способ ремонта нагнетательной скважины
Классы МПК: | E21B33/134 мостовые (патронные) пробки |
Автор(ы): | Ибрагимов Наиль Габдулбариевич (RU), Тазиев Миргазиян Закиевич (RU), Закиров Айрат Фикусович (RU), Никитин Василий Николаевич (RU), Табашников Роман Алексеевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Татнефть" им. В.Д. Шашина (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-05-23 публикация патента:
27.04.2008 |
Изобретение относится к нефтяной промышленности. Обеспечивает надежную изоляцию интервала перфорации на время проведения ремонтно-изоляционных работ. При ремонте скважины создают в интервале перфорации песчаный мост. В качестве песка используют песок фракции 0,6-0,8 мм. Песчаный мост устанавливают до высоты выше интервала перфорации не менее, чем на 1,5 м. Закачку песка осуществляют через колонну насосно-компрессорных труб. Низ колонны насосно-компрессорных труб размещают в скважине на глубине выше на 30-35 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста. Создают циркуляцию жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1,5 до 2,0 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства. Засыпают песок в колонну насосно-компрессорных труб в концентрации 45-55 кг/м 3. Увеличивают скорость циркуляции жидкости до 2,8-3,4 дм3/с и одновременно увеличивают концентрацию песка до 90-110 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5" или до 140-160 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 3". После засыпки расчетного объема песка прокачивают жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб и проводят технологическую выдержку для оседания песка не менее четырех часов. Вновь создают циркуляцию жидкости в скважине. Определяют верхнюю границу песчаного моста.
Формула изобретения
Способ ремонта нагнетательной скважины, включающий создание в интервале перфорации песчаного моста и проведение ремонтно-изоляционных работ, отличающийся тем, что в качестве песка используют песок фракции 0,6-0,8 мм, песчаный мост устанавливают до высоты выше интервала перфорации не менее, чем на 1,5 м, на устье колонну насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой и патрубком для подачи жидкости, низ колонны насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой или пером-воронкой, низ колонны насосно-компрессорных труб размещают в скважине на глубине выше на 30-35 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста, создают циркуляцию жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1,5 до 2,0 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства в желобную систему, засыпают песок тарированными емкостями в воронку колонны насосно-компрессорных труб в концентрации 45-55 кг/м3, увеличивают скорость циркуляции жидкости до 2,8-3,4 дм3 /с и одновременно увеличивают концентрацию песка до 90-110 кг/м 3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5" или до 140-160 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 3", после засыпки расчетного объема песка прокачивают жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб и проводят технологическую выдержку для оседания песка не менее четырех часов, вновь создают циркуляцию жидкости в скважине, после чего определяют верхнюю границу песчаного моста, а после проведения ремонтно-изоляционных работ вымывают песок из скважины циркуляцией жидкости.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к нефтяной промышленности и может найти применение при ремонте нагнетательной скважины.
Известен способ восстановления целостности эксплуатационной колонны скважины, согласно которому в зону интервала нарушения целостности эксплуатационной колонны закачивают гелеобразующий состав. В скважину спускают колонну труб с установленной на ее нижнем конце компоновкой. Размещают указанную компоновку ниже интервала нарушения. Используют компоновку, представленную конусным башмаком, изготовленным в виде каркаса из мягкого металла, заполненного смесью цемента и крошки мягкого металла. Отсоединяют конусный башмак и проталкивают его на забой. Заполняют песком интервал перфорации. Герметизируют спущенную колонну труб относительно эксплуатационной колонны заливкой цементным раствором. Спущенную колонну труб подвешивают. После разбуривания цементного стакана песок из скважины удаляют и запускают ее в работу (Патент РФ № 2124112, опублик. 1998.12.27).
Известный способ не исключает попадания гелеобразующего состава в интервал перфорации.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности является способ установки моста, отсекающего нефтяной пласт, согласно которому намывают столб песка, перекрывающий интервал перфорации, а выше него закачивают тампонажный состав (Патент РФ № 2276250, опублик. 2006.05.10 - прототип).
