способ контроля потери герметичности разделителя бака вытеснительной системы подачи топлива двигательной установки космических аппаратов
Классы МПК: | G01M3/02 с помощью жидких и газообразных веществ или вакуума B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем |
Автор(ы): | Корнилов Владимир Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им. С.П. Королева" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2005-10-26 публикация патента:
20.06.2008 |
Изобретение относится к области испытательной техники и может быть использовано для контроля потери герметичности разделителя бака в вытеснительной системе подачи топлива двигательной установки при эксплуатации в космосе. До режимов наддува топливного бака и перелива топлива из бака периодически проводят контроль потери герметичности разделителя бака после каждого механического воздействия на вытеснительную систему, измеряют перепад давления Р на разделителе бака и одновременно измеряют температуру Т топлива в баке и считают разделитель бака негерметичным по истинности высказывания, полученного после подстановки значений Р и Т в выражение, защищаемое данным изобретением. Данное изобретение позволяет применить его в условиях существенного изменения температуры топлива в жидкостной полости бака и тем самым повысить достоверность контроля потери герметичности разделителя бака; автоматизировать процесс контроля герметичности разделителя бака с помощью системы управления, используя аналоговую информацию, поступающую с соответствующих датчиков перепада давления и температуры; получить условие, достаточное для утверждения о потере герметичности разделителя бака и тем самым предотвратить, еще до режимов наддува газовой полости бака и перелива топлива из жидкостной полости бака, попадание вытесняющего газа в топливо; обнаружить быстро развивающуюся неисправность разделителя бака. 1 ил.
Формула изобретения
Способ контроля потери герметичности разделителя бака вытеснительной системы подачи топлива двигательной установки космических аппаратов, включающий измерение температуры топлива в баке, отличающийся тем, что периодически, после каждого механического воздействия на вытеснительную систему, измеряют перепад давления Р на разделителе бака и одновременно измеряют температуру Т топлива в баке и считают разделитель бака негерметичным по истинности высказывания полученного после подстановки значений Р и Т в неравенство
[exp(2,3·b 1+2,3·b2/T+b 3·lnT)- P]>
>{ T·mod[(-2,3·b2/T 2+b3/T)·exp(2,3·b 1+2,3·b2/T+b 3·lnT)]+ ( P)},
где b1, b 2, b3 - коэффициенты в температурной зависимости упругости насыщенных паров топлива;
Т и ( Р) - предельные абсолютные погрешности измерений температуры топлива в баке и перепада давления на разделителе бака.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к космической технике, к области проектирования и эксплуатации вытеснительных систем (ВС) подачи топлива двигательной установки (ДУ) космических аппаратов (КА), а именно к системам контроля и диагноза неисправностей в ВС при эксплуатации в космосе.
Рассматриваются ВС, где вытесняющий газ воздействует на жидкие компоненты топлива через разделительный элемент (далее разделитель) бака, что позволяет снять вопросы совместимости топлива и вытесняющего газа, ориентации жидкого компонента топлива в состоянии невесомости и их надежной подачи, например, в камеру ДУ. Рассматриваются мембранные, диафрагменные и сильфонные разделители.
Выход из строя (повреждение или разрушение) разделителя бака приводит к попаданию вытесняющего газа в компоненты топлива, что представляет опасность выделения в системах подачи свободного газа из топлива, приводит к попаданию газа на входы в ДУ и нарушению режимов их работы.
В процессе полета КА разделитель бака ВС подвергается механическим воздействиям (статическим, вибрационным и ударным нагрузкам, линейным ускорениям и акустическому шуму), приводящим к неисправности разделителя. Причем неисправность может быть быстро и медленно развивающейся. Быстрая неисправность достаточно ярко проявляется на изменении перепада давления (давления) в баке. Медленные неисправности разделителя бака проявляются в показаниях контрольных параметров значительно слабее. Особенно слабо выражены медленные неисправности малой степени, такие как незначительные утечки компонента топлива в газовую полость бака или газа наддува в жидкостную полость бака при незначительных по величине повреждениях разделителя. В результате чего даже для достаточно отработанных или серийно изготовленных ВС, на которых устранены основные конструктивные недоработки и дефекты, могут проявиться (особенно для такого чувствительного элемента, как разделитель бака) скрытые, редко проявляющиеся конструктивные дефекты или неисправности. Они связаны с новыми условиями работы ДУ в составе КА или случайными производственными дефектами, присущими данному конкретному экземпляру ВС, или ухудшением характеристик надежности из-за изменения технологии изготовления, не улавливаемой используемыми системами контроля качества изготовления. Отсюда встает задача контроля потери герметичности разделителя бака с использованием информации о состоянии контролируемого объекта в условиях космического полета.
