способ сборки электрической машины

Классы МПК:H02K15/02 корпусов статора или ротора 
H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Академический институт прикладной энергетики (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2005-04-04
публикация патента:

Изобретение относится к области электротехники, в частности - к технологии и технологическому оборудованию для сборки электрических машин, и может быть использовано при ремонте погружных центробежных электронасосов, применяемых для добычи нефти из глубинных скважин. Сущность изобретения состоит в том, что на этапе сборки измеряют активное сопротивление пакетов ротора, приведенное к обмотке статора; формируют массив данных, упорядоченный по отклонениям от номинальной величины активного сопротивления пакетов пополняемого технологического запаса и комплектуют оптимальные наборы для сборки сердечника ротора из пакетов с положительными и отрицательными отклонениями сопротивлений для получения минимального отклонения от номинального значения у суммарного приведенного сопротивления обмотки ротора. Технический результат - обеспечение на этапе сборки погружного электродвигателя стабильного и оптимального значения приведенного активного сопротивления его роторной обмотки, нечувствительного к допускам и отклонениям сопротивлений самостоятельных короткозамкнутых обмоток пакетов ротора, за счет чего достигается наибольший КПД электродвигателя и обеспечивается его стабильность в условиях производственных разбросов параметров пакетов ротора, что позволяет снизить до минимума энергозатраты на эксплуатацию погружных электродвигателей в нефтяных скважинах. Следует отметить в этой связи, что основным режимом работы погружных электроустановок с центробежными насосами является установившийся режим с коэффициентом загрузки электродвигателя по мощности, составляющим 0,7...0,8. 16 ил., 4 табл. способ сборки электрической машины, патент № 2320063

(56) (продолжение):

CLASS="b560m"03.07.1991. ИВАНОВСКИЙ В.Н., ПЕКИН С.С., САБИРОВ А.А. Установки погружных центробежных насосов для добычи нефти. - М.: ГУП изд-во «Нефть и газ», 2002, с.65-86. АНТОНОВ М.В., ГЕРАСИМОВА Л.С. Технология производства электрических машин, Энергоиздат, 1982, с.12-15, 352, рис.1.2.

способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063

Формула изобретения

Способ сборки электрической машины, согласно которому статор электрической машины собирают из активных пакетов статорного железа и немагнитных пакетов, активные и немагнитные пакеты запрессовывают в корпус машины в чередующемся порядке, в строго ориентированном состоянии и закрепляют с обеих сторон по торцам запорными кольцами, контролируют прямолинейность внутренней расточки статора, в пазы статора укладывают протяжную трехфазную обмотку из обмоточного провода с полимерной изоляцией, ротор с сердечником собирают из отдельных пакетов, имеющих каждый самостоятельную короткозамкнутую обмотку, пакеты устанавливают на шпонку на общий вал, поочередно с пакетами устанавливают между ними и по концам вала промежуточные подшипники скольжения, группы пакетов фиксируют на валу стопорными кольцами, все пакеты, собранные на валу затягивают гайкой и производят монтаж остальных деталей электрической машины, отличающийся тем, что перед сборкой ротора измеряют активные сопротивления самостоятельных короткозамкнутых обмоток, формируют массив данных, упорядоченный по отклонениям сопротивлений обмоток от их номинального значения и комплектуют оптимальный набор для сердечника ротора из пакетов с положительными и отрицательными отклонениями сопротивлений обмоток для получения минимального отклонения суммарного сопротивления обмотки ротора от оптимального значения.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электротехнике, в частности к технологии и технологическому оборудованию для сборки электрических машин, и может быть использовано при ремонте погружных центробежных электронасосов, применяемых для добычи нефти из глубинных скважин.

Известен способ сборки асинхронных электродвигателей общепромышленного назначения [1], при котором производят штамповку листов сердечника ротора и статора из рулонной электротехнической стали, сборку листов сердечника ротора на оправку, прессование, установку в его пазы короткозамкнутой обмотки с замыкающими кольцами и вентиляционными лопатками, выпрессовку оправки, запрессовывание вала в подогретый сердечник с удержанием от смещения натягом посадки, производство после сборки механической обработки наружной поверхности сердечника и шеек вала - под посадку подшипников, динамическую балансировку ротора и напрессовку подшипников, сборку листов сердечника статора на оправку, прессование, скрепление, обработку наружной поверхности сердечника статора под посадку в станину, укладку в пазы обработанного сердечника изоляции, обмотки и клина, припаивание выводных концов, формирование лобовых частей, скрепление их бандажом, пропитку обмотки в лаке, ее сушку, подготовку заготовок корпуса, щитов, коробки выводов, вентилятора, механическую обработку литых деталей, сборку двигателя путем сборки статора, запрессовки сердечника в станину, обработке на базе внутреннего диаметра сердечника посадочных поверхностей под щит и поверхности лап, сборки коробки выводов, заведения в собранный статор ротора, установку на подшипники щитов с креплением их и напрессовки их на посадочные места станины, установке вентилятора, его кожуха, грузовых болтов и заземления, испытания собранного двигателя, окраску, консервацию и упаковку.

