подшипник тяжело нагруженного узла трения
Классы МПК: | F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками |
Автор(ы): | Ахвердиев Камил Самедович (RU), Козубенко Владимир Григорьевич (RU), Колобов Игорь Анатольевич (RU), Муленко Ольга Вениаминовна (RU), Дубров Юрий Семенович (RU), Николаева Галина Семеновна (RU) |
Патентообладатель(и): | Ахвердиев Камил Самедович (RU), Козубенко Владимир Григорьевич (RU), Колобов Игорь Анатольевич (RU), Муленко Ольга Вениаминовна (RU), Дубров Юрий Семенович (RU), Николаева Галина Семеновна (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2003-10-30 публикация патента:
20.04.2008 |
Изобретение относится к области машиностроения. Подшипник тяжелонагруженного узла трения содержит внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики. На внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью. Доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента * принадлежит интервалу . Технический результат: повышение безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников. 1 ил.
Формула изобретения
Подшипник тяжело нагруженного узла трения, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, отличающийся тем, что для предупреждения излома шейки оси колесной пары, перегрева и последующего заклинивания роликового буксового подшипника в случае его смазочного голодания на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента * принадлежит интервалу .
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения.
Широкое распространение подшипники качения получили в буксах и других тяжелонагруженных узлах трения подвижного состава.
Известные роликовые подшипники [1], состоящие из внутреннего и наружного колец, между которыми расположены тела качения, воспринимают в основном радиальную нагрузку и частично осевую (при движении в кривой).
В случае смазочного голодания (в зимних условиях, после длительных стоянок или недостатка смазки) происходит нагрев рабочих поверхностей вплоть до заклинивания тел качения.
В качестве прототипа принят задний роликовый подшипник буксового узла колесной пары [2] железнодорожного подвижного состава, содержащий внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики.
При работе подшипника в точке рабочего контакта деталей при смазочном голодании происходит повышение температуры и рост температурных деформаций, ведущих к заклиниванию роликов, провороту внутреннего кольца, а с ним - и отвалу шейки оси колесной пары.
Изобретением решается задача повышения безопасности движения поездов за счет предупреждения излома осей колесных пар путем исключения отказов подшипников.
Для этого в заявляемом подшипнике тяжелонагруженного узла трения, содержащем внутреннее и наружное кольца, между которыми расположены цилиндрические ролики, согласно изобретению на внешней поверхности наружного кольца подшипника установлен теплоотводящий элемент с выведенной из корпуса буксы охлаждающей поверхностью, при этом доля охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента * принадлежит интервалу .
Для определения доли охлаждающей поверхности теплоотводящего элемента воспользуемся уравнением, описывающим охлаждение тела с неоднородной поверхностью.
Пусть Т - температура, T=T(t);
Тср - температура окружающей среды;
Тн - температура в начальный момент времени.
Известно, что
где - коэффициент, определяемый экспериментально.
Тогда, для тела с неоднородной поверхностью имеем
где * - доля охлаждающей поверхности;
при *=0, *=1 мы имеем однородную поверхность
Отсюда
Интегрируя данное уравнение и используя начальное условие, будем иметь
Перейдем к безразмерным переменным по формулам
Тогда для безразмерной температуры будем иметь
Для реально существующих узлов основным материалов является сталь, а теплоотводящий элемент состоит из меди, то принимаем, Тср=20°С, T н=200°С, получим следующую зависимость доли охлаждающей поверхности от температуры:
Анализ графика показывает, что *, обозначающее долю охлаждающей поверхности, принадлежит интервалу
Сущность изобретения поясняется графически.
На чертеже показано применение теплоотводящего элемента для внутреннего роликового подшипника буксового узла, где приняты следующие обозначения:
1 - колесо; 2 - шейка оси; 3 - наружное кольцо внутреннего роликового подшипника; 4 - корпус буксы; 5 - теплоотводящий элемент.
Для снижения температуры наружного кольца роликового подшипника 3 при смазочном голодании теплоотводящий элемент 5 устанавливается в пазу корпуса буксы 4 снаружи наиболее нагруженной и нагреваемой поверхности наружного кольца. Последнее или предотвращает заклинивание роликов или увеличивает время заклинивания, что позволяет своевременно диагностировать неисправность и предотвратить чрезвычайное происшествие.
Используемая литература
1. Спришевский А.И. Подшипники качения. М.: Машиностроение, 1968. - 632 с.
2. Трестман Е.Е., Лозинский С.Н., Образцов В.Л. Автоматизация контроля буксовых узлов в поездах. М.: Транспорт, 1983. - 352 с.
Класс F16C19/22 роликовые с роликами одного размера, расположенными по окружности в один ряд или в несколько рядов, например игольчатые подшипники
роликовый подшипник качения - патент 2522783 (20.07.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520869 (27.06.2014) | |
роликовый подшипник качения - патент 2520861 (27.06.2014) | |
однорядный сферический роликовый подшипник качения - патент 2509235 (10.03.2014) | |
подшипник качения - патент 2498124 (10.11.2013) | |
швартовное устройство - патент 2492100 (10.09.2013) | |
подшипник роликовый радиальный и способ его монтажа в подшипниковом узле - патент 2489616 (10.08.2013) | |
роликоподшипник - патент 2487279 (10.07.2013) | |
роликовый подшипник качения - патент 2484321 (10.06.2013) | |
сферический подшипник качения (варианты) - патент 2484320 (10.06.2013) |
Класс B61F15/12 с роликовыми, игольчатыми или шариковыми подшипниками