контроллер машиниста

Классы МПК:H01H19/60 с угловым перемещением органа управления, не имеющего контактов 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество "Всероссийский научно-исследовательский и проектно-конструкторский институт электровозостроения" (ОАО "ВЭлНИИ") (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-02-26
публикация патента:

Изобретение относится к многопозиционным групповым переключателям для регулирования напряжения на тяговых двигателях электровозов. Контроллер состоит из основания, на котором закреплены две продольные рейки и три поперечные рамы, между которыми закреплены соосные главный кулачковый вал и реверсивный кулачковый вал. Задатчик скорости в виде потенциометра механически связан с главным кулачковым валом. Механическая блокировка выполнена в виде насаженного на главный вал диска с ободом, который вращается соосно с профильным диском реверсивного вала, по противоположным сторонам которого скользят два рычага с роликами на концах. Другие концы рычагов закреплены подвижно на осях, установленных в средней поперечной раме. На одном из рычагов, рядом с роликом, имеется выступ, который находится внутри обода диска главного вала таким образом, что обод диска имеет возможность вращаться вокруг выступа на рычаге. На ободе диска имеется прорезь, соответствующая «0» (нейтральному) положению главного вала, за которую выступом зацепляется рычаг при вращении профильного диска реверсивного вала (когда происходит изменение режима «Вперед» или «Назад») и блокирует главный вал контроллера. Технический результат - повышение надежности контроллера и уменьшение габаритов его конструкции. 4 ил. контроллер машиниста, патент № 2325721

контроллер машиниста, патент № 2325721 контроллер машиниста, патент № 2325721 контроллер машиниста, патент № 2325721 контроллер машиниста, патент № 2325721

Формула изобретения

Контроллер машиниста, состоящий из основания, на котором закреплены две продольные рейки и три поперечные рамы, между которыми закреплены главный кулачковый вал и реверсивный кулачковый вал с рукоятками управления каждый, группы кулачковых контакторов, контактирующие с профильными дисками на валах, механической блокировки, обеспечивающей взаимодействие главного и реверсивного кулачковых валов, отличающийся тем, что в него введен задатчик скорости, выполненный в виде потенциометра для системы регулирования скоростью, который механически связан с главным кулачковым валом, от угла поворота которого зависит напряжение на потенциометре для системы регулирования скоростью, главный кулачковый вал и реверсивный кулачковый вал соосны, а механическая блокировка выполнена в виде диска с ободом, имеющим прорезь, насаженного на главный кулачковый вал контроллера и имеющего возможность вращения соосно с профильным диском реверсивного кулачкового вала, на противоположных сторонах профильного диска через ролики скользят два рычага, один конец которых закреплен подвижно на осях, установленных в средней поперечной раме, а другой конец рычагов (с роликами) прижат к профильному диску реверсивного кулачкового вала пружинами, которые другим концом упираются в кронштейны, установленные на рейках, на одном из рычагов, рядом с роликом, имеется выступ, который находится внутри обода диска главного кулачкового вала таким образом, что обод диска может вращаться вокруг выступа на рычаге, на ободе диска имеется прорезь, соответствующая «0» (нейтральному) положению главного кулачкового вала, за которую зацепляется выступом рычаг при вращении профильного диска реверсивного кулачкового вала при изменении режима «Вперед» или «Назад» и блокирует главный кулачковый вал контроллера.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к электроаппаратостроению, в частности к многопозиционным групповым переключателям для регулирования напряжения на тяговых двигателях электровозов.

Известен контроллер машиниста, состоящий из двух рам, соединенных рейками, параллельно которым находятся главный, реверсивный и тормозной кулачковые валы, закрепленные на рамах, с рукоятками управления каждый. Для исключения ошибочных действий машиниста все переключатели сблокированы между собой при помощи механической блокировки, которая состоит из профильных дисков, установленных на каждом валу, рычагов и пружин (см. Руководство по эксплуатации «Электровоз ВЛ80Т» под ред. Б.Р.Бондаренко, г.Москва, «Транспорт», 1977 г., стр.200).

