способ подачи сигнала разворота транспортным средством
Классы МПК: | B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп |
Патентообладатель(и): | Малыхин Юрий Иванович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-23 публикация патента:
10.05.2008 |
Изобретение относится к области автомобилестроения. Для осуществления способа подачи сигнала разворота транспортным средством используют выключатель разворота, дополнительные электрические провода и диоды, ограничивающие ток на другие устройства, не участвующие в сигнализации разворота. Фонари подачи сигнала разворота включают левые фонари сигнала поворота, левую фару ближнего света и левый фонарь сигнала заднего хода. Указанные фонари соединяют через реле, обеспечивающее одновременное включение фонарей в проблесковом режиме, дополнительными электрическими проводами с выключателем разворота, расположенным на рулевой колонке. Технический результат заключается в повышении безопасности движения на дорогах.
Формула изобретения
Способ подачи сигнала разворота транспортным средством, при котором используют фонари сигнала поворота, фары ближнего света, фонари сигнала заднего хода и реле, отличающийся тем, что вводят выключатель разворота, дополнительные электрические провода и диоды, ограничивающие ток на другие устройства, не участвующие в сигнализации разворота, при этом фонари подачи сигнала разворота, включающие левые фонари сигнала поворота, левую фару ближнего света, левый фонарь сигнала заднего хода, соединяют через реле, обеспечивающее одновременное включение указанных фонарей в проблесковом режиме, дополнительными электрическими проводами с выключателем разворота, расположенным на рулевой колонке со штатным расположением для транспортных средств в странах с правосторонним движением.
Описание изобретения к патенту
Область техники - автомобилестроение.
Уровень техники
Аналогов способа подачи сигнала разворота (в дальнейшем, сигнала разворота - СР, транспортных средств - ТС) нет. Близкий к изобретению прототип имеется в качестве способа мигания фонарей поворотов автомобиля.
Данные источника информации: Вершигора В.А. Автомобили «Жигули» ВАЗ-2105, Устройство и ремонт. М.: Транспорт, 1996 г.; Этцольд Х.Р. Мерседес W124, Руководство по ремонту и техническому обслуживанию СПб.: Гранд, 1996 г. Перевод с немецкого издательства «Гранд». Совпадающие признаки прототипа: мигающее действие фонарей поворотов, использование устройств реле, фонарей.
Причины, ранее препятствующие получению требуемого технического результата: отсутствие способа сигнализации разворота транспортных средств, недостаточная интенсивность движения.
Сущность изобретения
Сущность изобретения выражается в совокупности существенных признаков.
- Наличие совокупности действий: включают переключатель разворота на рулевой колонке, чем подают ток через реле (обеспечивающее проблесковое действие СР) на фонари сигнала разворота, включающие левые фонари сигнала поворота, левую фару ближнего света, левый фонарь сигнала заднего хода, по дополнительным электрическим проводам одновременно включаются указанные фонари в проблесковом режиме. Этот режим работы сигнализирует позади следующего водителя о развороте впереди идущего автомобиля, что влияет на повышение безопасности движения на дорогах.
- Порядок выполнения действий во времени: перед выполнением разворота ТС выключатель сигнала разворота из нейтрального положения водитель заблаговременно переводит в рабочее положение, чем подает ток на реле, которое одновременно обеспечивает проблесковое действие фонарей сигнала разворота, которое предупреждает других водителей о развороте. Подачу сигнала разворота прекращают по завершению маневра разворота.
- Условия осуществления действий: к переключателю разворота подводят напряжение 12 вольт, фонари подачи сигнала разворота, включающие левые фонари сигнала поворота, левую фару ближнего света, левый фонарь сигнала заднего хода соединяют через реле, обеспечивающее одновременное включение-выключение указанных фонарей в проблесковом режиме, дополнительными проводами с выключателем разворота, которым водитель управляет действием всех устройств этого способа, подачу тока ограничивают диодами на другие устройства.
Использование в способе подачи сигнала разворота новых устройств: переключателя разворота, дополнительных проводов и одновременное включение в проблесковом режиме ламп сигналов разворота, включающих в себя левые лампы указателя поворота, левую лампу ближнего света, левую лампу заднего хода - служит достижению технического результата.
