способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного двигателя внутреннего сгорания

Классы МПК:F02B75/02 двигатели с особым рабочим процессом, например шеститактные 
F02G3/02 с поршневыми двигателями 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Равич Александр Фроимович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-20
публикация патента:

Изобретение относится к области двигателестроения. Технический результат заключается в повышении мощности и КПД двигателя внутреннего сгорания при меньших степенях сжатия или меньшем расходе топлива, в снижении максимальных рабочих давлений и в исключении из рабочего процесса ударных изменений давлений и температур. Согласно изобретению рабочее тело генерируется в виде стационарного газового потока высокого давления путем сжигания в камере сгорания топлива в непрерывном потоке сжатого воздуха от компрессора. Далее энергия рабочего тела преобразуется в полезную механическую работу сначала в цилиндрах постоянного давления, а затем в цилиндрах-расширителях. В цилиндрах постоянного давления работает аэродинамическое давление рабочего газового потока, который затем подается в цилиндры-расширители, где производит работу в результате термодинамического расширения. 2 н.п. ф-лы, 16 ил. способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Формула изобретения

1. Способ осуществления рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания, включающий генерацию рабочего тела путем сжигания топлива в предварительно сжатом воздухе и преобразование энергии рабочего тела в полезную механическую работу, отличающийся тем, что рабочее тело генерируют в виде стационарного, т.е.непрерывного, с постоянными давлением, плотностью и температурой, газового потока высокого давления, после чего энергию рабочего тела преобразуют в полезную механическую работу, используя сначала давление рабочего газового потока в процессе аэродинамического прессинга, а затем - давление отработанного рабочего тела в процессе последующего термодинамического политропного расширения; при этом аэродинамический прессинг осуществляют в результате воздействия полного аэродинамического давления стационарного газового потока - рабочего тела на поршень, плотно движущийся в рабочем пространстве, имеющем форму аэродинамического канала с постоянным поперечным сечением, а последующее термодинамическое политропное расширение отработанного рабочего тела осуществляют, перемещая рабочее тело в другое замкнутое рабочее пространство большего максимального объема; при этом в процессе расширения рабочего тела, объем первого рабочего пространства изменяют от максимума до нулевого минимума и, синхронно, объем второго рабочего пространства - от нулевого минимума до максимума, обеспечивая тем самым рабочий ход второго поршня.

2. Двигатель внутреннего сгорания, включающий устройства генерации рабочего тела и преобразования энергии рабочего тела в полезную механическую работу, отличающийся тем, что в качестве устройства генерации рабочего тела используется камера сгорания высокого давления, создающая рабочее тело в виде непрерывного, с постоянными давлением, плотностью и температурой, газового потока продуктов сгорания топлива в потоке сжатого воздуха от компрессора, а в качестве устройства преобразования энергии рабочего тела в полезную механическую работу используются рабочие цилиндры постоянного давления и цилиндры-расширители с поршнями; в активных, т.е. с изменением рабочего объема от нулевого минимума до максимума, рабочих цилиндрах постоянного давления осуществляется рабочий ход поршня в результате силового воздействия полного аэродинамического давления рабочего газового потока от камеры сгорания; синхронно, отработанное рабочее тело из пассивных, т.е. с изменением рабочего объема от максимума до нулевого минимума, рабочих цилиндров постоянного давления перемещается в активные, т.е. с изменением рабочего объема от нулевого минимума до максимума, рабочие цилиндры-расширители; в активных рабочих цилиндрах-расширителях осуществляется рабочий ход поршня в результате термодинамического политропного расширения рабочего тела; синхронно, отработанное рабочее тело из пассивных, т.е. с изменением рабочего объема от максимума до нулевого минимума, рабочих цилиндров-расширителей перемещается на выхлоп; рабочие цилиндры синхронизированы таким образом, что расход рабочего тела в активных рабочих цилиндрах и расход рабочего тела в пассивных рабочих цилиндрах равны.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к двигателестроению, и преимущественно к автомобилям, тракторам и т.п.

Известен способ осуществления рабочего цикла в газотурбинных двигателях (В.А.Кудинов, Э.М.Карташов. Техническая термодинамика. М. Высшая школа. 2005. Стр.168-171; В.А.Тютюнов, С.И.Ловинский. М. Машиностроение. 1964. Стр.72, 93-140, 180-225), состоящий в том, что: генерируют (с помощью компрессора для создания непрерывного потока сжатого воздуха, камеры сгорания для сжигания топлива в потоке сжатого воздуха от компрессора и сопловых аппаратов для ускорения газового потока продуктов сгорания от камеры сгорания) рабочее тело в виде высокоскоростного стационарного (непрерывного, с постоянными скоростью, давлением, плотностью и температурой) газового потока и преобразуют (в результате динамического взаимодействия рабочего газового потока с лопатками ротора газовой турбины) кинетическую энергию рабочего тела в полезную работу.