Недостатками такой механической блокировки являются износ профильных дисков, попарная и тройная блокировка шести рычагов, выставляемый зазор между выступом рычагов и профильными дисками каждого из трех кулачковых валов, что создает громоздкость конструкции, приводит к провалу рычагов механической блокировки при переключениях и нечеткой фиксации валов на позициях, а все это снижает показатели надежности контроллера, может создать аварийную ситуацию с угрозой безопасности движения электроподвижного состава.

Наиболее близким по технической сущности к изобретению является контроллер, состоящий из основания, на котором закреплены четыре рамы, между которыми установлены главный кулачковый вал, выполняющий функцию управления тягой, реверсивный кулачковый вал и соосно с ним тормозной кулачковый вал, выполняющие функции изменения направления движения(«Вперед» или «Назад») и торможения соответственно, сельсина, являющегося датчиком напряжения для системы регулирования реостатным торможением, механической блокировки, состоящей из профильных дисков на каждом валу, шести рычагов, тяг между ними, пружин, обеспечивающей взаимодействие этих валов (см. книга «Электровоз ВЛ80С. Руководство по эксплуатации», под ред. Б.А.Тушканова, «Транспорт», г.Москва, 1985 г., стр.141).

Недостатками механической блокировки прототипа являются большие габариты конструкции, износ профильных дисков, частая регулировка зазоров между рычагами и профильными дисками с помощью тяг. Все это создает неудобство в эксплуатации, снижает показатели надежности контроллера, что приводит к аварийной ситуации с угрозой безопасности движения электроподвижного состава.

Задачей изобретения является повышение надежности контроллера и уменьшение габаритов его конструкции.

Для решения поставленной задачи в контроллер машиниста, состоящий из основания, на котором закреплены две продольные рейки и три поперечные рамы, между ними закреплены главный кулачковый вал, выполняющий функцию управления тягой и торможением, и реверсивный кулачковый вал, каждый с рукояткой управления и соответствующей группой кулачковых контакторов, контактирующие с профильными дисками на валах, механической блокировки, обеспечивающей взаимодействие главного и реверсивного кулачковых валов, введены новые признаки: задатчик скорости в виде потенциометра, который механически связан с главным валов, от угла поворота которого зависит напряжение на потенциометре, на главный вал контроллера насажен (под шпонку) диск с ободом, который вращается соосно с профильным диском реверсивного вала, по противоположным сторонам которого скользят два рычага с роликами на концах, другие концы рычагов закреплены подвижно на осях, установленных в средней поперечной раме. Рычаги прижаты к профильному диску реверсивного вала пружинами, другой конец которых упирается в кронштейны, установленные на рейках. На одном из рычагов, рядом с роликом, имеется выступ, который находится внутри обода диска главного вала таким образом, что обод диска имеет возможность вращаться вокруг выступа на рычаге, на ободе диска имеется прорезь, соответствующая «0» (нейтральному) положению главного вала, за которую выступом зацепляется рычаг при вращении профильного диска реверсивного вала (когда происходит изменение режима «Вперед» или «Назад») и блокирует главный вал контроллера.

Таким образом, диск с ободом, имеющим прорезь, установленный на главном валу контроллера совместно с профильным диском реверсивного вала, по которому на роликах скользят рычаги и стопорят тот или иной вал в зависимости от режима работы, позволяет повысить надежность и уменьшить габариты контроллера за счет исключения из конструкции тяг и сокращения количества рычагов и пружин.

Изобретение поясняется чертежами, на которых изображены:

фиг.1 - контроллер машиниста;

фиг.2 - рычаги, скользящие по профильному диску, и пружины. Вид А-А;

фиг.3 - рычаг с выступом и диск с ободом, имеющим прорезь;

фиг.4 - рычаг с выступом, находящийся внутри обода диска.

