устройство для предотвращения захвата гражданского самолета
Классы МПК: | B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам B64D25/04 модификация сидений |
Автор(ы): | Белый Давид Михайлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ульяновский государственный технический университет" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-10-13 публикация патента:
10.06.2008 |
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолета. Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета размещено на креслах, установленных в салоне самолета. Салон самолета снабжен видеокамерой общего обзора. В обеих боковинах каждого кресла, изготовленного из изоляционного материала, над бедрами пассажира выполнены полости. В полости одной боковины размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого жестко закреплен внутри полости и соединен с контактным наконечником, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным токопроводящим элементом свободно выведен внутрь кресла через отверстие в боковине. Напротив ферромагнитного элемента жестко установлен в полости другой боковины электромагнит, а на обращенной к сиденью стороне данной боковины установлена контактная пластина, соединенная с другим контактным наконечником. Оба контактных наконечника подключены к одной, а обмотка возбуждения электромагнита - к другой паре контактов, соответствующих данному креслу, установленных рядом на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла и соединенных соответственно с источниками изменяемого и заданного электрических сигналов. Данное техническое решение позволяет повысить безопасность полетов на гражданских самолетах. 1 ил.
Формула изобретения
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, размещенное на креслах, установленных в салоне самолета, снабженном видеокамерой общего обзора салона, отличающееся тем, что в обеих боковинах каждого кресла, изготовленного из изоляционного материала, над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в полости одной боковины размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого жестко закреплен внутри полости и соединен с контактным наконечником, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным токопроводящим элементом свободно выведен внутрь кресла через отверстие в боковине, напротив ферромагнитного элемента жестко установлен в полости другой боковины электромагнит, а на обращенной к сиденью стороне данной боковины установлена контактная пластина, соединенная с другим контактным наконечником, при этом оба контактных наконечника подключены к одной, а обмотка возбуждения электромагнита - к другой паре контактов, соответствующих данному креслу, установленных рядом на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла и соединенных соответственно с источниками изменяемого и заданного электрических сигналов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к средствам для повышения безопасности полетов гражданских самолетов, в частности для пресечения действий по захвату самолетов.
Известно устройство для обезвреживания террористов в гражданских самолетах, содержащее расположенные под полом фюзеляжа испарители с алюминиевыми корпусами и нагревательными элементами под ними, ампулы с анестетиками, характеризующиеся способностью разрушения при подаче напряжения и попадания анестетика на горячий корпус с образованием наркотической смеси при смешивании с воздухом в фюзеляже, а также две пулегазонепроницаемые стенки и двери со стороны кабины летчиков /см. патент РФ на изобретение № 2224691, кл. B64D 45/00, G08B 15/02, 2002 [1]/.
Недостатками известного устройства являются значительное усложнение конструкции салона для обеспечения пуленепробиваемости кабины, опасность воздействия на пассажиров, особенно детей и стариков, образующейся наркотической смесью.
Известны также устройство для предотвращения захвата самолета или террористического акта на нем и система безопасности самолета, содержащее установленную в салоне самолета видеокамеру для обнаружения источника опасности и по меньшей мере одну единицу дистанционно-управляемого стрелкового оружия, оснащенного видеокамерой, прицелом, дисплеем, пультом управления стрельбой, а также видеокамеру общего обзора и лазерный целеуказатель /см. патент РФ на изобретение № 2269817, кл. G08В 15/00, 2004 [2]/.
Недостатками данного устройства являются значительная сложность и стоимость, опасность разгерметизации салона при стрельбе и поражении пассажиров.
Наиболее близким устройством того же назначения к заявленному изобретению по совокупности признаков является салон гражданского самолета с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками /см. патент РФ на изобретение № 2213679, кл. В64D 11/06, А47С 1/00, А47В 3/14, В60N 2/32, 2001 [3]/, принятый за прототип.
Недостатком устройства-прототипа является отсутствие возможности предотвращения захвата гражданского самолета террористами, то есть низкая безопасность полетов.
Сущность изобретения заключается в создании сравнительно простого, надежного и недорого устройства для обезвреживания террористов, полностью исключающего как опасность для пассажиров, так и непосредственно для живучести самолета и предусматривающего обнаружение предполагаемых террористов, их последующую жесткую фиксацию непосредственно в пассажирском кресле, а в случае предпринятия ими попыток активных действий - их физическое обезвреживание путем воздействия электрическим током с нарастающей по величине амплитудой.
Технический результат - повышение безопасности полетов в гражданских самолетах.
Указанный технический результат при осуществлении изобретения достигается тем, что в известном устройстве для предотвращения захвата гражданского самолета, включающем салон с рядами пассажирских кресел, каждое из которых содержит каркас, сиденье, спинку и боковины с подлокотниками, особенность заключается в том, что салон снабжен видеокамерой общего обзора, в обеих боковинах каждого кресла, изготовленного из изоляционного материала, над бедрами пассажира выполнены полости, при этом в полости одной боковины размещен отрезок гибкого стального троса заданной длины, один конец которого жестко закреплен внутри полости и соединен с контактным наконечником, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным токопроводящим элементом свободно выведен внутрь кресла через отверстие в боковине, напротив ферромагнитного элемента жестко установлены в полости другой боковины электромагнит, а на обращенной к сиденью стороне данной боковины - контактная пластина, соединенная с другим контактным наконечником, при этом оба контактных наконечника подключены к одной, а обмотка возбуждения электромагнита - к другой паре контактов, соответствующих данному креслу, установленных рядом на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла и соединенных соответственно с источниками изменяемого и заданного электрических сигналов.
