рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем
Классы МПК: | B62D3/02 механические B62D5/06 гидравлические или пневматические, те использующие текучую среду под давлением, обеспечивающую большую часть усилия, необходимого для рулевого управления транспортным средством |
Автор(ы): | Корсаков Владимир Владимирович (BY), Добринец Владимир Константинович (BY), Муравейников Михаил Григорьевич (BY), Лавник Василий Игнатьевич (BY), Фенько Анатолий Иванович (BY), Захарик Андрей Михайлович (BY), Савицкий Александр Дмитриевич (BY), Минюкович Сергей Михайлович (BY), Гращенко Владимир Николаевич (BY) |
Патентообладатель(и): | Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (РУП "МАЗ") (BY), Республиканское унитарное промышленное предприятие "Борисовский завод "Автогидроусилитель" (РУПП "Борисовский завод "Автогидроусилитель") (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-26 публикация патента:
20.03.2008 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем. Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем содержит установленный в картере и механически соединенный с валом-золотником распределителя винт, кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки, представляющий собой подпружиненные плунжеры, размещенные в каналах поршня-рейки, взаимодействующие с регулировочными винтами и связанные посредством резьбового соединения с картером и корпусом распределителя, а цилиндрическими хвостовиками входящие в каналы картера и корпуса распределителя. В цилиндрических хвостовиках регулировочных винтов выполнены проточки. В проточках установлены пружинные кольца. Каналы картера и корпуса распределителя закрыты заслонками. Заслонки выполнены в виде овальных пластин с отверстиями и круговыми прорезями под крепежные болты. Заслонки выполнены с возможностью частичного перекрытия каналов картера и корпуса распределителя при их открывании. Радиус овальной формы пластин заслонки в нижней части перекрытия каналов картера и корпуса распределителя определяется из соотношения A<R<B, где R - радиус полукруга нижней части пластин заслонки; А - расстояние от оси крепежного болта до канала картера и корпуса распределителя; В - расстояние от оси крепежного болта до головки регулировочного винта. Изобретение повышает надежность и удобство регулировки механизма выключения гидроусилителя. 1 з.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий установленный в картере и механически соединенный с валом-золотником распределителя винт, кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки, представляющий собой подпружиненные плунжеры, размещенные в каналах поршня-рейки, взаимодействующие с регулировочными винтами, связанными посредством резьбового соединения с картером и корпусом распределителя, а цилиндрическими хвостовиками входящими в каналы картера и корпуса распределителя, отличающийся тем, что в цилиндрических хвостовиках регулировочных винтов выполнены проточки, при этом в проточках установлены пружинные кольца, а каналы картера и корпуса распределителя закрыты заслонками, выполненными в виде овальных пластин с отверстиями и круговыми прорезями под крепежные болты, при этом заслонки выполнены с возможностью частичного перекрытия каналов картера и корпуса распределителя при их открывании.
2. Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем по п.1, отличающийся тем, что радиус овальной формы пластин заслонки в нижней части перекрытия каналов картера и корпуса распределителя определяется из соотношения A<R<B, где R - радиус полукруга нижней части пластин заслонки; А - расстояние от оси крепежного болта до канала картера и корпуса распределителя; В - расстояние от оси крепежного болта до головки регулировочного винта;
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению, преимущественно к рулевым механизмам транспортных средств с гидроусилителем.
Известен рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий картер, в котором установлен и механически соединен с валом-золотником распределителя винт, кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки, представляющий собой подпружиненные шарики, размещенные в каналах поршня-рейки и взаимодействующие с регулировочными винтами, ввернутыми в резьбовые каналы картера и корпуса распределителя [1].
Недостатком известного рулевого механизма является неудобство и трудоемкость регулировки механизма выключения гидроусилителя, вызванные уплотнением регулировочных винтов по резьбе только при зажатии контргаек, что исключает возможность регулировки при работающем насосе.
Наиболее близким к заявляемому техническому решению является рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем, содержащий установленный в картере и механически соединенный с валом-золотником распределителя винт, кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки, представляющий собой подпружиненные шарики, размещенные в каналах поршня-рейки, взаимодействующие с регулировочными винтами, ввернутыми в резьбовые каналы картера и корпуса распределителя, и цилиндрическими хвостовиками входящие в цилиндрические каналы картера и корпуса распределителя [2].
Недостатками данного рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем являются недостаточная надежность и неудобство регулировки механизма выключения гидроусилителя, вызванные отсутствием фиксации цилиндрических хвостовиков регулировочных винтов в цилиндрических каналах картера и корпуса распределителя от поворота и осевого перемещения и ограничения хода хвостовиков регулировочных винтов при выворачивании рулевого механизма.