Недостаток данного способа - высокие скорость и температура рабочего газового потока (чем больше скорость и температура рабочего газового потока, тем больше мощность газотурбинного двигателя), что предопределяет необходимость применения особо жаро-, ударопрочных и износостойких материалов для деталей устройства отбора мощности (в частности, для рабочих лопаток газовой турбины), непосредственно взаимодействующих с рабочим телом.

Наиболее близко к предлагаемому способу осуществления пятитактного рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания стоит известный способ осуществления четырехтактного рабочего цикла в поршневых двигателях внутреннего сгорания с внутренним смесеобразованием (прототип) (А.И.Колчин, В.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Высшая школа. 2003. Стр.13, 129-142). Данный способ реализуют в односвязном рабочем пространстве (в рабочем цилиндре с подвижным поршнем) с ограниченным рабочим объемом, непрерывно изменяемым от минимума до максимума (прямой ход поршня) или от максимума до минимума (обратный ход поршня). Рабочий цикл по прототипу производят за четыре такта (хода поршня):

первый (прямой ход поршня) и второй (обратный ход поршня) такты - впуск из окружающей среды и сжатие воздуха в рабочем пространстве;

третий такт (прямой ход поршня) - генерация рабочего тела в результате ввода и сгорания самовоспламеняющегося в сжатом воздухе топлива и преобразование потенциальной энергии рабочего тела в процессе последующего термодинамического расширения в замкнутом рабочем пространстве в полезную механическую работу (посредством кинематически связанного с поршнем механизма отбора мощности);

четвертый такт (обратный ход поршня) - выпуск в окружающую среду отработанного в рабочем пространстве рабочего тела.

Недостаток прототипа - ударный характер динамики давления и температуры в процессе быстрого сгорания топливовоздушной смеси и последующего термодинамического расширения рабочего тела в замкнутом рабочем пространстве, что предопределяет необходимость усиления жесткости и применения специальных материалов для деталей двигателя, непосредственно взаимодействующих с рабочим телом (детали рабочих цилиндров и поршней), и механизма отбора мощности.

Известен газотурбинный двигатель (Ю.Мацкерле. Современный экономичный автомобиль. М. Машиностроение. 1987. Стр.225), включающий устройство, генерирующее рабочее тело в виде высокоскоростного стационарного газового потока, и газовую турбину, преобразующую кинетическую энергию рабочего газового потока в полезную механическую работу. Генератор рабочего тела включает камеру сгорания, в которой в потоке сжатого воздуха (от компрессора) сжигают жидкое или газообразное топливо, и сопловые аппараты, которые ускоряют газовый поток продуктов сгорания от камеры сгорания.

Газовая турбина включает ротор, несущий рабочие лопатки и соосно жестко соединенный с валом отбора мощности. Отбор мощности осуществляется путем создания крутящего момента на валу отбора мощности в результате динамического взаимодействия рабочего газового потока с лопатками ротора турбины.

Газотурбинные двигатели применяют там, где требуется большая мощность силовой установки (например, в авиации). Газотурбинный двигатель малой мощности (например, для автомобилей) экономически не выгоден из-за низкого коэффициента полезного действия (КПД) и большого расхода топлива. Здесь проявляется недостаток конструкции этого двигателя - утечка части рабочего газового потока через технологический радиальный зазор между рабочими лопатками и кожухом турбины, и, как следствие, потеря энергии этой части рабочего тела.

При этом, чем меньше номинальная мощность двигателя, тем больше относительная (по сравнению с величиной располагаемой энергии рабочего тела) величина энергетических «утечек», и, следовательно, тем меньше КПД и больше расход топлива.

Наиболее близко к предлагаемому пятитактному двигателю внутреннего сгорания стоит известный четырехтактный поршневой двигатель внутреннего сгорания с внутренним смесеобразованием - дизель (прототип) (А.И.Колчин, В.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Высшая школа. 2003. Стр.13, 129-142). Такой двигатель обычно включает несколько конструктивно одинаковых рабочих цилиндров, в которых, с определенной синхронизацией, осуществляют параметрически одинаковые рабочие процессы-циклы (по описанному выше способу-прототипу осуществления четырехтактного рабочего цикла в поршневых двигателях внутреннего сгорания с внутренним смесеобразованием) преобразования энергии в форме теплоты, получаемой в результате быстрого сжигания жидкого или газообразного топлива в замкнутом объеме с предварительно сжатым воздухом, в полезную механическую работу посредством механизма отбора мощности.

