присадка к дизельному топливу, дизельное топливо

Классы МПК:C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли
C10L1/16 углеводороды 
C10L1/224 амиды; имиды
C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Общество с ограниченной ответственностью "Уренгойгазпром" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-25
публикация патента:

Использование: в области нефтехимии. Сущность: присадка к дизельному топливу содержит в % мас.: алкил(С 320)нитрат до 50, полимер этилена или его сополимер с альфа-олефинами С3 4 с мол. массой 50.000-100.000 до 30, непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид до 100. Дизельное топливо на основе базового топлива содержит вышеуказанную присадку в количестве 0,01-1,0% мас. В качестве базового топлива может быть использовано летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава. Технический результат - улучшение пусковых, вязкостно-температурных и смазывающих свойств. 2 н. и 1 з.п. ф-лы, 2 табл.

Формула изобретения

1. Присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С 320)нитрат, полимер этилена или его сополимер с альфа-олефином С3 4 с мол.м. 50000-100000, отличающаяся тем, что она дополнительно содержит непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Алкил(С3 20)нитратдо 50
Полимер этилена или его сополимер с альфа-олефином С 34 с мол.м. 50000-100000 до 30
Непредельная жирная кислота или ее амиддо 100

2. Дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее присадку, отличающееся тем, что содержит присадку по п.1 в количестве 0,01-1,0 мас.%.

3. Дизельное топливо по п.2, отличающееся тем, что в качестве базового топлива оно содержит летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава.

Описание изобретения к патенту

Настоящее изобретение относится к составу присадки к дизельному топливу и дизельному топливу нефтяного или газоконденсатного происхождения, содержащему эту присадку.

Известно, что дизельные топлива в качестве ускорителей воспламенения содержат в своем составе органические нитраты, например 2-этилгексилнитрат (Патент США №4473378, С10L 1/22, 1984 г.).

Известно, например, дизельное топливо на основе газового конденсата, содержащее 0,5-1,5% об. циклогексилнитрата (Заявка РФ №94035543, С10L 1/08, 1997 г.).

Недостатком присадок на основе нитратов алифатических спиртов является монофункциональность их действия, в результате чего целый ряд дизельных топлив, в том числе и на основе газового конденсата, не обладают требуемыми пусковыми свойствами.

Этот недостаток устраняется использованием присадок, содержащих в своем составе наряду с алкилнитратами сополимеры, алифатические спирты С1-C4, оксипропилированные жирные спирты С616 .

Так, например, известна присадка к дизельному топливу, содержащая 3-24% сополимера этилена с винилацетатом с мол. массой 800-120.000; 4-41% алкилнитрата с числом атомов углерода в алкильной группе 4-16; 2-12% алифатических спиртов C1 -C4 и 12-91% ароматического растворителя с температурой кипения 135-288°С.

Там же описано, что присадка вводится в дизельные топлива, полученные из соответствующих фракций продуктов переработки нефти, сланцев и битумных песков (Патент США №4.365.973, С10L 1/22, 1982 г.).

Известна присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Оксипропилированный жирный спирт C 6-C16 
с мол. массой 300-2.000 5-15
Сульфонат щелочно-земельного металла5-15
Сополимер фракции алкилметакрилатов С8 24 с 
винилацетатом с мол. массой 1.000-10.000 10-25
Алкил(С318)нитратдо 100

(Патент РФ №2057790, С10L 1/18, 1/22, 1996 г.).

Известна также присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

2-этилгексилнитрат40-90
Сополимер на основе этиленненасыщенных  
мономеров до 40
Углеводородная фракция, выкипающая в интервале 
160-360°Сдо 100

Там же описано дизельное топливо, содержащее указанную присадку в количестве 0,001-0,5% мас. (Патент РФ №2208039, С10L 1/18, 1/22, 2003 г.).

Общим недостатком известных присадок является то, что они недостаточно эффективны в части улучшения вязкостно-температурных свойств дизельных топлив.

Наиболее близкой к заявляемому техническому решению является присадка к дизельному топливу, содержащая в % мас.:

Алкил (С3 20)нитратдо 50
Полимер этилена или его сополимер с альфа-олефинами  
с мол. массой 50.000-100.000 до 100

Там же описано дизельное топливо, содержащее эту присадку в количестве 0,01-1,0% мас. (Патент РФ №2280068, С10L 1/18, 1/22, 2005 г.).

