тягово-сцепное устройство с подпором
Классы МПК: | B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом |
Автор(ы): | Макаров Юрий Петрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики" - ФГУП "РФЯЦ-ВНИИЭФ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-25 публикация патента:
20.04.2008 |
Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения, касается тягово-сцепных устройств транспортных средств. Тягово-сцепное устройство с подпором включает буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками (ушками) для соединения с транспортируемым средством. Буксирное дышло оснащено подпором, содержащим поддерживающую пружину в телескопическом корпусе, являющемся частью рычажной системы подпора. Прицеп может быть оснащен спаренными подпорами, размещенными симметрично относительно продольной оси дышла. В телескопическом корпусе могут быть установлены две концентрические пружины. Изобретение сводит до минимума опасность получения травм при проведении операции стыковки дышла с крюком тягача и делает эту операцию максимально удобной. 2 з.п. ф-лы, 1 ил.
Формула изобретения
1. Тягово-сцепное устройство с подпором, включающее буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками (ушками) для соединения с транспортируемым средством, отличающееся тем, что буксирное дышло оснащено подпором, содержащим поддерживающую пружину в телескопическом корпусе, являющемся частью рычажной системы подпора.
2. Тягово-сцепное устройство с подпором по п.1, отличающееся тем, что прицеп оснащен спаренными подпорами, размещенными симметрично относительно продольной оси дышла.
3. Тягово-сцепное устройство с подпором по п.1, отличающееся тем, что в телескопическом корпусе установлены две концентрические пружины.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области автотранспортного машиностроения, касается тягово-сцепных устройств и может быть использовано, например, для оснащения прицепов типа ПАУ-1Г или МАЗ, разработки Мытищенского, Рыбинского или Тюменского заводов с целью создания безопасных условий и необходимых удобств при проведении работ по стыковке (отстыковке) дышла с крюком тягача.
Дышла указанных прицепов представляют собой силовую треугольную сварную раму с поперечной связкой, расположенные в горизонтальной плоскости. Конструкция выполнена из труб. К вершине треугольной рамы приварено кольцо, которым дышло зацепляется к крюку тягача, с противоположной стороны дышло снабжено двумя ушками, которыми прикрепляется к двум вилкам с пальцами на балке передней тележки прицепа. Дышло обладает значительной массой и стыковка (отстыковка) его с крюком тягача осуществляется усилиями не менее двух сцепщиков. Операция стыковки (отстыковки) не только трудоемкая, но и опасная.
Оснащение фургона предлагаемой конструкцией тягово-сцепного устройства с подпором позволяет свести до минимума опасность проводимой операции и сделать операцию максимально удобной.
В качестве аналога предлагаемой конструкции выбрано "Тягово-сцепное устройство автопоезда" (см. авторское свидетельство SU №1745568, В60D 1/155, опубл. 07.07.1992, бюл. №25).
Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство автопоезда содержит дышло прицепа, сцепной элемент и установленный на тягаче прицепной узел. Сцепной элемент может поворачиваться вокруг оси дышла. Подвижной фиксатор жестко соединяет сцепной элемент с дышлом. Торцевая поверхность сцепного элемента выполнена в виде части сферы, центр которой совпадает с осью шарнирного соединения сцепного элемента с дышлом. Недостатком устройства является необходимость обеспечения определенных степеней свободы дышла в конструкции узла заделки его на автоприцепе. При несоблюдении этого условия не исключается поломка тягово-сцепного устройства при движении прицепа за тягачом.
В качестве прототипа может быть рассмотрено "Тягово-сцепное устройство" (см. патент RU №2263032, В60D 1/00, опубл. 27.10.2005, бюл. №30). Сущность изобретения: тягово-сцепное устройство выполнено в виде буксирного дышла жесткой силовой конструкции треугольной формы. В вершине треугольника, образованного фермой, образована сцепная петля для соединения со сцепным элементом крюка эвакуатора. На поперечной тяге установлены две свободно перемещающиеся сцепные вилки для соединения дышла с буксируемым автосредством. На поперечной связи (ребро) жесткости дышла на кронштейне смонтирована откидная опорная подставка для удержания сцепного устройства во время маневра эвакуатора к транспортному средству в горизонтальном положении. Откидная подставка состоит из ноги, закрепленной на кронштейне с помощью оси для обеспечения перемещения подставки в плоскости, перпендикулярной плоскости дышла. На другом конце ноги расположен ролик (колесо), который в рабочем положении устройства опирается на поверхность дороги. В транспортном положении опорная подставка фиксируется с помощью фиксатора известного типа, а в рабочем - штифтом.