Недостаток прототипа - малые значения мощности и крутящего момента на малых числах оборота вала отбора мощности двигателя, что невыгодно в условиях эксплуатации (например, на автомобиле).

Технический результат предлагаемого изобретения - увеличение энергоотдачи рабочего тела в двигателе внутреннего сгорания и, как следствие, - повышение эффективной мощности и эффективного КПД двигателя при меньших степенях сжатия или меньшем расходе топлива, а также снижение максимальных рабочих давлений и исключение из рабочего процесса резких и быстрых изменений рабочих давлений и температур, а также увеличение мощности и крутящего момента на малых числах оборотов вала отбора мощности.

Обозначенный выше технический результат применения предлагаемого способа, включающего генерацию рабочего тела путем сжигания топлива в предварительно сжатом воздухе и преобразование энергии рабочего тела в полезную механическую работу, достигается тем, что рабочее тело генерируют в виде стационарного, то есть непрерывного, с постоянными давлением, плотностью и температурой, газового потока высокого давления. Затем энергию рабочего тела преобразуют в полезную механическую работу, используя сначала давление рабочего газового потока в процессе аэродинамического прессинга, а затем - давление отработанного рабочего тела в процессе последующего термодинамического политропного расширения. При этом аэродинамический прессинг осуществляют в результате воздействия полного аэродинамического давления стационарного газового потока - рабочего тела на поршень, плотно движущийся в рабочем пространстве, имеющем форму аэродинамического канала с постоянным поперечным сечением. Последующее термодинамическое политропное расширение отработанного рабочего тела осуществляют, перемещая рабочее тело в другое замкнутое рабочее пространство большего максимального объема. При этом в процессе расширения рабочего тела объем первого рабочего пространства изменяют от максимума до нулевого минимума и, синхронно, объем второго рабочего пространства - от нулевого минимума до максимума, обеспечивая тем самым рабочий ход второго поршня. При этом рабочий цикл в общем случае включает следующие пять тактов.

1.-2. Впуск-сжатие воздуха, подача-сгорание топлива.

С помощью компрессора создают непрерывный поток сжатого воздуха, который направляют в камеру сгорания. В камере сгорания, в потоке сжатого воздуха от компрессора, сжигают топливо, в результате чего получают рабочее тело - стационарный газовый поток высокого давления, состоящий из продуктов сгорания. Посредством газораспределительного устройства рабочее тело от камеры сгорания направляют в активные, т.е. с изменением рабочего объема от нулевого минимума до максимума, рабочие цилиндры постоянного давления.

3. Аэродинамический прессинг, рабочий ход поршня.

В активных рабочих цилиндрах постоянного давления осуществляют аэродинамический прессинг - вытеснение поршня рабочим газовым потоком.

Синхронно отработанное рабочее тело из пассивных, т.е. с изменением рабочего объема от максимума до нулевого минимума, рабочих цилиндров постоянного давления перемещают в активные, т.е. с изменением рабочего объема от нулевого минимума до максимума, рабочие цилиндры-расширители.

4.-5. Расширение - выпуск, рабочий ход поршня.

В активных рабочих цилиндрах-расширителях осуществляют обычное политропное расширение рабочего тела.

Синхронно отработанное рабочее тело из пассивных, т.е. с изменением рабочего объема от максимума до нулевого минимума, рабочих цилиндров-расширителей перемещают на выхлоп.

Процесс, названный выше аэродинамическим прессингом, существенно отличается от процесса расширения рабочего тела в цилиндре прототипа - в данном случае рабочее тело воздействует на поршень в цилиндре постоянного давления посредством полного давления, равного сумме статического давления и аэродинамического напора стационарного газового потока, каким является рабочее тело; при этом расширения рабочего тела не происходит, потому что освобождаемое поршнем пространство активного рабочего цилиндра синхронно замещается соответствующей массой газа, так что плотность, давление и температура рабочего тела в этом процессе остаются постоянными; описанный процесс аэродинамического прессинга аналогичен процессу вытеснения поршня в гидравлическом прессе.

