электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки грузового вагона (варианты)
Классы МПК: | B61F15/28 буксы, обеспечивающие электропроводимость |
Автор(ы): | Березин Василий Витальевич (RU), Коссов Валерий Семенович (RU), Мещерин Юрий Васильевич (RU), Оганьян Эдуард Сергеевич (RU), Чаркин Виктор Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество Научно-исследовательский и конструкторско-технологический институт подвижного состава (ОАО "ВНИКТИ") (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-12-13 публикация патента:
20.07.2008 |
По первому варианту боковые рамы (3) тележки опираются через амортизаторы из эластомера на адаптеры букс (6) колесных пар, под каждой буксой на боковых рамах с зазором установлен упор, на котором закреплена токопроводящая упругая пластина (9), контактирующая с буксой. По второму варианту, в каждом амортизаторе из эластомера выполнено отверстие, в которое вставлен упругий токопроводящий эластомер. Улучшаются эксплуатационные качества электропроводного заземляющего соединения буксы с рамой тележки грузового вагона, защищенность соединения от вандализма. 2 н.п. ф-лы, 3 ил.
Формула изобретения
1. Электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки грузового вагона, содержащее надрессорную балку с пятой, рессорное подвешивание, боковые рамы, опирающиеся через амортизаторы из эластомера на адаптеры букс колесных пар, с установленным на боковой раме под каждой буксой с зазором упором, отличающееся тем, что на упоре закреплена токопроводящая упругая пластина, контактирующая с буксой.
2. Электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки грузового вагона, содержащее надрессорную балку с пятой, рессорное подвешивание, боковые рамы, опирающиеся через амортизаторы из эластомера на адаптеры букс колесных пар, отличающееся тем, что в каждом амортизаторе из эластомера выполнено отверстие, в которое вставлен упругий токопроводящий эластомер для контактирования боковой рамы и буксы.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к рельсовым транспортным средствам и касается конструктивных элементов тележек грузовых вагонов, в частности к их буксам, обеспечивающих электропроводность.
Известно электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки вагона, в которой рама тележки опирается через пружины рессорного подвешивания и резинометаллические шайбы на крылья седловины, установленную через адаптер на буксу. Концы электропроводной шины (выполненной из цветного металла) закреплены болтовым соединением с адаптером и рамой тележки.
Это соединение использовано в американской вагонной тележке Axle Motion AM III [1].
Недостатком известного соединения является болтовое соединение токонесущей шины с буксой и рамой. При разборке (сборке) такой тележки необходима дополнительная затрата времени на откручивание (закручивание) болтового соединения.
В электропроводном заземляющем соединении буксы с рамой, запатентованном ФРГ [2], к контактной шайбе, закрепленной на торце оси колесной пары, поджаты угольные щетки, установленные на щеткодержателе. К щеткодержателю прикреплена заземляющая шина, проходящая через отверстие крышки буксы к раме тележки или кузову.
Такое электропроводное заземляющее соединение применяется на электроподвижном составе (электровозах, электричках) и может обеспечить передачу тока большой величины. Однако для тележек грузовых вагонов для передачи статического электричества заземляющее устройство достаточно сложное в изготовлении и в эксплуатации.
Известно электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой трехэлементной тележки для грузовых вагонов нового поколения, принятое за прототип, содержащей надрессорную балку с пятой, рессорное подвешивание, боковые рамы. При этом боковые рамы опираются через амортизаторы из эластомера на адаптеры букс колесных пар, обеспечивающие возможность продольного и поперечного упругого перемещения букс относительно рамы тележки и тем самым устанавливаться колесным парам в кривых участках пути близко к радиальной. Электропроводная шина закреплена болтовым соединением с адаптером буксы и боковой рамой. Кроме того, в тележке под каждой буксой с зазором закреплен на боковой раме упор, удерживающий колесную пару в челюстном проеме при подъеме тележки [3].
Недостатком этого электропроводного соединения в тележке является болтовое крепление токонесущей шины с буксой и рамой, которое, как указывалось выше, увеличивает трудозатраты при разборке и сборке тележки при различных видах ремонта вагона.