На чертеже схематично показано одно из кресел предлагаемого устройства в исходном состоянии /до включения электромагнита/, вид спереди, со схемой его подключения к пульту.
Устройство для предотвращения захвата гражданского самолета, включающее салон с рядами пассажирских кресел, снабженный видеокамерой общего обзора /не показана/, каждое из кресел, в свою очередь, содержит каркас 1, сиденье 2, спинку 3 и боковины 4, 5 с подлокотниками 6, 7, в обеих боковинах 4, 5 каждого кресла, изготовленного из изоляционного материала, над бедрами пассажира /на сидящий в кресле пассажир не показан/ выполнены полости 8, 9, при этом в полости 8 одной боковины 4 размещен отрезок 10 гибкого стального троса заданной длины, один конец которого жестко закреплен внутри полости 8 /для повышения надежности и жесткости крепления - на полу салона в зоне крепления кресла/ и соединен с контактным наконечником 11, а другой конец с прикрепленным к нему ферромагнитным токопроводящим элементом 12 свободно выведен внутрь кресла через отверстие 13 во внутренней стенке 14 боковины 4, напротив ферромагнитного элемента 12 жестко установлены в полости 9 другой боковины 5 электромагнит 15 с помощью кронштейна 16, также прикрепленного для повышения надежности крепления к полу салона, а на обращенной к сиденью 2 стороне данной боковины 5 - контактная пластина 17, соединенная с другим контактным наконечником 18, при этом оба контактных наконечника 11 и 18 подключены к одной 19, а обмотка возбуждения электромагнита 15 - к другой 20 паре контактов, соответствующих данному креслу, установленных рядом на специальном пульте в кабине пилотов с указанием номера кресла и соединенных соответственно с источниками изменяемого 21 и заданного 22 электрических сигналов. Ферромагнитный элемент 12 выполнен в форме диска, утопленного в исходном состоянии в цилиндрическое углубление 23 во внутренней стенке 14 боковины 4, концентричное отверстию 13. Мощность электромагнита 15 /для повышения мощности последний снабжен ферромагнитным сердечником/ и рабочая масса ферромагнитного элемента 12 подобраны достаточными для обеспечения притяжения элемента 12 при включении электромагнита 15 к обращенной к сиденью 2 стороне боковины 5 в зоне торца электромагнита 15, причем такое притяжение сопровождается контактом внутренней плоскости элемента /диска/ 12 с контактной пластиной 17. Длина отрезка 10 троса подобрана такой, чтобы при данном притяжении весь трос 10 был выбран, причем с обеспечением необходимой и гарантированной /см. далее/ величины натяга.
Работа предлагаемого устройства осуществляется следующим образом.
С помощью расположенной в салоне видеокамеры общего обзора пилоты, находясь в кабине, обнаруживают пассажира, предположительно представляющего опасность с точки зрения террористического захвата самолета, и принимают меры к его изоляции. Для этого на специальном пульте, находящемся здесь же в кабине пилота, нажимается кнопка /ключ К2/ с номером, соответствующим номеру кресла данного пассажира, при этом электрический сигнал с контактов 20, подключенных к источнику 22 заданного сигнала, подается в обмотку подключенного к этим контактам электромагнита 15, последний срабатывает, в результате чего ферромагнитный элемент 12 выскакивает из углубления 23 в стенке 14 и притягивается к обращенной к сиденью 2 стороне боковины 5 в зоне торца электромагнита 15, то есть плоскость элемента 12 входит в контакт с контактной пластиной 17. При этом стальной трос 10, выбирая всю свою длину и располагаясь прямо над бедрами пассажира и впереди его туловища с гарантированной величиной натяга, прижимает бедра к сиденью 2, а туловище - к спинке 3 кресла. Мощность электромагнитной системы - электромагнита 15 с сердечником и ферромагнитного элемента 12, длина и жесткость отрезка троса 10 должны быть достаточными для создания натяга, обеспечивающего надежную фиксацию пассажира в кресле, при невозможности осуществления его попыток оторвать элемент 12 от боковины 5, то есть разомкнуть трос 10 или вылезти из-под него. В случае, если после такой фиксации пассажир начинает предпринимать активные действия по освобождению, извлечению посторонних предметов и т.п., экипаж принимает дальнейшие меры, направленные на физическое обезвреживание пассажира. Для этого на том же пульте рядом с предыдущей нажимается другая кнопка /ключ К1 /, соответствующая тому же номеру кресла, при этом контакты 19 запитываются от источника 21 опорным /минимальным/ электрическим сигналом, этот сигнал передается на контактные наконечники 11, 18, соединенные соответственно с прикрепленным концом троса 10 и контактной пластиной 17. В результате этого по прижатому к пассажиру тросу 10 проходит ток с целью предупреждения предварительно слабый. При продолжении пассажиром активных действий вращением регулятора /потенциометра/ на источнике 21 увеличивают силу тока в тросе 10 до необходимой величины до физического обезвреживания пассажира /величина тока выбирается из физиологических соображений/.
Предлагаемое устройство, отличаясь сравнительной простотой, дешивизной, высокой надежностью, универсальностью, позволяет повысить безопасность полетов на гражданских самолетах. Не создавая опасности для пассажиров и живучести всего самолета, оно позволяет лишить представляющего опасность пассажира свободы движения непосредственно в кресле, а в случае предпринятия им попыток активных действий по освобождению - физически его обезвредить путем воздействия электрическим током с нарастающей по величине амплитудой.
Класс B64D45/00 Индикаторные и защитные устройства летательных аппаратов, не отнесенные к другим рубрикам
Класс B64D25/04 модификация сидений