способ проведения тайного голосования
Классы МПК: | G07C13/00 Устройства для голосования |
Патентообладатель(и): | Зулин Александр Михайлович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-04-07 публикация патента:
10.04.2008 |
Изобретение относится к способам проведения тайного голосования. Техническим результатом является уменьшение искажений совокупности волеизъявления избирателей путем контроля каждым избирателем правильности учета его голоса без нарушения принципа анонимности. Способ осуществляют либо с помощью электронной системы, либо без нее. В первом случае избиратель выбирает уникальный личный идентификационный код и осуществляет голосование с помощью персонального компьютера, экран которого накрыт непрозрачным кожухом, в котором находится узкий продолговатый глазок-щель, через которую только сам избиратель может видеть изображение на экране, после голосования избирателю выдают сертификат, содержащий уникальный личный идентификационный код избирателя, его выбор, а также выборы других избирателей и их идентификационные коды. Во втором случае избиратель выбирает указанный код и осуществляет голосование, находясь у избирательной кассы, имеющей выдвижной пенал, окошко, после голосования избирателю также выдают указанный сертификат. 1 з.п. ф-лы.
Формула изобретения
1. Способ проведения тайного голосования на избирательном участке, заключающийся в том, что регистрируют избирателя, предоставляют избирателю возможность выбрать себе уникальный личный идентификационный код и по окончании голосования обнародуют результат голосования избирателя, а также его идентификационный код, отличающийся тем, что голосование осуществляют либо с использованием электронной системы, при этом избиратель выбирает свой уникальный личный идентификационный код и осуществляет голосование с помощью мыши персонального компьютера, который предназначен для генерирования идентификационных кодов и для запоминания покодовых результатов голосования, причем экран персонального компьютера накрыт непрозрачным кожухом, в котором находится узкий продолговатый глазок-щель, через которую только сам избиратель может видеть изображение на экране, после голосования избирателю выдают сертификат, содержащий уникальный личный идентификационный код избирателя, его выбор, а также выборы других избирателей и их идентификационные коды, либо голосование осуществляют без использования электронной системы, при этом избиратель выбирает свой уникальный личный идентификационный код и осуществляет голосование, находясь у изолированного помещения, избирательной кассы, имеющей выдвижной пенал, окошко, которое представляет собой узкую наблюдательную щель, через которую только сам избиратель может видеть процесс голосования, и отверстие, в которое вставлено указательное устройство, с помощью которого избиратель выбирает свой уникальный личный идентификационный код, и голосует, после голосования избирателю выдают сертификат, содержащий уникальный личный идентификационный код избирателя, его выбор, а также выборы других избирателей и их идентификационные коды, причем указанный сертификат позволяет избирателю проверить достоверность обнародованных результатов голосования.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что указанный непрозрачный кожух, которым накрывают экран компьютера, исполнен в форме пирамиды, а узкий наблюдательный глазок-щель размещают в вершине пирамиды.
Описание изобретения к патенту
Область техники, к которой относится изобретение
Изобретение относится к способам выявления победителей избирательных компаний любого уровня, а также к способам выявления общественного мнения по какому-либо вопросу.
Уровень техники
Известен открытый способ голосования «поднятием руки» либо с использованием электронных средств с возможной публикацией поименных итоговых списков, при котором не предусматривается тайность волеизъявления голосующего, а значит не гарантируется свобода его выбора. Поэтому открытый способ имеет ограниченное применение.
Известны способы тайного голосования как с использованием электронных средств, так и по традиционной схеме «избирательный бюллетень - кабина для его заполнения - избирательная урна», в которых не предусмотрена и невозможна никакая проверка голосующим правильности включения его собственного голоса в общий подсчет голосов.
