смазочное масло для редукторов летательных аппаратов
Классы МПК: | C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением C10M129/70 монокарбоновых кислот C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца C10M105/38 полиоксисоединений C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод C10M135/36 кольцо, содержащее серу и углерод с азотом или кислородом |
Автор(ы): | Хурумова Аида Федоровна (RU), Яновский Леонид Самойлович (RU), Скибин Владимир Алексеевич (RU), Горячев Василий Васильевич (RU), Николаев Андрей Вадимович (RU), Михеичев Павел Алексеевич (RU), Ковба Лидия Васильевна (RU), Каштан Михаил Иванович (RU), Поляков Сергей Юрьевич (RU), Середа Василий Александрович (RU), Ватагин Александр Иванович (RU), Петров Павел Георгиевич (RU), Столяров Игорь Эдуардович (RU), Рапинчук Александр Георгиевич (RU), Яковлев Николай Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Хурумова Аида Федоровна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-11-20 публикация патента:
20.04.2008 |
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники. Сущность: масло содержит в мас.%: бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амин-1,0-3,0; (С 7-С9)алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты 0,5-4,0; N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин 0,05-0,25; меркаптобензотиазол 1,0-2,4; сложный эфир пентаэтрита и жирных кислот С 5-С10 остальное. Технический результат - улучшение антикоррозионных свойств смазочного масла и показателей по его испаряемости при температуре 250°С. 2 табл.
Формула изобретения
Смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, включающее сложные эфиры многоатомных спиртов и жирных кислот С 5-С10, меркаптобензотиазол и замещенный дифениламин, отличающееся тем, что в качестве замещенного дифениламина содержит бис[4-(1,1,3,3-тетраметилбутилфенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку - (С7 -С9)алкиловый эфир-3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии - N,N-бис(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина при следующем соотношении компонентов, мас.%:
замещенный дифениламин | 1,0-3,0 |
антиокислительная присадка | 0,5-4,0 |
ингибитор коррозии | 0,05-0,25 |
меркаптобензотиазол | 1,0-2,4 |
сложный эфир пентаэритрита и жирных кислот С 5-С10 | остальное |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к составам смазочных масел, в частности к смазочному маслу для редукторов и тяжелонагруженных агрегатов трансмиссий летательной техники.
Смазочные масла должны обладать стабильными смазывающими свойствами при минимальных температурах (ниже минус 55°С) и максимальных температурах (200°C-250°C) в режиме форсажа.
Известен состав смазочного масла для газовых турбин (RU 2125084 C1, 1999), эксплуатируемый в дозвуковой авиации и газоперекачивающих аппаратах (ГПА) с рабочими температурами до 120°С, с торговым наименованием "авиационное масло Мс-8п ОСТ 38.01163-78 (изм.1-10%) состава, мас.%:
2,6 дитретбутил паракрезол | 0,7-1,0 |
ариловые эфиры фосфорной кислоты | 1,0-3,0 |
аминопроизводные антиокислительные присадки | 0,1-0,5 |
бензотриазол | 0,005-0,015 |
базовое масло (минеральное) | остальное |
Недостатком известного масла является его невысокая термоокислительная и термическая стабильность при температуре выше 150°С, что приводит к появлению отложений смолистого характера на фильтрах двигателя.
Известно смазочное масло для газовых турбин (RU 2100800 С1, 1998) следующего состава, мас.%:
2,6 дитретбутилпаракрезол | 0,5-3,0 |
n,n'-динонилдифениламин | 0,2-0,5 |
трикрезилфосфат или дифенилпаратре- | |
тбутилфенилфосфат | 1,0-3,0 |
бензотриазол | 0,005-0,1 |
базовое масло (нефтяное или синтетическое) | остальное |
Недостатком масла является низкая термоокислительная стабильность при температуре выше 200°С, не обеспечивающая оптимальную эксплуатацию газотурбинных двигателей (ГТД) и авиаприводов ГПА.