Обозначенный выше технический результат применения предлагаемого пятитактного двигателя внутреннего сгорания, включающего устройства генерации рабочего тела и преобразования энергии рабочего тела в полезную механическую работу, достигается тем, что в качестве устройства генерации рабочего тела используется камера сгорания высокого давления, в которой в результате сжигания топлива в потоке сжатого воздуха (от компрессора) создают рабочее тело в виде стационарного газового потока продуктов сгорания (непрерывного, с постоянными давлением, плотностью и температурой). При этом в качестве устройства преобразования потенциальной энергии рабочего тела в полезную механическую работу используют синхронизированные рабочие цилиндры постоянного давления и цилиндры-расширители с поршнями. В активных рабочих цилиндрах-расширителях осуществляется рабочий ход поршня в результате термодинамического политропного расширения рабочего тела. Синхронно отработанное рабочее тело из пассивных, то есть с изменением рабочего объема от максимума до нулевого минимума, рабочих цилиндров-расширителей перемещается на выхлоп. Рабочие цилиндры синхронизированы таким образом, что расход рабочего тела в активных рабочих цилиндрах и расход рабочего тела в пассивных рабочих цилиндрах равны. При этом принципиальная схема конструктивной реализации предлагаемого двигателя минимально включает следующие основные устройства:

1) компрессор,

2) камеру сгорания постоянного высокого давления,

3) рабочие цилиндры постоянного давления,

4) рабочие цилиндры-расширители,

5) систему газообмена и газораспределительное устройство,

6) систему синхронизации и механизм отбора мощности.

Система газообмена включает каналы, обеспечивающие транспорт воздуха от впуска до компрессора и от компрессора до камеры сгорания и транспорт рабочего тела от камеры сгорания до активных рабочих цилиндров постоянного давления, от пассивных рабочих цилиндров постоянного давления до активных рабочих цилиндров-расширителей и от пассивных рабочих цилиндров-расширителей на выпуск.

Газораспределительное устройство обеспечивает переключение каналов от камеры сгорания на активные в текущий момент цилиндры постоянного давления.

Система синхронизации обеспечивает управление синхронизацией системы газообмена газораспределительного устройства и кинематики рабочих цилиндров механизма отбора мощности в соответствии с вышеописанным способом осуществления пятитактного рабочего цикла. При этом все возможные варианты синхронизации должны удовлетворять необходимому условию - в любой момент рабочего цикла расход рабочего тела в активных рабочих цилиндрах и расход рабочего тела в пассивных рабочих цилиндрах должны быть равны.

Таким образом, предлагаемые способ и устройство для осуществления пятитактного рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания принципиально отличаются от прототипов, а именно:

1. составляющие рабочий цикл процессы -

(c) впуск-сжатие воздуха,

(z) смесеобразование и сгорание топливно-воздушной смеси,

(d) расширение-выпуск отработанного рабочего тела,

в предлагаемом двигателе пространственно разделены;

в прототипе эти процессы пространственно совмещены в рабочем цилиндре;

2. в рабочий цикл «вставлен» дополнительный процесс

(f) - аэродинамический прессинг, который осуществляют в отдельном рабочем цилиндре;

3. рабочее тело в предлагаемом двигателе генерируется непрерывно в виде стационарного газового потока высокого давления;

в прототипе рабочее тело генерируется в пульсирующем режиме, в процессе рабочего хода поршня (такт расширения рабочего тела), и сопровождается резким скачком давления и температуры быстро сгорающей топливовоздушной рабочей смеси;

4. отбор мощности в предлагаемом двигателе осуществляется непрерывно - каждый ход поршня в рабочих цилиндрах является рабочим (аэродинамический прессинг рабочего тела в активных цилиндрах постоянного давления и, одновременно, термодинамическое расширение рабочего тела в активных цилиндрах-расширителях);

в прототипе отбор мощности осуществляется периодически, в процессе термодинамического расширения рабочего тела в цилиндре.

Применительно к способу отбора мощности посредством кривошипно-шатунного механизма (как в прототипе) в предлагаемом двигателе минимальной конфигурации за полный оборот вала отбора мощности происходит «прокрутка» двух циклов, одинаковых по действию и по результату, и отличающихся только взаимной «перестановкой» активных и пассивных рабочих цилиндров, и, следовательно, такой двигатель по числу рабочих циклов за полный оборот вала отбора мощности аналогичен обычному четырехцилиндровому четырехтактному двигателю внутреннего сгорания, притом, что отношение чисел тактов равно 2 (из 5) к 1 (из 4).

Вышеизложенная принципиальная схема конструктивной реализации и функционирования предлагаемого двигателя отображена на фиг.1 и 2.

Предлагаемое изобретение иллюстрируют фиг. 1-16.

