возвращаемый многорежимный беспилотный летательный аппарат
Классы МПК: | B64C39/02 специального назначения |
Автор(ы): | Дмитриев Михаил Леонардович (RU), Покровский Михаил Владимирович (RU), Ростопчин Владимир Васильевич (RU), Федин Станислав Иванович (RU), Громов Владимир Вячеславович (RU), Тонкачев Владимир Викторович (RU), Рыбкин Игорь Семенович (RU), Тменов Александр Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | ООО "Центральный научно-исследовательский институт авиационных ракетных комплексов и систем" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-12 публикация патента:
27.06.2008 |
Изобретение относится к области авиационно-космической техники, более конкретно - к беспилотным летательным аппаратам. Возвращаемый многорежимный беспилотный летательный аппарат выполнен по схеме низкоплан, при этом в нижней части его корпуса установлена опора в виде упругой посадочной лыжи. Корпус беспилотного летательного аппарата выполнен из трех частей: носовой, центральной и кормовой. На носовой части устанавливается переднее горизонтальное оперение. Крыло образуется двумя отъемными плоскостями и подфюзеляжной частью центральной части корпуса, при этом передняя кромка крыла в плане имеет, по крайней мере, один излом и прямую заднюю кромку. Хвостовое оперение выполнено двухкилевым с углом развала 20 градусов, а воздушно-реактивный двигатель устанавливается таким образом, чтобы струя выходящих из него газов проходила над корпусом летательного аппарата между килями хвостового оперения. Технический результат от использования данного изобретения заключается в расширении диапазона скоростей летательного аппарата. 4 ил.
Формула изобретения
Возвращаемый многорежимный беспилотный летательный аппарат, включающий корпус, крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовую систему, целевую нагрузку и опору, отличающийся тем, что беспилотный летательный аппарат выполнен по схеме низкоплан, при этом в нижней части его корпуса установлена опора в виде упругой посадочной лыжи, корпус беспилотного летательного аппарата выполнен из трех частей: носовой, центральной и кормовой, на носовой части установлено переднее горизонтальное оперение, крыло образовано двумя отъемными плоскостями и подфюзеляжной частью центральной части корпуса, при этом передняя кромка крыла в плане имеет, по крайней мере, один излом и прямую заднюю кромку, хвостовое оперение выполнено двухкилевым с углом развала 20°, в силовой установке использован воздушно-реактивный двигатель, при этом отъемные плоскости крыла, воздушно-реактивный двигатель и кили хвостового оперения закреплены на центральной части корпуса, а упомянутый воздушно-реактивный двигатель установлен таким образом, чтобы струя выходящих из него газов проходила над корпусом летательного аппарата между килями хвостового оперения.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к авиационно-космической технике, а именно к беспилотным летательным аппаратам. Известны беспилотные летательные аппараты (БЛА), получившие широкое применение в военных целях [1, 2, 3]. Однако они имеют:
- узкий диапазон скоростей полета, что при решении целого ряда практических задач приводит к необходимости комплексирования скоростных и малоскоростных БЛА;
- сложную систему парашютной посадки, которая часто приводит к посадке в труднодоступных местах и повреждениям летательного аппарата и его силовой установки, что требует оборудованных аэродромов или специальных площадок.
Известен БЛА «Пчела-1» [3], включающий фюзеляж с установленными в него целевой нагрузкой, топливным баком, самолетными системами, силовой установкой и сменное крыло, крепящееся на фюзеляж вместе с парашютным контейнером. Однако его компоновка и аэродинамические характеристики не позволяют иметь большую скорость полета. Применение парашюта для посадки БЛА «Пчела-1» привело к размещению дополнительного контейнера над крылом и ухудшению летно-технических и эксплуатационных характеристик. Указанная система посадки не гарантирует сохранность БЛА при посадке, особенно при неблагоприятных метеоусловиях.
Известен БЛА Ту-143 (-243) [4, 5], включающий фюзеляж, крыло, силовую установку, бортовое оборудование, целевую нагрузку, опоры и контейнер с парашютом. Однако малая площадь крыла Ту-143 (-243) привела к высоким значениям нагрузки на крыло и, как следствие, к большой минимально допустимой скорости полета. Это не обеспечивает возможность летать на малых скоростях полета. Применение парашюта для посадки при ветре приводит к сносу садящегося БЛА на большие расстояния, часто повреждает БЛА и требует наличия специальной машины подбора. Конструктивно БЛА Ту-143 (-243) выполнен в виде неразборной конструкции, что в эксплуатации требует больших затрат на ремонт и восстановление.
Известен беспилотный летательный аппарат Ла-17 [7], включающий фюзеляж, крыло, силовую установку, бортовое оборудование и целевую нагрузку. Указанный беспилотный летательный аппарат отличается размещением гондолы с турбореактивным двигателем под фюзеляжем. Посадка упомянутого беспилотного летательного аппарата осуществляется на гондолу двигателя с ее последующей заменой перед следующим применением. Это привело к большим затратам в эксплуатации ввиду повреждения не только гондолы, но и двигателя.
Задачей изобретения является разработка возвращаемого многорежимного беспилотного летательного аппарата, позволяющего достичь следующий технический результат:
- обеспечить беспилотному летательному аппарату многорежимность за счет расширения диапазона скоростей [6], левая граница которого (линия минимально допустимых скоростей полета) соответствовала бы малоскоростным беспилотным летательным аппаратам (типа «Пчела-1»), а правая (линия максимально допустимых скоростей полета) - скоростным (типа «Ту-143»);
- обеспечить способ посадки беспилотного летательного аппарата с малой зависимостью от ветра;
- сохранение исправности и работоспособности конструкции беспилотного летательного аппарата и его силовой установки после применения и посадки;
- высокую эксплуатационную технологичность и ремонтопригодность.
