устройство для обучения водителей гусеничных машин
Классы МПК: | G09B9/04 наземными |
Автор(ы): | Москалев Владимир Семенович (RU), Алешечкин Николай Дмитриевич (RU) |
Патентообладатель(и): | ОБЩЕВОЙСКОВАЯ АКАДЕМИЯ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ОА ВС РФ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-25 публикация патента:
10.03.2008 |
Изобретение относится к тренажеростроению и может быть использовано для обучения водителей гусеничных машин. Устройство содержит датчик и блок регистрации местоположения машины, генератор низкой частоты, магнитночувствительные элементы датчиков, схемы усилителя сигналов, фазовый детектор, блок компараторов, схему установки уровней отклонений, блок управления, переключатель режимов работы, светодиодные индикаторы, генераторы мигания, усилители, светодиодные индикаторы, схему ИЛИ, одновибратор, счетчик импульсов и блок формирования оценок, цифровой индикатор, задатчик оценочных показателей и смотровой прибор водителя. Дополнительно в устройство введены таймер, схема управления таймером, блок кодовых переключателей, пересчетная схема, блок сигнализации времени, светодиодные индикаторы отсчета нормативного времени движения, расположенные в поле зрения смотрового прибора водителя. При этом вход таймера соединен со вторым выходом усилителя, а выход таймера через блок управления соединен с управляющим входом блока сигнализации времени. Другой вход блока сигнализации времени через пересчетную схему соединен с выходом блока кодовых переключателей. Другой выход блока кодовых переключателей имеет обратную связь через схему управления с пересчетной схемой, выход которой соединен с другим входом блока управления. Третий вход блока управления через схему управления имеет связь с таймером и блоком сигнализации времени, выход которого подключен к входам светодиодных индикаторов отсчета нормативного времени движения, расположенных в поле зрения смотрового прибора водителя. Технический результат заключается в повышении эффективности обучения вождению гусеничной машины. 1 ил.
Формула изобретения
Устройство для обучения водителей гусеничных машин, содержащее датчик и блок регистрации местоположения машины, генератор низкой частоты, магнитно-чувствительные элементы датчиков, схемы усилителя сигналов, фазовый детектор, блок компараторов, схему установки уровней отклонений, блок управления, переключатель режимов работы, светодиодные индикаторы, генераторы мигания, усилители, светодиодные индикаторы, схему ИЛИ, одновибратор, счетчик импульсов, блок формирования оценок, цифровой индикатор, задатчик оценочных показателей, смотровой прибор водителя, отличающееся тем, что в него дополнительно введены таймер, схема управления таймером, блок кодовых переключателей, пересчетная схема, блок сигнализации времени, светодиодные индикаторы отсчета нормативного времени движения, расположенные в поле зрения смотрового прибора водителя, при этом вход таймера соединен со вторым выходом усилителя, а выход таймера через блок управления соединен с управляющим входом блока сигнализации времени, другой вход которого через пересчетную схему соединен с выходом блока кодовых переключателей, другой выход которого имеет обратную связь через схему управления с пересчетной схемой, выход которой соединен с другим входом блока управления, третий вход которого через схему управления имеет связь с таймером и блоком сигнализации времени, выход которого подключен к входам светодиодных индикаторов отсчета нормативного времени движения, расположенных в поле зрения смотрового прибора водителя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к устройствам для обучения водителей гусеничных машин.
Основным показателем индивидуальной оценки обучаемого по вождению гусеничной машины является скорость движения. Именно поэтому при невыполнении норматива по скорости движения, независимо от выполнения других показателей оценки индивидуальной подготовки обучаемого, вождение оценивается неудовлетворительно. Производной скорости движения машины является время выполнения упражнения (норматива) водителем. Научить за непродолжительный срок правильно преодолевать препятствия, предусмотренные условиями выполнения упражнения на максимально возможной скорости, нелегко. Поэтому методика обучения устанавливает на каждое упражнение, с учетом конкретных дорожных условий, определенной протяженности маршрут и норматив по средней скорости движения для каждой классной квалификации. Для того чтобы выполнить установленные в "Курсе вождения боевых машин" (КВБМ СВ-86) нормативы, водитель должен в совершенстве владеть органами управления движением машины и максимально использовать ее скоростные возможности в различных условиях климата и местности.