Применение способа подачи сигнала разворота ТС, совокупности действий, порядок их выполнения во времени, проблесковый режим фонарей СР, использование устройств, реле, конструктивных элементов с их взаимным расположением, с наличием связи между ними, учетом их характеристик достаточно для достижения технического результата, проблескового действия ламп разворота, предупреждения водителей ТС о развороте, повышения безопасности движения, уменьшения тормозного пути сзади едущего транспортного средства, для выбора безопасной дистанции и позволяет значительно уменьшить аварийность, материальный ущерб при совершении маневра разворота на дорогах более 14 млн. руб.
К данному способу как объекту изобретения относится процесс выполнения одновременного проблескового действия ламп, входящих в состав сигнала разворота транспортных средств, левых ламп поворота, лампы ближнего света, левой лампы света заднего хода, с помощью выключателя разворота, дополнительных электрических проводов и реле.
Возможность осуществления изобретения обеспечивается последовательностью вышеуказанных условий, действий, проблесковым режимом, используемых при этом устройств, достигается управлением и общим взаимодействием выключателя разворота, подачей питания по проводам и кузову на реле, затем по проводам и кузову на передние и задние фонари сигнала разворота.
- Действие выключателя разворота, выполненного из пластмассы в виде рычага с соединительным разъемом, крепящегося хомутом на рулевой колонке, заключается в включении сигналов разворота, подачей электропитания к фонарям разворота через реле по специально установленным проводам. Вторым проводником является корпус ТС. Действие сигнализации разворота от других устройств обеспечивается диодами по номиналу электрооборудования каждого транспортного средства (Д226).
- Режим: проблесковое действие фонарей обеспечивает реле (реле-прерыватель 231.3747).
- В переднем левом сигнале разворота ТС используются: лампа АКГ12 60+55 ближнего света (ближний свет необходим в темное время и при ярком солнце), лампа А-12-21-3 (левого фонаря сигнала поворота) блок-фары; в заднем левом сигнале разворота используются: лампа 12-21-3 (фонаря сигнала заднего хода), лампа А-12-21-3 (фонаря поворота) в заднем левом блок-фонаре.
- Последовательность действий: включение переключателя разворота, подача с него напряжения, электрических сигналов напряжением 12 вольт по проводам (стандартные медные многожильные): 1. - первый провод (двойной) соединяет выключатель разворота с реле, затем идет в переднюю часть транспортного средства и подает питание одновременно на фонарь сигнала левого поворота (желтого света), лампу ближнего света в левой блок-фаре. 2. Второй (двойной) провод от реле уложен в заднюю часть ТС и соединяет одновременно фонарь сигнала левого поворота (желтого света) и левый фонарь сигнала заднего хода в левом заднем блок-фонаре. Ограничение подачи напряжения на фонари правой стороны ТС обеспечивается установкой в цепь диодов по номиналу электрооборудования каждого транспортного средства. Взаимное действие и расположение выключателя разворота, реле, фонарей ТС направлено на выполнение задачи изобретения и позволяет способу успешно функционировать.
- Одновременным проблесковым действием фонарей сигнала разворота ТС о развороте своевременно предупреждаются впереди и сзади едущие водители ТС в любое время суток.
- Способ характеризуется как совокупность механических действий водителя, функциональный режим электрических устройств, оборудования для повышения безопасности движения ТС.
- Для ТС стран с левосторонним движением используется правая группа фонарей ТС (аналогичная левой группе фонарей) с выключателем разворота и реле.
Существенными признаками для правовой охраны характеризующими изобретение являются: способ подачи сигнала разворота ТС механическим действием водителя с помощью выключателя разворота в совокупности с реле, соединительными электрическими проводами, впервые примененными фонарями сигналов разворота, в совокупности и одновременным проблесковым действием реле, фонаря сигнала поворота, лампы ближнего света, расположенных в передней левой блок-фаре, и фонаря сигнала заднего хода, фонаря сигнала поворота, расположенных в заднем блок-фонаре. Существенными признаками являются наличие совокупности действий новых сигналов разворота, одновременный порядок выполнения во времени, использование штатных и вновь внесенных устройств для осуществления изобретения.
Отличительными признаками способа подачи сигнала разворота от наиболее близкого аналога способа подачи сигнала поворота являются:
- Условия, порядок и наличие совокупности действий: 1. использование иных устройств - при подаче сигнала поворота не применяются: фонари заднего хода, лампы ближнего света, выключатель разворота, дополнительные электрические провода. 2. Иной режим работы устройств - в проблесковом режиме впервые работают фонари габаритных огней, ближнего света, заднего хода для предупреждения разворота ТС.
