рулевое устройство для маломерного судна

Классы МПК:B63H25/08 рулевые устройства 
Автор(ы):, , , , , , , ,
Патентообладатель(и):Военно-космическая академия им. А.Ф. Можайского (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-13
публикация патента:

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой. Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля. Ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля. Устройство дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось. Передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля. Ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли. Коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля. Достигается расширение области применения. 4 ил. рулевое устройство для маломерного судна, патент № 2327598

рулевое устройство для маломерного судна, патент № 2327598 рулевое устройство для маломерного судна, патент № 2327598 рулевое устройство для маломерного судна, патент № 2327598 рулевое устройство для маломерного судна, патент № 2327598

Формула изобретения

Рулевое устройство для маломерного судна, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к судостроению и может быть использовано на маломерных судах преимущественно с вельботной кормой.

Известны рулевые весла, используемые с древнейших времен, например, на древнеегипетских [1], финикийских [2] судах, дракарах викингов [3], запорожских чайках [4]. Их недостатки заключаются в низкой эффективности и надежности, неудобстве использования, больших массогабаритных характеристиках.

Известен активный руль [5], содержащий поворотную насадку и перо руля. В насадке расположен гребной винт. Недостаток известного устройства заключается в том, что оно может работать с требуемой эффективностью только при работающем гребном винте.

Известно подруливающее устройство [6], формирующее поток воды, направленный перпендикулярно диаметральной плоскости судна. Недостаток известного устройства заключается в узкой области применения: из-за большой стоимости и высокой сложности конструкции его применение нецелесообразно на маломерных судах.

Известен снабженный баллером шлюпочный руль [7], верхний конец баллера руля снабжен горизонтальным отверстием, ось которого размещена в плоскости руля. В это отверстие вставляется румпель. Недостаток известного руля заключается в узкой области применения: его можно использовать только на маломерных судах с транцевой кормой, на маломерных судах с вельботной кормой (вельботная корма имеет форму, сходную с формой носовой оконечности) необходимо иметь длинный румпель, в результате чего кормовое пространство используется неэффективно, при этом рулевой вынужден сидеть боком или вполоборота к курсу маломерного судна, что представляет ряд неудобств.

Наиболее близким по технической сущности к заявляемому устройству является описанное в [8] рулевое устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю и нижнюю петлю. Перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля. На верхней части коробки руля закреплен задний конец румпеля, румпель закреплен в плоскости пера руля, а к передней части румпеля шарнирно закреплен удлинитель румпеля. Верхняя петля и нижняя петля закреплены к передней части коробки руля, с их помощью рулевое устройство крепится к корме судна. Недостатком известного рулевого устройства является низкие потребительские свойства за счет узкой области применения: его невозможно использовать на маломерных судах с вельботной кормой.

Задачей изобретения является повышение потребительских свойств за счет расширения области применения путем обеспечения возможности использования на маломерных судах с вельботной кормой.

Решение поставленной задачи обеспечивается тем, что в известное устройство, содержащее перо руля, коробку руля, румпель, удлинитель румпеля, верхнюю петлю, нижнюю петлю, перо руля закреплено к нижней части коробки руля с возможностью поворота вокруг оси, перпендикулярной плоскости пера руля, верхняя петля и нижняя петля закреплены на передней части коробки руля, ходовой конец румпеля шарнирно соединен с задним концом удлинителя румпеля, внесены следующие усовершенствования: оно дополнительно содержит переднюю петлю, заднюю петлю и ось, передняя петля и задняя петля закреплены на верхней поверхности коробки руля, ось закреплена в отверстиях передней петли и задней петли, коренной конец румпеля расположен между передней петлей и задней петлей, а ось пропущена через отверстие в коренном конце румпеля.

Такое построение рулевого устройства для маломерного судна позволяет перекладывать удлинитель румпеля из одной руки рулевого в другую руку без перемещения рулевого, что позволяет использовать заявленное устройство на маломерных судах с вельботной кормой, в результате чего расширяется его область применения. Расширение области применения приводит к повышению потребительских свойств.

Сущность изобретения поясняется описанием варианта конструктивного выполнения заявленного устройства и прилагаемыми чертежами, на которых:

- на фиг.1 приведен вид сверху заявленного рулевого устройства для маломерного судна:

- на фиг.2 приведен вид сбоку заявленного рулевого устройства для маломерного судна и поясняющий процесс перекладывания переднего конца удлинителя румпеля из одной руки рулевого в другую руку,

- на фиг.3 приведен чертеж в аксонометрии узла соединения коренного конца румпеля с рулевой коробкой,

- на фиг.4 приведен чертеж в аксонометрии варианта шарнирного соединения ходового конца румпеля с задним концом удлинителя румпеля.