Известный способ неприменим для сборки погружных электродвигателей, например серий ПЭД или ПС ЭД, т.к. электродвигатели такого рода имеют вертикальное исполнение, герметичную и маслозаполненную конструкцию, малый диаметр корпуса (не более 150 мм) и большую длину (иногда более 8 м), протяжную трехфазную обмотку статора и ряд самостоятельных обмоток у ротора, расположенных в осевом направлении вдоль оси вала, пустотелый вал с размещенными на нем промежуточными опорными подшипниками скольжения и другие существенные отличия (см. приложение 1) от электродвигателей общепромышленных серий, несовместимые с технологическими возможностями данного способа. Известен также способ изготовления погружного электродвигателя с постоянными магнитами [2], включающий шихтовку и запрессовку беспазового пакета статора в корпус электродвигателя, укладку гладкой беспазовой обмотки статора в немагнитный каркас, размещаемый внутри шихтованного пакета беспазового статора, и установку ротора с постоянными магнитами. Данный способ пригоден только для электродвигателей, содержащих беспазовый статор с обмоткой и явнополюсный ротор с высококоэрцитивными магнитами.

В [3] приводится описание сборки погружных электрических машин для приводов гребных винтов, лебедок и движителей подводных глубоководных аппаратов. По данному способу производят сборку корпуса с пакетом сердечника статора без обмотки, одновременно осуществляют сборку сердечника ротора с валом, после чего производят монтаж короткозамкнутой обмотки ротора с размещением пластин-протекторов в выбранные симметричные друг другу пазы, производят монтаж остальных деталей. Центрируют подшипниковые щиты и ротор относительно расточки пакета статора, потом производят полную промежуточную сборку машины, проверяют механические параметры и разбирают электрическую машину для балансировки ротора и укладки протяжной обмотки статора из обмоточного провода с полимерной изоляцией, причем после намотки каждой фазы проверяют ее сопротивление изоляции при погружении статора в солевую воду, после чего производят окончательную сборку электрической машины. Способ [3] применяется для сборки машин с относительно коротким статором и не подходит для сборки погружных асинхронных двигателей центробежных насосов, поскольку у электродвигателей такого рода соотношение между длиной их активной части и наружным диаметром в 50...70 раз превосходит значения, принятые в обычных электрических машинах, не предназначенных для эксплуатации в нефтяных скважинах.

В [4] и [5] рассмотрены конструкция и характеристики асинхронных двигателей, применяемых в установках погружных центробежных насосов для добычи нефти, а также технологические процессы изготовления обмоток и изоляции, сборки магнитных систем, технологические процессы сборки и испытания таких асинхронных двигателей. По технической сущности и достигаемым результатам способ сборки по /4/ является наиболее близким к заявляемому способу и принимается за прототип.

Согласно данному способу статор электрической машины собирают из активных пакетов статорного железа и немагнитных пакетов, активные и немагнитные пакеты запрессовывают в корпус машины в чередующемся порядке, в строго ориентированном состоянии и закрепляют с обоих концов по торцам запорными кольцами, контролируют прямолинейность внутренней расточки статора, в пазы статора укладывают протяжную трехфазную обмотку из обмоточного провода с полимерной изоляцией, ротор с сердечником собирают из отдельных пакетов, имеющих каждый самостоятельную короткозамкнутую обмотку, пакеты устанавливают на шпонку на общий вал, поочередно с пакетами устанавливают между ними и по концам вала промежуточные подшипники скольжения, группы пакетов фиксируют на валу стопорными кольцами, все пакеты, собранные на валу затягивают гайкой, и производят монтаж остальных деталей электрической машины.

Известный способ сборки приводит к повышению энергозатрат и денежных средств при эксплуатации погружного электродвигателя. Эти недостатки вызываются преимущественно отклонениями активного сопротивления короткозамкнутой обмотки ротора от номинального значения, обусловленными аналогичными отклонениями активных сопротивлений самостоятельных короткозамкнутых обмоток отдельных пакетов ротора от их номинальной величины. В соответствии с [4] номинальное активное сопротивление пакета ротора способ сборки электрической машины, патент № 2320063 , приведенное к обмотке статора можно выразить уравнением

способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063

в котором приняты следующие обозначения: способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - активное сопротивление обмотки ротора, приведенное к обмотке статора; n - число пакетов ротора; m - число фаз обмотки статора электродвигателя; wЭ - эквивалентное число витков фазы статора электродвигателя; z 2 - число стержней ротора; fСК - коэффициент скоса; RС и R K - соответственно сопротивления стержня пакета и короткозамыкающего кольца, равные