Сущностью изобретения является возвращаемый многорежимный беспилотный летательный аппарат, включающий корпус, крыло, хвостовое оперение, силовую установку, бортовую систему, целевую нагрузку и посадочную опору.
Указанный технический результат достигается тем, что беспилотный летательный аппарат оснащен крылом, обеспечивающим полет как на малых скоростях полета, так и на больших. При этом его посадка осуществляется по-самолетному на неподготовленную площадку против ветра на корпус, для чего упомянутый беспилотный летательный аппарат выполнен по схеме низкоплан, а в нижней части его корпуса установлена опора в виде упругой посадочной лыжи. Все динамические нагрузки воспринимаются указанной опорой, которая при разрушении может быть заменена. Корпус беспилотного летательного аппарата выполнен из трех частей: носовой, центральной и кормовой. На носовой части устанавливается переднее горизонтальное оперение. Крыло образуется двумя отъемными плоскостями и подфюзеляжной частью центральной части корпуса, при этом передняя кромка крыла в плане имеет, по крайней мере, один излом и прямую заднюю кромку. Хвостовое оперение выполнено двухкилевым с углом развала 20 градусов. В силовой установке используется воздушно-реактивный двигатель. Отъемные плоскости крыла, воздушно-реактивный двигатель и кили хвостового оперения крепятся к центральной части корпуса. Упомянутый воздушно-реактивный двигатель устанавливается на пилоне над центральной частью корпуса таким образом, чтобы струя выходящих из его выходного устройства газов проходила над корпусом летательного аппарата между килями хвостового оперения.
Перечень чертежей:
Фиг.1 - вид сбоку;
Фиг.2 - вид сверху;
Фиг.3 - вид спереди;
Фиг.4 - схема деления БЛА на отдельные модули.
Корпус возвращаемого многорежимного беспилотного летательного аппарата состоит из трех частей (фиг.1): носовой 1, центральной 2 и кормовой 3. Центральная часть 2 является основным силовым и конструктивным элементом, к которому крепятся все остальные составные части упомянутого беспилотного летательного аппарата: носовая 1 и кормовая 3 части корпуса, хвостовое оперение 4, воздушно-реактивный двигатель 5, посадочная опора 8 и отъемные плоскости крыла 6 (фиг.2). На носовой части 1 установлено переднее горизонтальное оперение 9.
С целью снижения вероятности опрокидывания беспилотного летательного аппарата при посадке упомянутый беспилотный летательный аппарат имеет низко расположенное крыло, т.е. является низкопланом.
Для обеспечения безопасной посадки многорежимного беспилотного летательного аппарата в нижней части корпуса устанавливается посадочная опора 8 в виде упругой лыжи, воспринимающей при посадке динамические нагрузки со стороны земной поверхности.
Крыло образуется двумя отъемными плоскостями 6 и подфюзеляжной частью центральной части корпуса 7 (фиг.2).
Для уменьшения минимально допустимой скорости горизонтального полета и посадочной скорости упомянутого беспилотного летательного аппарата применено крыло с, по крайней мере с одним, изломом по передней кромке, что позволяет обеспечить выход ЛА на большие углы атаки [8] для увеличения подъемной силы.
С целью сохранения исправного и работоспособного состояния воздушно-реактивного двигателя после посадки упомянутый воздушно-реактивный двигатель 5 (фиг.1) устанавливается над центральной частью 2 таким образом, чтобы фрагменты почвы и камни не попадали в его входное устройство, а струя истекающих из выходного устройства газов проходила над корпусом беспилотного летательного аппарата. При этом кили хвостового оперения имеют угол развала 20° (фиг.3).
Для повышения эксплуатационной технологичности и высокой ремонтопригодности упомянутый беспилотный летательный аппарат представляет собой совокупность отдельных легкосъемных конструктивных модулей (фиг.4), что обеспечивает их легкую и быструю замену, быструю локализацию отказа и его устранение.
Источники информации
1. Военный энциклопедический словарь. - М: Воениздат, 1983. - 863 с. с ил.
2. Ю.А.Зуенко, С.Е.Коростылев. Боевые самолеты России. - М.: Элакос, 1994. - 192 с. с ил.
3. Малогабаритный комплекс наблюдения в реальном масштабе времени с дистанционно-пилотируемым летательным аппаратом «Пчела-1T». Интернет-сайт ОКБ им. А.С.Яковлева, www.yak.ru/PROD/current_rpv.php.
4. Jane's. Unmanned aerial vehicles and targets. Issue twenty one - november 2003. Jane's information Group Limited Inc., 110N. Royal Street, Suite 200, Alexandria, Virginia 22314, USA.
5. Ганин С.М., Карпенко А.В., Колмогоров В.В., Петров Г.Ф. Беспилотные летательные аппараты. - СПб.: "Невский бастион", 1999.
6. Практическая аэродинамика маневренных самолетов. Учебник для летного состава. Под общ. ред. Н.М.Лысенко. М.: Воениздат, 1977. - 439 с. с ил.
7. Беспилотный самолет-мишень (1950) Ла-17.http://www.laspace.ru/rus/la17.php.
8. Аэродинамика летательных аппаратов. Учебник для ВУЗов по специальности «Самолетостроение» / Г.А.Колесников, В.К.Марков, А.А. Михайлюк и др.: Под ред. Г.А.Колесникова. М.: Машиностроение, 1993. - 544 с. с ил.
Класс B64C39/02 специального назначения