транспортно-технологический контейнер для взрывчатых веществ
Классы МПК: | B65D88/12 специально приспособленные для транспортировки |
Автор(ы): | Давыдов Вадим Валентинович (RU), Банзула Юрий Борисович (RU), Меркулов Владислав Михайлович (RU), Милехин Юрий Михайлович (RU), Узунов Александр Христофорович (RU), Палагушкин Владимир Владимирович (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Федеральный центр двойных технологий "Союз" (ФГУП "ФЦДТ "Союз") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-28 публикация патента:
27.06.2008 |
Изобретение относится к области хранения и транспортировки взрывчатых веществ. Транспортно-технологический контейнер для взрывчатых веществ состоит из емкости в виде металлического сосуда с узлами заполнения и опорожнения. Сосуд выполнен в виде вертикального цилиндрического корпуса с эллиптической крышкой и коническим днищем, защитной корзиной из труб, при этом емкость выполнена из алюминия с пределом текучести не более 155 МПа. Соотношение толщины стенок емкости к внутреннему диаметру цилиндрической части составляет 0,003...0,004, угол конуса днища составляет около 90 градусов. Места крепления защитной корзины расположены на цилиндрическом корпусе. Изобретение обеспечивает повышение взрывобезопасности контейнера. 1 ил.
Формула изобретения
Транспортно-технологический контейнер для взрывчатых веществ, включающий в себя емкость в виде металлического сосуда с узлами заполнения и опорожнения, отличающийся тем, что сосуд выполнен в виде вертикального цилиндрического корпуса с эллиптической крышкой и коническим днищем, защитной корзиной из труб, при этом емкость выполнена из алюминия с пределом текучести не более 155 МПа, соотношение толщины стенок емкости к внутреннему диаметру цилиндрической части составляет 0,003...0,004, угол конуса днища составляет около 90°, а места крепления защитной корзины расположены на цилиндрическом корпусе.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области хранения и транспортировки взрывчатых веществ (ВВ).
Известен контейнер для транспортировки, хранения и смешивания взрывчатых веществ. Он выполнен в виде жесткого прямоугольного металлического корпуса из нержавеющей стали, сверху которого имеется загрузочный люк, а сбоку - выгрузочное отверстие с герметически закрываемой крышкой. Боковые и задние стенки контейнера имеют вышибные элементы (мембраны). Общая поверхность полипропиленовых мембран составляет до 40% от всей поверхности аппарата (Теория и практика взрывобезопасности энергоемких материалов». / Под общ. ред. Нишпала Г.А. - М.: ЦЭИ «Химмаш», 2002. - 140 с., стр.83-84.). Данный контейнер наиболее близок к изобретению и выбран в качестве прототипа.
Недостатком известного контейнера является то, что он не может быть использован для жидких грузов, значительная часть стенок выполнена из непрочного полипропилена, а при несанкционированном взрыве взрывная волна распространяется в боковые стороны, усугубляя разрушения, а содержимое разбрасывается на значительной площади.
Технический результат, который может быть получен при использовании заявляемого изобретения, заключается в повышении взрывобезопасности контейнера.
Для решения поставленной задачи предлагается транспортно-технологический контейнер для взрывчатых веществ, включающий в себя емкость в виде металлического сосуда с узлами заполнения и опорожнения, при этом сосуд выполнен в виде вертикального цилиндрического корпуса с эллиптической крышкой и коническим днищем, защитной корзиной из труб, емкость выполнена из алюминия с пределом текучести не более 155 МПа, соотношение толщины стенок емкости к внутреннему диаметру цилиндрической части составляет 0,003...0,004, угол конуса днища составляет около 90 градусов, а места крепления защитной корзины расположены на цилиндрическом корпусе.
Изобретение иллюстрируется чертежом.
Контейнер состоит из емкости 1 в виде вертикального цилиндрического сосуда с конусным днищем 2, имеющим угол при вершине 90°, и эллиптической крышкой 3, люка 4, корзины (рамы) 5 и выгрузочного устройства 6.
Емкость контейнера - сварная, выполнена из алюминия с пределом текучести не более 155 МПа.
Корзина 5 является опорной и защитной. Она имеет вертикальные стойки и объединяющие их кольца из труб. Вертикальные стойки закреплены на цилиндрической корпусе.
Работа контейнера осуществляется следующим образом.
После загрузки жидких ВВ люк закрывается, контейнер пломбируется и грузится в транспортное средство. После доставки на место разгрузки контейнер опорожняется, моется и направляется на дальнейшее использование.
Во время транспортировки, а также на других технологических операциях, возможно возникновение внутри контейнера нерегламентной ситуации (например, загорания или даже взрыва), сопровождающейся нарастанием давления и возможным переходом горения в детонацию.
Аварийная разгерметизация контейнера при этом происходит срывом (разрушением) именно эллиптической крышки, поскольку именно она является наименее прочным элементом в конструкции контейнера - цилиндрическая и коническая части контейнера за счет своей формы и наличия примыкающих к ним узлов контейнера обладают большей жесткостью и прочностью.
При этом волна давления уходит вверх, а не вбок, как в прототипе, не нанося большого ущерба ограждающим конструкциям. Таким образом, зона выброса локализуется над контейнером, уменьшая тем самым разбрызгивание жидкого ВВ по сторонам. Разгерметизация и падение давления препятствуют переходу горения в детонацию (взрыв). Эллипсность крышки и конусность дна с углом около 90° способствуют формированию направленной вверх волны, а исполнение емкости из относительно мягкого алюминия с пределом текучести не более 155 МПа сглаживает перепады давления внутри емкости. При соотношении толщины стенок емкости к внутреннему диаметру цилиндрической части менее 0,003 емкость недостаточно прочна, зона разрушения непредсказуема, а при соотношении более 0,004 конструкция емкости по прочностным характеристикам технически и экономически избыточна.
Использование емкости именно такой формы и исполнения наиболее целесообразно для жидких ВВ, особенно содержащих алюминий.
Наличие защитной корзины повышает безопасность функционирования контейнера на перегрузочных операциях.
Класс B65D88/12 специально приспособленные для транспортировки