- Ранее никогда не предупреждалось выполнение наиболее сложного маневра-разворота ТС, с чем связаны многочисленные ДТП.
Способ подачи сигнала разворота, не имеющий аналогов, обеспечивает получение технического результата (действие сигнала разворота, предупреждение водителей, повышение безопасности) во всех случаях, а признаки, характеризующие изобретение в конкретной форме: использование новых режимов и устройств - выключателя разворота, специальных электрических проводов, совокупности действий неиспользуемых ранее устройств в новом способе подачи сигнала разворота.
Задачи, на решение которых направлено изобретение:
- осуществить подачу сигнала разворота ТС;
- повысить безопасность движения, уменьшить на 80% количество дорожно-транспортных происшествий, совершенных при развороте транспортных средств (от непонимания конкретных действий впереди идущего ТС - поворачивает «налево» сходу на скорости или совершает «разворот» на месте, при почти полной остановке - что служит основной причиной ДТП в таких случаях;
- предупредить позади следующего водителя ТС именно о развороте (изменении движения в обратную сторону), при котором впереди идущее ТС неожиданно!!! замедляет движение до минимума, а часто до полной остановки, даже если нет встречных ТС, чтобы выполнить маневр разворота;
- уменьшить тормозной путь сзади идущего автомобиля, выбрать нужную дистанцию, уменьшить износ шин, тормозных колодок.
При простом повороте «налево», особенно в городе, водитель ТС (без встречных ТС) как правило, скорость мало снижает.
Незнание о резком снижении скорости или почти полной остановки для маневра разворота впереди идущего ТС и служит причиной аварии для позади следующих водителей, особенно с небольшим стажем, которых с каждым годом становится все больше. Сам был очевидцем нескольких тяжелых подобных ДТП на дорогах и авариий катеров на воде, что послужило причиной заявки.
По предварительной статистике в городе по вышеуказанной причине ежегодно совершается около 600 подобных аварий, в России - более нескольких тысяч, причем число их растет, материальный ущерб даже при небольших авариях (обычно двух крыльев или двух бамперов в рублевом выражении - 6000 руб) более 300 млн. рублей.
Экономия от реализации изобретения в России может составить 14 млн. руб в год, плюс экономия времени, ресурсов, которые можно направить на другие важные хозяйственные дела.
Реализация изобретения, т.е. применение способа подачи сигнала разворота, позволит одним (впереди едущим) участникам движения своевременно предупреждать (подав сигнал разворота) о конкретном понятном всем предшествующем маневре, а другим (позади следующим), получив информацию, своевременно совершить действия (оптимально выбрать дистанцию и скорость), соответственно снизить скорость, вплоть до необходимой полной остановки (что при современных способах подачи сигналов и конструкции ТС невозможно предупредить о действии, маневре разворота, в отличие от поворота).
Технический результат при осуществлении способа подачи сигнала разворота транспортных средств, воплощающего изобретение, представляет собой проблесковое действие сигналов разворота, повышение безопасности движения ТС, предупреждение водителей о развороте, возможность выбора оптимальной дистанции, снижение тормозного пути, износа колодок, действие в проблесковом режиме фонарей сигнала разворота, включающих одновременно левые фонари - сигнала поворота, ближнего света и сигнала заднего хода. Способ подачи сигнала разворота можно использовать на скоростных маломерных судах.
Способ подачи сигнала разворота успешно испытан на автомобиле ВАЗ-2105, выпуска 2004 г, гос. №Х805ХВ-78.
Когда способ подачи сигнала разворота не применяется выключатель разворота в нейтральном положении, реле обесточено, фонари сигнала разворота не горят. Действие способа подачи сигнала разворота начинается с момента включения переключателя разворота из нейтрального в рабочее положение. При этом через контакты выключателя разворота подается питание по проводу и кузову ТС на реле, которое начинает с установленным интервалом включаться-выключаться, подавая тем самым через соответствующие контакты напряжение 12 вольт по проводам на передние фонари разворота передней блок-фары и задние фонари разворота заднего блок-фонаря, предупреждая других водителей о развороте. Выключение подачи сигнала разворота производится установкой переключателя в нейтральное положение.
Специалисты завода изготовителя ОАО «Автоваз» (г.Тольятти), сотрудники технического отдела и отдела безопасности движения ГИБДД, специалисты СТО иностранных транспортных средств подтверждают возможность осуществления изобретения.
Класс B60Q1/38 с использованием неподвижно смонтированных источников света, например неподвижно закрепленных мигающих ламп