Недостатком конструкции прототипа является необходимость проведения последней операции стыковки дышла с крюком эвакуатора, а именно, накидывание кольца дышла на крюк эвакуатора, вручную, при этом оператору приходится держать на руках всю массу дышла.
Задачей предлагаемого изобретения является сведение до минимума опасности проводимой операции по стыковке дышла с крюком тягача и сделать проводимую операцию максимально удобной.
Задача решается за счет того, что в тягово-сцепном устройстве, включающем буксирное дышло, приспособленное к соединению с тяговым крюком тягача с помощью сцепной петли и снабженное сцепными вилками (ушками) для соединения с транспортируемым средством, буксирное дышло оснащено подпором, содержащим поддерживающую пружину в телескопическом корпусе, являющемся частью рычажной системы подпора. Прицеп может быть оснащен спаренными подпорами, размещенными симметрично относительно продольной оси дышла. В телескопическом корпусе могут быть установлены две концентрические пружины.
Телескопический корпус не только удерживает пружину в рабочем (устойчивом) положении, но и исключает ранения сцепщиков и обслуживающего персонала, находящегося поблизости, осколками пружины или падающим дышлом при поломке пружины. Телескопический корпус с поддерживающей пружиной является также частью рычажной системы подпора, позволяющей с целью сокращения габаритов при автономной транспортировке фургона в стесненных условиях (железнодорожная платформа, трюм корабля и т.п.) приведение дышла в положение, повернутое вверх до совмещения с передней стенкой фургона. Рычажная система позволяет исключить вероятность поломки тягово-сцепного устройства при движении за тягачом по ухабистой дороге.
На чертеже показана конструкция тягово-сцепного устройства с подпором. Устройство состоит из силового дышла 1 и подпора 2. Дышло представляет собой силовую треугольную сварную раму 3 с поперечной связкой 4 из труб, расположенные в горизонтальной плоскости. К вершине треугольной рамы дышла приварена петля 5, которой дышло цепляется к крюку тягача, с противоположной стороны дышло снабжено двумя ушками 6, служащими для его крепления к двум вилкам с пальцами на балке передней тележки прицепа. Подпор устройства содержит поддерживающую пружину 7, размещенную в телескопическом корпусе 8, рычаг 9, зажим 10 и вилку 11.
Телескопический корпус 8 состоит из цилиндрической обоймы 12 с ушком 13 для шарнирного крепления телескопического корпуса к рычагу 9 и цилиндрической обоймы 14, на резьбовую часть которой навернута крышка 15 с ушком 16 для шарнирного крепления телескопического корпуса к зажиму 10.
Цилиндрические обоймы 12 и 14 на наружных цилиндрических поверхностях имеют запорные уступы 17, исключающие их разъединение под воздействием усилия пружины. Зажим 10 состоит из ложемента 18 и крышки 19, стягиваемых болтами.
Подпор закрепляется на балке передней тележки прицепа с помощью вилки 11 болтовым соединением в промежутке между вилками для крепления на балке дышла и к поперечной связке дышла посредством зажима 10.
Шарнирные соединения рычага 9 с вилкой 11 и телескопического корпуса 8 с рычагом 9 образуют рычажную систему, исключающую вероятность поломки конструкции подпора при перемещениях дышла вверх и вниз при движении прицепа за тягачом из-за неровностей дороги.
Работа с устройством осуществляется следующим образом: поддерживаемое пружиной дышло со сцепной петлей транспортируемого средства располагается практически на уровне крюка подъехавшего тягача и достаточно лишь небольшого усилия руки сцепщика, чтобы накинуть сцепную петлю на крюк тягача. Совмещение стыкуемых элементов в горизонтальной плоскости осуществляется поворотом передней тележки прицепа за дышло так же без особого усилия. В стояночном положении фургона, когда дышло может использоваться как лестница для входа в фургон, а также в целях разгрузки поддерживающей пружины при длительном хранении фургона шарнирное соединение телескопического корпуса 8 и рычага 9 может расстыковываться, а дышло опереться на землю. Рычажная система позволяет переводить дышло при автономной транспортировке прицепа в стесненных условиях (железнодорожная платформа, трюм корабля и т.п.) в целях сокращения габаритов в вертикальное положение до совмещения с передней стенкой фургона.
При производственных затруднениях, связанных с изготовлением пружины большого рабочего усилия, возможно оснащение прицепов спаренными подпорами, размещенными симметрично относительно продольной оси дышла, или установка в телескопическом корпусе двух концентрических пружин. При таком решении задачи рабочее усилие каждой пружины сокращается.
Класс B60D1/14 буксирные устройства, отличающиеся их типом