Известно смазочное масло газовых турбин (RU 2185423 С1, 2002) следующего состава, мас.%:
термостабильный диизооктилсебацинат | 10,0-15,0 |
2,6 дитретбутил паракрезол | 0,5-3,0 |
n,n'-динонилдифениламин или | |
смесь бутил-n-октилдифениламинов | 0,2-0,5 |
трикрезил фосфат или | |
дифенилпаратретбутилфенилфосфат | 1,0-3,0 |
бензотриазол | 0,005-0,1 |
базовое масло (синтетическое | |
полиальфаолефиновое) | остальное |
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные смазывающие свойства.
Наиболее близким по составу и достигаемому результату к предлагаемому смазочному маслу является смазочное масло Б-3В, содержащее в качестве базового масла эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С7-С9, применяемое в газотурбинных двигателях, редукторах вертолетов и другой техники («Топлива, смазочные материалы, технические жидкости», справочник под ред. В.М. Школьникова, М., Изд. Центр «Техинформ», 1999, с.169-171). Масло Б-3В содержит присадки: антиокислительную - параоксидифениламин и противоизносную - меркаптобензотиазол (SU 327237A, 1972, описание).
Недостатком указанного масла являются неудовлетворительные антикоррозийные свойства при 200°С и испаряемость при 250°С.
Техническим результатом, для реализации которого предназначено смазочное масло, является улучшение антикоррозионных свойств при 200°С и испаряемости при 250°С.
Указанный технический результат достигается тем, что смазочное масло для редукторов летательных аппаратов, содержащее в качестве базового масла эфир многоатомных спиртов и одноосновных жирных кислот, меркаптобензотиазол в качестве противоизносной присадки и замещенный дифениламин, согласно изобретению в качестве замещенного дифениламина содержит бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин и дополнительно содержит антиокислительную присадку - С 7-С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и ингибитор коррозии - производное толутриазола: N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин при следующем соотношение компонентов, мас.%:
замещенный дифениламин | 1,0-3,0 |
антиокислительная присадка | 0,5-4,0 |
ингибитор коррозии | 0,05-0,25 |
меркаптобензотиазол | 1,0-2,4 |
сложный эфир пентаэритрита и жирных кислот С 5-С10 | остальное |
Совместное использование в составе смазочного масла антиокислительных присадок: замещенного дифениламина и С7-С9 алкилового эфира 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты и производного толутриазола, позволяет улучшить антикоррозионные свойства смазочного масла и показатели по его испаряемости при высокой температуре 250°С.
Для приготовления составов смазочного масла использованы следующие ингредиенты:
- в качестве замещенного дифениламина состав масла содержит [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин, представляющий собой кристаллический порошок от белого до желтого цвета с плотностью 1,02 г/см2, температурой вспышки в закрытом тигле выше 150°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-1551 (аналитический метод КВС-1551).
Кроме того, масло содержит С7-С 9алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1 диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты - жидкость от желтого до коричневого цвета с точкой плавления ниже минус 30°С, температурой вспышки выше 150°С, температурой самовоспламенения выше 365°С, испытанную по СТП 002-2005 и по спецификации ПН 2244 (аналитический метод КВС-506/1).
Масло также содержит производное толутриазола в виде N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин - бесцветную жидкость с температурой кипения 271°С, плотностью 0,94-0,96 г/см 3, температурой воспламенения выше 280°С с испытаниями по СТП 002-2005 и спецификации PS-184210 (аналитический метод 184210) и применяют меркаптобензотиазол как противоизносную присадку с торговым наименованием "каптакс" - гранулированный порошок по ГОСТ 730, с температурой плавления 174°С, массовой долей железа 0,008%, механической прочностью гранул - 0,8-8,0%.
В качестве базового масла используют эфир пентаэритрита и одноосновных жирных кислот С5-С 10 с вязкостью при 100°С не менее 4,8 мм 2/с, температурой застывания не ниже минус 60°С, температурой вспышки в открытом тигле не ниже 235°С, кислотным число не более 0,5 мг КОН/г с испытаниями по СТП 001-2005.