способ сборки электрической машины, патент № 2320063

где lC - длина стержня одного пакета, см; qC - площадь сечения стержня, мм2; способ сборки электрической машины, патент № 2320063 C - удельное сопротивление материала стержня в способ сборки электрической машины, патент № 2320063 ; KR - коэффициент, учитывающий вытеснение тока стержня; DK - диаметр кольца пакета в см; qK - площадь сечения кольца в мм 2; способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - коэффициент привидения тока кольца к току стержня. В процессе изготовления и сборки асинхронных двигателей сопротивления RC и RK могут отклоняться от номинальных значений. Наиболее существенными причинами таких отклонений являются изменения геометрических параметров l C, qC, DK, qK, а также удельных сопротивлений способ сборки электрической машины, патент № 2320063 C и способ сборки электрической машины, патент № 2320063 K, вызванные нестабильностью тепловых режимов технологических процессов обработки магнитопроводов и обмоток, нестабильностью характеристик оборудования и инструмента при выполнении таких операций, как штамповка, резка, шихтовка, механообработка [6], влиянием случайных субъективных факторов при выполнении ручных операций, а также неточностью сборки магнитопроводов, обмоток и ротора на существующих полуавтоматических и автоматических сборочных линиях [7, 8, 9].

Технологические отклонения сопротивлений RC и RK приводят к появлению производственных погрешностей значений активного сопротивления обмотки ротора, равных

способ сборки электрической машины, патент № 2320063

где способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - относительное отклонение от номинального значения сопротивления обмотки ротора, приведенное к обмотке статора; способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - рассеивание относительного значения сопротивления короткозамкнутой обмотки i-того пакета, приведенное к обмотке статора. Для набора данных о технологических отклонениях способ сборки электрической машины, патент № 2320063 приведенного активного сопротивления пакета ротора и вариациях других электромагнитных параметров было проведено статистическое исследование партии пакетов ротора погружного электродвигателя типа ЭД 28-117М 28kW 900V в количестве 271 шт. (см. приложение 2). В результате анализа экспериментальных данных установлено следующее.

1. Пакеты ротора электродвигателя в испытуемой партии имеют существенный технологический разброс по их электромагнитным параметрам. Относительные отклонения способ сборки электрической машины, патент № 2320063 значений активного сопротивления пакетов от номинальной величины находятся в интервале от 0,35 до - 0,25 (см. приложение 2, фиг.16, на которой цифрой 1 отмечено относительное номинальное значение сопротивления способ сборки электрической машины, патент № 2320063 ). Среднее квадратическое отклонение сопротивления способ сборки электрической машины, патент № 2320063 от номинального значения, определенное из упорядоченного графика (фиг.16), составляет 0,1. Технологический разброс индуктивного сопротивления способ сборки электрической машины, патент № 2320063 пакетов и других электромагнитных параметров имеет сравнительно меньшие значения.

2. Комплектация ротора из пакетов, отклоняющихся от номинального значения в сторону уменьшения активного сопротивления, приводит к снижению коэффициента полезного действия (КПД) электродвигателя. Это происходит из-за роста тока в фазах статорной обмотки. В результате растут потери мощности в роторе (фиг.1, расчетные кривые 1, 2, 3), суммарные потери в двигателе (фиг.2, расчетные кривые 1, 2, 3), и повышается мощность, потребляемая им из питающей сети (фиг.3, кривые 1, 2, 3).

3. Комплектация ротора из пакетов, отклоняющихся от номинального значения в сторону повышения активного сопротивления приводит соответственно к повышению КПД погружного электродвигателя. Это обусловлено снижением тока в фазах статорной обмотки. В результате понижаются потери мощности в роторе (фиг.1, кривые 5, 6, 7), суммарные потери в двигателе (фиг.2, кривые 5, 6, 7), и понижается потребляемая им мощность (фиг.3, кривые 5, 6, 7) из промысловой сети.

На фиг.4а, б приведены зависимости КПД от относительной выходной мощности на валу Р2, рассчитанные для двух электродвигателей типа ЭД28-117М 28kW 900V с заводскими номерами 080952 и 000371. Электродвигатель 080952 укомплектован пакетами, имеющими максимальное активное сопротивление и примерно одинаковые индуктивные сопротивления (набор №7, комплектация по 7 пакетов фиг.4б), а электродвигатель 000371 (фиг.4а) - пакетами с минимальными активными и примерно одинаковыми индуктивными сопротивлениями (набор №1, комплектация по 7 пакетов). Из графиков видно, что в первом случае КПД повышается в номинальном режиме на 3%, а во втором случае понижается в номинальном режиме на 4%. Результаты расчетов прошли экспериментальную проверку на Сургутской центральной базе проката и обслуживания электропогружных установок Сургутнефтегаза (СЦБПО ЭПУ) и нашли свое полное подтверждение (фиг.5, 6).