Однако известная присадка не обеспечивает дизельному топливу, ее содержащему, требуемых смазывающих свойств.

Задачей настоящего изобретения является разработка состава присадки к дизельному топливу на основе недефицитных продуктов промышленного производства, обеспечивающей дизельному топливу одновременно высокие пусковые, вязкостно-температурные и смазывающие свойства.

Для решения поставленной задачи предлагается присадка к дизельному топливу, содержащая алкил(С 320)нитрат, полимер этилена или его сополимер с альфа-олефином С3 4 с мол. массой 50.000-100.000 и непредельную жирную кислоту, выбранную из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амид при следующем соотношении компонентов в % мас.:

Алкил(С3 20)нитратдо 50
Полимер этилена или его сополимер с альфа-  
олефином С 34 с мол. массой 50.000-100.000 до 30
Непредельная жирная кислота или ее амиддо 100

Предлагается также дизельное топливо на основе базового топлива, содержащее предлагаемую присадку в количестве 0,01-1,0% мас.

При этом в качестве базового топлива может быть использовано летнее или зимнее дизельное топливо нефтяного происхождения или газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава.

Отличием заявляемого технического решения является дополнительное содержание в составе присадки непредельной жирной кислоты, выбранной из группы олеиновая, линолевая, линоленовая, или ее амида, а также соотношение компонентов.

Использование предлагаемой присадки обеспечит дизельным топливам, ее содержащим, одновременно высокие пусковые, вязкостно-температурные и смазывающие свойства, что позволит вырабатывать дизельные топлива, предназначенные для использования в зимних и арктических условиях, соответствующие требованиям европейской нормы ЕН 590.

Предлагаемую присадку готовят путем смешения компонентов при повышенной температуре и перемешивании в течение 1,0-1,5 ч. Указанным способом было приготовлено 6 образцов присадки. Состав приготовленных образцов приведен в таблице 1. В состав дизельных топлив присадку вводят в виде 5-10%-ного концентрата в дизельном топливе или углеводородном растворителе, например толуоле, цетане и пр.

Также было приготовлено 9 образцов дизельного топлива, содержащего предлагаемую присадку. Результаты сравнительных испытаний приготовленных образцов дизельного топлива с образцами дизельного топлива без присадок приведены в таблице 2.

Приготовленные образцы дизельного топлива содержат 0,1% мас. предлагаемой присадки.

Все компоненты присадки являются продуктами промышленного производства.

Компонент А - алкил(С3 20)нитрат, например циклогексилнитрат, изопропилнитрат, норборнилнитрат. В образцах присадки использован наименее дефицитный 2-этилгексилнитрат.

Компонент Б - полиэтилен или сополимер этилена с альфа-олефином, например пропиленом, н- или изо-бутиленом. Для приготовления образцов присадки использован сополимер этилена с пропиленом, являющийся полупродуктом при производстве синтетического каучука, по ТУ 0257-001--48709481-99.

Компонент В - непредельная жирная кислота, выбранная из группы олеиновая, линолевая или линоленовая. В приготовленных образцах использовали олеиновую кислоту (образцы 1 и 2), линолевую кислоту (образец 3), использование линоленовой кислоты приводит к получению аналогичного результата.

Компонент Г - амид олеиновой, линолевой или линоленовой кислоты. Могут быть использованы алкиламиды C1 9. Для приготовления образцов предлагаемой присадки были использованы: метиламид олеиновой кислоты (образцы 4 и 5) и гептиламид линолевой кислоты (образец 6), как наиболее доступные. При использовании других вышеуказанных амидов результаты будут аналогичными.

Приготовленные образцы присадки вводили в виде 5%-ного концентрата в базовое топливо: летнее и зимнее дизельные топлива нефтяного происхождения марок «Л» и «З-35» (ГОСТ 305-82), а также газоконденсатное дизельное топливо широкого фракционного состава марки ГШЗ (ТУ 51-28-86).

Данные, приведенные в таблице 2, подтверждают, что использование заявляемого технического решения позволит получать дизельные топлива зимние и арктические, полностью соответствующие требованиям нового ГОСТа.