Рулевое устройство для маломерного судна содержит перо руля 1, коробку руля 2, румпель 3, удлинитель 4 румпеля 3, верхнюю петлю 5, нижнюю петлю 6, перо руля 1 закреплено к нижней части коробки руля 2 с возможностью поворота вокруг шпильки 7, ось которой перпендикулярна плоскости пера руля 1, верхняя петля 5 и нижняя петля 6 закреплены на передней части коробки руля 2, ходовой конец 8 румпеля 3 шарнирно соединен с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3. Оно также содержит переднюю петлю 10, заднюю петлю 11 и ось 12, передняя петля 10 и задняя петля 11 закреплены на верхней поверхности коробки руля 2, ось 12 закреплена в отверстиях передней петли 10 и задней петли 11, коренной конец 13 румпеля 3 расположен между передней петлей 10 и задней петлей 11, а ось 12 пропущена через отверстие в коренном конце 13 румпеля 3. К ахтерштевню 14 закреплены первая петля 15 и вторая петля 16. Рулевая ось 17 проходит через отверстия в верхней петле 5, первой петле 15, второй петле 16 и нижней петле 6. Поворот рулевого устройства вправо-влево осуществляется вокруг рулевой оси 17. Коренной конец сорлиня 18 закреплен к верхней части пера руля 1, ходовой конец сорлиня 18 закреплен узлом на утке 19. Выбирая или потравливая сорлинь 18, можно регулировать угол поворота пера руля 1 вокруг шпильки 7. На фиг.1 и 2 приняты также обозначения: 20 - кормовая банка, 21 - кормовой планширь, 22 - рулевой, 23 - уровень воды, стрелки 24 показывают направление движения удлинителя 4 румпеля 3. На фиг.3 стрелка 25 показывает направление движения румпеля 3 при его перемещении с правого борта на левый борт. Шарнирное соединение ходового конца 8 румпеля 3 с задним концом 9 удлинителя 4 румпеля 3 содержит горизонтальную ось 26, вертикальную ось 27 и держатель 28 П-образной формы. Горизонтальная ось 26 закреплена в держателе 28 П-образной формы и пропущена через отверстие в заднем конце 9 удлинителя 4 румпеля 3. Верхний конец вертикальной оси 27 закреплен к держателю 28 П-образной формы. Вертикальная ось 27 пропущена через отверстие в ходовом конце 8 румпеля 3. Нижняя часть вертикальной оси 27 снабжена фиксатором, предотвращающим ее выход из отверстия в ходовом конце 8 румпеля 3. Стрелками 29 показано направление перемещения вперед-назад удлинителя 4 румпеля 3 при управлении маломерным судном, стрелками 30 показано направление перемещение ходового конца 8 румпеля 3 при управлении маломерным судном, а круговыми стрелками 31 показано направление поворота держателя 28 П-образной формы относительно ходового конца 8 румпеля 3.

Рулевое устройство для маломерного судна работает следующим образом. Рулевой 22, сидя на банке 20, держит в руке удлинитель 4 румпеля 3. Можно также положить удлинитель 4 румпеля 3 на кормовой планширь 21 и придерживать его рукой. Передвигая удлинитель 4 румпеля 3 вперед или назад (как показано стрелками 24), можно управлять курсом маломерного судна. Рулевой должен запомнить простое мнемоническое правило: «Правая рука вперед - поворот направо, левая рука вперед - поворот налево». Соответственно, если правая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс влево, если левая рука рулевого 22 передвигает удлинитель 4 румпеля 3 назад, то маломерное судно меняет курс вправо. При необходимости сменить руку, удерживающую удлинитель 4 румпеля 3, надо поднять удлинитель 4 румпеля 3 над головой, как показано на фиг.2, и переложить передний конец удлинителя 4 румпеля 3 из одной руки в другую руку. При этом румпель 3 поворачивается вокруг оси 12 (как показано стрелкой 25) и переходит на другой борт.

Источники информации

1. Древнеегипетское судно, http://parus.hobby.ru/coll/coll56.html. 22.06. 2006.

2. Финикийское судно, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Fin-voen-kor 001.jpg. 22.06.2006.

3. Дракар, http://windgammers.narod.ru/Hertegi/Drakar001.jpg. 22.06.2006.

4. Запорожская чайка, http://www.randewy.ru/gal/99g.gif. 22.06.2006.

5. Маковский А.Г., Немзер А.И. Рулевой комплекс судна. Патент РФ на изобретение №2081787, приоритет 27.06.1995, публ. 20.06.1997, МПК6 В63Н 26/08.

6. Соловьев А.П., Турышев Б.И. Водометное подруливающее устройство. Патент РФ на изобретение №2248915, приоритет 27.11.2003, публ. 27.03.2005, МПК7 В63Н 35/46.

7. Шлюпка, http://alvi.front.ru/slovar/sh/sh3.htm. 22.06.2006.

8. Курбатов Д.А. 15 проектов судов для любительской постройки. Справочник. Изд. 3-е. Л.: Судостроение, 1985. С.375-378.

Наверх