Фиг.1 и 2: принципиальная схема конструктивной реализации и функционирования предлагаемого двигателя. Показаны два последовательных рабочих цикла, отличающиеся только направлением движения поршней (большие стрелки) и рабочего тела (маленькие стрелки). Для большей компактности схемы рабочие цилиндры постоянного давления и рабочие цилиндры-расширители (минимальная конфигурация) представлены в виде цилиндров двойного действия:

1 - компрессор,

2 - камера сгорания постоянного давления,

3 - газораспределительное устройство,

4 - активные, 5 - пассивные рабочие цилиндры постоянного давления,

6 - активные, 7 - пассивные рабочие цилиндры-расширители.

Фиг.3-16: графики характеристик предлагаемого двигателя, отображающие функциональные связи между расчетными параметрами и параметрами управления и функционирования двигателя-проекта. На графиках даны индексированные (параметрические) серии кривых. Индекс, например способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , означает, что кривая с индексом способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 составлена из расчетных точек, полученных для данного значения способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 . Стрелки показывают направление изменения индекса в сторону возрастания. Горизонтальные линии двойной толщины показывают расчетную «контрольную» отметку («планку») данных двигателя-прототипа. Точки, составляющие представленные графики, отфильтрованы по условию: эффективная мощность Neспособ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 Ne *, эффективный КПД способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 еспособ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 е *, эффективный удельный расход топлива geспособ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ge *, где N e *(=233 кВт), способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 e * (=0.385), ge *(=220 г/кВт·ч) - исходные данные двигателя-прототипа. При этом для двигателя-проекта принято значение степени расширения способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =16.

Фиг.3-8: графики эффективных параметров N e, ge, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 е, pе, M e и параметра n как функций параметров управления способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , Gв и Gт.

Фиг.9: графики параметров Me и n как функций параметра Ne.

Фиг.10-13: графики скоростных характеристик двигателя-проекта.

Фиг.14 и 15: графики изменения давлений в рабочих цилиндрах двигателя-проекта при изменении степени сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 и при номинальном для прототипа значении расхода топлива Gт; pf, р d - давление, соответственно, в цилиндрах постоянного давления и в цилиндрах-расширителях на выпуске.

Фиг.16: графики изменения температур в рабочих цилиндрах двигателя-проекта при изменении расхода топлива Gт и при номинальном для прототипа, значении степени сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ; Tf - температура в цилиндрах постоянного давления, Тd - температура в цилиндрах-расширителях на выпуске.

Расчет двигателя

Здесь приведено полное описание методики расчета предлагаемого двигателя. Данная методика, за некоторыми исключениями, относящимися к расчету камеры сгорания и цилиндров постоянного давления, взята из книги А.И.Колчин, В.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Высшая школа. 2003. Стр.13, 104-142, и обеспечена компьютерной программой, разработанной автором. Расчет сделан для двигателя минимальной конфигурации «2+2», включающей по два рабочих цилиндров постоянного давления и цилиндров-расширителей. Однако данный расчет легко можно распространить на общий случай с большим числом рабочих цилиндров.

Принятые в тексте изложения обозначения близки к используемым в литературных источниках по аналогичной тематике.

Буквы p и r обозначают, соответственно, давление и плотность воздуха или рабочего тела, Т - температуру по Кельвину, t - температуру по Цельсию, V - объем, w - скорость, G - расход воздуха или рабочего тела. Индекс а относится к параметрам воздуха на впуске, с - к параметрам сжатого в компрессоре воздуха, z - к параметрам рабочего тела на выходе из камеры сгорания, f - к параметрам рабочего тела в цилиндре постоянного давления, d - к параметрам рабочего тела в цилиндре-расширителе.

Константные данные прототипа в тексте ниже выделены префиксом //.

Параметры управления

Управление предлагаемым двигателем осуществляют, изменяя три входных параметра:

1) Gв - производительность компрессора (г/с),

2) способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - степень сжатия воздуха на выходе из компрессора,

3) Gт - (секундный) расход топлива (г/с).

Далее вместо параметра Gв используется эквивалентный ему параметр

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =Gв/(Gт·l 0) - известный коэффициент избытка воздуха,

l 0 - теоретически необходимое количество-масса воздуха для полного сгорания единицы массы топлива (г воздуха/г топлива) // l0=14.452.

Данная тройка (способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , Gт) параметров управления полностью определяет параметры рабочего тела на выходе из камеры сгорания: давление pz, плотность r z и температуру Тz газового потока.

