приспособление для слива конденсата из топливного бака летательного аппарата
Классы МПК: | B64D37/20 устройства для опорожнения |
Автор(ы): | Филин Александр Борисович (RU), Евстратова Зоя Михайловна (RU) |
Патентообладатель(и): | Закрытое акционерное общество "Гражданские самолеты Сухого" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-04 публикация патента:
20.06.2008 |
Изобретение относится к устройствам для обслуживания топливных баков силовой установки, например самолета. Приспособление для слива конденсата топлива содержит сливную воронку, короб для емкости и раздвижное устройство, образованное набором телескопически соединенных труб с механизмом фиксации труб, при этом механизм фиксации наружной трубы относительно внутренней (4) выполнен в виде гайки (8), навинченной на наружную трубу, и, по меньшей мере, двух сухарей (10), расположенных между гайкой и внутренней трубой, при этом на каждом сухаре выполнен кольцевой выступ (14), опирающийся на кольцо (15), закрепленное со свободой осевого перемещения на внутренней поверхности гайки. Внутренняя поверхность сухарей выполнена цилиндрической (11), а наружная - в виде двух конических поверхностей (12, 13), имеющих наклон от кольцевого выступа к краям сухаря, а гайка выполнена с фланцем (16), взаимодействующим с верхними коническими поверхностями (12) сухарей, причем нижняя коническая поверхность (13) сухаря в рабочем положении взаимодействует с внутренней поверхностью переходника наружной трубы. Изобретение обеспечивает удобство при эксплуатации. 4 ил.
Формула изобретения
Приспособление для слива конденсата топлива, содержащее сливную воронку, короб для приемной емкости и раздвижное устройство, образованное набором телескопически соединенных труб с механизмом фиксации, отличающееся тем, что механизм фиксации наружной трубы относительно внутренней выполнен в виде гайки, навинченной на переходник наружной трубы, и сухарей, расположенных между гайкой и внутренней трубой, при этом на каждом сухаре выполнен кольцевой выступ для контакта с кольцом, расположенным со свободой осевого перемещения на внутренней поверхности гайки, внутренняя поверхность сухарей выполнена цилиндрической, наружная - в виде двух конических поверхностей, имеющих наклон от кольцевого выступа к краям сухаря, а гайка выполнена с выступом-фланцем, обращенным внутрь и взаимодействующим с верхними коническими поверхностями сухарей, между выступом-фланцем гайки и кольцом образован зазор для обеспечения возможности перемещения сухарей по высоте, причем нижняя коническая поверхность сухаря в рабочем положении взаимодействует с внутренней поверхностью переходника наружной трубы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к наземному оборудованию и предназначено для обслуживания летательных аппаратов, а именно к устройствам для обслуживания топливных баков силовой установки, например самолета.
Известны приспособления для слива топлива, в том числе конденсата (отстоя) из топливных баков летательных аппаратов (US 4844133, В64F 1/28, 1989; WO 2005108206, В64F 1/28, 2005).
Эти приспособления сложны по конструкции.
Ближайшим аналогом изобретения является приспособление для слива конденсата (отстоя) из низко расположенных топливных баков летательных аппаратов по патенту РФ №1802495, В 64 F 1/28, 1994 г. Приспособление с приемной воронкой и штангой со сливным патрубком снабжено опорно-подъемным устройством, выполненным в виде полой трубы с разъемным узлом крепления к штанге и телескопически связанным с трубой опорным элементом с подпятником и продольным пазом, подъемным механизмом, выполненным в виде рычага, одно плечо которого шарнирно закреплено на полой трубе, а другое снабжено рукояткой. Узел крепления полой трубы к штанге выполнен в виде подпружиненных фиксаторов, взаимодействующих с кольцевыми зубьями. При работе устройства его корпус раздвигается за счет полой трубы и фиксируется в раздвинутом положении пальцами. Поворотом ручки рычаг поднимает корпус вверх, в результате чего происходит обжатие нажимным штырем приемной воронки сливного топливного бака и открытие клапана.
К недостаткам устройства относится возможность использования приспособления для топливного бака в низко расположенном крыле самолета и дискретная фиксация положения приемной воронки.
Задачей, решаемой изобретением, является создание простого универсального приспособления, пригодного для слива конденсата из топливного бака, расположенного на любой высоте от поверхности аэродрома, обеспечение удобства при эксплуатации и надежности работы за счет выполнения механизма фиксации труб без выступов, выемок, а также без использования упругих элементов.