Наиболее распространенным способом является стандартная схема голосования в современных государственных избирательных системах, при которой после обязательной регистрации избирателей по удостоверяющим личность документам предлагается выбор из двух различных процедур голосования:
А) Большинство избирателей голосуют на избирательных участках, опуская в урну свой бюллетень, заполненный в кабине для голосования, отделенной от посторонних глаз, либо там же с помощью электронной системы, если таковая имеется, сразу заносят результат своего выбора в базу данных. Престарелые, больные и инвалиды, а также избиратели из удаленных и малодоступных районов голосуют по месту своего нахождения, но по той же самой схеме «бюллетень - урна», для чего уполномоченная комиссия доставляет для них бюллетени и выносную урну, либо с помощью переносной электронной системы они сразу заносят результат своего выбора в базу данных;
Б) Избиратели, желающие голосовать по Интернет, при регистрации исключаются из списка избирателей на избирательном участке и получают уникальный код и пароль, используя которые, могут затем участвовать в различных голосованиях, в том числе в избирательных компаниях. Результаты голосований по Интернет затем включаются в общегосударственные итоги (пример - Швейцария).
Известны разновидности форумов и опросов в Интернет, при которых регистрация участников является анонимной, только самим участникам известно, кто скрывается за выданными им уникальными идентификаторами, при этом открыто публикуется мнение каждого участника опроса или форума с указанием его идентификатора.
В отличие от Интернет при голосовании на избирательном участке по традиционной схеме категорически запрещается выдавать избирателям бюллетени, помеченные каким-либо идентификатором - это создает возможность нарушения принципа тайности голосования.
Недостатком стандартной схемы голосования является большая зависимость достоверности итогов как от добросовестности членов избирательных комиссий, так и от добросовестности избирателей.
Голосование по схеме А) в условиях административного давления на избирательную комиссию допускает возможность разнообразных подтасовок, доходящих до фальсификации участковых протоколов и списков избирателей, искажений результатов при суммировании участковых итогов в территориалькых комиссиях, печати и вброса дополнительных бюллетеней, порчи и уничтожения нежелательных бюллетеней и даже подмен целых избирательных урн.
Обычное голосование по схеме "избирательный бюллетень - кабина для его заполнения - урна" подвержено и такой опасности, как добровольная либо вынужденная продажа голосов, т.к. избиратель всегда может показать заполненный бюллетень присутствующим на избирательном участке, а возможна и съемка избирателем на камеру мобильного телефона или тому подобного устройства момента заполнения избирательного бюллетеня с последующей продажей голоса. Никакая камера слежения, установленная на участке, и никакие наблюдатели в этом случае не могут помешать этому, так как заполняемый за ширмой бюллетень, в силу принципа тайности голосования, должен быть скрыт от наблюдателей и от камер слежения, а вместе с бюллетенем может быть скрыта и видеокамера избирателя.
Б) Интернет-голосование не предполагает присутствия рядом с избирателем членов избирательной комиссии и независимых наблюдателей, что создает почву для присутствия в момент голосования посторонних лиц и их давление на волеизъявление Интернет-избирателя либо просто для продажи избирателем кому-либо своего кода и пароля, добровольной или вынужденной. В случае публикации покодовых результатов голосования среда Интернет превратилась бы для покупателей голосов даже в удобный инструмент контроля за покупками.
Таким образом, при стандартной схеме нечестность лишь некоторых участников процесса голосования приводит к прямому искажению общих его итогов. И даже если в действительности все процедуры строго выполнялись и все участники голосования были кристалльно честны, сама теоретическая возможность подтасовок, заложенная в стандартной схеме, а с другой стороны, невозможность исчерпывающей проверки итоговых результатов с участием рядовых избирателей могут подрывать согласие в обществе, создавать в его части нездоровую атмосферу неверия в легитимность выборов.
Наиболее близким решением (см. патент RU 2178586) является способ голосования, в начале которого избиратель случайным образом получает уникальный анонимный код, который он фиксирует вместе со своим выбором на двух частях бюллетеня, одну из которых оставляет у себя для контроля своего голоса при обнародовании покодовых результатов голосования. Недостаток данного способа в том, что по отрывной части бюллетеня сразу видно, как проголосовал ее обладатель, а это создает удобную почву для купли-продажи голосов, как добровольной, так и вынужденной.
