смазочное масло для редукторов летательных аппаратов

Классы МПК:C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением
C10M129/70 монокарбоновых кислот
C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
C10M105/38 полиоксисоединений
C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод
C10M135/36 кольцо, содержащее серу и углерод с азотом или кислородом
Автор(ы):, , , , , , , , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Хурумова Аида Федоровна (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-20
публикация патента:

Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. Сущность: масло содержит в мас.%: бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амин-1,0-3,0; (С 79)алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 0,5-4,0; N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин 0,05-0,25; меркаптобензотиазол 1,0-2,4; сложный эфир пентаэтрита и жирных кислот С 510 остальное. Технический результат - улучшение антикоррозионных свойств смазочного масла и показателей по его испаряемости при температуре 250°С. 2 табл.

Формула изобретения

Смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, включающее сложные эфиры многоатомных спиртов и жирных кислот С 510, меркаптобензотиазол и замещенный дифениламин, отличающееся тем, что в качестве замещенного дифениламина содержит бис[4-(1,1,3,3-тетраметилбутилфенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку - (С79)алкиловый эфир-3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии - N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:

замещенный дифениламин 1,0-3,0
антиокислительная присадка 0,5-4,0
ингибитор коррозии0,05-0,25
меркаптобензотиазол1,0-2,4
сложный эфир пентаэритрита и жирных кислот С 510 остальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники.

Смазочные масла должны обладать стабильными смазывающими свойствами при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных температурах (200°C-250°C) в режиме форсажа.

Известен состав смазочного масла для газовых турбин (RU 2125084 C1, 1999), эксплуатируемый в дозвуковой авиации и газоперекачивающих аппаратах (ГПА) с рабочими температурами до 120°С, с торговым наименованием "авиационное масло Мс-8п ОСТ 38.01163-78 (изм.1-10%) состава, мас.%:

2,6 дитретбутил паракрезол 0,7-1,0
ариловые эфиры фосфорной кислоты1,0-3,0
аминопроизводные антиокислительные присадки 0,1-0,5
бензотриазол 0,005-0,015
базовое масло (минеральное) остальное

Недостатком известного масла является его невысокая термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя.

Известно смазочное масло для газовых турбин (RU 2100800 С1, 1998) следующего состава, мас.%:

2,6 дитретбутилпаракрезол 0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин 0,2-0,5
трикрезилфосфат или дифенилпаратре- 
тбутилфенилфосфат1,0-3,0
бензотриазол0,005-0,1
базовое масло (нефтяное или синтетическое) остальное

Недостатком масла является низкая термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию газотурбинных двигателей (ГТД) и авиаприводов ГПА.

Известно смазочное масло газовых турбин (RU 2185423 С1, 2002) следующего состава, мас.%:

термостабильный диизооктилсебацинат 10,0-15,0
2,6 дитретбутил паракрезол 0,5-3,0
n,n'-динонилдифениламин или 
смесь бутил-n-октилдифениламинов0,2-0,5
трикрезил фосфат или 
дифенилпаратретбутилфенилфосфат 1,0-3,0
бензотриазол 0,005-0,1
базовое масло (синтетическое  
полиальфаолефиновое) остальное

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные смазывающие свойства.

Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло Б-3В, содержащее в качестве базового масла эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С79, применяемое в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой техники («Топлива, смазочные материалы, технические жидкости», справочник под ред. В.М. Школьникова, М., Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.169-171). Масло Б-3В содержит присадки: антиокислительную - параоксидифениламин и противоизносную - меркаптобензотиазол (SU 327237A, 1972, описание).

Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные антикоррозийные свойства при 200°С и испаряемость при 250°С.

Техническим результатом, для реализации которого предназначено смазочное масло, является улучшение антикоррозионных свойств при 200°С и испаряемости при 250°С.

Указанный технический результат достигается тем, что смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, содержащее в качестве базового масла эфир многоатомных спиртов и одноосновных жирных кислот, меркаптобензотиазол в качестве противоизносной присадки и замещенный дифениламин, согласно изобретению в качестве замещенного дифениламина содержит бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку - С 79 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии - производное толутриазола: N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин при следующем соотношение компонентов, мас.%:

замещенный дифениламин 1,0-3,0
антиокислительная присадка 0,5-4,0
ингибитор коррозии0,05-0,25
меркаптобензотиазол1,0-2,4
сложный эфир пентаэритрита и жирных кислот С 510 остальное

Совместное использование в составе смазочного масла антиокислительных присадок: замещенного дифениламина и С79 алкилового эфира 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и производного толутриазола, позволяет улучшить антикоррозионные свойства смазочного масла и показатели по его испаряемости при высокой температуре 250°С.

Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты:

- в качестве замещенного дифениламина состав масла содержит [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин, представляющий собой кристаллический порошок от белого до желтого цвета с плотностью 1,02 г/см2, температурой вспышки в закрытом тигле выше 150°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-1551 (аналитический метод КВС-1551).

Кроме того, масло содержит С7 9алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты - жидкость от желтого до коричневого цвета с точкой плавления ниже минус 30°С, температурой вспышки выше 150°С, температурой самовоспламенения выше 365°С, испытанную по СТП 002-2005 и по спецификации ПН 2244 (аналитический метод КВС-506/1).

