волновая зубчатая цилиндрическая передача
Классы МПК: | F16H1/00 Зубчатые передачи для сообщения вращательного движения F16H25/06 с промежуточными элементами, движущимися в направляющих двух вращающихся элементов |
Автор(ы): | Осипов Владимир Игоревич (RU), Осипов Игорь Борисович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Марийский государственный технический университет (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-07-13 публикация патента:
27.03.2008 |
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, и может быть использовано в приводах машин и приборов. Волновая зубчатая цилиндрическая передача содержит корпус (1), кулачковый генератор волн (3), сепаратор (5) с радиальными направляющими и расположенными в них зубьями (7), жесткое зубчатое колесо с зубьями (12). Основания (6) зубьев (7) и направляющие сепаратора (5) выполнены соосно-цилиндрическими с возможностью поворота оснований в направляющих относительно их общей оси, расположенной в средней плоскости передачи. Упругая обечайка (10) расположена внутри сепаратора (5) и сопряжена с концами оснований (6), снабженными лысками и заплечиками, ориентированными по направлению зубьев. Между оппозитными прямолинейными кромками основания (6) и лысками выполнен гарантированный боковой зазор, суммарная величина которого рассчитывается по формуле. Такое выполнение позволяет улучшить работоспособность и повысить КПД передачи. 4 ил.
Формула изобретения
Волновая зубчатая цилиндрическая передача, содержащая размещенные в корпусе входной вал, кулачковый генератор волн, сепаратор с радиальными направляющими и расположенными в них зубьями с основаниями, подвижными в радиальном направлении, жесткое зубчатое колесо, гибкое колесо - возвратная пружина, отличающаяся тем, что основания зубьев и направляющие сепаратора выполнены соосно-цилиндрическими с возможностью поворота оснований в направляющих относительно их общей оси, расположенной в средней плоскости передачи (поперечной плоскости зубьев), причем на концах оснований выполнены оппозитные лыски, гибкое колесо размещено внутри сепаратора и выполнено как упругая обечайка с равномерно расположенными по окружности в средней плоскости передачи отверстиями для размещения концов оснований, имеющими две оппозитные прямолинейные кромки, ориентированные по направлению зубьев, а также концевые заплечики, ориентированные соответственно лыскам на основаниях, между кромками и лысками выполнен гарантированный симметричный боковой зазор, суммарная величина которого
где - вероятная накопленная (суммарная) угловая погрешность,
l - длина лыски,
tx - хордальный шаг зубьев жесткого колеса на окружности выступов,
а - толщина вершины зуба,
b - ширина зубьев.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к машиностроению, в частности к механическим передачам, и может быть использовано в приводах машин и приборов.
Известна волновая зубчатая цилиндрическая передача, содержащая жесткое и гибкое зубчатые колеса, генератор волн, входной и выходной валы, помещенные в корпус [1].
Известна также волновая зубчатая цилиндрическая передача, содержащая размещенные в корпусе входной вал, кулачковый генератор волн, сепаратор с радиальными направляющими и расположенными в них зубьями с основаниями, подвижные в радиальном направлении, жесткое зубчатое колесо, гибкое колесо, представляющее собой по существу возвратную лепестковую пружину, а окружные усилия воспринимают призматические основания автономных зубьев, передающие их сепаратору [2].
Эта передача обладает существенными недостатками. Во-первых, технологически и экономически оправданно невозможно «вписаться» в действующие нормативы величины допустимой погрешности сопряжения зубьев жесткого колеса и сепаратора, поскольку независимо одна от другой (от различных баз) выполняются операции по обработке пазов сепаратора, призматических оснований и самих зубьев. В результате наложения погрешностей расположения, формы и размеров трех сопрягаемых элементов возникает перекос и нарушение контакта зубьев в зацеплении. Это снижает их нагрузочную способность ввиду отсутствия возможностей компенсации погрешностей (самоустановки зубьев). Во-вторых, призматическое сопряжение относительно подвижных элементов всегда склонно к заеданию, что снижает КПД передачи.
Наконец, конструкция гибкого колеса - возвратной пружины передачи [2] в основном определяет (удлиняет) осевой габарит передачи, объем корпуса при этом используется не эффективно, а металлоемкость увеличивается.