Поставленная задача решается за счет того, что приспособление для слива конденсата топлива содержит сливную воронку, короб для емкости и раздвижное устройство, образованное набором телескопически соединенных труб с механизмом фиксации труб, при этом механизм фиксации наружной трубы относительно внутренней выполнен в виде гайки, навинченной на наружную трубу, и, по меньшей мере, двух (предпочтительно четырех) сухарей, расположенных между гайкой и внутренней трубой, при этом на каждом сухаре выполнен кольцевой выступ, опирающийся на кольцо, закрепленное со свободой осевого перемещения на внутренней поверхности гайки, внутренняя поверхность сухарей выполнена цилиндрической, в наружная - в виде двух конических поверхностей, имеющих наклон от кольцевого выступа к краям сухаря, а гайка выполнена с фланцем, взаимодействующим с верхними коническими поверхностями сухарей, причем нижняя коническая поверхность сухаря в рабочем положении взаимодействует с внутренней поверхностью переходника наружной трубы.
Техническим результатом от использования изобретения является обеспечение удобства при эксплуатации за счет бесступенчатой фиксации труб в требуемом положении при упрощении конструкции устройства, возможность использования приспособления для слива конденсата из топливных баков, расположенных на любой высоте над поверхностью аэродрома при опирании короба для емкости на поверхность или удержании его на весу.
Изобретение поясняется чертежами, на которых изображено следующее.
На фиг.1 - приспособление в максимально раздвинутом положении.
На фиг.2 - приспособление в сложенном положении.
На фиг.3 - конструкция механизма фиксации.
На фиг.4 - место А с фиг.3.
Приспособление для слива конденсата топлива содержит стандартную сливную воронку 1, короб 2 для емкости, например стеклянной, и раздвижное устройство, образованное набором телескопически соединенных труб 3, 4, 5, 6 с механизмом их фиксации 7.
Механизм фиксации устанавливается в месте соединения труб по высоте раздвижного устройства и описан на примере соединения наружной трубы 3 и внутренней 4. Механизм фиксации содержит гайку 8, навинченную на переходник 9, закрепленный на наружной трубе 3. Между гайкой 8 и внутренней трубой 4 расположены четыре сухаря 10.
Каждый сухарь 9 выполнен с внутренней цилиндрической поверхностью 11 и наружной поверхностью, образованной двумя коническими поверхностями 12 и 13, наклоненными в противоположные стороны - к краям сухаря. Сухарь 10 выполнен с кольцевым выступом 14, который предназначен для взаимодействия с кольцом 15, закрепленным со свободой осевого перемещения на внутренней поверхности гайки 8. Упорами для кольца 15 служат винты на гайке (на чертежах не показаны). Кольцевой выступ 14 расположен между коническими наружными поверхностями сухаря.
На гайке 8 выполнен выступ-фланец 16, обращенный внутрь и взаимодействующий с верхними коническими поверхностями 12 сухарей 10. Выступ-фланец 16, кроме того, предотвращает выпадение кольца 15. Нижняя коническая поверхность 13 сухаря в рабочем положении взаимодействует с внутренней поверхностью переходника 9 наружной трубы 3.
Работа приспособления осуществляется следующим образом.
В сложенном состоянии раздвижного устройства трубы могут свободно перемещаться друг относительно друга. Трубы последовательно выдвигают на требуемую высоту расположения сливной воронки. Сухари механизма фиксации опираются своим кольцевым выступом на кольцо гайки, имеют возможность осевого перемещения и не препятствуют выдвижению труб. При достижении требуемой длины выдвинутой части каждая внутренняя труба фиксируется завинчиванием своей гайки. При вращении гайки происходит ее поступательное перемещение вниз, сухарь также перемещается вниз выступом-фланцем гайки, воздействующим на верхнюю наружную коническую поверхность сухаря, а нижняя часть сухаря входит в зазор между переходником и внутренней трубой, обеспечивая клиновую фиксацию взаимного положения труб. Сливную воронку подводят к лючку ниши фюзеляжа летательного аппарата в месте расположения клапана слива конденсата (или остатка топлива) из топливного бака, вводят воронку, направляют нажимной штырь до контакта со сливным клапаном топливного бака и поворотом трубы совместно с воронкой открывают клапан. После завершения слива конденсата поворотом трубы с воронкой закрывают клапан и отводят воронку от лючка.
Складывание приспособления осуществляют путем расфиксации труб. При этом гайку каждого механизма фиксации откручивают, кольцо 15, воздействующее на кольцевой выступ сухаря, выдвигает сухарь вверх, выводя его нижний край из зазора между внутренней трубой и переходником. Труба освобождается и перемещением вниз переводится в сложенное положение.
Заявляемое техническое решение может быть изготовлено на предприятиях авиационной промышленности.
Класс B64D37/20 устройства для опорожнения