Из расчетных и экспериментальных данных вытекает возможность направленного воздействия на величину КПД погружного асинхронного электродвигателя в диапазоне до 7% на этапе его сборки путем рациональной комплектации пакетов ротора на основании предварительного измерения их активного сопротивления способ сборки электрической машины, патент № 2320063 приведенного к статорной обмотке. В известных способах сборки [4, 5, 9] погружных электродвигателей набор пакетов ротора традиционно комплектуется без измерения их активного сопротивления, а именно по мере изготовления отдельных пакетов 191, либо по мере поступления их на сборочный участок (сборка электродвигателей после ремонтного обслуживания). В обоих случаях активное сопротивление роторной обмотки измеряется только на этапе приемно-сдаточных испытаний (т.е. по окончании сборки), которые проходит каждый изготовленный электродвигатель. Отсутствие операции контроля активного сопротивления пакетов ротора на этапе сборки погружного асинхронного электродвигателя приводит к росту процента выхода электрических машин, имеющих пониженные значения КПД из-за неблагополучного сочетания отклонений сопротивлений способ сборки электрической машины, патент № 2320063 у отдельных пакетов ротора. В результате этого растут энергозатраты и расходы денежных средств на эксплуатацию таких электродвигателей в нефтяных промыслах.

Задачами изобретения являются обеспечение энергосбережения и повышение экономической эффективности погружных асинхронных электродвигателей в установившемся режиме их эксплуатации.

Поставленные задачи решены за счет того, что в способе сборки электрической машины, согласно которому статор электрической машины собирают из активных пакетов статорного железа и немагнитных пакетов, активные и немагнитные пакеты запрессовывают в корпус машины в чередующемся порядке, в строго ориентированном состоянии и закрепляют с обоих концов по торцам запорными кольцами, контролируют прямолинейность внутренней расточки статора, в пазы статора укладывают протяжную трехфазную обмотку из обмоточного провода с полимерной изоляцией, ротор с сердечником собирают из отдельных пакетов, имеющих каждый самостоятельную короткозамкнутую обмотку, пакеты устанавливают на шпонку на общий вал, поочередно с пакетами устанавливают между ними и по концам вала промежуточные подшипники скольжения, группы пакетов фиксируют на валу стопорными кольцами, все пакеты, собранные на валу затягивают гайкой и производят монтаж остальных деталей электрической машины согласно изобретению измеряют активные сопротивления самостоятельных короткозамкнутых обмоток, формируют массив данных, упорядоченный по отклонениям сопротивлений обмоток от их номинального значения и комплектуют оптимальный набор для сердечника ротора из пакетов с положительными и отрицательными отклонениями сопротивлений короткозамкнутых обмоток для получения минимального отклонения суммарного (полного) сопротивления обмотки ротора от номинального значения.

Данная совокупность признаков позволяет получить новый технический результат, который заключается в обеспечении на этапе сборки погружного электродвигателя стабильного и оптимального значения приведенного активного сопротивления его роторной обмотки, нечувствительного к допускам и отклонениям сопротивлений самостоятельных короткозамкнутых обмоток пакетов ротора, за счет чего достигается наибольший КПД электродвигателя и обеспечивается его стабильность в условиях производственных разбросов параметров пакетов ротора, что позволяет снизить до минимума энергозатраты на эксплуатацию погружных электродвигателей в нефтяных скважинах. Следует отметить в этой связи, что основным режимом работы погружных электроустановок с центробежными насосами является установившийся режим с коэффициентом загрузки электродвигателя по мощности, составляющим 0,7...0,8.

Способ сборки электрической машины осуществляют следующим образом. Измеряют сопротивления пакетов по мере их поступления в так называемый пополняемый технологический запас. По результатам измерений создают обновляемый массив данных. Из технологического запаса, используя массив данных, выбирают пакеты с положительными и отрицательными отклонениями их сопротивлений. Из пакетов формируют "оптимальные" наборы, имеющие минимальные суммарные отклонения их приведенных сопротивлений

способ сборки электрической машины, патент № 2320063

от номинальной величины. Далее из оптимальных наборов производят сборку роторов. В собранном электродвигателе имеет место взаимная компенсация тех отклонений приведенных активных сопротивлений пакетов, которые имеют разные знаки. Этим обеспечивается сокращение разброса значений приведенного сопротивления обмотки ротора и стабилизация этого сопротивления на уровне его номинальной величины с определенной точностью. Она зависит от объема технологического запаса, который можно оценить из соотношения

способ сборки электрической машины, патент № 2320063

где способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - поле допуска относительного приведенного сопротивления пакета; n - число пакетов в наборе; КQ - коэффициент влияния отклонения сопротивления ротора (о.е.) на потребляемую двигателем мощность (о.е.); способ сборки электрической машины, патент № 2320063 Q - допускаемый разброс потребляемой мощности электродвигателя.

Предлагаемая новая последовательность операций при сборке погружных электродвигателей позволяет увеличить их КПД и сократить его производственный разброс. Это, в свою очередь, позволяет обеспечить энергосбережение и экономию денежных средств при эксплуатации установок погружных центробежных насосов на нефтяных промыслах.