Известны способы контроля потери герметичности, применяемые для замкнутых объемов в ВС.
В способе [1] измерения герметичности трубопроводов, по которым протекает жидкость, рассматривается система, содержащая источник звуковых колебаний, датчики измерения звуковых колебаний и автоматические устройства для усиления сигналов, их интегрирования и сравнения. Сигналы регистрируются на ленте. Это позволяет автоматически и дистанционно определить утечку жидкости в трубопроводе.
Недостатком данного способа является сложность и низкая точность измерения герметичности, а также то, что герметичность измеряется уже в процессе протекания рабочей жидкости по трубопроводу.
Для обеспечения предварительной проверки герметичности пневмогидравлической магистрали ВС перед подачей в нее рабочей среды существуют другие способы контроля потери герметичности разделителя бака (замкнутого объема) вытеснительной системы подачи топлива двигательной установки космических аппаратов, например, способ, описанный в патенте [2], взятом за прототип. Способ включает измерение давления в замкнутом объеме и поддержание температуры окружающей среды в период контроля герметичности на постоянном уровне.
Способ заключается в определении расхода газа через негерметичности в замкнутом объеме. При большой негерметичности утечку определяют по установившемуся показанию расходомера. А при негерметичности меньшей, чем чувствительность расходомера по снижению показаний за фиксированный промежуток времени прибора измерения давления.
Недостатки прототипа следующие:
- не позволяет применить данный способ контроля герметичности для жидкостной полости бака, уже заполненной топливом, по спаду давления, поскольку давление в жидкостной полости бака при небольших утечках будет практически неизменным и определяться давлением в газовой подушке;
- необходимость поддержания температуры окружающей среды в период контроля герметичности на постоянном уровне (изменение не более чем на ±2 К) с заданной точностью [3, с.217], что в условиях космического полета не всегда возможно.
Таким образом, задачей нового технического решения является создание надежного способа контроля потери герметичности разделителя бака, позволяющего фиксировать неисправность в вытеснительной системе на более ранней стадии, т.е. перед режимами наддува газа в газовую полость бака и перелива топлива из жидкостной полости бака.
Техническим результатом, получаемым при использовании настоящего изобретения, является возможность:
- применить способ контроля потери герметичности разделителя бака ВС подачи топлива КА в условиях существенного изменения температуры, контролируемой в объеме бака, и тем самым повысить качество и достоверность контроля;
- обнаружить как быстро развивающуюся неисправность разделителя бака, так и медленно развивающуюся;
- установить момент возникновения потери герметичности разделителя бака на более ранней стадии (до режима наддува бака и перелива топлива из бака) и таким образом предотвратить попадание газа наддува в жидкостную полость бака.
Поставленная задача достигается способом контроля потери герметичности разделителя бака вытеснительной системы подачи топлива двигательной установки космических аппаратов, включающим измерение температуры топлива в баке, периодически, после каждого механического воздействия на вытеснительную систему, измеряют перепад давления Р на разделителе бака и одновременно измеряют температуру Т топлива в баке и считают разделитель бака негерметичным по истинности высказывания, полученного после подстановки значений Р и Т в неравенство
где b1, b 2, b3 - коэффициенты в температурной зависимости упругости насыщенных паров топлива;
Т и ( Р) - предельные абсолютные погрешности измерений температуры топлива в баке и перепада давления на разделителе бака.
В качестве конкретного примера на чертеже изображен фрагмент пневмогидравлической схемы, реализующей предлагаемый способ.
В схему на чертеже входят: нормально закрытый пироклапан 1, установленный на газовой магистрали 2; топливный бак 3, состоящий из газовой полости 4, отделенной разделителем 5 от жидкостной полости 6; установленные на баке датчики перепада давления 7 и температуры 8; жидкостная магистраль 9 с установленным на магистрали нормально закрытым пироклапаном 10.
