шасси военной гусеничной машины
Классы МПК: | F16D71/00 Механизмы для остановки вращающихся частей в определенном положении F16D65/14 приводные механизмы для тормозов; средства для включения тормоза в заранее заданном положении F16D23/14 передвижные втулки для включения и выключения муфт; исполнительные органы, воздействующие на передвижные втулки |
Автор(ы): | Бадртдинов Мирхат Ахметзияевич (RU), Домнин Владимир Борисович (RU), Муганцев Виталий Петрович (RU), Папулов Владимир Петрович (RU), Сивков Виктор Иосифович (RU), Тютюгин Геннадий Федорович (RU), Швалев Валерий Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Федеральное государственное унитарное предприятие "Уральское конструкторское бюро транспортного машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-10-10 публикация патента:
20.07.2008 |
Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин, снабженных противопожарным оборудованием. Шасси военной гусеничной машины содержит корпус, силовую установку, силовую передачу, включающую привод вентилятора с фрикционом и систему охлаждения с вентилятором, противопожарное оборудование с блоком автоматики. Вентилятор закреплен на ведущей ступице, выполненной с поверхностью трения. Нажимной диск установлен с возможностью взаимодействия с поверхностью трения ведущей ступицы. Ведомая ступица выполнена зацело с корпусом подшипника и снабжена расположенным в ее внутренней полости с возможностью осевого перемещения стаканом. В стакане смонтирован с образованием камеры контейнер, внутри которого размещен источник пневмоэнергии в виде пиропатрона. При этом контейнер изготовлен с дросселирующим отверстием, сообщающим его внутреннюю полость с камерой, и жестко соединен с ведомой ступицей. На фланце контейнера закреплено средство электрического взрывания заряда взрывчатого вещества пиропатрона. Упомянутое средство выполнено в виде затвора с сердечником. Сердечник электрически связан с упомянутым блоком автоматики, а затвор снабжен пружиной, которой сердечник прижат к капсюлю-детонатору пиропатрона. Технический результат заключается в усовершенствовании эффективности тушения пожара в моторно-трансмиссионном отделении шасси военной гусеничной машины с гидромеханической трансмиссией. 1 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Шасси военной гусеничной машины, содержащее корпус, силовую передачу, включающую привод вентилятора с фрикционом, состоящим из закрепленного на корпусе шасси корпуса подшипника и размещенных в опорных подшипниках ведущей и ведомой ступиц, смонтированного на ведомой ступице, имеющей поверхность трения, с возможностью осевого перемещения нажимного диска, установленного на ведущей ступице в контакте с нажимным диском и поверхностью трения ведомой ступицы диска трения; силовую установку, включающую систему охлаждения с вентилятором, закрепленным на ведомой ступице, противопожарное оборудование с блоком автоматики, отличающееся тем, что вентилятор закреплен на ведущей ступице, выполненной с поверхностью трения, нажимной диск установлен в возможностью взаимодействия с поверхностью трения ведущей ступицы, ведомая ступица выполнена зацело с корпусом подшипника и снабжена расположенным в ее внутренней полости с возможностью осевого перемещения стаканом со смонтированным в нем с образованием камеры контейнером, внутри которого размещен источник пневмоэнергии в виде пиропатрона, при этом контейнер изготовлен с дросселирующим отверстием, сообщающим его внутреннюю полость с камерой, и жестко соединен с ведомой ступицей, а на его фланце закреплено средство электрического взрывания заряда взрывчатого вещества пиропатрона.
2. Шасси военной гусеничной машины по п.1, отличающееся тем, что средство электрического взрывания заряда взрывчатого вещества пиропатрона выполнено в виде затвора с сердечником, причем сердечник электрически связан с упомянутым блоком автоматики, а затвор снабжен пружиной, которой сердечник прижат к капсюлю-детонатору пиропатрона.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области бронетанковой техники и может быть использовано в шасси военных гусеничных машин с гидромеханической трансмиссией, снабженных противопожарным оборудованием.
Известно шасси танка Т-72А (см. Танк Т-72А. Техническое описание и инструкция по эксплуатации, книга 2, часть 1. М.: Военное издательство, 1989, с.402-407, рис.206-208), выбранное в качестве прототипа, содержащее корпус; силовую передачу, включающую привод центробежного вентилятора с фрикционом, состоящим из закрепленного на корпусе шасси корпуса подшипника и размещенных в опорных подшипниках ведущей и ведомой ступиц, смонтированного на ведомой ступице, имеющей поверхность трения, с возможностью осевого перемещения нажимного диска, установленного на ведущей ступице в контакте с нажимным диском и поверхностью трения ведомой ступицы диска трения; силовую установку, включающую систему охлаждения с центробежным вентилятором, закрепленным на ведомой ступице; противопожарное оборудование с блоком автоматики, термодатчиками и баллонами с огнегасящим составом.