Раскрытие изобретения
Задачей предлагаемого способа голосования является уменьшение искажений совокупного волеизъявления избирателей путем обеспечения возможности контроля каждым избирателем правильности учета его голоса без нарушения принципа анонимности с предоставлением избирателям документа-сертификата, с помощью которого они смогут осуществлять такой контроль, но по сертификату никто, кроме его владельца, не сможет определить, как проголосовал этот владелец.
Указанный технический результат в способе тайного голосования, включающем получение каждым избирателем уникального личного анонимного кода и опубликование после дня голосования его покодовых результатов, достигается тем, что голосует избиратель открыто, находясь перед компьютером, накапливающим покодовые результаты голосования, экран которого закрыт от посторонних глаз кожухом с узкой щелью, либо находясь у изолированной избирательной кассы, внутри которой находится кассир, член участкового избиркома, также накапливающий покодовые результаты, причем касса также имеет щель, через которую, как и при электронной системе, лишь сам голосующий может видеть процесс голосования, а фиксируют свой выбор избиратели указанием компьютерной мышью нужного пункта экранного меню выборов либо простой указкой для аналогичного меню, выкладываемого кассиром на стол внутри кассы, а сразу после того как избиратель проголосует, компьютер или кассир выдают ему сертификат, в бланк которого компьютер впечатывает, а кассир вписывает результат голосования избирателя вместе с его кодом, если же избиратель во время голосования попытается поднести к щели видеокамеру с целью заснять свой выбор для последующей продажи голоса, его голос аннулируют, а по окончании голосования обнародуют покодовые списки результатов голосования, достоверность которых контролируют голосовавшие избиратели на основании своих сертификатов, а также обнародуют списки проголосовавших, достоверность которых контролируют все избиратели. Зная покодовые результаты голосований предыдущих избирателей, компьютер или кассир во избежание купли-продажи голосов фиксируют в сертификате не только личный выбор избирателя, но и выбор нескольких других неизвестных избирателей, и всего в сертификате фиксируется выбор стольких избирателей, каково количество вариантов выбора, по одному на каждый вариант, поэтому покупатель голосов не сможет по сертификату определить, что данный избиратель проголосовал не так, как хотелось покупателю, так как свои личные идентификационные коды известны только самим избирателям.
Осуществление изобретения
Практически воплотить данный способ голосования предлагается только на избирательном участке, а в среде Интернет проводить лишь опросы, не настолько значимые, чтобы опасаться массовых фальсификаций их итогов и купли-продажи Интернет-голосов.
Реализация возможна в двух главных вариантах: голосование с помощью электронной системы и голосование без использования компьютеров.
А) Голосование с помощью электронной системы, под которым понимается наличие на избирательном участке персональных компьютеров, связанных с центральной базой данных, в которой фиксируются результаты голосования, а также печатающего устройства, связанного с теми компьютерами.
Как и при обычной системе, прибывший на участок избиратель предъявляет документы, удостоверяющие личность, а также открепительное удостоверение, если он - командированный, отмечается и расписывается в регистрационных журналах. Зарегистрированный избиратель получает доступ не к одной из избирательных кабин, а к персональному компьютеру. В центральной базе данных фиксируется, сколько избирателей проголосовало на каждом избирательном участке, хотя и не ведется учет, как именно голосовали избиратели по участкам. Участковая избирательная комиссия несет ответственность за то, чтобы количество проголосовавших на ее участке, зафиксированное в центральной базе данных, соответствовало количеству действительно отмеченных в регистрационных журналах и проголосовавших избирателей, по которому ведется отчетность. Поэтому около каждого компьютера на участке один из членов комиссии наблюдает за голосованием, инструктирует избирателей и не дает возможности одному избирателю проголосовать несколько раз.
