способ утилизации бывших в эксплуатации осей колесных пар железнодорожного подвижного состава
Классы МПК: | B23D31/00 Механические ножницы или устройства для резки металла, не отнесенные к группам 15/00 B21K7/00 Изготовление конструктивных элементов для железнодорожных путей; изготовление конструктивных элементов для подвижного состава |
Автор(ы): | Гиляжев Ильшат Набибович (RU), Зуев Илья Станиславович (RU), Тяжельников Дмитрий Вячеславович (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью Научно-производственное объединение "ИНТЕГРАЛ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-05-03 публикация патента:
27.03.2008 |
Изобретение относится к изготовлению деталей машин из отработавших свой ресурс крупногабаритных цилиндрических деталей. От бывших в эксплуатации осей колесных пар железнодорожного подвижного состава отрезают участки, расположенные со стороны торцев. Оставшиеся после отрезки оси разрезают на части. Эти части используют в качестве заготовок для изготовления методами обработки давлением лабиринтных колец для буксового узла, пятников для сцепки вагонов, молотков для молотковых мельниц или пробок для литейных печей. Разрезание оси на части ведут в зависимости от количества металла, необходимого для изготовления из заготовки соответствующей детали. В результате обеспечивается повышение экономичности изготовления деталей. 1 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Способ утилизации бывших в эксплуатации осей колесных пар железнодорожного подвижного состава, характеризующийся тем, что он включает отрезку участков оси, расположенных со стороны ее торцов, и разрезание оставшейся оси на части, из которых путем обработки давлением изготавливают лабиринтные кольца для буксового узла, пятники для сцепки вагонов, молотки для молотковых мельниц или пробки для литейных печей.
2. Способ по п.1, характеризующийся тем, что разрезают ось на части в зависимости от количества металла, необходимого для изготовления из нее соответствующей детали.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к изготовлению деталей машин, например, штамповкой из отработавших свой ресурс крупногабаритных цилиндрических деталей, например осей колесных пар железнодорожного подвижного состава.
Известен способ переработки за счет восстановления осей колесных пар путем устранения выработок на них путем наплавки. Восстановленные таким образом оси после механической обработки используются по своему прямому назначению (РФ, з. №2003118952 от 24.06.2003, опубл. 20.12.2004).
Недостатком указанного способа является то, что при сильном износе, не все оси подлежат восстановлению, т.е. списываются на переплавку.
Технической задачей предлагаемого изобретения является повышение экономичности изготовления некоторых конструктивных элементов для подвижного состава и других деталей за счет использования для их изготовления списанных на переплавку осей колесных пар железнодорожного подвижного состава.
Поставленная задача достигается тем, что способ утилизации бывших в эксплуатации осей колесных пар железнодорожного подвижного состава согласно изобретения включает отрезку участков оси, расположенных со стороны ее торцов, и разрезание оставшейся после отрезки оси на части, которые используют в качестве заготовок для изготовления путем обработки давлением лабиринтных колец для буксового узла, пятников для сцепки вагонов, молотков для молотковых мельниц или пробок для литейных печей.
Разрезание оси на части осуществляют в зависимости от количества металла, необходимого для изготовления из заготовки соответствующей детали.
Повторное использование списанных на переплавку, т.е. не подлежащих восстановлению, осей колесных пар железнодорожного подвижного состава для изготовления некоторых конструктивных элементов для подвижного состава и других деталей экономично. Кроме того, оси, как правило, изготавливают из высококачественных конструкционных сталей, поэтому изготовленные из них детали обладают повышенной прочностью, износостойкостью.
Отрезка участков оси, расположенных со стороны ее торцов, производится для того, чтобы исключить непригодные для последующего использования ее участки - со сверлениями, резьбой и т.д. Эти отрезанные торцы также можно использовать как металлолом для переплавки.