Таблица 1.

СОСТАВ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОЙ ПРИСАДКИ.
№ ппСодержание компонентов в образцах, % мас.
1 234
120 10700
230 20500
350 30200
420 10070
530 20050
650 30020

Таблица 2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ ОБРАЗЦОВ ПРЕДЛАГАЕМОГО ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА.
№№ ппСостав образцов дизельного топлива Цетановое числоКинематическая вязкость, мм2Диаметр пятна износа, мкм
1. Топливо марки «Л» без присадки45 3,0520
2. Топливо марки «Л» + образец присадки №2 486,0 300
3.Топливо марки «Л» + образец присадки №548 6,2290
4. Топливо марки «З» без присадки 451,8500
5.Топливо марки «З» + образец присадки №149 4,0320
6. Топливо марки «З» + образец присадки №6 516,3 400
7.Газоконденсатное топливо ГШЗ без присадки40 1,45510
8. Газоконденсатное топливо ГШЗ + образец присадки №3511,83 430
9.Газоконденсатное топливо ГШЗ + образец присадки №448 1,82310

Класс C10L1/188 карбоновые кислоты; их соли

противоизносная присадка для малосернистого дизельного топлива -  патент 2529678 (27.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
способ снижения требований автомобильных бензиновых двигателей к величине октанового числа -  патент 2505589 (27.01.2014)
способ снижения потерь легких углеводородов из нефти -  патент 2490315 (20.08.2013)
смеси жирных кислот и их применение -  патент 2483057 (27.05.2013)
способ подавления выброса бенз( )пирена и его аналогов автомобилями с бензиновыми двигателями -  патент 2468069 (27.11.2012)
способ снижения потерь легких углеводородов из нефти -  патент 2458973 (20.08.2012)
способ получения топлива -  патент 2458971 (20.08.2012)
способ приготовления и состав присадки для десульфуризации серосодержащих топлив -  патент 2451717 (27.05.2012)
топливные композиции -  патент 2443762 (27.02.2012)

Класс C10L1/16 углеводороды 

способ повышения энергетических характеристик жидкостных ракетных двигателей -  патент 2527918 (10.09.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
гибридное эмульсионное топливо -  патент 2501844 (20.12.2013)
применение повышающего вязкость компонента в дизельном топливе -  патент 2495916 (20.10.2013)
композиция неэтилированного экологически чистого высокооктанового бензина -  патент 2493239 (20.09.2013)
химический маркер и способ его получения -  патент 2489476 (10.08.2013)
бензиновые композиции -  патент 2487922 (20.07.2013)
топливо для импульсного детонационного двигателя -  патент 2484123 (10.06.2013)
применение моющих присадок для улучшения характеристик хладотекучести минеральных масел и средних дистиллятов -  патент 2475519 (20.02.2013)
применение минеральных масел, содержащих моющую присадку для улучшения характеристик хладотекучести, и средний дистиллят -  патент 2475516 (20.02.2013)

Класс C10L1/224 амиды; имиды

усовершенствование, относящееся к топливу -  патент 2529426 (27.09.2014)
способы получения и применения топливных композиций -  патент 2525239 (10.08.2014)
ракетное горючее -  патент 2523367 (20.07.2014)
топливная композиция с улучшенными низкотемпературными свойствами -  патент 2515238 (10.05.2014)
смесь из полярных маслорастворимых соединений азота и маслорастворимых алифатических соединений для понижения температуры помутнения в среднедистиллятных топливах -  патент 2508394 (27.02.2014)
солевое производное амида поли(гидроксикарбоновой кислоты) и содержащая его смазочная композиция -  патент 2499034 (20.11.2013)
функциональные флюиды для двигателей внутреннего сгорания -  патент 2485171 (20.06.2013)
топливная нефтяная композиция и добавки для нее -  патент 2482166 (20.05.2013)
многофункциональная добавка к углеводородному топливу -  патент 2463336 (10.10.2012)
добавка к топливу -  патент 2461604 (20.09.2012)

Класс C10L1/23 содержащие по крайней мере одну азот-кислородную связь, например нитросоединения, нитраты, нитриты

Наверх