Переносной компьютер с печатающим устройством, связанный с центральной базой данных радио-модемом, заменяет собой выносную урну для голосующих на дому и в удаленных труднодоступных районах, при этом процедура голосования ничем не отличается от процедуры на избирательном участке.
Реальная опасность, сопутствующая обычному способу заполнения бюллетеня в изолированной кабине, - попытка избирателя снять на камеру в мобильном телефоне эту процедуру, а потом предъявить эту запись в качестве доказательства "покупателю голосов". Предлагаемый способ голосования позволяет исключить эту опасность следующим образом. Процедура голосования производится не в изолированных кабинах, а открыто - на глазах у участковой комиссии и наблюдателей, а также снимается камерой слежения. Секретность достигается накрытием экрана компьютера непрозрачным кожухом в форме пирамиды, в вершине которой находится узкий продолговатый глазок-щель, через который только и можно увидеть изображение на экране в ходе процедуры голосования, причем по направлению перемещения мыши на столе наблюдателю снаружи невозможно определить, за кого голосовал избиратель, для чего программа специально смещает указатель мыши в случайно выбранный угол экрана.
Попытка избирателя поднести к глазку камеру фиксируется в записи камеры слежения на участке, и так как эта запись является отчетным документом участковой комиссии, члены комиссии должны будут своевременно вмешаться и аннулировать голос данного избирателя.
После того как избиратель разместился за столом с компьютером и заглянул в глазок кожуха, на экране компьютера активируется программа, которая не может "знать", кто из избирателей в данный момент голосует, и позволяет этому анонимному избирателю сделать свой выбор, результат которого распечатывается и выдается избирателю в виде официального документа-сертификата, снабженного электронной подписью системы, подписями членов комиссии и печатью. Центральная база данных после этого дополняется новой записью, состоящей из двух полей: 1) сделанный избирателем выбор и 2) уникальный идентификационный код этого избирателя. Эта новая запись через случайное количество минут, но не более 5-7 минут, будет опубликована в Internet и избиратель на выходе из избирательного участка уже сможет проверить соответствие опубликованных результатов тем, которые распечатаны в полученном сертификате, если на данном участке для этого предусмотрен специальный компьютер, подключенный к Internet.
Принцип работы интерактивной программы голосования следующий.
Вначале при непосредственном участии избирателя на экране генерируется уникальный код идентификации этого избирателя. Уникальность кода обеспечивается достаточно большим количеством его разрядов, а также проверкой уникальности путем запроса в центральную базу данных. Процедура генерации кода исключает даже теоретическую возможность того, что сгенерированный код не случаен и не выбран самим избирателем, а искусственно подставлен программой. Интерфейс генерации следующий: на экране появляется прямоугольник (матрица), состоящий из N (N - разрядность кода) столбцов, в которых "бесконечно зациклены" цифры от 0 до 9. Цепочки цифр в столбцах в случайном порядке плавно опускаются или поднимаются, каждый со своей скоростью. Система гарантирует абсолютную случайность направления и скорости движения цифр, но избиратель, не уверенный в этом, может самостоятельно для каждого столбца задать направление движения цепочки цифр и его скорость. После этого в момент, определяемый самим избирателем, он нажимает на кнопку мыши, столбцы останавливаются в текущем своем положении и одна из строк (например, та, что посередине) получившейся матрицы принимается за искомый код идентификации. При том что каждая цифра в полученном таким образом коде определяется самим избирателем, избиратель не имеет возможности сделать так, чтобы в заранее задуманный разряд кода попала заранее задуманная цифра. Такая возможность создавала бы предпосылку для "продажи голоса", она исключается тем, что после нажатия на кнопку мыши цифры в столбцах останавливаются не сразу, а со случайной задержкой в несколько секунд.