Функционирование

Компрессор. В компрессоре осуществляют обычное политропное сжатие воздуха с начальными и конечными параметрами, соответственно

pa(МПа), r a(кг/м3), Ta (K)

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , rс=ra·способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

nс - показатель политропы сжатия, из уравнения

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

mcVa, mcVc - теплоемкости воздуха (кДж/кмоль·град) для температур, соответственно, ta, tc , находят интерполяцией справочных табличных данных [1];

R=8.315 (кДж/кмоль·град) - универсальная газовая постоянная.

Камера сгорания

Камера сгорания создает на входе в рабочие цилиндры стационарный газовый поток продуктов сгорания (рабочее тело).

Параметры этого рабочего газового потока

p z, rz, Tz

находят исходя из модели изобарного подвода тепла с начальными параметрами

pc (МПА), r c(кг/м3), Тс (К):

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

температуру Tz определяют из системы уравнений:

(1) сгорания для случая постоянного давления:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

(2) теплоемкости

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

где

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 z - коэффициент использования теплоты // способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 z=0.86,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 23262502/M1 - коэффициент молекулярного изменения рабочей смеси,

М 1=способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ·L0 - количество горючей смеси (кмоль/кг топлива) // L0=0.5,

L 0=l0/способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 в (кмоль воздуха/кг топлива), способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 в=26.96 - масса 1 кмоль воздуха,

- необходимое количество воздуха для полного сгорания кг топлива,

l0=(С·8/3+Н·8-O)/0.23 (кг воздуха/кг топлива),

М2=С/12+Н/2+(способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 -0.208)·L0 (кмоль/кг топлива),

- количество продуктов полного сгорания топлива,

СН O массовые доли (кг/кг топлива) составляющих элементов топлива
0.8550.145 0бензин
0.87 0.1260.004 дизельное

Hz u·103/M1 (кДж/кмоль) - теплота сгорания рабочей смеси,

Н u(МДж/кг) - низшая теплота сгорания топлива // Н u=42.44,

mcрс=mc Vc+R (кДж/кмоль·град) - теплоемкость сжатого воздуха при температуре tc (на входе в камеру сгорания);

mcpz=mcVz(t z, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 )+R (кДж/кмоль·град) - теплоемкость продуктов сгорания для данного способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 при температуре tz=T z-273(°C),

mcVz(t z, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ) находят интерполяцией справочных табличных данных [1].

Рабочий цилиндр постоянного давления. Параметры

p f, rf, wf и Tf рабочего тела в рабочем цилиндре постоянного давления здесь находят исходя из модели стационарного газового потока с источником (котлом) в камере сгорания.

Параметры этого котла

pz(МПа), r z(кг/м3), Tz (K)

определены выше.

Плотность rf (кг/м3) и скорость wf (м/с) находят из системы уравнений для стационарного газового потока:

(1) энергии (Бернулли)

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

(2) постоянства расхода газа

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

(3) политропы процесса

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - (секундный) расход рабочего тела (г/с);

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - показатель политропы процесса;

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - площадь прямого сечения,

Df (м) - диаметр цилиндра постоянного давления.

Решение:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Полное давление аэродинамического прессинга

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Рабочий цилиндр-расширитель. В рабочем цилиндре-расширителе осуществляют обычное политропное расширение (как в прототипе) рабочего тела с начальными и конечными параметрами, соответственно

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

pd, rd , Тd.

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - степень расширения,

объем Vd рабочего цилиндра-расширителя должен быть больше объема V f рабочего цилиндра постоянного давления, следовательно, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 >1,

nd - показатель политропы расширения, из уравнения

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

mcVf, mc Vd - теплоемкости рабочего тела (кДж/кмоль·град) для температур, соответственно, tf, t d находят интерполяцией справочных табличных данных [1].

Температура рабочего тела на выпуске

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Индикаторные и эффективные параметры

Приведенный ниже расчет индикаторных и эффективных параметров исходит из положения:

скорость wп поршня в рабочих цилиндрах равна скорости wf рабочего газового потока в цилиндре постоянного давления: wп =wf.

Индикаторные параметры

Индикаторная работа цикла:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - коэффициент полноты диаграммы // способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =0.95,

Lif, L id, Lic (МДж) - индикаторная работа цикла, соответственно:

в рабочем цилиндре постоянного давления,

в рабочем цилиндре-расширителе,

в компрессоре.

Индикаторная работа цикла в компрессоре:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

ра (МПа), rа (кг/м3) - давление, плотность воздуха на входе в компрессор,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - заданная степень сжатия воздуха в компрессоре,

nс - показатель политропы сжатия воздуха в компрессоре,

Gвц=G в·способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 /103 (кг) - расход за цикл воздуха,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =S/wf (с) - продолжительность цикла,

S (м) - полный ход поршня,

wf (м/с) - скорость поршня,

Gв=G т·способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ·l0 (г/с) - секундный расход воздуха, // l0=14.452

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - заданный коэффициент избытка воздуха,

G т (г/с) - заданный секундный расход топлива.

