рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем
Классы МПК: | B62D3/02 механические |
Автор(ы): | Корсаков Владимир Владимирович (BY), Добринец Владимир Константинович (BY), Муравейников Михаил Григорьевич (BY), Лавник Василий Игнатьевич (BY), Фенько Анатолий Иванович (BY), Захарик Андрей Михайлович (BY), Минюкович Сергей Михайлович (BY), Савицкий Александр Дмитриевич (BY), Гращенко Владимир Николаевич (BY) |
Патентообладатель(и): | Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (РУП "МАЗ") (BY), Республиканское унитарное промышленное предприятие "Борисовский завод "Автогидроусилитель" (РУПП "Борисовский завод "Автогидроусилитель") (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-26 публикация патента:
20.03.2008 |
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем. Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем содержит картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, сектором и боковыми крышками. Рейка кинематически связана посредством винта с рулевым валом. Вал сектора установлен в подшипниках. В картере расположены эксцентричные регулировочные втулки. Центр втулок смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета. Боковые крышки снабжены выступами, расположенными на осях их симметрии с возможностью взаимодействия с пазами, выполненными на круговых буртиках, расположенных на внешних торцах эксцентричных втулок. На боковых крышках выполнены круговые пазы для крепления. На боковых крышках выполнены круговые пазы для крепления, по длине L равные или больше суммарного значения расстояния S между рядом расположенными резьбовыми отверстиями на боковых торцах картера и диаметра D резьбовых отверстий (L S+D). Изобретение повышает точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня - рейки и сектора, уменьшает гидравлический люфт и, следовательно, уменьшает суммарный люфт в рулевом управлении, выраженный в угловом перемещении рулевого колеса. 2 ил.
Формула изобретения
Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, кинематически связанной посредством винта с рулевым валом, сектором, вал которого установлен в подшипниках, эксцентричными регулировочными втулками, центр которых смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета, и боковыми крышками, отличающийся тем, что боковые крышки снабжены выступами, расположенными на осях их симметрии с возможностью взаимодействия с пазами, выполненными на круговых буртиках, расположенных на внешних торцах эксцентричных втулок, при этом на боковых крышках выполнены круговые пазы для крепления, длина которых равна или больше суммарного значения расстояния между рядом расположенными резьбовыми отверстиями на боковых торцах картера и диаметра резьбовых отверстий.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области транспортного машиностроения, в частности к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем.
Известен рулевой механизм транспортного средства, содержащий установленный на подшипниках в картере винт, механически соединенный с валом-золотником распределителя и кинематически связанный посредством рейки с сектором, установленным в подшипниках эксцентричных регулировочных втулок, и боковые крышки для их фиксации относительно картера [1].
К недостаткам известного рулевого механизма транспортного средства относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении рейки с сектором и увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является рулевой механизм транспортного средства, содержащий картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, кинематически связанной посредством винта с рулевым валом, сектором, вал которого установлен в подшипниках, эксцентричными регулировочными втулками, центр которых смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета, и боковыми крышками. На торцах каждой из эксцентричных втулок выполнен ряд отверстий, расположенных концентрично внутренней поверхности подшипника, а в боковых крышках картера установлены штифты с возможностью взаимодействия с упомянутыми отверстиями на торцах втулок. Ряд отверстий на торцах втулок выполнен симметрично относительно плоскости, проходящей через продольную ось втулки [2].
К недостаткам данного рулевого механизма транспортного средства относятся низкая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении рейки с сектором и выраженный в угловом перемещении вала-золотника и, соответственно рулевого колеса, увеличенный гидравлический люфт, вызванные ступенчатой фиксацией эксцентричных регулировочных втулок относительно картера.
Технический результат заявляемого изобретения заключается в повышении точности регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки и сектора, уменьшении гидравлического люфта и, следовательно, уменьшении суммарного люфта в рулевом управлении, выраженного в угловом перемещении рулевого колеса.
Задачей является улучшение управляемости транспортного средства.