После процедуры генерации кода этот код остается на экране, где появляется меню с предлагаемыми вариантами голосования, и избиратель голосует, ткнув мышью в нужный вариант. Таким образом, в общем случае вся процедура требует от избирателя всего лишь дважды нажать на кнопку мыши.
Кроме того, для исключения возможности "купли-продажи" голосов программа заблаговременно делает запрос в центральную базу данных, откуда из числа новых записей, не опубликованных еще в Internet, случайным образом выбирается, высвечивается на экране и распечатывается в сертификате для данного избирателя несколько чужих записей. Количество записей, отраженных в сертификате, равно количеству вариантов выбора, по одной записи на каждый из вариантов. Избирателю, получившему распечатку, останется только проверить соответствие идентификационного кода, напротив сделанного им выбора в сертификате, тому, который отображен на экране компьютера.
Для упрощения этой проверки и скорейшего запоминания своего кода вместо длинной цепочки десятичных цифр идентификационный код может представлять собой всего лишь пять рисунков-пиктограмм, представляющих собой 5-разрядное число в сто-ричной системе счисления, которое может пробегать сразу 10 миллиардов значений. Сотня рисунков-пиктограмм может быть сформирована из легкоразличимых и узнаваемых силуэтов животных и растений, инструментов, предметов обихода и эмблем. Таким образом, случайно выпавший код может составить следующую пятерку: 1) звезда; 2) молоток; 3) слон; 4) ножницы; 5) яблоко. Любой малограмотный избиратель мгновенно запомнит такой код и без труда узнает его в сертификате напротив сделанного им выбора.
Выйдя с избирательного участка, избиратель может предъявить сертификат "покупателю голосов", утверждая при этом, что сделал именно тот выбор, который был нужен покупателю, указывая на соответствующую запись в сертификате. На самом деле эта запись может принадлежать не данному избирателю, а какому-то неизвестному лицу, голосовавшему где-нибудь на Камчатке примерно в то же время, но доказать это будет невозможно, так как только самим этим двум избирателям известны их идентификационные коды. Невозможность контроля предотвратит всякие попытки "купли-продажи" голосов избирателей.
После окончания голосования членам избирательной комиссии не нужно будет подсчитывать голоса, но нужно будет с помощью тех же самых компьютеров, что использовались для голосования, подключиться к другой базе данных, содержащей заранее сформированный полный список избирателей данного участка, доступ к которой будет открыт только с минуты окончания голосования на данном участке. Члены комиссии, имеющие личные пароли в электронной системе голосования и несущие персональную ответственность за достоверность регистрации избирателей, в соответствии с журналами регистрации отмечают в центральной базе данных всех избирателей поименно, голосовавших на участке. При необходимости в электронный список избирателей тут же, на месте, уполномоченный член избирательной комиссии за своей электронной "подписью" может внести нужные добавления и корректировки.
Осталось пояснить, откуда возьмутся "чужие" неопубликованные записи, которыми будут заполняться сертификаты для самых первых голосующих? Это не должно заботить местные избирательные комиссии, обо всем позаботится электронная система, которая заблаговременно сформирует минимальное количество фиктивных записей-голосов, поровну за каждого кандидата-варианта, которые будут распечатаны в присутствии независимой комиссии и спрятаны в запломбированный конверт. Фиктивные записи будут своевременно опубликованы в Internet как подлинные. Об этих фиктивных записях будет объявлено, их количество будет учтено при окончательном подсчете голосов, факт этот будет запротоколирован и проверен независимой комиссией, после чего конверт с распечатками будет уничтожен и никогда, и никто, кроме этой комиссии, не узнает, какие именно записи были фиктивными.