Способ контроля потери герметичности разделителя бака вытеснительной системы подачи топлива космических аппаратов реализуется следующим образом.
Пневмогидравлическая магистраль разделителем 5 и нормально закрытыми пироклапанами 1 и 10 фактически разделена на два герметически замкнутых объема. Эти замкнутые объемы еще на этапе наземной подготовки ВС вакуумируют и жидкостную полость 6 топливного бака 3 заправляют топливом, предварительно освобожденным от посторонних газовых включений. Таким образом, давление посторонних газов (Рпг) в свободной подушке топливного бака 3 в жидкостной полости 6 намного меньше давления упругости паров топлива (PS), т.е. Рпг <<PS, а давление в газовой полости 4 (Рг) намного меньше давления в жидкостной полости 6 (Рб), т.е. Рг <<Рб. После старта КА разделитель 5 топливного бака 3 подвергается комплексу механических воздействий, что может привести к нарушению герметичности разделителя 5 топливного бака 3. Периодически, в зависимости от информативности информационно-телеметрической системы, после каждого механического воздействия на ВС производят опрос контролируемых параметров (измеряют перепад давления Р на разделителе 5 топливного бака 3 датчиком перепада давления 7 и одновременно измеряют температуру Т топлива в жидкостной полости 6 топливного бака 3 датчиком температуры 8). Подставляют значения Р и Т в неравенство (1) и считают, что разделитель 5 топливного бака 3 негерметичен по истинности полученного высказывания.
Неравенство (1) получено следующим образом. Очевидно, учитывая условия, выполненные при наземной подготовке ВС Р пг<<PS и Рг <<Рб, в случае герметичности двух замкнутых объемов, отделенных разделителем бака, в любой момент времени = к с достаточной степенью точности можно считать справедливым равенство
PS отвечает зависимости [3, с.73]
где b1, b2 , b3 - коэффициенты.
Очевидно, что в случае потери герметичности разделителя бака условно можно разделить эту неисправность на быстро и медленно развивающуюся. Быстрая неисправность достаточно ярко проявляется в показании датчика перепада давления на разделителе бака и при полном разрушении разделителя очевидно Р=0. Медленная неисправность проявляется в поведении контролируемого параметра (снижения перепада давления на разделителе) значительно слабее и выражена в незначительных утечках топлива из жидкостной полости бака в газовую полость.
Необходимо различать, что снижение перепада давления в баке может быть вызвано как негерметичностью разделителя бака, так и температурными колебаниями топлива, вызванными, например, изменением освещенности топливного бака солнцем на каждом витке орбитального полета КА.
Для выявления ситуации, связанной именно с потерей герметичности разделителя бака, необходимо одновременно с измерением перепада давления АР в баке измерять температуру Т топлива в баке и сравнивать измеренный перепад давления с вычисленным по выражению (3) давлением упругих паров топлива Ps при температуре Т.
Проанализируем функцию
В соответствии с теорией погрешностей [4, с.132], считая известными предельные абсолютные погрешности для значений переменных Р( ) и Т( ), малых по сравнению с соответствующими переменными и соответственно равных ( Р) и Т, определим предельную абсолютную погрешность f
Очевидно, исходя из физического смысла поставленной задачи, для функции f( P, Т, ) всегда должно соблюдаться условие
Причем равенство в выражении (6) соответствует ситуации, когда разделитель бака герметичен.
Учитывая известные предельные абсолютные погрешности для значений переменных Р и Т, используя (5) и (6), можно заключить следующее.
Если для значений переменных Р, Т и :
то можно считать, что выполнено необходимое условие герметичности разделителя бака.
Если для значений переменных Р, Т и :
то данное условие достаточно, чтобы считать разделитель бака негерметичным.
Если для значений переменных Р, Т и :
что может быть вызвано неисправностью датчиков контролируемых параметров или каналов передачи информации.
Преобразуем выражение (3) для упругости паров топлива в виде
Подставляя (10) в (5), получим
Подставляя в (8), с учетом (4) и (10), выражение для f из (11), получим неравенство (1).