Контроллер машиниста состоит из основания 1, на котором закреплены две продольные рейки 2 и три поперечные рамы 3, между которыми закреплены главный кулачковый вал 4 и реверсивный кулачковый вал 5 с рукоятками управления 6 и 7 каждый, группы кулачковых контакторов 8, контактирующие с профильными дисками на валах 4 и 5, задатчика скорости в виде потенциометра 9, который механически связан с главным валом 4, от угла поворота которого зависит напряжение на потенциометре 9. Главный кулачковый вал 4 и реверсивный кулачковый вал 5 расположены на одной геометрической оси и имеют возможность вращения соосно, механическая блокировка 10 обеспечивает взаимодействие главного 4 и реверсивного 5 кулачковых валов путем соосного вращения диска 11 с ободом 12, насаженного на главном кулачковом валу 4, и профильного диска 13,насаженного на реверсивном кулачковом валу 5. По противоположным сторонам профильного диска 13 через ролики 15 и 16 скользят два рычага 17 и 18, одни концы которых закреплены подвижно на осях 19 и 20, установленных в средней поперечной раме 3. Рычаги 17 и 18 прижимаются к профильному диску 13 пружинами 21 и 22, упирающимися другим концом в кронштейны 23 и 24, установленные в рейках 2. На рычаге 17, рядом с роликом 15, имеется выступ 25 (см. фиг.3), который находится внутри обода 12 диска 11 главного кулачкового вала 4 таким образом, что обод 12 диска 11 имеет возможность вращаться вокруг выступа 25 на рычаге 17 (см. фиг.4). На ободе 12 диска 11 имеется прорезь 26 (см. фиг.3), соответствующая «0» (нейтральному) положению главного вала 4, в которую выступом 25 может входить рычаг 17 при вращении профильного диска 13 реверсивного вала 5 при изменении режима («Вперед» или «Назад») и блокировать главный вал 4 контроллера.

Механическая блокировка 10 контроллера машиниста работает следующим образом. Перед включением контроллера главный вал 4 находится в «0» (нейтральном) положении и выступ 25 рычага 17 (см. фиг.3) реверсивного вала 5 находится в прорези 26 обода 12 диска 11 главного вала 4, тем самым препятствуя вращению главного вала 4. Машинист, вращая реверсивный вал 5, задает направление движения «Вперед» или «Назад». После выбора направления движения рычаг 18 с роликом 16 зафиксирует это положение реверсивного вала 5, прижимаясь пружиной 22 (см. фиг.2) в углубление на профильном диске 13, а рычаг 17 с выступом 25 выйдет из прорези 26 на ободе 12 диска 11, прижимаясь пружиной 21 в углубление на противоположной стороне профильного диска 13 реверсивного вала 5 (см. фиг.4), снимая тем самым блокировку главного вала 4. Диск 11 с ободом 12 при вращении главного кулачкового вала 4 не дает рычагу 17 с выступом 25 выйти из углубления профильного диска 13 реверсивного вала 5, блокируя его в этом положении. Чтобы изменить направление движения, необходимо переместить главный вал 4 обратно в положение «0» (нейтральное), тогда прорезь 26 (см. фиг.3) на ободе 12 диска 11 установится напротив выступа 25 на рычаге 17 реверсивного вала 5 и позволит вращать реверсивный вал 5 для изменения режима. Настройка такой механической блокировки производится один раз при изготовлении контроллера и не требует дополнительных затрат рабочего времени.

Таким образом, использование диска 11 с ободом 12, имеющим прорезь 26, насаженного на главный вал 4 контроллера и вращающегося соосно с профильным диском 13 реверсивного вала 5, двух рычагов 17 и 18 с роликами 15 и 16 и выступом 25 на одном из рычагов, прижимающихся пружинами 21 и 22 к профильному диску 13, позволяет повысить надежность контроллера и уменьшить его габариты путем сокращения количества рычагов и пружин и исключения из конструкции тяг, имеющихся в прототипе.

Класс H01H19/60 с угловым перемещением органа управления, не имеющего контактов 

контроллер для управления тяговыми электроприводами вагонов метрополитена -  патент 2342727 (27.12.2008)
контроллер машиниста -  патент 2337025 (27.10.2008)
контроллер машиниста -  патент 2318264 (27.02.2008)
контроллер для управления транспортным средством -  патент 2210127 (10.08.2003)
Наверх