Процедура проверки результатов голосования начинается не с момента закрытия избирательных участков, а уже через несколько минут после голосования самого первого избирателя, когда в Internet начинают публиковаться записи из двух полей: 1) сделанный выбор и 2) идентификационный код избирателя, сделавшего данный выбор. В день голосования в Интернет и по телевидению можно будет в реальном времени отслеживать, сколько на данный момент отдано голосов за каждого кандидата, какой процент голосов они преодолели и другие показатели. Задачей рядовых избирателей будет проконтролировать, соответствует ли их личный выбор, отраженный в сертификате, тому, который опубликован в Интернет (это контроль снизу вверх). Проверить это избиратель сможет уже на избирательном участке, если там имеется компьютер, подключенный к Internet, а также и позднее, если дома или на работе у него имеется доступ в Интернет, в противном случае он может попросить сделать эту проверку своих родственников, соседей или знакомых, кто имеет такую возможность. При этом проверять избиратель может не только одну, свою собственную запись в сертификате, но и все остальные, поскольку все они должны быть достоверными. В случае несоответствий сертификат можно будет передать в заинтересованное избирательное объединение для возбуждения судебного расследования.
Контроль сверху вниз осуществляется посредством ревизий со стороны тех или иных избирательных объединений, любых групп наблюдателей, общественных и правозащитных организаций. По их запросу ЦИК должен передать в их распоряжение на нестираемых сертифицированных CD-дисках копию базы данных с покодовыми результатами выборов, а также копию базы данных с полным списком избирателей, как принявших участие в выборах, так и неголосовавших, включая их паспортные данные, для проверки независимым программным обеспечением опубликованных итогов подсчета голосов, а также соответствия покодовых результатов в базе данных с теми, что публикуются в Интернет.
Так как проверка на нижнем уровне, со стороны рядовых избирателей, обеспечивает достоверность покодовых результатов, исказить которые означало бы привлечение к ответственности виновных лиц, а независимая проверка исключает возможность арифметических ошибок при подведении итогов, то единственным теоретическим способом исказить итоги голосования останется следующий: 1) по чьему-либо злому умыслу искусственно завышается в базе данных количество избирателей, принявших участие в голосовании, посредством вброса в базу данных несуществующих избирателей "мертвых душ" либо регистрации в базе данных как голосовавших тех избирателей, которые на самом деле не принимали участия в голосовании; 2) в базу данных покодовых результатов вбрасывается такое же количество фальсифицированных записей.
Такая возможность исключается публикацией в Интернет информации о принявших участия в голосовании для проверки со стороны рядовых избирателей. Для этого достаточно опубликовать полный список адресов прописки избирателей с указанием количества голосовавших избирателей, проживающих по каждому адресу. Суммарное же количество голосовавших должно быть в точности равно количеству записей в базе данных покодовых результатов, за это несет ответственность ЦИК (Центральная избирательная комиссия) и территориальные комиссии.
Таким образом, при должном контроле со стороны рядовых избирателей голосование по предлагаемому способу исключает возможность незаметного искажения итогов голосования кем бы то ни было.
Б) Голосование без использования компьютеров
По прибытии на участок избиратель регистрируется, но вместо бюллетеня получает пропуск к "избирательной кассе". Под избирательной кассой понимается изолированное помещение, занимаемое "кассиром", под которым понимается уполномоченный член участковой избирательной комиссии. Окошко кассы представляет собой узкую наблюдательную щель, выдвижной пенал и отверстие, в которое вставлена указка, рукояткой наружу, либо тому подобное указательное устройство. Подойдя к окошку кассы, избиратель кладет свой пропуск в пенал и задвигает его внутрь кассы. Начинается процесс голосования.
Заглянув в наблюдательную щель, направленную сверху вниз, на стол кассира, что под окошком внутри кассы, избиратель видит стол и руки кассира, а кассир не может видеть и не знает, кто из избирателей голосует. На глазах у избирателя кассир устанавливает на стол предварительно протусованную колоду карточек-номеров и просит избирателя указать указкой на одну из карточек. Выбранную карточку кассир достает из колоды и кладет на стол, чтобы избиратель видел вытянутый им номер. Затем на стол выкладывается меню выборов и избирателю предлагается указать указкой на тот вариант, за который он голосует. Наблюдатель снаружи не сможет по направлению движения рукоятки указки определить, как проголосовал избиратель, т.к. кассир каждый раз преднамеренно слегка изменяет расположение меню на столе.