Приведем конкретный пример реализации предложенного способа контроля потери герметичности разделителя бака ВС подачи топлива ДУ КА.
При расчетах примем следующие размерности контролируемых параметров: Р, PS, Рб, ( Р) [бар]; Т, Т [К].
В качестве примера ракетного топлива, заправленного в жидкостную полость 6 топливного бака 3, будем рассматривать аммиак (NH3) [3, с.104]. Пользуясь табличными значениями упругости пара NH3 из [5, с.464], определяем коэффициенты для зависимости (10): b 1=11,37; b2=- 1,47·10 3; b3=-2,2. Подставляя b 1, b2, b3 в (10), получаем зависимость давления упругости насыщенных паров NH3 от температуры
Полагаем, что перепад давления на разделителе 5 топливного бака 3 и температура топлива в жидкостной полости 6 определены с известной предельной абсолютной погрешностью: ( Р)=0,25 бар; T=2К.
В процессе эксплуатации КА периодически, после каждого механического воздействия на ВС, положим, измерили для момента времени = к перепад давления на разделителе 5 топливного бака 3 Р=4 бар по датчику перепада давления 7 и температуру топлива в топливном баке 3 Т=273 К по датчику температуры 8.
По известным значениям Р и Т находим соответственно левую и правую части неравенства (1):
exp(26,18-3,38·103/273-2,2·ln273)-4=4,225-4=0,225 бар;
2mod[(3,38·103/273 2-2,2/273)·exp(26,18-3,38·103 /273-2,2·ln273)]+0,25=0,57 бар.
Таким образом, из (1) следует, что высказывание 0,225>0,57 принимает ложное значение и можно считать, что на момент времени к выполнено необходимое условие герметичности разделителя 5, после чего продолжаем контроль за герметичностью разделителя 5 бака 3.
Положим, что для момента времени = к измерили перепад давления Р=4 бар на разделителе 5 топливного бака 3 по датчику перепада давления 7 и температуру Т=280 К топлива в жидкостной полости 6 топливного бака 3 по датчику температуры 8. По известным значениям Р и Т находим соответственно левую и правую части неравенства (1):
ехр(26,18-3,38·103/280-2,2·ln280)-4=5,5-4=1,5 бар;
2mod[(3,38·103/280 2-2,2/280)·exp(26,18-3,38·103 /280-2,2·ln280)]+0,25=0,64 бар.
Из (1) следует, что высказывание 1,5>0,64 принимает истинное значение, что достаточно для утверждения о потере герметичности разделителя 6 топливного бака 3.
Таким образом, предлагаемый способ контроля потери герметичности разделителя бака вытеснительной системы подачи топлива двигательной установки космических аппаратов позволяет:
1) применить его в условиях существенного изменения температуры топлива в жидкостной полости бака и тем самым повысить достоверность контроля потери герметичности разделителя бака;
2) автоматизировать процесс контроля герметичности разделителя бака с помощью системы управления, используя аналоговую информацию, поступающую с соответствующих датчиков перепада давления и температуры;
3) получить условие, достаточное для утверждения о потере герметичности разделителя бака и тем самым предотвратить, еще до режимов наддува газовой полости бака и перелива топлива из жидкостной полости бака, попадание вытесняющего газа в топливо;
4) обнаружить как быстро развивающуюся неисправность разделителя бака, так и медленно развивающуюся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Патент Великобритании №1149284, кл. G01S 3/02, 1966.
2. Патент Великобритании №1376236, кл. G01S 3/02, 1974.
3. Пневмогидравлические системы двигательных установок с жидкостными ракетными двигателями /Под ред. академика В.Н.Челомея. - М.: Машиностроение, 1978, 240 с.
4. Бронштейн И.Н., Семендяев К.А. Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов. - 13-е изд., исправленное. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит.,1986. - 544 с.
5. Н.Б.Варгафтик. Справочник по теплофизическим свойствам газов и жидкостей. Изд. второе, дополненное и переработанное. - М.: Наука, Гл. ред. физ.-мат. лит., 1972. - 720 с.
Класс G01M3/02 с помощью жидких и газообразных веществ или вакуума
Класс B64G1/40 размещение и модификация двигательных систем