Конкретные примеры осуществления способа приведены в табл. 1 в виде оптимальных наборов пакетов для сборки ротора электродвигателя ЭД28-117 М и на фиг.7 в виде зависимостей КПД от относительной выходной мощности на валу электродвигателя. Набор №0 скомплектован из пакетов с номинальными значениями параметров. Оптимальные наборы №1 и №2 сформированы из пакетов, имеющих соответственно малые отклонения сопротивлений (набор №1) и большие отклонения сопротивлений короткозамкнутых обмоток, близкие к границам их поля допуска (набор №2).

Таблица 1
Набор пакетов 0  Набор пакетов 1  Набор пакетов 2
№ пак Хп, о.е.Rп, о.е.  № пакХп, о.е. Rп, о.е. № пак Хп, о.е.Rп, о.е.
01,0000 1,0000 167 0,97981,0212  761,0475 1,1207
0 1,00001,0000  2161,0567 1,0133 144 1,02001,0853
01,0000 1,0000 8 0,97081,0071  1330,9450 1,0560
01,0000 1,0000  1951,00261,0000  195 1,00261,0000
01,00001,0000  227 0,95400,9886  2281,0292 0,9430
01,0000 1,0000  400,95670,9814  123 0,94020,9300
01,00001,0000  85 0,96850,9718  340,9354 0,9129

Из графиков видно, что КПД трех электродвигателей (с нулевым и с оптимальными наборами) в рабочем диапазоне мощностей практически совпадают. Таким образом, при сборке погружных электродвигателей заявляемым способом, отличающимся введением новых операций по формированию оптимальных пакетов, обеспечивается практическая независимость КПД и потребляемой из промысловой сети энергии от неизбежного (и значительного) производственного разброса электромагнитных параметров отдельных пакетов ротора.

Все это подтверждает технические преимущества заявляемого способа сборки, которые в сравнении с прототипом и другими известными способами состоят в улучшении энергетических характеристик погружных электродвигателей, и достигаются воздействием на этапе сборки на величину КПД с целью увеличения его значения и достижения стабильности в условиях действия производственных разбросов параметров короткозамкнутых самостоятельных обмоток пакетов ротора.

Использование изобретения при ремонте погружных центробежных электронасосов, применяемых для добычи нефти из глубинных скважин, позволяет улучшить энергосбережение и дает существенный годовой экономический эффект, определяемый как

способ сборки электрической машины, патент № 2320063

где Nуст - число погружных электродвигателей (принятое в расчете 6550); Р п.ср - средняя мощность установленных электродвигателей (в расчете 45 кВт); Кз.ср - средний коэффициент загрузки погружных электродвигателей (в расчете принят равным 0,64); способ сборки электрической машины, патент № 2320063 способ сборки электрической машины, патент № 2320063 - увеличение КПД при соответствующем коэффициенте загрузки (в расчете 0,01); Т - время работы погружных электродвигателей за год (в расчете 8760 часов); Ц - цена 1 кВт/часа. При цене 1 кВт/час, равной 1,3 руб., экономический эффект от внедрения изобретения, например, на промыслах Сургутнефтегаза составит 21523320 руб.

ИСТОЧНИКИ ИНФОРМАЦИИ

1. Антонов М.В., Герасимова Л.С. Технология производства электрических машин. - М.: Энергоиздат, 1982, с.12-15 и 352, рис.1.2.

2. RU 2161852 С2, кл. Н02К 15/04, опубл. 01.10.2001.

3. RU 2006140 C1, кл. Н02К 15/00, опубл. 01.15.1994.

4. Богданов А.А. Погружные центробежные электронасосы для добычи нефти. М.: Недра, 1968, с.131...163.

5. Ивановский В.Н., Пекин С.С., Сабиров А.А. Установки погружных центробежных насосов для добычи нефти. - М.: ГУП Изд-во "Нефть и газ", 2002, с.65...86.

6. Технология производства асинхронных двигателей. Специальные процессы /В.Г.Костромин, С.Б.Бронин, В.А.Дагаев и др.; Под ред В.Г.Костромина. - М.: Энергоиздат, 1981. - 272 с., илл.

7. SU 1086503 А, кл. Н02К 15/00, опубл. 15.04.84. Бюл.14.

8. SU 1415337/24-07, кл. Н02К 15/02, опубл. 04.09.86.

9. SU 1557637 A1, кл. Н02К 15/02, опубл. 15.04.90. Бюл.14.

Приложение 1

Конструкция и характеристики погружных электрических двигателей.

Основным видом погружных электродвигателей для привода центробежных насосов [4, 5] являются асинхронные маслозаполненные с короткозамкнутым ротором электродвигатели вертикального исполнения, выполненные в стальном корпусе цилиндрической формы. Наружный диаметр электродвигателя определяется внутренним диаметром обсадной колонны нефтяной скважины и находится в пределах 96...138 мм. Мощность электродвигателей достигает 500 кВт. Малые диаметры и большие мощности вызывают необходимость увеличивать длину электродвигателей. Например, электродвигатель серии ПЭД диаметром 123 мм мощностью 10 кВт имеет длину 2843 мм, а электродвигатель того же диаметра мощностью 75 кВт имеет длину 8062 мм. Погружные электродвигатели изготавливают двухполюсными на скорость вращения 3000 синхронных об/мин при частоте тока 50 Гц.