В обычных условиях обучение максимальному использованию скоростных возможностей осуществляется водителем по спидометру и тахометру машины, а о выполнении норматива водитель узнает только после прибытия на исходную последней машины подразделения от руководителя занятия (инструктора). То есть процесс формирования навыка вождения гусеничной машины разорван по времени и, как показывает практика, многие водители, прошедшие индивидуальную подготовку по такой методике, слабо представляют участки маршрута, где была "потеряна скорость" (снижена), в результате чего даже после полугодового обучения водителей гусеничных машин они совсем не владеют навыками вождения гусеничных машины на максимально возможной скорости.
Из дидактики обучения известно, что навык вождения гусеничной машины формируется наиболее эффективно тогда, когда обучение ведется под контролем и обучаемый получает объективную информацию о результатах своих действий непосредственно в ходе тренировки.
Поэтому при обучении водителей вождению гусеничных машин с целью привития им необходимых навыков вождения на максимально возможных скоростях необходимо систематически тренировать их на специальных тренажерах по определенной программе обучения, что в настоящее время практически невозможно осуществить в повседневной деятельности войск в силу ряда объективных причин.
Поэтому предлагается новое техническое решение, которое позволяет в минимальные сроки водителям гусеничных машин овладевать высокими навыками вождения боевых машин на максимально возможной скорости движения, в совершенстве владеть органами управления движением машины и максимально использовать ее скоростные возможности в различных условиях климата и местности.
Наиболее близким техническим решением (прототипом) к предлагаемому является известное устройство для обучения вождению гусеничных машин (см. патент на изобретение №2113016 от 10 июня 1998 г.), содержащее датчик и блок регистрации местоположения машины, генератор низкой частоты, магнитночувствительные элементы датчиков, схемы усилителя сигналов, фазовый детектор, блок компораторов, схему установки уровней отклонений, блок управления, переключатель режимов работы, светодиодные индикаторы, генераторы мигания, усилители, светодиодные индикаторы, схема ИЛИ, одновибратор, счетчик импульсов, блок формирования оценок, цифровой индикатор, задатчик оценочных показателей, смотровой прибор водителя.
Недостатком данного устройства является то, что при выполнении упражнения по вождению обучаемый не видит отсчета нормативного времени, отведенного (установленного) на преодоление контролируемого участка пути (препятствия), что снижает эффективность обучения и не позволяет обучаемому самостоятельно контролировать правильность своих действий.
Задачей предлагаемого технического решения является повышение качества обучения вождению путем расширения функциональных возможностей устройства, т.е. овладение водителями гусеничных машин, в минимальные сроки, высокими навыками вождения боевых машин на максимально возможных скоростях движения, в совершенстве владеть органами управления движением машины и максимально использовать ее скоростные возможности в различных условиях климата и местности.
Для достижения решения данной технической задачи в известное устройство дополнительно введены таймер, схема управления таймером, блок кодовых переключателей, пересчетная схема, блок сигнализации времени, светодиодные индикаторы отсчета нормативного времени движения, расположенные в поле зрения смотрового прибора водителя, при этом вход таймера соединен со вторым выходом усилителя, а выход таймера через блок управления соединен с управляющим входом блока сигнализации времени, другой вход которого через пересчетную схему соединен с выходом блока кодовых переключателей, другой выход которого имеет обратную связь через схему управления с пересчетной схемой, выход которой соединен с другим входом блока управления, третий вход которого через схему управления имеет связь с таймером и блоком сигнализации времени, выход которого подключен к входам светодиодных индикаторов отсчета нормативного времени движения, расположенных в поле зрения смотрового прибора водителя.
Предложенное техническое решение обеспечивает автоматическое измерение времени движения в пути, а также установку и контроль заданного времени прохождения контролируемого участка (препятствия).
Измерение времени производится в следующих режимах:
автоматическое включение секундомера и световой индикации при въезде на контролируемый участок пути и пересечении токонесущего провода;
остановка секундомера и световой индикации при выходе с контролируемого участка пути;
автоматический сброс и повторное включение при подходе к следующему контролируемому участку;
ручной сброс и сброс показаний секундомера.
