе в двигатель по формуле P 1=1,033 Р/Рпр, и вычисленное значение P1 вводят в систему автоматического управления для формирования заданных значений регулируемых параметров.
В дальнейшем предлагаемое изобретение поясняется чертежом, на котором приведена принципиальная схема устройства для иллюстрации осуществления способа согласно изобретению.
Общеизвестно, что параметры воздуха: температура и давление на входе в ГТД меняются в широких пределах и зависят только от условий полета - Н (высоты) и М - (число Маха).
Восстановление информации отказавших датчиков параметров воздуха на входе в двигатель - температуры T1 или давления P 1, предлагается осуществлять, используя законы газодинамического подобия термогазодинамических параметров ГТД.
Приведение выполняется по температуре и давлению воздуха на входе в двигатель. При этом ряд параметров приводятся только по P 1 например Рв, Pк , Pт и др., а некоторые только по T 1, например n, Тт, Т г,
где n - частота вращения ротора ГТД,
Т г и Тт - температура газа соответственно перед и за турбиной,
Рв - давление воздуха за вентилятором,
Pк - давление воздуха за компрессором,
Pт - давление газа за турбиной.
Так
и т.п., где "пр" - индекс приведения.
Известно, что при постоянной геометрии проточной части из условия газодинамического подобия между термогазодинамическими параметрами ГТД существует однозначная зависимость (см., например, Нечаев, Федоров. Теория авиационных ГТД. Том II, М.: Машиностроение, 1978, стр.191 и др).
Например, Ркпр =f1(nпр), Т тпр=f2(nпр) и т.п.
При измерении геометрии проточной части ГТД эти функциональные зависимости изменяются в зависимости от положения органа, меняющего геометрию, например, от положения ( нак) направляющего аппарата компрессора.
Тогда Ркпр=f3(n пр, нак), Ттпр=f 4(nпр,
нак) и т.п.
Эти функциональные зависимости можно построить графически в виде сеток характеристик Ркпр=f(nпр) при различных нак.
В предлагаемом изобретении используются зависимости Ркпр=f 3(nпр, нак).
Такой подход представляется продуктивным, т.к. в приведенных термодинамических параметрах присутствуют данные о T1 и P 1.
Поэтому располагая зависимостью между двумя приведенными значениями термогазодинамических параметров, например Р кпр и nпр, а также информацией о замеренных значениях этих параметров и значением одного из параметров воздуха на входе в ГТД (T1 или P 1), можно определить другой параметр (T 1 или P1).
Для этого определяют приведенное значение термогазодинамического параметра, приведение которого осуществляется по сигналу работоспособного датчика, например P1, (отказ датчика Т 1), для чего используется замеренное значение Р к и получают
Используя зависимость nкпр =f(Ркпр) определяется n пр, а из условия приведения и располагая замеренным значением n, определяются
Полученную информацию о T1 (при отказе датчика T1) передают в САУ ГТД.
Одна из возможных реализаций предложенного способа управления ГТД по программе n=f(T1) путем изменения подачи топлива в основные камеры сгорания, приведена на чертеже.
Газотурбинный двигатель 3 имеет систему 1 автоматического управления (САУ) и исполнительные органы 2.
На входе в газотурбинный двигатель 3 установлены датчики параметров воздуха - датчик 4 температуры, датчик 5 давления.
Кроме того, установлены датчик 6 давления в компрессоре двигателя, датчик 8 частоты вращения ротора двигателя, датчик 7 положения направляющих аппаратов компрессора нак, блок 9 приведения давления в компрессоре Рк, блок 10 формирования приведенной частоты вращения nпр, блок 11 для вычисления значения сигнала отказавшего датчика, сигнализатор (12), селектор 13, канал 14, блок 15 формирования заданного значения n зад, элемент сравнения (16).
Реализация способа согласно изобретению осуществляется следующим образом.
При штатной работе САУ ГТД на элемент сравнения (16) поступают сигналы с датчика частоты вращения ГТД (8) и с блока формирования заданного значения nзад (15). Разность сигналов (n зад-n) поступает на вход в САУ ГТД (1), где формируется сигнал управления исполнительным органом (2) (расходом топлива).
Заданное значение nзад формируется в блоке (15), на вход которого через селектор (13) подается сигнал с датчика Т1(4) для формирования n зад=f(Т1).
При отказе датчика T1 по сигналу сигнализатора (12) селектор (13) соединяет канал (14) с выходом блока (11) и прерывает связь канала (14) с датчиком T1 (4).
В этом случае заданное значение nзад формируется по "виртуальному" измерению T1 , осуществляемому в блоке (11).
Для реализации "виртуального" измерения с ГТД (3) сигналы с датчиков P1 (5) и Pк (6) поступают на вход блока приведения Рк (9), где Р формируется сигнал
Сигналы с блока (9) и с датчика положения направляющих аппаратов компрессора нак (7) поступают в блок формирования nпр (10), где по ранее полученной зависимости Ркпр=f3(n пр,
нак) определяют n пр и в виде сигнала подают на вход блока (11), также на вход блока (11) поступает сигнал с датчика n (8).
В блоке (11) из формулы приведения определяется расчетное значение T1 , которое через селектор (13) и канал (14) поступает на вход блока (15) для формирования заданного значения частоты вращения.
Таким образом в случае отказа датчика T1 система управления остается работоспособной.
Все вышеизложенное справедливо и для "виртуального" измерения P 1 в случае отказа датчика P1. Отличия заключаются в следующем:
- на вход блока (9) для формирования сигнала поступают сигналы датчиков n и T1 ;
- на вход блока (10) поступает сигнал n пр для определения Ркпр;
- на вход блока (11) поступают сигналы Ркпр и с датчика Рк, и рассчитывается значение P1 из формулы приведения Р кпр.
Известно, что условие газодинамического подобия режимов незначительно нарушается из-за влияния так называемых "вторичных факторов" (неавтомодельность течения воздуха по тракту ГТД, тепловая нестандартность и т.п.) (Нечаев, Федоров. Теория авиационных ГТД. Том II. М.: Машиностроение, 1978 стр.191).
Это приводит к необходимости несколько корректировать функциональную зависимость Ркпр=f(nпр , нак). Предлагаемая схема позволяет ввести соответствующую коррекцию в блоке (11), используя на штатном режиме сравнение фактического значения T1 замеренного датчиком (4) с расчетным (самообучающаяся система), что повышает точность "виртуального" измерения Т 1
на 8%.
Для ГТД гражданской авиации с большой степенью двухконтурности (более 4) представляется целесообразным использовать сигналы давления воздуха за вентилятором (Рв ), т.к. геометрия проточной части вентилятора неизменна (например, двигатель ПС-90А для самолета ИЛ-96), а изменение проточной части компрессора слабо скажется на характеристиках вентилятора, например, Рвпр=f(nвпр). В этом случае не потребуется замерять положение нак, что повысит точность "виртуального" измерения T1.
Класс F02C9/00 Управление газотурбинными установками; управление топливоподачей в воздушно-реактивных двигательных установках