Основные технические данные погружных электродвигателей, находящихся в эксплуатации на промыслах, приведены в таблице 2.

Технические данные погружных электродвигателей российского производства приведены в таблице 3.

Конструкция электродвигателя серии ПЭД представлена на фиг.8, где приняты следующие обозначения: 1 - вал; 2 - плоский кабель; 3 - штепсельная муфта; 4 - выводные концы обмотки статора; 5 - обмотка статора; 6 - корпус статора; 7 - промежуточный подшипник; 8 - немагнитный пакет статора; 9 - активный пакет статора; 10 - ротор двигателя; 11 - масляный фильтр; 12 - отверстие внутри вала для циркуляции масла; 13 - обратный клапан для заполнения двигателя маслом; 14 - отстойник; 15 - турбинка для циркуляции масла; 16 - опорная пята. Основными элементами конструкции электродвигателя являются статор и ротор. Статор ПЭД состоит из активных пакетов 9, набранных из отдельных листов отожженной электротехнической стали Э12 или Э13 и из немагнитных пакетов 8, отштампованных из латуни или из немагнитной нержавеющей стали. Немагнитные пакеты служат опорами для подшипников ротора.

Длина активного пакета определяется расстоянием между подшипниками 7 на валу ротора (исходя из расчета вала на прогиб) и колеблется в пределах 300...450 мм. Длина немагнитных пакетов соответствует ширине промежуточных подшипников ротора и колеблется в пределах 32...45 мм. Активные и немагнитные пакеты статора, чередуясь между собою, плотно посажены в корпусе статора 6 и закреплены с обеих сторон по торцам запорными кольцами. При сборке статора выполняется ряд специальных операций, включающих ориентацию листов статора, дозирование отдельных наборов на технологических оправках, запрессовку наборов листов в строго ориентированном состоянии в корпус статора, окончательную их запрессовку и закрепление. Число активных пакетов зависит от мощности двигателя, который может быть изготовлен с одним пакетом статора, с двумя, пятнадцатью и больше. Число немагнитных пакетов зависит от числа промежуточных подшипников ротора.

После запрессовки листов статора в корпус контролируется прямолинейность статора. При неудовлетворительной прямолинейности внутренней расточки статор подлежит правке на специальной установке. Допустимое отклонение от прямолинейности внутренней поверхности (кривизна) по всей длине не более 0,15 мм на метр. В пазах статора уложена впротяжку трехфазная обмотка из специального обмоточного провода круглого сечения с пленочной полиимидофторопластовой изоляцией, например провода ППИ-У, ПЭУ-200, ПФО, выпускаемого в России и СНГ. Фазы обмотки соединены в звезду.

Внутри статора размещается ротор 10 (фиг.8) с сердечником. Последний представляет собой набор отдельных пакетов, имеющих каждый самостоятельную короткозамкнутую обмотку. Пакеты ротора шихтуются из отштампованных листов с пазами из электротехнической стали марок Э12, 2212 или 2215. Длина каждого пакета зависит от расстояния между промежуточными радиальными опорами ротора, которое в свою очередь определяется расчетом на прогиб вала. Количество пакетов зависит от мощности электродвигателя. На фиг.9а показан пакет ротора электродвигателя ПЭД17-119. Обмотка каждого пакета состоит из медных стержней, установленных в его пазах и медных короткозамыкающих колец, соединяющих стержни по их торцам. Пакеты ротора насаживаются на вал на шпонку группами по 3-4 пакета и разделяются между собой промежуточными радиальными подшипниками скольжения. Группа пакетов фиксируется на валу стопорными кольцами так, чтобы был гарантирован зазор 2-3 мм, компенсирующий тепловые расширения во время работы. Вал ротора пустотелый для обеспечения циркуляции масла, выполнен из высокопрочной стали. Прутки для изготовления валов имеют диаметры 24,99; 29,99; 34,99 мм; длину - до 8 м; диаметр осевого канала 7,1...8,2 мм.

Ротор электродвигателя типа ПЭД в сборе представлен на фиг.9б, где приняты следующие обозначения: 1 - шлицевой конец вала; 2 - пята; 3 - отверстие в валу для циркуляции масла; 4 - турбинка для нагнетания масла; 5 - пакет ротора; 6 - промежуточный радиальный подшипник скольжения; 7 - гайка для крепления роторных пакетов на валу; 8 - отверстие для подачи масла в радиальный подшипник; 9 - шпонка ротора.

Основные данные короткозамкнутых обмоток электродвигателей серии ПЭД даются в таблице 4.