Техническим результатом данного изобретения является улучшение эксплуатационных качеств электропроводного заземляющего соединения буксы с рамой тележки грузового вагона, защищенность соединения от вандализма.
Указанный технический результат в одном варианте достигается тем, что электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки грузового вагона, содержащее надрессорную балку с пятой, рессорное подвешивание, боковые рамы, опирающиеся через амортизаторы из эластомера на адаптеры букс колесных пар, с установленными на боковых рамах под каждой буксой с зазором упором, на упоре закреплена токопроводящая упругая пластина, контактирующая с буксой.
В другом варианте технический результат достигается тем, что в электропроводном заземляющем соединении буксы с рамой тележки в каждом амортизаторе из эластомера выполнено отверстие, в которое вставлен упругий токопроводящий эластомер для контактирования боковой рамы и буксы.
На фиг.1 изображен общий вид тележки; на фиг.2 показан вид А на фиг.1 - вариант крепления на боковой раме упора с токопроводящей пластиной; на фиг.3 - сечение Б-Б на фиг.1 показан вариант опирания боковой рамы через упругий токопроводящий эластомер на буксу.
Электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки грузового вагона (фиг.1 и 2) содержит надрессорную балку с пятой 1, рессорное подвешивание 2, боковые рамы 3. Боковые рамы 3 опираются через амортизаторы 4 из эластомера (резину или полиуретан) на адаптеры 5 букс 6 колесных пар 7. На боковых рамах 3 под каждой буксой 6 установлены с зазором «а» упоры 8. На упоре 8 закреплена токопроводящая упругая пластина 9, контактирующая с буксой 6, для передачи тока на рельсы 10.
Электропроводное заземляющее соединение может быть выполнено в другом варианте (фиг.1 и 3). В каждом амортизаторе 4 из эластомера выполнено отверстие 11, в которое вставлен упругий токопроводящий эластомер 12 (к примеру, высокомолекулярный полиэтилен) диаметром незначительно меньше отверстия 11 в амортизаторе 4, а по высоте в исходном состоянии выше амортизатора 4, что обеспечивает упругое поджатие токопроводящего эластомера 12 в собранной буксе 6 к опорным поверхностям боковой рамы 3 и буксы 6, т.е. обеспечивается контактирование боковой рамы 3 и буксы 6 и передача тока на рельс 10 через токопроводящий эластомер 12.
Электропроводное заземляющее соединение буксы с рамой тележки работает следующим образом.
При образовании статического электричества, к примеру, в баке цистерны вагона (не показано), ток от корпуса цистерны через надрессорную балку с пятой 1, выполненных из металла, передается через рессорное подвешивание 2 на боковые рамы 3 тележки, а от них, при выполнении заземляющего соединения по первому варианту, через токопроводящую пластину 9 на буксу 6 колесной пары 7 и далее на рельсы 10 (фиг.1-2). Благодаря упругости токопроводящей пластины 9 обеспечивается постоянный контакт с буксой 6 при ее продольных, поперечных и вертикальных перемещениях относительно боковой рамы 3 тележки из-за наличия амортизатора 4.
При другом конструктивном исполнении (фиг.1 и 3), в отличие от предыдущего варианта, благодаря поджатию упругого токопроводящего эластомера 12 к опорным поверхностям боковой рамы 3 тележки и букс 6, между ними образуется электропроводная связь, что обеспечивает прохождение тока от боковой рамы 3 тележки к буксам 6 колесных пар 7 и далее на рельсы 10.
Предложенные варианты исполнения электропроводного заземляющего соединения буксы с рамой тележки грузового вагона уменьшают трудозатраты при эксплуатации тележки, позволят избежать разрушения токопроводящего материала от вандализма.
Источники информации
1. Проспект AMIII Track Friendly Technogy фирмы Powell Duffryn Rail Limited. Великобритания, г.Кардиф, сайт: www/pdrail/com.
2. DE, заявка №19654339 А1, B61F 15/28, 1998 г.
3. Тележка для грузового вагона нового поколения. - Тяжелое машиностроение, 2006 г., №8, рис.1, стр.45.