способ прерывистой алмазно-абразивной обработки врезанием внутренних канавок
Классы МПК: | B24B19/02 для шлифования канавок, например на валах, в обоймах, в трубах, монокинетических соединительных элементах B24D17/00 Абразивные или полировальные инструменты, не отнесенные к группам 3/00 B24B19/06 для шлифования дорожек качения, например дорожек качения роликов в подшипниках |
Автор(ы): | Степанов Юрий Сергеевич (RU), Киричек Андрей Викторович (RU), Афанасьев Борис Иванович (RU), Фомин Дмитрий Сергеевич (RU), Сотников Владимир Ильич (RU), Черепенько Аркадий Анатолиевич (RU), Емельянов Александр Александрович (RU), Кравченко Валерий Анатолиевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Орловский государственный технический университет" (ОрелГТУ) (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-09-27 публикация патента:
20.07.2008 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано при обработке внутренних поверхностей канавок и пазов врезанием алмазно-абразивным инструментом с прерывистым режущим слоем. В отверстие вращающейся заготовки вводят сборный алмазно-абразивный инструмент, установленный на шпинделе. Сообщают шпинделю вращение и поперечную подачу врезания. Используют упругий алмазно-абразивный инструмент в виде двух алмазно-абразивных дисков, установленных с возможностью их продольного перемещения на шпинделе. Каждый диск выполнен с металлической ступицей высотой Вд и с расположенной на ее периферийной поверхности и свернутой в кольцо пружиной. Последняя имеет в продольном сечении кольца витки прямоугольной формы, жестко и консольно закрепленные в продольных пазах ступицы диска, изготовленные из металлической полосы и расположенные большими сторонами витка в продольном направлении инструмента. На наружную поверхность и торцы свернутого из пружины кольца наносят алмазно-абразивный слой. Осуществляют компенсацию износа торцовых поверхностей инструмента путем продольного перемещения одного из дисков. В результате снижается теплонапряженность резания, повышаются производительность обработки и стойкость инструмента. 1 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Способ прерывистой алмазно-абразивной обработки врезанием внутренних канавок, включающий введение в отверстие вращающейся заготовки сборного алмазно-абразивного инструмента, содержащего два алмазно-абразивных диска, установленных с возможностью их продольного перемещения на шпинделе, сообщение шпинделю вращения и поперечной подачи врезания и осуществление компенсации износа торцовых поверхностей инструмента путем продольного перемещения одного из дисков, отличающийся тем, что используют упругий алмазно-абразивный инструмент, каждый диск которого выполнен с металлической ступицей высотой Вд и с расположенной на ее периферийной поверхности и свернутой в кольцо пружиной, имеющей в продольном сечении кольца витки прямоугольной формы, жестко и консольно закрепленные в продольных пазах периферийной поверхности ступицы диска, изготовленные из металлической полосы и расположенные большими сторонами витка прямоугольной формы в продольном направлении инструмента, при этом на наружную поверхность и торцы свернутого из пружины кольца нанесен алмазно-абразивный слой, а длина В п упомянутой большей стороны витка и высота ступицы диска Вд выбраны соответственно из условий:
Вз>Вп>0,5В з, Вд<0,5Вз ,
где Вз - ширина шлифуемой внутренней канавки заготовки, мм.
2. Способ по п.1, отличающийся тем, что упомянутую компенсацию износа осуществляют установкой между дисками набора шайб для обеспечения необходимой высоты инструмента в сборе, равной ширине шлифуемой канавки, а инструмент используют с алмазно-абразивными дисками, обращенными друг к другу консольными частями витков пружин, при этом консольную часть витков пружины одного диска располагают в консольной части между витками пружины другого диска с перекрытием периферийных режущих частей дисков.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к технологии машиностроения, к обработке внутренних поверхностей канавок и пазов алмазно-абразивным инструментом с прерывистым режущим слоем с регулированием теплового потока, направленного в деталь, и может быть использовано при глубинном периферийном шлифовании материалов, предрасположенных к дефектообразованию в виде прижогов и микротрещин, в различных отраслях материалообработки.
Известен способ шлифования внутренних канавок, пазов, беговых дорожек наружных колец подшипников периферией и торцами круга одновременно [1]. Способ относится к шлифованию цилиндрических и торцевых поверхностей при угловой наладке. Это позволяет совмещать обработку нескольких взаимно перпендикулярных поверхностей [2].
