механизм бесступенчатой планетарной передачи
Классы МПК: | F16H3/74 передачи без исполнительных органов для изменения скорости или регулирования, например передачи, в которых передаточное число определяется свободным изменением фрикционных или других сил F16H37/12 передачи, содержащие главным образом зубчатые или фрикционные передачи, кулисы или рычаги и кулачки или элементы, по меньшей мере, двух из этих трех типов |
Автор(ы): | Ползиков Сергей Евгеньевич (RU), Ползиков Евгений Никитович (RU) |
Патентообладатель(и): | Ползиков Сергей Евгеньевич (RU), Ползиков Евгений Никитович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-11 публикация патента:
20.03.2008 |
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных видов транспортных средств. Механизм содержит корпус (1), ведущий вал (2) с башмаком (3) и размещенным в нем выдвижным рычагом (4), ведомую шестерню (12) с ведомым валом (13), шарнирное водило (11), установленные на нем, распределительный ригель (5) с шарниром (6) и нажимным сателлитом (7) и планетарный вал (8) с планетарной шестерней (9) и планетарным сателлитом (10). Выдвижной рычаг (4) воздействует на распределительный ригель (5). Нажимной сателлит (7) зацеплен с внешними зубьями планетарной шестерни (9), а планетарный сателлит (10) - крутильным зацеплением с внутренними зубьями ведомой шестерни (12). Изменение скорости вращения ведомого вала (13) осуществляется перемещением в башмаке (3) рычага (4). Изобретение позволяет расширить диапазон изменения крутящих моментов, упростить конструкцию механизма, снизить себестоимость и обеспечить плавность работы. 3 ил.
Формула изобретения
Механизм бесступенчатой планетарной передачи, содержащий корпус, ведущий вал с башмаком и выдвижным рычагом, ведомую шестерню и ведомый вал с шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, находящимся в крутильном зацеплении с ведомой шестерней, отличающийся тем, что водило снабжено шарнирно установленным на нем распределительным ригелем с нажимным сателлитом, находящимся в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, при этом распределительный ригель связан с опирающимся на него выдвижным рычагом.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению и может быть использовано в трансмиссиях различных видов транспортных средств.
Известны различные конструкции механизмов изменения крутящих моментов двигателя.
Так, известен планетарный механизм, содержащий корпус с размещенными в нем вращающейся шестерней, центральными ведущим и ведомым колесами с двумя венцами, водилом и сателлитом с двумя венцами (см. патент RU 2160401, МПК F16H 48/10, опубл. 10.12.2002 г.).
Недостатком этого изобретения является громоздкая связь деталей, большие габариты и отсутствие способности плавно изменять усилие крутящего момента.
Наиболее близким к изобретению является механизм планетарного сцепления (см. патент RU 2280201, МПК F16H 7/12, опубл. 20.07.2006 г.), включающий ведущий вал с башмаком и расположенный в нем выдвижной рычаг с нажимным сателлитом, планетарный вал с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, шарнирное водило и ведомую шестерню с ведомым валом.
Достоинством этого изобретения является простота конструкции сцепления, способной плавно изменять крутящий момент от нулевого до максимального значения и тем самым осуществлять функции бесступенчатой передачи.
Недостатком прототипа, при его применении в качестве бесступенчатой планетарной передачи, является зависимость диапазона изменения крутящих моментов от размера радиуса планетарной шестерни.
Предлагаемым изобретением решается задача ликвидации такой зависимости и расширения диапазона изменения крутящих моментов на основе их распределения между планетарной шестерней и водилом.
Для достижения такого технического результата в механизме бесступенчатой планетарной передачи, содержащей корпус, ведущий вал с башмаком и выдвижным рычагом, ведомую шестерню и ведомый вал с шарнирным водилом и установленным на нем планетарным валом с планетарной шестерней и планетарным сателлитом, водило снабжено шарнирно установленным на нем распределительным ригелем с нажимным сателлитом, находящимся в опираемом зацеплении с планетарной шестерней, при этом распределительный ригель связан с опирающимся на него выдвижным рычагом.
Работоспособность механизма обеспечивается нажимным опиранием выдвижного рычага на распределительный ригель, опираемым зацеплением нажимного сателлита с планетарной шестерней и крутильным зацеплением планетарного сателлита с ведомой шестерней.