Номенклатурный ряд деталей, которые можно изготовить из одной оси: кольцо лабиринтное для буксового узла, пятник для сцепки вагонов, молоток для молотковых мельниц, пробки для литейных печей, являет собой наиболее оптимальное использование всей оси. Кроме того, детали, полученные из осей, обладают повышенной прочностью, что повышает их срок службы.
Резка оси на части в зависимости от того, какое количество металла необходимо для изготовления каждой конкретной детали, позволяет получить поковку с минимальными припусками на последующую механическую обработку, и, тем самым, сократить время обработки и отходы.
В результате проведенных патентных исследований не выявлено известных из уровня техники аналогичных технических решений, характеризуемых заявляемой совокупностью признаков, что позволяет сделать вывод о соответствии предлагаемого изобретения критериям «новизна» и «изобретательский уровень», может найти применение в промышленности при утилизации отработавших свой ресурс крупногабаритных цилиндрических деталей, что соответствует критерию «промышленная применимость».
Сущность изобретения поясняется чертежом, где представлена примерная схема раскроя оси.
Способ утилизации бывших в эксплуатации осей колесных пар железнодорожного подвижного состава заключается в следующем.
Не подлежащие восстановлению оси колесных пар железнодорожного подвижного состава, т.е. списанные на переплавку, подвергают утилизации, для чего ось укладывают на рольганг отрезного устройства (не показано). В зависимости от определенной номенклатуры деталей, их количества и веса производят разметку оси. Затем режут ось по линиям разметки на части, из которых получают поковки для каждой детали. Номенклатурный ряд деталей, получаемый из каждой оси, представляет собой кольца лабиринтные для буксового узла, пятники для сцепки вагонов, молотки для молотковых мельниц, пробки для литейных печей.
На чертеже представлена примерная схема раскроя оси для определенной номенклатуры деталей, получаемой из нее.
Ось 1 укладывают на рольганг отрезного устройства (не показан), отрезают торцы 2, производят разметку оси 1 на части в зависимости от количества металла, требуемого на получение поковок для каждой определенной детали, по линиям разметки «а» разрезают на части, где из частей 3 изготавливают, например, пятники для сцепки вагонов, из части 4, например, молоток для молотковых мельниц горно-рудной промышленности, из части 5, например, пробки для литейных печей в металлургической промышленности.
В зависимости от необходимости получения другой номенклатуры деталей, разметку производят в соответствии с их изменившимися параметрами.
Заявляемый способ утилизации позволяет использовать не подлежащие восстановлению оси колесных пар железнодорожного подвижного состава для получения из них деталей необходимого номенклатурного ряда. В связи с тем, что оси изготавливают из высококачественных конструкционных сталей, полученные из них детали обладают хорошими прочностными характеристиками.
Таким образом, с помощью заявляемого способа достигается повышение экономичности изготовления некоторых конструктивных элементов для подвижного состава и других деталей за счет изготовления их из списанных на переплавку осей колесных пар железнодорожного подвижного состава.
Класс B23D31/00 Механические ножницы или устройства для резки металла, не отнесенные к группам 15/00
способ и устройство для обрезки кромки толстых металлических листов - патент 2522402 (10.07.2014) | |
способ получения скользящего листа затвора плавающей крыши резервуара - патент 2518817 (10.06.2014) | |
установка гидроабразивной резки - патент 2508189 (27.02.2014) | |
ультразвуковой гидрорез - патент 2463136 (10.10.2012) | |
кромкообрезные ножницы - патент 2419521 (27.05.2011) | |
устройство охлаждения рабочей текучей среды - патент 2400648 (27.09.2010) | |
устройство и способ для отбора проб - патент 2400334 (27.09.2010) | |
устройство для изготовления стальных фибр - патент 2344904 (27.01.2009) | |
устройство для резки кабеля - патент 2323805 (10.05.2008) | |
способ ломки проката - патент 2308358 (20.10.2007) |
Класс B21K7/00 Изготовление конструктивных элементов для железнодорожных путей; изготовление конструктивных элементов для подвижного состава