Известный способ не позволяет создать песчаный мост, надежно изолирующий интервал перфорации на время проведения ремонтно-изоляционных работ в скважине.
В предложенном изобретении решается задача создания песчаного моста в скважине, надежно изолирующего интервал перфорации на время проведения ремонтно-изоляционных работ.
Задача решается тем, что в способе ремонта нагнетательной скважины, включающем создание в интервале перфорации песчаного моста и проведение ремонтно-изоляционных работ, согласно изобретению в качестве песка используют песок фракции 0,6-0,8 мм, песчаный мост устанавливают до высоты выше интервала перфорации не менее, чем на 1,5 м, на устье колонну насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой и патрубком для подачи жидкости, низ колонны насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой или пером-воронкой, низ колонны насосно-компрессорных труб размещают в скважине на глубине выше на 30-35 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста, создают циркуляцию жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1,5 до 2,0 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства в желобную систему, засыпают песок тарированными емкостями в воронку колонны насосно-компрессорных труб в концентрации 45-55 кг/м3, увеличивают скорость циркуляции жидкости до 2,8-3,4 дм3 /с и одновременно увеличивают концентрацию песка до 90-110 кг/м 3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5" или до 140-160 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 3", после засыпки расчетного объема песка прокачивают жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб и проводят технологическую выдержку для оседания песка не менее четырех часов, вновь создают циркуляцию жидкости в скважине, после чего определяют верхнюю границу песчаного моста, а после проведения ремонтно-изоляционных работ вымывают песок из скважины циркуляцией жидкости.
Признаками изобретения являются:
1. создание в интервале перфорации песчаного моста;
2. проведение ремонтно-изоляционных работ;
3. использование песка фракции 0,6-0,8 мм;
4. установка песчаного моста до высоты выше интервала перфорации не менее, чем на 1,5 м;
5. оборудование на устье колонны насосно-компрессорных труб воронкой и патрубком для подачи жидкости;
6. оборудование низа колонны насосно-компрессорных труб воронкой или пером-воронкой;
7. размещение низа колонны насосно-компрессорных труб в скважине на глубине выше на 30-35 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста;
8. создание циркуляции жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1,5 до 2,0 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства в желобную систему;
9. засыпка песка тарированными емкостями в воронку колонны насосно-компрессорных труб в концентрации 45-55 кг/м3;
10. увеличение скорости циркуляции жидкости до 2,8-3,4 дм3/с и одновременное увеличение концентрации песка до 90-110 кг/м 3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5" или до 140-160 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 3";
11. после засыпки расчетного объема песка прокачка жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб;
12. проведение технологической выдержки для оседания песка не менее четырех часов;
13. вновь создание циркуляции жидкости в скважине;
14. определение верхней границы песчаного моста;
15. после проведения ремонтно-изоляционных работ вымывание песка из скважины циркуляцией жидкости.
Признаки 1, 2 являются общими с прототипом, признаки 3-15 являются существенными отличительными признаками изобретения.
Сущность изобретения
При ремонтно-изоляционных работах в скважине важно, чтобы технологические растворы не попадали в интервал перфорации и не ухудшали проницаемость продуктивного пласта. Применение песчаного моста, закрывающего интервал перфорации, не всегда создает надежную изоляцию интервала перфорации от прочего объема скважины. В предложенном изобретении решается задача создания песчаного моста в скважине, надежно изолирующего интервал перфорации на время проведения ремонтно-изоляционных работ. Задача решается следующим образом.