Таблица 2
Технические данные погружных электродвигателей
ПараметрыТип электродвигателя
ПЭД7-103ПЭД10-103 ПЭД14-103ПЭД20-103 ПЭД28-103ПЭД40-103 ПЭД17-119ПЭД28-119 ПЭД10-123ПЭД35-123 ПЭД46-123ПЭД55-123 ПЭД75-123уПЭД100-123у
Номинальная (полезная) мощность Р пол, кВт710 1420 284017 281035 465570 95
Потребляемая мощность Р пот; кВт-15 -27 395623 --46 607498 124
Линейное напряжение U с, В300350 600750 8501000400 430520465 600800915 1000
Номинальная сила тока I с, A24,733 24,728,2 364143 60,51870 706472 84
Частота f, Гц 505050 505050 505050 505050 5050
Скорость вращения n, об/мин (синхронных)3000 30003000 300030003000 30003000 300030003000 30003000 3000
Скольжение S,% 6,06,06,0 6,57,08,5 4,565,0 4,56,06,0 6,56,5
К.п.д. способ сборки электрической машины, патент № 2320063 , %7370 7373 727273,5 747676 767574 78
Коэффициент мощности (cosспособ сборки электрической машины, патент № 2320063 )0,750,70 0,750,75 0,740,780,78 0,840,81 0,820,840,83 0,850,84
Мпуск ном (без кабеля)2,0 2,82,02,0 2,52,52,6 2,72,52,8 2,82,02,2 1,8
Допустимая температура окружающей среды, °С5070 5045 705570 705070 907055 70
Наружный диаметр, мм:  
корпус электродвигателя 103103 103103103 103119119 123123123 123123123
протектора92 929292 9292110 110114110 110114114 114
Объем верхней камеры протектора, л2,52,5 2,52,52,5 2,54,04,0 4,54,04,0 4,54,54,5
Длина электродвигателя, мм:  
без протектора -4206- 516055106190 48435920 284354776744 71058062 8062
с протектором -5586- 654070707750 66957772 478173298596 904310000 10000
Вес электродвигателя, кг:  
без протектора-207 -265 285325350 360190395 540580700 700
с протектором -252- 310330370 418428260 458608670 790790
Примечания. 1. Электродвигатели ПЭД28-119 и ПЭД10-123 в настоящее время не изготовляются.
2. Для электродвигателей ПЭД7-103 и ПЭД14-103 приведены расчетные данные.

Таблица 3
Параметры погружных электродвигателей российского производства
Двигатели погружные асинхронные унифицированные модернизации ТУ 3381-026-21 серии ПЭД
МаркаМощность, кВт Напряжение, ВТок, А КПДcosспособ сборки электрической машины, патент № 2320063 Скольжение,% Минимальная скорость жидкости, м/с
123 456 78
ЭД12-117М 12380 2684,00,85 5,00,05
ЭД16-117М 16750 18,584,00,85 5,00,05
ЭД22-117М22750 2484,5 0,855,00,05
ЭД28-117М28 9002684,5 0,845,00,08
1ЭД32-117М32 75035,585,0 0,865,00,08
ЭД32-117М32 10002685,0 0,865,00,08
ЭД40-117М40 12002784,5 0,855,00,08
1ЭД45-117М45 100036,585,0 0,865,0 0,08
ЭД45-117М 45140026 85,00,865,0 0,08
ЭД50-117М 50140028 84,50,865,2 0,12
ЭД56-117М 56140031,5 84,50,865,2 0,12
1ЭД63-117М 63100051,5 85,00,855,2 0,30
ЭД63-117М 63200025 85,00,855,2 0,12
ЭД70-117М 70150038 85,00,855,2 0,30
ЭД40-117МВ 40800       
ЭД40-117МН 40800       
В сборе80 16003984,5 0,865,20,30

Таблица 4
Основные данные обмоток роторов погружных электродвигателей
Параметры Тип электродвигателя
ПЭД10-103 ПЭД20-103ПЭД28-103 ПЭД40-103ПЭД17-119 ПЭД28-119ПЭД10-123 ПЭД35-123ПЭД46-123 ПЭД55-123ПЭД75-123у ПЭД100-123у
Диаметр ротора, мм47,247,2 4747 57,261,261,2 61,261,2 61,26161,2
Число пакетов ротора 91213 151013 41013 141616
Длина пакета ротора, мм 295295295 295318318 377384384 377377377
Общая длина пакета ротора, мм 265535403835 44253180 413415083840 49925278 64096409
Диаметр вала, мм25 252525 303535 353535 3535
Число пазов Z216 101616 162616 262616 1616
Число проводников в пазу1 111 111 111 11
Сечение проводника, мм215,9 28,320,8 20,828,339,1 33,222,1 30,833,233,2 39,1
Размер короткозамыкающего кольца, мм6×8 6×86×86×8 8×913,5×9,25 6×137,5×13,1 13,5×106×13 6×136×13
Материал стержней и колец МедьМедьМедь МедьМедь АлюминийМедьМедь АлюминийМедь МедьМедь

Приложение 2

Статистическое исследование параметров пакетов ротора погружного электродвигателя типа ЭД28-117М