Масло также содержит производное толутриазола в виде N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин - бесцветную жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см 3, температурой воспламенения выше 280°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-184210 (аналитический метод 184210) и применяют меркаптобензотиазол как противоизносную присадку с торговым наименованием "каптакс" - гранулированный порошок по ГОСТ 730, с температурой плавления 174°С, массовой долей железа 0,008%, механической прочностью гранул - 0,8-8,0%.

В качестве базового масла используют эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С5 10 с вязкостью при 100°С не менее 4,8 мм 2/с, температурой застывания не ниже минус 60°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 235°С, кислотным число не более 0,5 мг КОН/г с испытаниями по СТП 001-2005.

Технология приготовления предлагаемого масла состоит из следующих операций:

1) дозирование компонентов:

- сложного эфира пентаэритрита и жирных кислот С510 как базового масла,

- бис-[4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амина,

- С79 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты,

- N,N-бис-(2этилгексил)-4метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина,

- меркаптобензотиазола.

2) перемешивание базового масла с компонентами до полного растворения всех компонентов при температуре 70-80°С;

3) фильтрация готового масла.

В примерах 1-7 проиллюстрированы составы смазочного масла и их технические показатели (табл.1 и 2).

Предложенные масла характеризуются улучшенными антикоррозионными свойствами и пониженной испаряемостью при высокой температуре 250°С в сравнении с испытанным известным маслом.

Использование смазочного масла по предлагаемому изобретению в редукторах аппаратов и высоконагруженных агрегатах трансмиссий летательной техники обеспечит их надежную и безопасную эксплуатацию при требуемом ресурсе, сократит число ремонтных работ.

Таблица 1
Компоненты Масло. Состав
Пример 1 Пример 2Пример 3Пример 4Пример 5Пример 7
1бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин 1,02,5 2,01,01,8 3,0
2С 79, алкиловый эфир 3,5 бис (1,1-диметил этил)-4-гидроксибензо-пропановой кислоты 4,00,52,2 1,53,11,0
3N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин0,125 0,150,1 0,20,250,05
4меркаптобензотиазол 1,41,0 1,22,42,0 1,0
5эфир пентаэритрита жирных кислот C5-C10 Остальное

Таблица 2
Наименование показателейМасло. Пример.
№1 №2№3№4 №5№6№7 Прототип
1. Антикоррозионные свойства масла в условиях окисления при 200°С в течение 50 часов с металлическими пластинками (ГОСТ 23797). Весовой показатель коррозии на пластинках, мг/см3           
стали ШХ-15 по ГОСТ 801 -0,1-0,021отс отс-0,05 отсотс-3,5
меди М-1 или М-2 по ГОСТ 495 +0,5+0,3отс отс+0,1отс отс+72,2
алюминиевого сплава Ак-4 по ГОСТ 4784-74отс +0,02отсотс +0,05отсотс +2,8
2. Испаряемость по методу Папок ГОСТ 4953 при 250°С, мин1,5 1,752,242,1 1,81,02,0 4,2
3. Коррозия по Пинкевичу ГОСТ 20502 Метод Б, г/м3           
Сталь ШХ-15отс отсотс отсотсотс отс0,2
Сталь 45отсотс отсотсотс отсотс0,15
Mg литье, лакир.0,1 0,090,1 0,060,080,07 0,080,48

Класс C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением

стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
композиция смазочного масла, содержащая эпоксидированный сложный эфир и производное аспарагиновой кислоты -  патент 2455347 (10.07.2012)
металлоплакирующая многофункциональная композиция для моторных, трансмиссионных и индустриальных масел -  патент 2398010 (27.08.2010)
композиция смазочных материалов -  патент 2394876 (20.07.2010)
композиция смазочного масла и способ смазки двигателя внутреннего сгорания -  патент 2394069 (10.07.2010)
полиалкенаминовая композиция, предназначенная в качестве присадки для топлива или смазочного материала, способ ее получения, состав топлива, состав смазочного материала и набор присадок, содержащий композицию, и применение композиции в качестве присадки для топливных составов или составов смазочных материалов -  патент 2337116 (27.10.2008)
смазочное масло для силовых турбин -  патент 2325434 (27.05.2008)
металлоплакирующая смазка -  патент 2311447 (27.11.2007)
ингибитор коррозии металлов и консервационное масло, его содержащее -  патент 2303081 (20.07.2007)

Класс C10M129/70 монокарбоновых кислот

Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца

пластичная смазка для тяжелонагруженных узлов трения качения -  патент 2529461 (27.09.2014)
электроизоляционное масло -  патент 2528832 (20.09.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505591 (27.01.2014)
смазочное масло для газовых турбин -  патент 2505590 (27.01.2014)
соединения алкилированного 1,3-бензолдиамина и способы их получения -  патент 2493144 (20.09.2013)
аддитивные композиции с аддуктами михаэля, состоящими из n-замещенных фенилендиаминов -  патент 2489479 (10.08.2013)
смазочная композиция высокотемпературного масла для теплонапряженных газотурбинных двигателей сверхзвуковой авиации -  патент 2476587 (27.02.2013)
пакет присадок к моторным маслам и масло, его содержащее -  патент 2461609 (20.09.2012)
антиоксиданты для синтетических смазочных материалов и способы их производства -  патент 2458097 (10.08.2012)
способ смазывания дизельных двигателей, использующих биотопливо -  патент 2456333 (20.07.2012)

Класс C10M105/38 полиоксисоединений

Класс C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод

Класс C10M135/36 кольцо, содержащее серу и углерод с азотом или кислородом

Наверх