Задачей заявляемого технического решения является повышение надежности и удобства регулировки механизма выключения гидроусилителя.
Поставленная задача достигается тем, что в рулевом механизме транспортного средства с гидроусилителем, содержащим установленный в картере и механически связанный с валом-золотником распределителя винт, кинематически связанный посредством поршня-рейки с сектором, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки, представляющий собой подпружиненные плунжеры, размещенные в каналах поршня-рейки, взаимодействующие с регулировочными винтами и связанные посредством резьбового соединения с картером и корпусом распределителя, а цилиндрическими хвостовиками входящие в цилиндрические каналы картера и корпуса распределителя, в цилиндрических хвостовиках регулировочных винтов выполнены проточки, при этом в проточках установлены пружинные кольца, а каналы картера и корпуса распределителя закрыты заслонками, выполненными в виде овальных пластин с отверстиями и круговыми прорезями под крепежные болты, при этом заслонки выполнены с возможностью частичного перекрытия каналов картера и корпуса распределителя при их открывании, а радиус овальной формы пластин заслонки в нижней части перекрытия каналов картера и корпуса распределителя определяется из соотношения А<R<В, где
R - радиус полукруга нижней части пластин заслонки;
А - расстояние от оси крепежного болта до канала картера и корпуса распределителя;
В - расстояние от оси крепежного болта до головки регулировочного винта.
В заявляемом рулевом механизме транспортного средства с гидроусилителем в проточках цилиндрических хвостовиков регулировочных винтов механизма выключения гидроусилителя установлены пружинные кольца для фиксации их от поворота и осевого перемещения, а каналы цилиндрических хвостовиков регулировочных винтов закрыты заслонками, которые частично перекрывают цилиндрические каналы картера и корпуса распределителя при их открытии и являются ограничителями хода цилиндрических хвостовиков регулировочных винтов при выворачивании, повышая надежность и удобство регулировки механизма выключения гидроусилителя.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена конструктивная схема рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем; на фиг.2 - вид А фиг.1, на фиг.3 - вид А при закрытой заслонке рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем.
Рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем содержит картер 1, механически соединенный с валом-золотником 2 распределителя 3, винт 4, кинематически связанный посредством поршня-рейки 5 с сектором 6, механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки. Механизм выключения гидроусилителя в крайних положениях поршня-рейки имеет подпружиненные плунжеры 7 и 8, размещенные в каналах поршня-рейки 5, которые взаимодействуют с регулировочными винтами 9 и 10. Регулировочные винты 9 и 10 связаны посредством резьбового соединения с картером 1 и корпусом 11 распределителя 3 со стороны рабочих полостей 12 и 13 рулевого механизма. Регулировочные винты 9 и 10 имеют цилиндрические хвостовики 14 и 15 с выполненными в них проточками, в которых установлены пружинные кольца 16 и 17. Пружинные кольца 16 и 17 служат для фиксации регулировочных винтов 9 и 10 от поворота и осевого перемещения. В картере 1 выполнены цилиндрические каналы 18 и 19, которые закрыты заслонками 20, выполненными в виде овальных пластин, закрепленных крепежными болтами 23 и 24. Благодаря овальной форме заслонки 20 при открытии частично перекрывают цилиндрические каналы 18 и 19 и ограничивают ход цилиндрических хвостовиков 14 и 15 и регулировочных винтов 9 и 10 при их выворачивании. Концентрично отверстию 21 под крепежные болты 23 и 24 на заслонках 20 выполнены полукруги радиусом (R), при этом радиус полукруга (R) нижней части заслонки 20 должен быть больше расстояния от оси крепежных болтов 23 и 24 до канала картера 1 и корпуса распределителя 3 (А) и меньше расстояния от оси крепежных болтов 23 и 24 до головки 25 регулировочных винтов 9 и 10 (В). В специальных проточках картера 1 и корпуса 11 распределителя 3 установлены уплотнительные кольца 26.
Работа рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем осуществляется следующим образом.
При нейтральном положении вала-золотника 2 распределителя 3 рабочая жидкость от насоса поступает через распределитель 3 в бак, заполняя под давлением слива рабочие полости 12 и 13 рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем, при этом поршень-рейка 5 не перемещается.