Технология приготовления предлагаемого масла состоит из следующих операций:
1) дозирование компонентов:
- сложного эфира пентаэритрита и жирных кислот С5-С10 как базового масла,
- бис-[4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)фенил]амина,
- С7-С9 алкиловый эфир 3,5-бис-(1,1диметилэтил)-4-гидроксибензопропановой кислоты,
- N,N-бис-(2этилгексил)-4метил-1Н-бензотриазол-1-метиламина,
- меркаптобензотиазола.
2) перемешивание базового масла с компонентами до полного растворения всех компонентов при температуре 70-80°С;
3) фильтрация готового масла.
В примерах 1-7 проиллюстрированы составы смазочного масла и их технические показатели (табл.1 и 2).
Предложенные масла характеризуются улучшенными антикоррозионными свойствами и пониженной испаряемостью при высокой температуре 250°С в сравнении с испытанным известным маслом.
Использование смазочного масла по предлагаемому изобретению в редукторах аппаратов и высоконагруженных агрегатах трансмиссий летательной техники обеспечит их надежную и безопасную эксплуатацию при требуемом ресурсе, сократит число ремонтных работ.
Таблица 1 | |||||||
№ | Компоненты | Масло. Состав | |||||
Пример 1 | Пример 2 | Пример 3 | Пример 4 | Пример 5 | Пример 7 | ||
1 | бис [4-(1,1,3,3-тетраметилбутил)-фенил]амин | 1,0 | 2,5 | 2,0 | 1,0 | 1,8 | 3,0 |
2 | С 7-С9, алкиловый эфир 3,5 бис (1,1-диметил этил)-4-гидроксибензо-пропановой кислоты | 4,0 | 0,5 | 2,2 | 1,5 | 3,1 | 1,0 |
3 | N,N-бис-(2этилгексил)-4 метил-1Н-бензотриазол-1-метиламин | 0,125 | 0,15 | 0,1 | 0,2 | 0,25 | 0,05 |
4 | меркаптобензотиазол | 1,4 | 1,0 | 1,2 | 2,4 | 2,0 | 1,0 |
5 | эфир пентаэритрита жирных кислот C5-C10 | Остальное |
Таблица 2 | ||||||||
Наименование показателей | Масло. Пример. | |||||||
№1 | №2 | №3 | №4 | №5 | №6 | №7 | Прототип | |
1. Антикоррозионные свойства масла в условиях окисления при 200°С в течение 50 часов с металлическими пластинками (ГОСТ 23797). Весовой показатель коррозии на пластинках, мг/см3 | ||||||||
стали ШХ-15 по ГОСТ 801 | -0,1 | -0,021 | отс | отс | -0,05 | отс | отс | -3,5 |
меди М-1 или М-2 по ГОСТ 495 | +0,5 | +0,3 | отс | отс | +0,1 | отс | отс | +72,2 |
алюминиевого сплава Ак-4 по ГОСТ 4784-74 | отс | +0,02 | отс | отс | +0,05 | отс | отс | +2,8 |
2. Испаряемость по методу Папок ГОСТ 4953 при 250°С, мин | 1,5 | 1,75 | 2,24 | 2,1 | 1,8 | 1,0 | 2,0 | 4,2 |
3. Коррозия по Пинкевичу ГОСТ 20502 Метод Б, г/м3 | ||||||||
Сталь ШХ-15 | отс | отс | отс | отс | отс | отс | отс | 0,2 |
Сталь 45 | отс | отс | отс | отс | отс | отс | отс | 0,15 |
Mg литье, лакир. | 0,1 | 0,09 | 0,1 | 0,06 | 0,08 | 0,07 | 0,08 | 0,48 |
Класс C10M141/06 по меньшей мере одно из которых является органическим азотсодержащим соединением
Класс C10M129/70 монокарбоновых кислот
Класс C10M133/12 имеющие аминогруппы, связанные с атомом углерода шестичленного ароматического кольца
Класс C10M105/38 полиоксисоединений
Класс C10M133/44 пятичленное кольцо, содержащее только азот и углерод
Класс C10M135/36 кольцо, содержащее серу и углерод с азотом или кислородом