Поставленная задача достигается за счет того, что в рулевом механизме транспортного средства, содержащем картер с рядом резьбовых отверстий на боковых торцах и размещенными в нем рейкой, кинематически связанной посредством винта с рулевым валом, сектором, вал которого установлен в подшипниках, эксцентричными регулировочными втулками, центр которых смещен относительно центра отверстий под подшипники вала сектора на величину эксцентриситета, и боковыми крышками, новым является то, что боковые крышки снабжены выступами, расположенными на осях их симметрии с возможностью взаимодействия с пазами, выполненными на круговых буртиках, расположенных на внешних торцах эксцентричных втулок, и на боковых крышках выполнены круговые пазы для крепления, длина которых равна или больше суммарного значения расстояния между рядом расположенными резьбовыми отверстиями на боковых торцах картера и диаметра резьбовых отверстий.
В отличие от прототипа, в котором обеспечивается ступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, в заявляемом рулевом механизме с гидроусилителем применена бесступенчатая фиксация эксцентричных регулировочных втулок, повышающая точность регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки с сектором и уменьшающая гидравлический люфт.
Сущность изобретения поясняется чертежами:
на фиг.1 приведена конструктивная схема рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем;
на фиг.2 - вид А на фиг.1.
Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем содержит установленный на подшипниках в картере 1 винт 2, механически соединенный с валом-золотником распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и кинематически связанный посредством поршня-рейки 3 с сектором 4, вал которого установлен в подшипниках 5 и 6. Эксцентричные регулировочные втулки 7 и 8 контактируют с внутренней стороны через упорные кольца 9 и 10 с торцами сектора 4 и зафиксированы с внешней стороны стопорными кольцами 11 и 12. Боковые крышки 13 и 14 на внутренней поверхности снабжены выступами 15 и 16, расположенными на их осях симметрии с возможностью взаимодействия с одним из пазов 17 или 18 и 19 или 20, выполненных на круговых буртиках 21 и 22, расположенных на внешних торцах эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8. На боковых крышках 13 и 14 выполнены круговые пазы 23 и 24 для крепежных болтов 25 и 26, по длине L равные или больше суммарного значения расстояния S между рядом расположенными резьбовыми отверстиями 27 и 28 на боковых торцах картера 1 и диаметра D резьбовых отверстий 27 и 28 (L S+D).
Винт 2 соединен с поршнем-рейкой 3 циркулирующими шариками 29.
Сектор 4 уплотняется кольцами 30 и 31, эксцентричные регулировочные втулки 7 и 8 - кольцами 32 и 33, центральные отверстия в боковых крышках 13 и 14 закрываются соответственно вставкой 34 и уплотнителем 35.
Работает рулевой механизм следующим образом.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 против часовой стрелки, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 29 под действием давления рабочей жидкости перемещается вперед, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора 4, и, следовательно, управляемые колеса влево.
При вращении вала-золотника распределителя (на фиг.1 и 2 не показаны) и винта 2 по часовой стрелке, если смотреть спереди, поршень-рейка 3 благодаря циркулирующим шарикам 29 и под действием давления рабочей жидкости перемещается назад, поворачивая сектор 4 в подшипниках 5 и 6 по часовой стрелке и, следовательно, управляемые колеса вправо.
Регулировка зазора в зацеплении поршня-рейки и сектора производится в следующем порядке.
Зазор в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 регулируется поворотом эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 в картере 1 на один и тот же угол при снятых боковых крышках 13 и 14. Вращение эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 может осуществляться как по часовой, так и против часовой стрелки, если смотреть со стороны шлицевой части вала сектора 4. После регулировки зазора в зубчатом зацеплении поршня-рейки 3 и сектора 4 боковые крышки 13 и 14 выступами 15 и 16 устанавливаются соответственно в пазы 17 или 18 и 19 или 20 круговых буртиков 21 и 22 эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 и крепятся болтами 25 и 26, проходящими через круговые пазы 23 и 24 в крышках 13 и 14 и ввернутыми в резьбовые отверстия 27 и 28 на боковых торцах картера 1.
Длина L S+D круговых пазов 23 и 24 в боковых крышках 13 и 14 обеспечивает установку боковых крышек 13 и 14 при любом положении эксцентричных регулировочных втулок 7 и 8 после их поворота.
Источники информации
1. А.с. СССР №931560, B62D 3/02, опубл. 1982.
2. А.с. СССР №921925, B62D 3/02, опубл. 1982.