Индикаторная работа цикла в рабочем цилиндре постоянного давления:

L if=pf·Vf ,

где

pf - полное давление аэродинамического прессинга (МПа),

Vf - объем рабочего цилиндра постоянного давления (м 3).

Индикаторная работа цикла в рабочем цилиндре-расширителе (с учетом минусовой работы преодоления противодавления, воздействующего на поршень в цилиндре постоянного давления со стороны цилиндра-расширителя, в процессе расширения рабочего тела):

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

где

Vd - объем рабочего цилиндра-расширителя (м3),

р, V - давление (МПа), объем (м3) рабочего тела в процессе политропного расширения,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

nd - показатель политропы расширения,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =Vd/Vf - заданная степень расширения.

Из предыдущего следует

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Среднее индикаторное давление:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Индикаторная мощность:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

n=30·wf /S - число оборотов двигателя (мин-1).

Индикаторный КПД:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

Нu (МДж/кг) - низшая теплота сгорания топлива // Нu=42.44,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - расход топлива за цикл, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =S/wf (с).

Индикаторный удельный расход топлива:

gi=3600/(способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 i·Нu) (г/кВт·ч).

Эффективные параметры

Среднее эффективное давление:

рe=pi -pм (МПа),

где

р м - среднее давление механических потерь (МПа) // р м=0.212.

Эффективный КПД:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - механический КПД.

Эффективная мощность:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

где

n=30·wf /S - число оборотов двигателя (мин-1),

wf - скорость (м/с), S - ход (м) поршня.

Эффективный удельный расход топлива:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Эффективный крутящий момент:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250

Сравнительный анализ предлагаемого двигателя

Сравнительный анализ расчетных параметров

Анализ расчетных параметров предлагаемого двигателя, в сравнении с прототипом, здесь сводится к следующему. Для данного двигателя-прототипа с известными расчетными параметрами определяют конфигурацию подлежащего сравнительному анализу предлагаемого двигателя, называемого далее двигателем-проектом, и производят расчет параметров двигателя-проекта для всех возможных значений параметров управления (степень сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , производительность компрессора Gв , расход топлива Ст). Это дает возможность оценить разницу между сравниваемыми двигателями по всей совокупности расчетных параметров.

Отношение прототип - проект здесь определено следующим образом:

1) минимальная конфигурация «2+2» проекта - два рабочих блока, включающих цилиндр постоянного давления и цилиндр-расширитель, число рабочих цилиндров прототипа не ограничено;

2) одинаковая геометрия (диаметр цилиндра D и ход поршня S) рабочих цилиндров прототипа и цилиндров постоянного давления проекта.

Данное определение минимизирует совокупность исходных данных и, тем самым, упрощает расчет параметров проекта.

Вышеописанный метод сравнительного анализа обеспечивает вышеупомянутая (расчет двигателя) компьютерная программа. Пользуясь этой программой, можно задать параметры любого двигателя-прототипа и получить полный расчет соответствующего двигателя-проекта в табличном или графическом представлении.

Прототип, выбранный для иллюстрации результатов анализа, определен данными (А.И.Колчин, В.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Высшая школа. 2003, с.129-138): дизель с турбонаддувом, дизельное топливо, тактность способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =4, цилиндров i=8, диаметр цилиндра и ход поршня D=S=0.12 м, оборотность n=2600 мин-1, степень сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =17, эффективные мощность Ne=233 кВт, удельный расход топлива ge=220 г/кВт·ч, КПД способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 е=0.385, секундный расход топлива Gт=14 г/с.

На основании полученных результатов обработки можно сделать следующие выводы:

1. Основные эффективные параметры прототипа, а именно мощность N e, удельный расход топлива ge, КПД способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 е, могут быть существенно перекрыты соответствующими параметрами предлагаемого двигателя при меньших значениях расхода топлива Gт или степени сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 . Это хорошо видно на графиках (фиг.3-6), отображающих характер изменения параметров проекта Ne , ge, способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 е и среднего эффективного давления ре при изменении параметров управления (способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 , Gв, Gт).

2. По сравнению с прототипом, для предлагаемого двигателя характерны значительно меньшие значения частоты вращения вала отбора мощности n и большие значения эффективного крутящего момента Me (фиг.7 и 8). При этом, чем больше мощность предлагаемого двигателя, тем меньше n и больше M e (фиг.9) - аналогично газотурбинному двигателю.