При вращении вала-золотника 2 по часовой стрелке рабочая жидкость под давлением от насоса через распределитель 3 поступает в рабочую полость 13 и поршень-рейка 5 перемещается влево, поворачивая сектор 6 по часовой стрелке, если смотреть со стороны его торца, и управляемые колеса транспортного средства поворачиваются вправо. Рабочая жидкость из рабочей полости 12 вытесняется поршнем-рейкой 5 через распределитель 3 в бак. При достижении поршнем-рейкой 5 крайнего левого положения подпружиненный плунжер 7 торцом взаимодействует с регулировочным винтом 9, ввернутым в картер 1, и перемещается вправо. Рабочая жидкость из рабочей полости 13, находящейся под давлением, поступает в рабочую полость 12, соединенную со сливной полостью распределителя 3, и далее в бак. Давление в рабочей полости 13 не повышается и рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем выключается, перемещение поршня-рейки 5, поворот сектора 6 и управляемых колес транспортного средства прекращаются.
При вращении вала-золотника 2 против часовой стрелки рабочая жидкость под давлением от насоса через распределитель 3 поступает в рабочую полость 12 и поршень-рейка 5 перемещается вправо, поворачивая сектор 6 против часовой стрелки, если смотреть со стороны его торца, и управляемые колеса транспортного средства влево. Торец подпружиненного плунжера 7 выходит из контакта с регулировочным винтом 9 и возвращается в исходное положение. Рабочая полость 12, соединенная через нагнетательную полость распределителя 3 с насосом, разобщается с рабочей полостью 13, соединенной через полость слива распределителя 3 с баком. При достижении поршнем-рейкой 5 крайнего правого положения подпружиненный плунжер 8 торцом взаимодействует с регулировочным винтом 10, ввернутым в корпус 11 распределителя 3, и перемещается влево. Рабочая жидкость из рабочей полости 12, находящейся под давлением, поступает в рабочую полость 13, соединенную со сливной полостью распределителя 3, и далее в бак. Далее в рабочей полости 12 давление не повышается и рулевой механизм транспортного средства с гидроусилителем выключается, перемещение поршня-рейки 5, поворот сектора 6 и управляемых колес транспорнтного средства прекращаются.
При вращении вала-золотника 2 по часовой стрелке рабочая жидкость под давлением от насоса через распределитель 3 поступает в рабочую полость 13 и поршень-рейка 5 перемещается влево, поворачивая сектор 6 по часовой стрелке, если смотреть со стороны его торца, и управляемые колеса транспортного средства вправо. Торец подпружиненного плунжера 8 выходит из контакта с регулировочным винтом 10 и плунжер 8 возвращается в исходное положение. Рабочая полость 13, соединенная через нагнетательную полость распределителя 3 с насосом, разобщается с рабочей полостью 12, соединенной через полость слива распределителя 3 с баком.
Углы поворота сектора 6 и управляемых колес транспортного средства обеспечиваются регулировочными винтами 9 и 10 с цилиндрическими хвостовиками 14 и 15 механизма выключения гидроусилителя. Регулировка углов обеспечивается в следующей последовательности:
Отворачиваются крепежные болты 23 и 24 настолько, чтобы обеспечить поворот заслонок 20 вокруг крепежных болтов 23 и 24 и установку в положение фиг.3 или в любое из положений при повороте на 180° по часовой стрелке относительно показанного на фиг.3.
При вращении хвостовиков 14 и 15 по часовой стрелке регулировочные винты 9 и 10 резьбой вворачиваются соответственно в картер 1 и корпус 11 распределителя 3 и приближаются к плунжерам 7 и 8. Углы поворота сектора 6 и управляемых колес транспортного средства уменьшаются.
При вращении цилиндрических хвостовиков 14 и 15 против часовой стрелки регулировочные винты 9 и 10 резьбой выворачиваются соответственно с картера 1 и корпуса 11 распределителя 3 и удаляются от плунжеров 7 и 8. Углы поворота сектора 6 гидроусилителя и управляемых колес транспортного средства увеличиваются.
Так как открытые заслонки 20 частично перекрывают каналы 18 и 19, они являются ограничителями хода цилиндрических хвостовиков 14 и 15 регулировочных винтов 9 и 10 при выворачивании.
После регулировки заслонки 20 поворачиваются вокруг крепежных болтов 23 в исходное положение, заходя прорезями под головки крепежных болтов 24, при этом крепежные болты 23 и 24 зажимаются и фиксируют заслонки.
В процессе работы рулевого механизма транспортного средства с гидроусилителем пружинные кольца 16 и 17 фиксируют цилиндрические хвостовики 14 и 15 регулировочных винтов 9 и 10 от поворота и осевого перемещения.
Источники информации
1. Чайковский И.П., Саломатин П.А. Рулевые управления автомобилей. М.: «Машиностроение», 1987, с.95, рис.50а.
2. Проспект фирмы RBL (BREMS- UND LENKSYSTEME GmbH) (Германия) - прототип.
Класс B62D5/06 гидравлические или пневматические, те использующие текучую среду под давлением, обеспечивающую большую часть усилия, необходимого для рулевого управления транспортным средством