Недостатками известного способа, реализуемого шлифовальным кругом, развернутым под углом к оси вращения заготовки, является сложность процесса обработки, так как при шлифовании широких поверхностей канавок и пазов необходимо осуществление продольной и поперечной подач и переустановки обрабатываемой заготовки. Кроме того, при повышении режимов резания с целью увеличения производительности, например, при переходе на глубинное шлифование материалов, предрасположенных к дефектообразованию, на обработанной поверхности образуются прижоги, микротрещины и внутренние напряжения растяжения, ведущие к браку.
Известен способ внутренней обработки канавок врезанием сборным прерывистым алмазно-абразивным кругом, установленным на шпинделе под острым углом к плоскости, перпендикулярной оси вращения, с помощью косых шайб, попарно расположенных с торцов круга, причем он выполнен из двух алмазно-абразивных дисков, один из которых установлен с возможностью продольного перемещения с помощью пакета тарельчатых пружин, расположенных между дисками, упорного подшипника, установленного с торца круга со стороны подвижного диска, и механизма привода продольного перемещения подвижного диска, воздействующего на упорный подшипник, при этом высоту диска выбирают по приведенной формуле [3].
Недостатками известного способа, реализуемого сборным прерывистым алмазно-абразивным кругом, являются: низкая производительность и быстрый износ круга из-за малого пятна контакта инструмента с заготовкой и неравномерного износа инструмента по всей его периферии, а также снижение точности и качества обработки из-за возникновения вибраций в связи появлением неуравновешенных масс по мере неравномерного износа алмазно-абразивных дисков.
Задача изобретения - уменьшение опасности появления прижогов и микротрещин путем снижения теплонапряженности резания благодаря введению упругой прерывистой алмазно-абразивной обработки, увеличение производительности и стойкости круга и возможность регулирование ширины обрабатываемой канавки паза путем продольного перемещения одного из алмазно-абразивных дисков сборного инструмента.
Поставленная задача решается предлагаемым способом прерывистой алмазно-абразивной обработки врезанием внутренних канавок, включающим введение в отверстие вращающейся заготовки сборного алмазно-абразивного инструмента, содержащего два алмазно-абразивных диска, установленных с возможностью их продольного перемещения на шпинделе, сообщение шпинделю вращения и поперечной подачи врезания и осуществление компенсации износа торцовых поверхностей инструмента путем продольного перемещения одного из дисков, при этом используют упругий алмазно-абразивный инструмент, каждый диск которого выполнен с металлической ступицей высотой Вд и с расположенной на ее периферийной поверхности и свернутой в кольцо пружиной, имеющей в продольном сечении кольца витки прямоугольной формы, жестко и консольно закрепленные в продольных пазах периферийной поверхности ступицы диска, изготовленные из металлической полосы и расположенные большими сторонами витка прямоугольной формы в продольном направлении инструмента, при этом на наружную поверхность и торцы свернутого из пружины кольца нанесен алмазно-абразивный слой, а длина В п упомянутой большей стороны витка и высота ступицы диска Вд выбраны соответственно из условий: В з>Вп>0,5Вз , Вд<0,5Вз, где Вз - ширина шлифуемой внутренней канавки заготовки, мм. При этом упомянутую компенсацию износа осуществляют установкой между дисками набора шайб для обеспечения необходимой высоты инструмента в сборе, равной ширине шлифуемой канавки, а инструмент используют с алмазно-абразивными дисками, обращенными друг к другу консольными частями витков пружин, при этом консольную часть витков пружины одного диска располагают в консольной части между витками пружины другого диска с перекрытием периферийных режущих частей дисков.
Особенности способа поясняются чертежами.
На фиг.1 показан упругий алмазно-абразивный инструмент в сборе, с помощью которого реализуется предлагаемый способ, предназначенный для внутренней обработки канавки в отверстии поперечным врезанием; на фиг.2 - конструкция сборного инструмента, вид слева на фиг.1; на фиг.3 - конструкция единичного алмазно-абразивного диска, из которых состоит сборный инструмент; на фиг.4 - общий вид и продольный разрез единичного алмазно-абразивного диска, вид слева на фиг.3; на фиг.5 - сечение А-А на фиг.1; на фиг.6 - схема обработки канавки в отверстии кольца поперечным врезанием сборным алмазно-абразивным инструментом.
Предлагаемый способ, осуществляемый упругим алмазно-абразивным инструмент, предназначен для прерывистой алмазно-абразивной обработки канавок отверстий врезанием, при котором оси заготовки 1 и инструмента 2 параллельны [4].
