рулевое устройство для маломерного судна
Классы МПК: | B63H25/08 рулевые устройства |
Автор(ы): | Бессонов Павел Евгеньевич (RU), Иванов Владимир Николаевич (RU), Новикова Елена Владимировна (RU), Рудой Евгений Михайлович (RU), Сакулин Александр Николаевич (RU), Семенов Иван Сергеевич (RU), Сирота Сергей Васильевич (RU), Янов Владимир Генрихович (RU), Ященко Виктор Васильевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-12-13 публикация патента:
27.06.2008 |
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой. Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля. Ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля. Устройство дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось. Передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля. Ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли. Коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля. Достигается расширение области применения. 4 ил.
Формула изобретения
Рулевое устройство для маломерного судна, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой.
Известны рулевые весла, используемые с древнейших времен, например, на древнеегипетских [1], финикийских [2] судах, дракарах викингов [3], запорожских чайках [4]. Их недостатки заключаются в низкой эффективности и надежности, неудобстве использования, больших массогабаритных характеристиках.
Известен активный руль [5], содержащий поворотную насадку и перо руля. В насадке расположен гребной винт. Недостаток известного устройства заключается в том, что оно может работать с требуемой эффективностью только при работающем гребном винте.
Известно подруливающее устройство [6], формирующее поток воды, направленный перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Недостаток известного устройства заключается в узкой области применения: из-за большой стоимости и высокой сложности конструкции его применение нецелесообразно на маломерных судах.
Известен снабженный баллером шлюпочный руль [7], верхний конец баллера руля снабжен горизонтальным отверстием, ось которого размещена в плоскости руля. В это отверстие вставляется румпель. Недостаток известного руля заключается в узкой области применения: его можно использовать только на маломерных судах с транцевой кормой, на маломерных судах с вельботной кормой (вельботная корма имеет форму, сходную с формой носовой оконечности) необходимо иметь длинный румпель, в результате чего кормовое пространство используется неэффективно, при этом рулевой вынужден сидеть боком или вполоборота к курсу маломерного судна, что представляет ряд неудобств.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является описанное в [8] рулевое устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю и нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. На верхней части коробки руля закреплен задний конец румпеля, румпель закреплен в плоскости пера руля, а к передней части румпеля шарнирно закреплен удлинитель румпеля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены к передней части коробки руля, с их помощью рулевое устройство крепится к корме судна. Недостатком известного рулевого устройства является низкие потребительские свойства за счет узкой области применения: его невозможно использовать на маломерных судах с вельботной кормой.
Задачей изобретения является повышение потребительских свойств за счет расширения области применения путем обеспечения возможности использования на маломерных судах с вельботной кормой.
Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.
Такое построение рулевого устройства для маломерного судна позволяет перекладывать удлинитель румпеля из одной руки рулевого в другую руку без перемещения рулевого, что позволяет использовать заявленное устройство на маломерных судах с вельботной кормой, в результате чего расширяется его область применения. Расширение области применения приводит к повышению потребительских свойств.
Сущность изобретения поясняется описанием варианта конструктивного выполнения заявленного устройства и прилагаемыми чертежами, на которых:
- на фиг.1 приведен вид сверху заявленного рулевого устройства для маломерного судна:
- на фиг.2 приведен вид сбоку заявленного рулевого устройства для маломерного судна и поясняющий процесс перекладывания переднего конца удлинителя румпеля из одной руки рулевого в другую руку,
- на фиг.3 приведен чертеж в аксонометрии узла соединения коренного конца румпеля с рулевой коробкой,
- на фиг.4 приведен чертеж в аксонометрии варианта шарнирного соединения ходового конца румпеля с задним концом удлинителя румпеля.
Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля 1, коробку руля 2, румпель 3, удлинитель 4 румпеля 3, верхнюю петлю 5, нижнюю петлю 6, перо руля 1 закреплено к нижней части коробки руля 2 с возможностью поворота вокруг шпильки 7, ось которой перпендикулярна плоскости пера руля 1, верхняя петля 5 и нижняя петля 6 закреплены на передней части коробки руля 2, ходовой конец 8 румпеля 3 шарнирно соединен с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3. Оно также содержит переднюю петлю 10, заднюю петлю 11 и ось 12, передняя петля 10 и задняя петля 11 закреплены на верхней поверхности коробки руля 2, ось 12 закреплена в отверстиях передней петли 10 и задней петли 11, коренной конец 13 румпеля 3 расположен между передней петлей 10 и задней петлей 11, а ось 12 пропущена через отверстие в коренном конце 13 румпеля 3. К ахтерштевню 14 закреплены первая петля 15 и вторая петля 16. Рулевая ось 17 проходит через отверстия в верхней петле 5, первой петле 15, второй петле 16 и нижней петле 6. Поворот рулевого устройства вправо-влево осуществляется вокруг рулевой оси 17. Коренной конец сорлиня 18 закреплен к верхней части пера руля 1, ходовой конец сорлиня 18 закреплен узлом на утке 19. Выбирая или потравливая сорлинь 18, можно регулировать угол поворота пера руля 1 вокруг шпильки 7. На фиг.1 и 2 приняты также обозначения: 20 - кормовая банка, 21 - кормовой планширь, 22 - рулевой, 23 - уровень воды, стрелки 24 показывают направление движения удлинителя 4 румпеля 3. На фиг.3 стрелка 25 показывает направление движения румпеля 3 при его перемещении с правого борта на левый борт. Шарнирное соединение ходового конца 8 румпеля 3 с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3 содержит горизонтальную ось 26, вертикальную ось 27 и держатель 28 П-образной формы. Горизонтальная ось 26 закреплена в держателе 28 П-образной формы и пропущена через отверстие в заднем конце 9 удлинителя 4 румпеля 3. Верхний конец вертикальной оси 27 закреплен к держателю 28 П-образной формы. Вертикальная ось 27 пропущена через отверстие в ходовом конце 8 румпеля 3. Нижняя часть вертикальной оси 27 снабжена фиксатором, предотвращающим ее выход из отверстия в ходовом конце 8 румпеля 3. Стрелками 29 показано направление перемещения вперед-назад удлинителя 4 румпеля 3 при управлении маломерным судном, стрелками 30 показано направление перемещение ходового конца 8 румпеля 3 при управлении маломерным судном, а круговыми стрелками 31 показано направление поворота держателя 28 П-образной формы относительно ходового конца 8 румпеля 3.
Рулевое устройство для маломерного судна работает следующим образом. Рулевой 22, сидя на банке 20, держит в руке удлинитель 4 румпеля 3. Можно также положить удлинитель 4 румпеля 3 на кормовой планширь 21 и придерживать его рукой. Передвигая удлинитель 4 румпеля 3 вперед или назад (как показано стрелками 24), можно управлять курсом маломерного судна. Рулевой должен запомнить простое мнемоническое правило: «Правая рука вперед - поворот направо, левая рука вперед - поворот налево». Соответственно, если правая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс влево, если левая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс вправо. При необходимости сменить руку, удерживающую удлинитель 4 румпеля 3, надо поднять удлинитель 4 румпеля 3 над головой, как показано на фиг.2, и переложить передний конец удлинителя 4 румпеля 3 из одной руки в другую руку. При этом румпель 3 поворачивается вокруг оси 12 (как показано стрелкой 25) и переходит на другой борт.
Источники информации
1. Древнеегипетское судно, http://parus.hobby.ru/coll/coll56.html. 22.06. 2006.
2. Финикийское судно, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Fin-voen-kor 001.jpg. 22.06.2006.
3. Дракар, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Drakar001.jpg. 22.06.2006.
4. Запорожская чайка, http://www.randewy.ru/gal/99g.gif. 22.06.2006.
5. Маковский А.Г., Немзер А.И. Рулевой комплекс судна. Патент РФ на изобретение №2081787, приоритет 27.06.1995, публ. 20.06.1997, МПК6 В63Н 26/08.
6. Соловьев А.П., Турышев Б.И. Водометное подруливающее устройство. Патент РФ на изобретение №2248915, приоритет 27.11.2003, публ. 27.03.2005, МПК7 В63Н 35/46.
7. Шлюпка, http://alvi.front.ru/slovar/sh/sh3.htm. 22.06.2006.
8. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. Справочник. Изд. 3-е. Л.: Судостроение, 1985. С.375-378.
Класс B63H25/08 рулевые устройства
движительно-рулевая колонка - патент 2489310 (10.08.2013) | |
рулевое устройство для малогабаритного судна - патент 2276648 (20.05.2006) | |
гидродинамическое крыло (варианты) - патент 2270128 (20.02.2006) | |
рулевое устройство - патент 2238216 (20.10.2004) | |
рулевое устройство двухвального судна - патент 2174480 (10.10.2001) | |
рулевое устройство парусного судна - патент 2156716 (27.09.2000) | |
рулевое устройство для аморфной среды - патент 2143378 (27.12.1999) | |
рулевое устройство судна - патент 2130856 (27.05.1999) | |
мелкосидящее судно - патент 2103195 (27.01.1998) | |
рулевой комплекс судна - патент 2081787 (20.06.1997) |