С целью устранения этих недостатков предлагается придать подвижным (автономным) зубьям сепаратора дополнительную степень свободы - возможность ограниченного поворота вокруг радиальной оси, расположенной в средней поперечной плоскости передачи. Для этого основания зубьев и сопряженные с ними направляющие сепаратора выполнены цилиндрическими, а гибкое колесо - в виде упругой обечайки, перфорированной по окружности с шагом зубьев сепаратора, расположено внутри него и зафиксировано посредством заплечиков, на концах оснований, входящих в отверстия гибкого колеса.
Для ограничения произвольного поворота цилиндрических оснований во избежание интерференции зубьев при входе в зацепление с жестким колесом на концевой части оснований выполнены две оппозитные лыски, сопряженные с ними отверстия обечайки имеют две соответствующие прямолинейные кромки, причем между лысками и кромками выполнен гарантированный боковой зазор, а те и другие одинаково ориентированы относительно зубьев.
Суммарная величина двух боковых зазоров определяется из 2-х условий: непересечения вершин сопрягаемых зубьев ( max) и обеспечения самоустановки зубьев в зависимости от вероятной величины накопленной угловой погрешности, подлежащей компенсации ( min).
Из фиг.2:
из фиг.4: =l·sin .
Указанные условия выполняются при:
где - угол перекоса зубьев,
- расчетная величина суммарного зазора,
- угол накопленной погрешности расположения зубьев в зацеплении,
l - длина лыски,
tx - хордальный шаг зубьев жесткого колеса на окружности выступов,
а - толщина вершины зуба,
b - длина зуба (ширина зубчатого венца).
Устройство заявляемой передачи показано на фиг.1...4: фиг.1 - осевой разрез передачи; фиг.2 - местный разрез А-А (фиг.1) с указанием предельного взаимного перекоса зубьев перед вхождением в контакт; фиг.3 - разрез передачи по средней плоскости (Б-Б на фиг.1); фиг.4 - разрез В-В (фиг.3) с указанием данных для расчета зазора в сопряжении «кромка-лыска».
В корпусе 1 помещены входной вал 2, соединенный с ним генератор 3, выходной вал 4, соединенный с ним сепаратор 5, в радиальных направляющих которого размещены основания 6 с зубьями 7, на концах оснований выполнены лыски 8 и заплечики 9, на которых фиксируется гибкое колесо в виде перфорированной обечайки 10, отверстия в которой имеют прямолинейные кромки 11, жесткое колесо с зубьями 12 соединено с корпусом 1.
Передача работает так. Кулачок генератора 3, соединенный с входным валом 2, перемещает основания 6 зубьев 7 по радиальным направляющим сепаратора 5, вводя зубья 7 в зацепление с зубьями жесткого колеса 12, причем происходит поворот зубьев 7 в тангенциальной плоскости, обеспечивающий их оптимальное положение (самоустановку) в контакте зацепления. Гибкое колесо-обечайка 10, опираясь на заплечики 9 оснований 6, способствует возврату зубьев 7 из зоны зацепления, а также удерживает их от излишнего произвольного поворота в этой зоне, благодаря взаимодействию кромок 11 отверстий в обечайке с лысками 8 оснований 6. Сепаратор 5 воспринимает окружные усилия от зубьев 7 через их основания 6 и передает вращающий момент выходному валу 4.
Положительный эффект заключается в повышении работоспособности зубьев и КПД передачи, снижении материалоемкости и большей технологичности и возможности снижения степени точности зубьев. Это достигается за счет самоустановки и улучшения контакта зубьев в зацеплении, уменьшения склонности к заеданию цилиндрических оснований зубьев в направляющих, в том числе и посредством двумерного характера трения (поступательное движение с поворотом), а также за счет большей компактности передачи.
Источники информации
1. Гинзбург Е.Г. Волновые зубчатые передачи. Л.: Машиностроение, 1969, с.12-12.
2. Осипов В.И. и Осипов И.Б. Волновая зубчатая цилиндрическая передача. Авторское свидетельство №1778390, 1 августа 1992 г.
Класс F16H1/00 Зубчатые передачи для сообщения вращательного движения
Класс F16H25/06 с промежуточными элементами, движущимися в направляющих двух вращающихся элементов