изоляционный антикоррозионный материал рам
Классы МПК: | F16L58/12 гудронные или битумные |
Автор(ы): | Денисов Валерий Георгиевич (RU), Глухов Юрий Васильевич (RU), Алексашин Александр Владимирович (RU), Сазонов Александр Петрович (RU), Колгурин Александр Николаевич (RU), Савин Виктор Васильевич (RU), Прыткин Василий Прокопьевич (RU), Арабей Андрей Борисович (RU), Петров Дмитрий Валерьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Газпром" (RU), Закрытое акционерное общество "Делан" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-02-21 публикация патента:
27.05.2008 |
Материал предназначен для защиты от коррозии при проведении в трассовых условиях капитального ремонта изоляционного покрытия (переизоляции) труб газонефтепродуктопроводов. Материал для защиты наружной поверхности трубопровода содержит слой битумно-полимерной мастики, в который погружена армирующая стеклянная сетка, и антиадгезивный слой, при этом армирующая стеклянная сетка выполнена из стеклянных нитей диаметром от 0,2 до 0,25 мм методом перешивочного переплетения с размером ячеек 2,5×2,5 мм и расположена на расстоянии, равном 20-40% толщины слоя битумно-полимерной мастики от антиадгезивного слоя, при этом битумно-полимерная мастика имеет следующий состав компонентов, мас.%: битум БНД-60/90 7-14, битум БН-70/30 60-85, термоэластопласт 4-12, нефтеполимерная смола 2-10, полибутадиеновый низкомолекулярный каучук 5-10. Технический результат - повышение эффективности проведения в трассовых условиях работ по антикоррозионной защите газонефтетрубопроводов путем сокращения сроков их выполнения в трассовых условиях и снижение трудоэнергозатрат. 1 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Изоляционный антикоррозионный материал РАМ, содержащий слой битумно-полимерной мастики, в который погружена армирующая стеклянная сетка, и антиадгезивный слой, отличающийся тем, что армирующая стеклянная сетка выполнена из стеклянных нитей диаметром от 0,2 до 0,25 мм методом перешивочного переплетения с размером ячеек 2,5×2,5 мм и расположена на расстоянии, равном 20-40% от толщины слоя битумно-полимерной мастики, от антиадгезивного слоя, при этом битумно-полимерная мастика имеет следующий состав компонентов, мас.%: битум БНД-60/90 7-14, битум БН-70/30 60-85, термоэластопласт 4-12, нефтеполимерная смола 2-10, полибутадиеновый низкомолекулярный каучук 5-10.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области строительства, а именно к материалам, предназначенным для защиты от коррозии при проведении в трассовых условиях капитального ремонта изоляционного покрытия (переизоляции) труб газонефтепродуктопроводов.
Известна используемая в качестве защитного покрытия конструкция изоляционной ленты для защиты наружной поверхности подземных трубопроводов, включающая полимерную пленку-основу из поливинилхлорида, мастичный слой с размещенным в нем армирующим материалом и антиадгезивный слой (RU 29572 U1, МПК7 F16L 58/10, опубл. 20.05.2003).
Такая лента обладает высокими прочностными свойствами, но не обладает свойством термоусадки, поэтому ее можно наносить только на холодную грунтовку, а при нанесении ее на горячие мастики будут образовываться гофры и складки в связи с тепловым расширением ленты в процессе прогрева ее от горячей мастики.
Наиболее близким техническим решением, выбранным в качестве прототипа, является изоляционный антикоррозионный материал для защиты наружной поверхности трубопровода, содержащий слой битумно-полимерной мастики, в который погружена армирующая стеклянная сетка, и антиадгезивный слой (RU 50278 U1, МПК7 F16L 58/10, опубл. 27.12.2005).
Процесс изоляции трубопроводов такими изоляционными лентами характеризуется высокой технологичностью и безопасностью, однако, несмотря на это, а также на улучшенные качественные характеристики полимерной пленки-основы, выполненной из полиэтилена или сополимера этилена с винилацетатом, электоронно-химически модифицированную и одноосно ориентированную, ее механическая прочность продолжает оставаться недостаточно высокой.
Другим недостатком известного материала является его высокая стоимость из-за наличия обработанной особым образом полимерной пленки-основы, а также низкие показатели адгезии ленты к ленте в нахлесте и к загрунтованной стали при сдвиге, и как следствие, низкие защитные свойства изоляционного антикоррозионного материала.
Технической задачей, на решение которой направлено изобретение, является устранение указанных выше недостатков, а именно, снижение стоимости изоляционного антикоррозионного материала и повышение качества покрытия.