Исследование проходила группа из 271 пакета ротора (фиг.10) методом неразрушающего контроля и диагностики на испытательном стенде "ОБЪЕКТ-3". Технические характеристики стенда

1. Габарит испытуемого пакета 103, 117, 130
2. Время испытания пакета, минне более 1
3. Число определяемых электромагнитных параметров пакета 12
4. Погрешность определения основных параметров,%не более 3
5. Напряжения питания, В 380
6. Частота напряжения питания, Гц50
7. Установленная мощность, кВА4
8. Управляющий компьютерне ниже Pentium 4
9. Размер стенда, мм 1260×1400×1520

Стенд (фиг.11) состоит из входного модуля 1; шкафов управления 2 и 3, содержащих персональный компьютер и силовую коммутационную аппаратуру. Для запуска стенда необходимо подключить его к сети, нажать на кнопку "ВКЛ" на внешней панели стойки шкафа управления (фиг.12а) для включения силовой части стенда и персонального компьютера и запустить программу управления стенда. После загрузки программы стенд готов к работе, при этом на экран монитора выводится соответствующее сообщение (фиг.12б).

Для определения параметров пакета ротора необходимо выполнить следующую последовательность действий.

1. Поместить исследуемый пакет во входной модуль таким образом, чтобы шпоночный паз пакета располагался внизу, при этом метка на торце пакета должна быть ориентирована к дальнему концу входного модуля (фиг.13а).

2. С помощью досыльника задвинуть пакет ротора до упора (фиг.13б).

3. На внешней панели шкафа стойки управления нажать кнопку "пуск" (фиг.12а), тем самым производится запуск процесса определения параметров. Управление процессом определения параметров осуществляется компьютером и не требует вмешательства оператора. На экране монитора появляется сообщение (фиг.14а).

4. После завершения процесса определения параметров на экране монитора выводятся характеристики испытуемого пакета (фиг.14б), в том числе активное сопротивление пакета ротора в о.е. RПАК, приведенное к обмотке статора. Извлечение пакета ротора из входного модуля производится автоматически, при этом стенд готов к новому циклу испытаний.

На фиг.15 приведены результаты определения изменения величины активного сопротивления пакета ротора от температуры. Диапазон изменения температуры составил 45°С. Расчетное изменение сопротивления в этом случае 18%, измеренное на стенде 20%.

На фиг.16 приведены результаты статистического испытания отклонения активного сопротивления пакетов ротора от номинального значения в исследуемой партии пакетов в виде диаграммы, упорядоченной по убыванию сопротивления RП в о.е.

Класс H02K15/02 корпусов статора или ротора 

способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
способ диагностики и контроля замыканий листов активной стали сердечника электрических машин -  патент 2510118 (20.03.2014)
разделенная вдоль оси конструкция статора для электродвигателей -  патент 2507662 (20.02.2014)
способ изготовления сердечника электрической машины -  патент 2496212 (20.10.2013)
способ пропитки обмоток электротехнических изделий -  патент 2490771 (20.08.2013)
способ определения технического состояния асинхронного двигателя в процессе пуска -  патент 2485534 (20.06.2013)
способ изготовления магнитопроводов аксиальных электрических машин -  патент 2475924 (20.02.2013)
способ изготовления магнитопровода электромагнита броневого типа вибрационного насоса -  патент 2468489 (27.11.2012)
активный элемент для электромагнитной машины, способ изготовления такого активного элемента и электромагнитная машина, содержащая такой активный элемент -  патент 2444109 (27.02.2012)
статор электродвигателя с внешним ротором -  патент 2407131 (20.12.2010)

Класс H02K15/00 Способы и устройства для изготовления, сборки, эксплуатации и ремонта электрических машин

способ изготовления одновитковой жесткой шаблонной петлевой катушки двухслойной обмотки статора -  патент 2529012 (27.09.2014)
способ коррекции медленного раскачивания путем нагревания и быстрого охлаждения -  патент 2528620 (20.09.2014)
селективный способ сушки увлажненной или пропитанной изоляции обмоток якоря тяговых электрических машин инфракрасным излучением и устройство для его реализации -  патент 2525296 (10.08.2014)
способ определения коэффициента пропитки отверждаемым полимерным составом обмоток электрических машин -  патент 2521439 (27.06.2014)
короткозамкнутый ротор -  патент 2518507 (10.06.2014)
способ контроля отверждения пропитанной изоляции обмоток электротехнических изделий -  патент 2516276 (20.05.2014)
способ изолировки пазов магнитных сердечников якорей электродвигателей -  патент 2516266 (20.05.2014)
способ струйной пропитки обмоток электрических машин -  патент 2516243 (20.05.2014)
постоянный магнит, способ его изготовления, и ротор и двигатель с внутренним постоянным магнитом(ipm) -  патент 2516005 (20.05.2014)
спектрально-осциллирующий способ пропитки изоляции лобовых частей обмоток вращающихся электрических машин и устройство для его реализации -  патент 2515267 (10.05.2014)
Наверх