После этого кассир заполняет бланк сертификата, то есть вписывает от руки напротив выбранного избирателем варианта его номер, но также заполняет и остальные строки сертификата, вписывая в них номера избирателей, реально проголосовавших ранее за соответствующие варианты. Если число вариантов выбора слишком велико, кассир может ограничиться заполнением лишь нескольких строк сертификата, но в любом случае должен быть вписан номер обладателя сертификата. Кроме того, в этом случае кассир предлагает указать указкой еще один вариант из меню специально для отчета избирателя перед "покупателем голосов" и заполняет заказанную строку сертификата. После этого кассир берет лежащую на столе карточку-номер голосующего, сверяется с сертификатом, укладывает карточку в емкость, соответствующую избранному голосующим варианту выбора, и выдает голосующему через выдвижной пенал сертификат, заверенный подписью кассира и печатью.
Таким образом, в данном случае изолированная избирательная касса заменяет собой компьютер, экран которого изолирован от сторонних наблюдателей кожухом со щелью, колода карточек-номеров заменяет генератор идентификационного кода, кассир выполняет роль интерактивной программы и принтера, а указка - роль мыши.
Как и в случае электронного голосования, попытку заснять на камеру момент голосования должны пресечь ответственные за это члены избирательной комиссии, наблюдающие за всеми действиями избирателя снаружи кассы, а по сертификату невозможно определить, как проголосовал его обладатель, что снимает опасность купли-продажи голосов. Исключение составляют случаи, когда количество избирателей на участке небольшое, особенно когда не исключена опасность полного административного контроля за всеми голосующими (например, в воинских частях), при котором избиратели, выходя из участка, сразу же сдают свои сертификаты начальству, производится хронометраж каждого голосования и анализ последовательности появления номеров в сертификатах. В таких ситуациях, как и при голосовании на дому, отсутствие электронной системы вынуждает вернуться к старой схеме "бюллетень - урна".
Участковая комиссия, работающая по схеме "избирательных касс", должна будет позаботиться о минимальном количестве фиктивных голосов, которые будут вписываться в сертификаты самых первых голосующих. Уже в ходе голосования один из членов участковой комиссии постепенно заполняет участковый протокол, в котором указано, как голосовал каждый вытянутый номер. Другой член комиссии в течение дня голосования постепенно заполняет участковый список проголосовавших, то есть полный список адресов прописки по данному участку с указанием количества проголосовавших избирателей, проживающих по каждому адресу. После окончания голосования участковый протокол и список окончательно оформляются, заверяются и отдают в типографию для тиражирования. Отпечатанные в виде газетных листов участковые результаты рассылаются по участку, вывешиваются у подъездов домов и в публичных местах. В случае несоответствия опубликованного результата с тем, который указан в сертификате, этот документ является основанием оспорить итоги голосования.
В территориальных (например, городских) газетах публикуется таблица итогов голосования по каждому участку, в газетах субъектов федерации - таблица итогов по территориям, а в федеральных - таблица итогов по субъектам федерации. По каждой из этих таблиц легко будет проверить, не было ли допущено арифметических ошибок при суммировании итогов. Таким образом, каждый рядовой избиратель после проверки правильности включения своего личного голоса в участковые итоги может купить три газеты - городскую, областную и федеральную и проверить:
1) правильность включения итогов по своему участку в общегородские итоги;
2) правильность включения итогов по своему городу в областные итоги;
3) правильность включения итогов по своему субъекту федерации в общефедеральные итоги. Так любой избиратель сможет провести сквозной контроль "снизу вверх".
Таким образом реализуется способ голосования с контролем собственного голоса даже без Интернет и без использования компьютеров.
Класс G07C13/00 Устройства для голосования