Указанная задача решается за счет того, что изоляционный антикоррозионный материал для защиты наружной поверхности трубопровода содержит слой битумно-полимерной мастики, в который погружена армирующая стеклянная сетка, и антиадгезивный слой, при этом армирующая стеклянная сетка выполнена из стеклянных нитей диаметром от 0,2 до 0,25 мм методом перешивочного переплетения с размером ячеек 2,5×2,5 мм и расположена на расстоянии, равном 20-40% толщины слоя битумно-полимерной мастики от антиадгезивного слоя, при этом битумно-полимерная мастика имеет следующий состав компонентов, мас.%: битум БНД-60/90 7-14, битум БН-70/30 60-85, термоэластопласт 4-12, нефтеполимерная смола 2-10, полибутадиеновый низкомолекулярный каучук 5-10.
Битумно-полимерная мастика представляет собой многокомпонентную композицию и имеет следующий состав компонентов, мас.%: битум БНД-60/90 7-14, битум БН-70/30 60-85, термоэластопласт 4-12, нефтеполимерная смола 2-10, полибутадиеновый низкомолекулярный каучук 5-10.
Армирующая стеклянная сетка выполнена из стеклянных нитей диаметром от 0,2 до 0,25 мм методом перешивочного переплетения с размером ячеек 2,5×2,5 мм, пропитана связующим на основе битума и органических растворителей с введением синтетических модифицирующих добавок, температурный интервал эксплуатации которой составляет от -50°С до +50°С.
Антиадгезивный слой может быть выполнен из любого материала, обеспечивающего свободное разматывание рулона без прилипания к мастичному слою ленты, преимущественно ламинированная бумага, либо полиэтилентерефталиевая пленка.
Техническим результатом, на достижение которого направлено данное изобретение, является повышение эффективности проведения в трассовых условиях работ по антикоррозионной защите газонефтетрубопроводов путем сокращения сроков их выполнения в трассовых условиях и снижение трудоэнергозатрат.
В таблице приведены данные показателей предлагаемого изоляционного антикоррозионного материала и материала по ГОСТ Р 51164-98.
На чертеже представлена структура изоляционного антикоррозионного материала.
Изоляционный антикоррозионный материал выполнен в виде рулонной многослойной структуры где:
1 - слой битумно-полимерной мастики
2 - армирующая стеклянная сетка
3 - слой битумно-полимерной мастики
4 - антиадгезивный слой.
Изоляционный антикоррозионный армированный материал изготавливают в заводских условиях на стандартном оборудовании, состоящем из узлов: расплава мастики, нанесения мастики, охлаждения рулонного изоляционного антикоррозионного материала, нанесения антиадгезионного слоя и намотки.
Битумно-полимерную изоляционную мастику, представляющую собой многокомпонентную композицию, состав которой указан ранее, очищают от упаковки и загружают в плавильный котел. Разогретая до температуры 140-160°С мастика из котла поступает по обогреваемому гибкому металлическому рукаву в промежуточную ванну узла нанесения, далее насосом - в расходную ванну, при этом температура в промежуточной и расходной ваннах поддерживается автоматически в пределах от 130 до 160°С.
Рулонный армированный материал (РАМ) изготавливают методом макания стеклянной армирующей сетки в расплав битумно-полимерной мастики с последующей стадией совмещения с армирующей стеклосеткой. Для предотвращения слипания полученной структуры в рулоне, на его мастичный слой наносят антиадгезионный материал, например бумагу. Далее полученный изоляционный антикоррозионный материал наматывают на полиэтиленовую гильзу.
В таблице приведены данные показателей предлагаемого изоляционного антикоррозионного материала и материала по ГОСТ Р 51164-98.
Из таблицы видно, что предлагаемый изоляционный антикоррозионный материал обладает повышенной адгезией ленты к ленте в нахлесте и к загрунтованной стали при сдвиге.
Это свидетельствует о высоких защитных свойствах данного рулонного материала и высокой производительности при проведении изоляционно-укладочных работ.
Предлагаемый изоляционный антикоррозионный материал может быть эффективно использован в трассовых условиях при изоляции наружной поверхности стальных подземных газонефтетрубопроводов, продуктопроводов, водопроводов диаметром до 1420 мм при температуре эксплуатации до +40°С.
Изоляционный антикоррозионный материал РАМ
Таблица | ||||
№ п/п | Наименование показателя | Норма ГОСТР 51164-98 | Величина показателя | Метод испытаний |
Заявляемый изоляционный антикоррозионный материал РАМ | ||||
1 | Толщина, мм | >1,5 | 1,7±2 | ГОСТ 17035 |
2 | Температура хрупкости мастичного слоя, °С | -20 | -20 | ГОСТ 2678 |
3 | Адгезия к стали при 20°С, Н/см | - | 36 | ГОСТ 411 метод Б |
4 | Адгезия ленты к ленте в нахлесте при 20°С, Н/см | 7,0 | 26 | ГОСТ 411 метод Б |
5 | Адгезия к загрунтованной стали при сдвиге при 20°С, мПа/м2 | 0,1 | 0,34 | ГОСТ 14759 V=15 мм/сек |
Класс F16L58/12 гудронные или битумные