Прерывистость алмазно-абразивной обработки, так необходимая для снижения температуры шлифования, реализуется конструкцией рабочей режущей поверхности инструмента 2, которая состоит из отдельных алмазно-абразивных элементов, установленных на определенном расстоянии друг от друга.
Обработка предлагаемым способом предусматривает введение в отверстие вращающейся со скоростью VЗ заготовки 1 сборного алмазно-абразивного инструмента 2, которому сообщают вращение со скоростью VИ и поперечную подачу врезания SПОП.
Предлагаемый способ предназначен для внутренней обработки канавок врезанием и осуществляется сборным упругим алмазно-абразивным инструментом 2, который выполнен из двух взаимозаменяемых алмазно-абразивных дисков 3. Диски 3 установлены с возможностью их продольного перемещения на общем шпинделе 4 и закреплены гайкой 5.
Диски 3 имеют металлическую ступицу высотой ВД, на периферийной поверхности которых в продольных пазах 6 жестко и консольно закреплены прямоугольной формы в продольном сечении витки 7 пружины 8 свернутой в кольцо. Жесткое крепления витков 7 в продольных пазах 6 диска 3 может быть осуществлено, например, с помощью планок 9 и болтов 10, а также сваркой, чеканкой и др. известными способами.
Витки 7 пружины 8 изготовлены из металлической полосы с алмазно-абразивным слоем, нанесенным на наружной поверхности и торцах витков кольца пружины, причем витки навиты таким образом, что большие стороны прямоугольного витка расположены в продольном направлении инструмента.
Длина ВП большей стороны прямоугольного витка и высота ступицы диска ВД выбраны по формулам:
ВЗ>В П>0,5ВЗ, ВД <0,5ВЗ,
где ВЗ - ширина шлифуемой внутренней канавки заготовки, мм;
В П - длина большей стороны прямоугольного витка пружины инструмента, мм;
ВД - высота диска, мм.
Алмазно-абразивные диски 3 в сборной конструкции инструмента обращены друг к другу консольными частями пружин.
Для обеспечения необходимой высоты инструмента в сборе ВИ , которая должна быть равна ширине шлифуемой канавки В З=ВИ, между дисками установлен набор шайб 11, при этом консольная часть витков одного диска 3 располагается в консольной части между витками другого диска, так что периферийная режущая часть одного диска перекрывает периферийную режущую часть другого диска.
Витки пружины с нанесенным на наружной поверхности алмазно-абразивным слоем, обладающие упругими свойствами, гасят энергию ударов, воспринимаемых инструментом при реализации прерывистого шлифования. Поэтому предлагаемый инструмент отличается мягкой, безударной работой, уменьшает вибрации, снижает высоту шероховатости и улучшает качество обрабатываемой поверхности.
Базирование при внутреннем шлифовании заготовок 1 типа колец традиционно осуществляется на двух жестких опорах 12, поддерживающих кольцо по наружному бурту. Вращение заготовки осуществляется, например, магнитопроводом, подвешенным на специальной мембране 13. Это обеспечивает самоустановку заготовки и исключает влияние погрешностей вращения шпинделя бабки на точность обработки заготовок колец.
Компенсацию износа рабочих торцовых поверхностей дисков производят путем добавления шайбы 11 в набор шайб, расположенный между дисками 3, тем самым восстанавливая высоту сборного инструмента В И, которая равна ширине шлифуемой канавки В З=ВИ.
Правка сборного инструмента осуществляется аналогично правке традиционных кругов [2], при этом правят как периферию, так и рабочие торцы сборного инструмента.
Шлифование торцов и днища канавки каждым диском является прерывистым процессом, способствующим снижению теплонапряженности резания.