На чертеже приведена структурная схема предлагаемого устройства, которая содержит: датчик 1 положения, генератор 2 низкой частоты, магниточувствительные элементы датчиков 3 и 4, схемы усилителя сигналов 5 и 6, фазовый детектор 7, блок компараторов 8, схему 9 установки уровней отклонений, блок 10 управления, переключатель 11 режимов работы, светодиодные индикаторы 12 и 13, генераторы мигания 14 и 15, усилители 16 и 17, светодиодные индикаторы 18 и 19, усилители 20 и 21, схема ИЛИ 22, одновибратор 23, счетчик 24 импульсов, блок 25 формирования оценок, цифровой индикатор 26, задатчик 27 оценочных показателей, таймер 28, схему 29 управления таймером, блок 30 кодовых переключателей, пересчетную схему 31, блок 32 сигнализации времени, светодиодные индикаторы 33-39 отсчета нормативного времени движения, расположенные в поле зрения смотрового прибора 40 водителя.
Таймер 28 предназначен для установки и отсчета времени движения на контролируемом участке пути (препятствии). Схема таймера состоит из кварцевого генератора времени, вырабатывающего импульсы 64 Гц, 1 Гц и делителя частоты на 2 на микросхеме триггера.
Схема 29 управления таймером содержит логические элементы 4 ИЛИ-НЕ и генератор сброса на микросхеме типа D-триггера.
Пересчетная схема 31 делителя частоты с предустановкой коэффициента деления блока 30 кодовых переключателей может быть собрана на микросхемах серии К561ИЕ11.
Блок 32 сигнализации времени содержит десятичный счетчик на микросхеме серии К564ИЕ9, RS-триггер (защелку) и усилитель.
Устройство работает следующим образом.
Перед началом вождения оператор включает генератор 2 низкой частоты, слабый переменный ток которого, проходя по проводнику датчика 1, образует вокруг него переменное магнитное поле. При этом инструктор переключателем блока 29 устанавливает норматив времени прохождения контролируемого участка пути (участка с препятствием). Норматив времени выражается трехзначным числом кодового переключателя и устанавливается по таблице. С началом движения, в момент въезда на контролируемый участок пути, элемент датчика 3, пересекая магнитное поле, вырабатывает электрический сигнал. Этот сигнал, усиленный электронной микросхемой 5, поступает на схему 29 управления таймером и сбрасывает в исходное состояние все элементы таймера. Сигнал с выхода схемы 29 управления таймером подается на вход блока 10 управления, который разрешает прохождение импульсов кварцевого генератора времени таймера 28 на вход блока 32 сигнализации времени. При появлении первого импульса сброса (примерно через 0,5 с) производится запись установленного переключателем числа в двоичном коде, т.е. установленное число преобразуется в инверсный двоичный код.
С этого момента импульсы с выхода пересчетной схемы 29 с периодом, пропорциональным установленному числу норматива времени, отсчитываются десятичным счетчиком блока 32 сигнализации времени. Импульсы с выходов десятичного счетчика запоминаются триггером блока 32 сигнализации времени и через усилитель, того же блока, последовательно включают светодиодные индикаторы 33-38 зеленого цвета, расположенные в поле зрения смотрового прибора 40 водителя.
При выезде с контролируемого участка пути электрический сигнал с элемента датчика 3 переходит в нулевое состояние, счет прекращается, свечение светодиодных индикаторов сохраняется до ручного нажатия кнопки «сброс» на блоке 30 кодовых переключателей или до автоматического сброса при следующем въезде на контролируемый участок пути.
При движении по контролируемому участку пути за время, большее установленного норматива, загорается светодиодный индикатор 39 красного цвета.
При этом водитель, не переключая внимание от наблюдения за направлением движения, видит в поле зрения смотрового прибора показания светодиодных индикаторов и может самостоятельно контролировать правильность своих действий, а также отрабатывать приемы вождения машины на максимально возможной скорости.
Таким образом, при въезде на контролируемый участок пути (участок препятствия) автоматически включаются световые индикаторы, расположенные в поле зрения смотрового прибора водителя, фиксирующие отсчет установленного нормативного времени на его преодоление. Их последовательное включение обязывает водителя регулировать скорость движения машины таким образом, чтобы преодолеть контролируемый участок пути (участок препятствия) раньше, чем включится последний справа индикатор красного цвета. Включение индикатора красного цвета указывает на невыполнение норматива, которое фиксируется счетчиком ошибок. Аналогичная информация подается на прибор инструктора, призывая его своевременно и объективно влиять на действия обучаемого.