Сравнительный анализ динамики двигателя

1. Скоростные характеристики

На графиках, представленных на фиг.10-13, даны скоростные характеристики предлагаемого двигателя-проекта, отображающие функциональную связь между эффективными параметрами и частотой вращения вала отбора мощности (параметр n). Сопоставление скоростных характеристик предлагаемого двигателя-проекта и прототипа (А.И.Колчин, В.П.Демидов. Расчет автомобильных и тракторных двигателей. М. Высшая школа. 2003. Стр.149-151) показывает существенные различия в поведении эффективных параметров при изменении параметра n.

Самое кардинальное различие проявляется в поведении параметра Ne. В противоположность прототипу, для предлагаемого двигателя увеличение эффективной мощности N e приводит к уменьшению частоты вращения вала отбора мощности n. Это легко объяснить, если принять во внимание аэродинамику рабочего тела в рабочем цилиндре постоянного давления: увеличивая мощность, увеличивают давление в цилиндре, и, следовательно, уменьшают скорость газового потока в цилиндрическом канале, каким является рабочий цилиндр.

2. Динамика давлений в рабочем цикле

Динамика давлений в рабочем цикле прототипа характеризуется:

степенью сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

степенью повышения давления способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

степенью нарастания давления способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

степенью предварительного расширения способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ,

степенью последующего расширения способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 ;

V - объем рабочего цилиндра (включая камеру сгорания),

Vc - объем камеры сгорания,

r a, rс - плотность, соответственно, «забортного» и сжатого воздуха,

pс , pz - соответственно, начальное и конечное давления фазы сгорания при постоянном объеме;

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 p/способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 - относительное изменение давления в рабочем цилиндре при изменении угла поворота вала отбора мощности (фаза сгорания при постоянном объеме),

rz - плотность рабочего тела в конце фазы сгорания при постоянном давлении.

Для предлагаемого двигателя:

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =1 (pz=pc),

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =0

(нет нарастания давления),

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =rс/rz - степень изобарного расширения рабочего тела в камере сгорания,

способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 =Vd/Vf>1;

rс, rz - плотности рабочего тела в камере сгорания, соответственно, на входе (сжатый воздух от компрессора плюс топливо), на выходе (продукты сгорания);

Vf, Vd - объемы рабочих цилиндров,

Таким образом:

1) максимальное давление в процессе рабочего цикла предлагаемого двигателя не выше давления сжатия воздуха в компрессоре и, при прочих равных условиях, существенно меньше (в способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 «раз») максимального давления рабочего цикла прототипа;

2) в динамике рабочего цикла предлагаемого двигателя нет ударных повышений давления, присущих прототипу.

Характер изменения давлений в рабочих цилиндрах предлагаемого двигателя при изменении степени сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 и при номинальном для прототипа значении расхода топлива Gт показан на графиках (фиг.14-15).

3. Динамика температур в рабочем цикле

Характер изменения температур в рабочих цилиндрах предлагаемого двигателя при изменении степени сжатия способ осуществления рабочего цикла и устройство пятитактного   двигателя внутреннего сгорания, патент № 2326250 и при номинальном для прототипа значении расхода топлива Gт показан на графиках, представленных на фиг.16.

Класс F02B75/02 двигатели с особым рабочим процессом, например шеститактные 

тепловой двигатель и способ работы теплового двигателя -  патент 2440499 (20.01.2012)
роторно-поршневой двигатель внутреннего сгорания -  патент 2407899 (27.12.2010)
двигатель с пилотным воспламенением гомогенного заряда и оппозитными поршнями -  патент 2395700 (27.07.2010)
способ работы многотопливного теплового двигателя и компрессора и устройство для его осуществления (варианты) -  патент 2386825 (20.04.2010)
способ работы теплового двигателя и его устройство -  патент 2351779 (10.04.2009)
зубчатый преобразователь возвратно-поступательного движения во вращательное и наоборот, коленчатая пара, промежуточный вал и узел соединения промежуточного вала с противовесом коленчатой пары для него -  патент 2341709 (20.12.2008)
двигатель внутреннего сгорания -  патент 2327048 (20.06.2008)
способ организации рабочего цикла двигателя внутреннего сгорания и устройство для его реализации -  патент 2312995 (20.12.2007)
двигатель внутреннего сгорания с ротором -  патент 2311546 (27.11.2007)
двигатель внутреннего сгорания с тактом расширения пара -  патент 2304224 (10.08.2007)

Класс F02G3/02 с поршневыми двигателями 

Наверх