При ремонте нагнетательной скважины создают в интервале перфорации песчаный мост и проводят ремонтно-изоляционные работы. В качестве песка используют песок фракции 0,6-0,8 мм. Песок большей фракции не обеспечивает герметичности песчаной пробки, песок меньшей фракции кольматирует пласт, оседает неравномерно и долгое время. Песчаный мост устанавливают до высоты выше интервала перфорации не менее, чем на 1,5 м. На устье колонну насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой для загрузки песка и патрубком для подачи жидкости. Низ колонны насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой или пером-воронкой. Низ колонны насосно-компрессорных труб размещают в скважине на глубине выше на 30-35 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста. Создают циркуляцию жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1,5 до 2,0 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства в желобную. В качестве жидкости для циркуляции используют пресную или пластовую, или сточную воду с плотностью, обеспечивающей противодавление на пласт. Засыпают песок тарированными емкостями (ведрами по 50 кг) в воронку колонны насосно-компрессорных труб в концентрации 45-55 кг/м3, увеличивают скорость циркуляции жидкости до 2,8 до 3,4 дм 3/с и одновременно увеличивают концентрацию песка до 90-110 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5" или до 140-160 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 3". После засыпки расчетного объема песка прокачивают жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб и проводят технологическую выдержку для оседания песка не менее четырех часов. Вновь создают циркуляцию жидкости в скважине. Останавливают циркуляцию и определяют верхнюю границу песчаного моста. После проведения ремонтно-изоляционных работ вымывают песок из скважины циркуляцией жидкости.
Пример конкретного выполнения
Проводят ремонтно-изоляционные работы в нагнетательной скважине. Интервал перфорации находится на глубине 1672-1675 м. Нарушение сплошности обсадной колонны обнаружено на глубине 1385-1380 м. Выполняют работы по изоляции нарушения сплошности закачкой в нарушение цементного раствора.
В скважине в интервале перфорации создают песчаный мост. В качестве песка используют песок фракции 0,6-0,8 мм. Песчаный мост устанавливают до высоты выше интервала перфорации на 20 м. На устье колонну насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой и патрубком для подачи жидкости. Низ колонны насосно-компрессорных труб оборудуют воронкой. Низ колонны насосно-компрессорных труб размещают в скважине на глубине 1622 м, т.е. выше на 30 м планируемой верхней отметки создаваемого песчаного моста. Создают циркуляцию жидкости через колонну насосно-компрессорных труб на скорости от 1, 5 до 2 дм3/с с выходом жидкости из межтрубного пространства в желобную систему. В качестве жидкости используют пластовую воду. Засыпают песок тарированными емкостями в воронку колонны насосно-компрессорных труб в концентрации 50 кг/м3. Увеличивают скорость циркуляции жидкости до 2,8-3,4 дм3/с и одновременно увеличивают концентрацию песка до 100 кг/м3 для колонны насосно-компрессорных труб диаметром 2,5". После засыпки расчетного объема песка прокачивают жидкость в объеме не менее одного объема колонны насосно-компрессорных труб и проводят технологическую выдержку для оседания песка не менее четырех часов. Вновь создают циркуляцию жидкости в скважине и прокачивают жидкость в объеме 4,9 м3, равном внутреннему объему колонны насосно-компрессорных труб. Определяют верхнюю границу песчаного моста опусканием колонны насосно-компрессорных труб. Приподнимают колонну насосно-компрессорных труб до глубины 1395 м, проводят закачку цементного раствора в нарушение сплошности обсадной колонны в объеме 5 м3, приподнимают колонну насосно-компрессорных труб на 300 м, прокачивают в межтрубное пространство 3,3 м3 воды, проводят технологическую выдержку для затвердевания цемента в течение 48 час, спрессовывают обсадную колонну избыточным давлением не менее 8 МПа, поднимают колонну насосно-компрессорных труб, спуском долота и забойного двигателя разбуривают цементный стакан, повторно спрессовывают обсадную колонну, поднимают долото и забойный двигатель, спускают колонну насосно-компрессорных труб с воронкой, циркуляцией жидкости вымывают песок из скважины. Запускают скважину в работу.
В результате приемистость скважины полностью сохранилась. При проведении работ по прототипу отмечалось попадание цементного раствора в интервал перфорации и снижение приемистости скважины.
Применение предложенного способа позволит решить задачу создания песчаного моста в скважине, надежно изолирующего интервал перфорации на время проведения ремонтно-изоляционных работ.
Класс E21B33/134 мостовые (патронные) пробки