Пример. Производилось обдирочное шлифование беговой дорожки наружного кольца роликоподшипника типа 32618 с d=90 мм; D=190 мм; В=64 мм. ГОСТ 8328-75. Размеры кольца: наружный диаметр - 190 мм; ширина - 64 мм; внутренний диаметр - 168 мм; ширина беговой дорожки Вз=36 мм; диаметр беговой дорожки - 174 мм. Шлифование проводилось врезанием на желобошлифовальном специальном полуавтомате ЛЗ-162 с ручной подналадкой шлифовального сборного инструмента, позволяющей выдерживать постоянную высоту инструмента путем добавления шайб между алмазно-абразивными дисками. Базирование кольца осуществлялось на двух жестких опорах, поддерживающих кольцо по наружному бурту. Вращение заготовки осуществлялось магнитопроводом, подвешенным на специальной мембране. Операция обдирочного шлифования производилась разработанным и изготовленным сборным инструментом, состоящим из двух алмазно-абразивных дисков с режущей частью из материала 24А25НСМ16К7 при скорости резания Vи=32 м/с, скорости заготовки V з=35 м/мин и скорости врезной поперечной подачи S поп=0,6 мм/мин. Диаметр нового сборного инструмента - 125 мм; высота алмазно-абразивных дисков - 20 мм; режущая часть инструмента - шлифовальная шкурка на тканевой основе, рулонная, по ГОСТ 5009-82, водостойкая, двухслойная. Шлифовальная шкурка отдельными лентами приклеивалась клеем БФ к наружной поверхности металлической (из стали 65Г) полосы (в поперечном сечении прямоугольник) шириной - 9 мм, свернутой в витки прямоугольной формы, образующие пружину, свернутую в кольцо.
При шлифовании исходная погрешность заготовки оказывает меньшее влияние на точность окончательно сформированного профиля, так как искажение профиля сборного инструмента, полученное в начальный момент, устраняется подналадкой путем постановки шайбы между составляющими алмазно-абразивными дисками. Точность обработки и качество поверхности, получаемые традиционным способом на этапе обдирочного шлифования, составляют: допуск на шлифование диаметра дорожки - (±0,03) мм; конусность - 0,015 мм; радиальное биение - 0,015 мм; огранка - 0,015 мм; шероховатость - 1,26 мкм [5].
Точность обработки и качество поверхности, получаемые предлагаемым способом на этапе обдирочного шлифования, соответственно составляют: допуск на шлифование диаметра дорожки - (±0,03) мм; конусность - 0,012 мм; радиальное биение - 0,011 мм; огранка - 0,012 мм; шероховатость - 1,08 мкм. Производительность увеличилась в 1,4 раза, стойкость инструмента возросла на 30%.
Предлагаемый способ, осуществляемый упругим инструментом для прерывистой алмазно-абразивной обработки канавок отверстий врезанием, уменьшает опасность появления прижогов путем снижения теплонапряженности резания за счет прерывистого резания, обладает повышенной износостойкостью благодаря включению в работу торцовых частей инструмента, позволяет использовать стандартный алмазно-абразивный инструмент (алмазно-абразивную шкурку, алмазно-абразивные бруски), дает возможность регулирования ширины прорезаемой канавки путем добавления проставочных шайб между дисками. Инструмент позволяет отказаться от использования продольной подачи и переустановки обрабатываемой заготовки при шлифовании широких поверхностей канавок и пазов.
Эти достоинства позволяют повысить производительность, качество и снизить себестоимость обработки внутренних канавок, пазов, беговых дорожек наружных колец подшипников и других подобных внутренних поверхностей.
Источники информации
1. United States Patent 4170851. Cl2 В24В 49/00. Grinding Machine. Oct. 16, 1979 - прототип.
2. Справочник технолога-машиностроителя. В 2-х т. Т.1 / Под ред. А.Г.Косиловой и Р.К.Мещерякова. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Машиностроение.
3. Патент RU 2275296, МПК7 В24D 17/00. Сборный прерывистый алмазно-абразивный круг для внутренней обработки канавок врезанием. Степанов Ю.С., Киричек А.В., Афанасьев Б.И., Катунин А.В., Фомин Д.С., Катунин А.А. Заявка №2004135122/02; заявл. 01.12.2004; опубл. 27.04.2006. Бюл. №12.
4. Патент RU 2 235 629, МПК7 В24В 1/00, 19/02, 27/06. Способ алмазно-абразивной обработки пазов отрезными кругами с параметрической осцилляцией. Степанов Ю.С., Киричек А.В., Афанасьев Б.И., Фомин Д.С., Юричев И.А. Заявка №2003129220; заявл. 30.09.2003; опубл. 10.09.2004. Бюл. №25.
5. Якимов А.В. Алмазно-абразивная обработка фасонных поверхностей. - М.: Машиностроение, 1984. С.216-221.
Класс B24B19/02 для шлифования канавок, например на валах, в обоймах, в трубах, монокинетических соединительных элементах
Класс B24D17/00 Абразивные или полировальные инструменты, не отнесенные к группам 3/00
Класс B24B19/06 для шлифования дорожек качения, например дорожек качения роликов в подшипниках