Благодаря тому, что водило снабжено шарнирным ригелем, распределяющим через шарнир и нажимной сателлит усилие выдвижного рычага между водилом и планетарной шестерней, расширенный диапазон изменения крутящих моментов находится в зависимости от длины ригеля.
Механизм бесступенчатой планетарной передачи иллюстрируется чертежами.
На фиг.1 представлена кинематическая схема механизма.
На фиг.2 - вид А.
На фиг.3 изображена сбалансированная конструкция механизма с балансирующей шестерней, обеспечивающей синхронность движения противоположно установленных деталей.
Механизм бесступенчатой планетарной передачи (фиг.1 и 2) состоит из корпуса 1, ведущего вала 2 с башмаком 3 и расположенным в нем выдвижным рычагом 4, распределительного ригеля 5 с шарниром 6 и нажимным сателлитом 7, планетарного вала 8 с планетарной шестерней 9 и планетарным сателлитом 10, шарнирного водила 11 и ведомой шестерни 12 с ведомым валом 13.
Работа механизма происходит следующим образом.
Ведущий вал 2 передает усилие N крутящего момента двигателя через башмак 3 и рычаг 4 на ригель 5, который распределяет усилие N на два усилия:
- N 1, воспринимаемое через шарнир 6 водилом 11;
- N 2, передаваемое через нажимной сателлит 7, планетарную шестерню 9, планетарный вал 8, планетарный сателлит 10 и ведомую шестерню 12 на ведомый вал 13 с созданием на нем крутящего момента Мк.
Изменение скорости вращения ведомого вала 13 осуществляется перемещением в башмаке 3 рычага 4.
При полностью задвинутом рычаге 4 усилие N ригель 5 полностью передает через шарнир 6 на водило 11, которое свободно перекатывает сателлит 10 по неподвижной ведомой шестерне 12. Ведомый вал 13 не вращается (N2=0).
При выдвигании рычага 4 ригель 5 уменьшает усилие N1 и увеличивает усилие N2, которое создает на ведомом вале 13 возрастающий крутящий момент М к. Сателлит 10 замедляет перекатывание по ведомой шестерне 12, ведомый вал 13 приобретает плавное ускорение своего вращения.
При полностью выдвинутом рычаге 4 (N2 =N) ведомый вал 13 приобретает максимальный крутящий момент М к, равный моменту ведущего вала 1. Сателлит 10 перекатывание по ведомой шестерне 12 не осуществляет.
При задвигании рычага 4 происходит уменьшение скорости вращения ведомого вала 13.
В сбалансированной конструкции механизма (фиг.3) для изменения скорости вращения ведомого вала 13 и обеспечения синхронного движения выдвижных рычагов 4, на ведущем вале 2 свободно установлена балансирующая шестерня 14, находящаяся в зацеплении с двумя выдвижными рычагами 4. Механизм привода шестерни 14 не показан (могут быть разные варианты).
Технический результат изобретения - простота конструкции бесступенчатой передачи и ее низкая себестоимость, обеспечение плавности и способности работы без применения механизма сцепления, упрощение трансмиссии и управления транспортным средством (без педали сцепления).
Класс F16H3/74 передачи без исполнительных органов для изменения скорости или регулирования, например передачи, в которых передаточное число определяется свободным изменением фрикционных или других сил
Класс F16H37/12 передачи, содержащие главным образом зубчатые или фрикционные передачи, кулисы или рычаги и кулачки или элементы, по меньшей мере, двух из этих трех типов
рычажно-кулачковый механизм со сложным движением выходного звена - патент 2375620 (10.12.2009) | |
механизм для преобразования вращательного движения в сложное движение и наоборот - патент 2310115 (10.11.2007) | |
редуктор - патент 2296897 (10.04.2007) | |
механический вакуумный ввод - патент 2231704 (27.06.2004) | |
механизм свободного хода - патент 2146342 (10.03.2000) | |
кулисно-рычажный механизм - патент 2138711 (27.09.1999) | |
угловая передача вращения - патент 2124156 (27.12.1998) | |
механизм (варианты) - патент 2121093 (27.10.1998) | |
угловая передача вращения - патент 2120071 (10.10.1998) | |
механизм преобразования вращательного движения в сложное движение - патент 2109998 (27.04.1998) |