Недостатком известного шасси является то, что, при применении в нем вместо механической - гидромеханической трансмиссии (см., например, Теория и конструкция танка. - т.5. Трансмиссии военных гусеничных машин. М.: Машиностроение, 1985, с.27), в приводе центробежного вентилятора системы охлаждения которой для устранения жесткой связи его с двигателем используется гидромуфта, которая в момент одновременной экстренной остановки двигателя и поступления огнегасящего состава из баллона противопожарного оборудования в пространство моторно-трансмиссионного отделения (МТО), произведенных по сигналу с термодатчика на блок автоматики противопожарного оборудования при возникновении пожара в МТО шасси, не останавливает центробежный вентилятор, продолжающий вращаться по инерции, при этом значительная часть огнегасящего состава через выходные жалюзи, расположенные в крыше над МТО шасси, выбрасывается в атмосферу, тем самым снижая эффективность работы противопожарного оборудования.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является создание шасси военной гусеничной машины с более эффективной системой пожаротушения при применении гидромеханической трансмиссии.
Поставленная задача решается тем, что в шасси военной гусеничной машины центробежный вентилятор закреплен на ведущей ступице, выполненной с поверхностью трения ведущей ступицы, ведомая ступица выполнена зацело с корпусом подшипника и снабжена расположенным в ее внутренней полости с возможностью осевого перемещения стаканом со смонтированным в нем с образованием камеры контейнером, внутри которого размещен источник пневмоэнергии в виде пиропатрона, при этом контейнер изготовлен с дросселирующим отверстием, сообщающим его внутреннюю полость с камерой, и жестко соединен с ведомой ступицей, а на его фланце закреплено средство электрического взрывания заряда взрывчатого вещества пиропатрона, выполненное в виде затвора с сердечником, причем сердечник электрически связан с упомянутым блоком автоматики, а затвор снабжен пружиной, которой сердечник прижат к капсюлю-детонатору пиропатрона.
Заявленные технические признаки существенны, так как они влияют на достигаемый технический результат.
При изучении других технических решений в данной области техники признаки, отличающие заявленное устройство, не были выявлены. Это позволяет сделать вывод о том, что заявленное устройство обладает новизной и не следует явным образом из существующего уровня техники.
Изобретение может быть применено при производстве военных гусеничных машин с гидромеханической трансмиссией, снабженных противопожарным оборудованием.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где на фиг.1 изображен вид слева на шасси военной гусеничной машины; на фиг.2 изображен разрез А-А фиг.1.
Шасси военной гусеничной машины содержит корпус 1, противопожарное оборудование, включающее баллоны 2 с огнегасящим составом и блок 3 автоматики, электрически связанный с термодатчиками 4, силовую передачу 5, включающую привод 6 центробежного вентилятора 7, закрепленного на ведущей ступице 8, выполненной с поверхностью трения Б. Нажимной диск 9 со шпильками 10 установлен с возможностью взаимодействия с поверхностью трения ведущей ступицы, ведомая ступица 11 выполнена зацело с корпусом подшипника и снабжена расположенным в ее внутренней полости с возможностью осевого перемещения стаканом 12 со смонтированным в нем с образованием камеры В контейнером 13, внутри которого размещен источник пневмоэнергии в виде пиропатрона 14, причем контейнер изготовлен с дросселирующим отверстием d, сообщающим его внутреннюю полость Г с камерой В, и жестко соединен с ведомой ступицей 11, а на его фланце закреплено средство электрического взрывания заряда взрывчатого вещества пиропатрона 14, выполненное в виде затвора 15 с сердечником 16, электрически связанным с блоком 3 автоматики противопожарного оборудования, при этом затвор 15 снабжен пружиной 17, которой сердечник 16 прижат к капсюлю-детонатору 18 пиропатрона 14, образуя нормально замкнутый контакт. Над силовой передачей 5 установлен стеллаж 19 с радиаторами системы охлаждения. Для выброса нагретого воздуха из корпуса 1 шасси в атмосферу в крыше над МТО имеются выходные жалюзи 20.
Работа осуществляется следующим образом.
Во время работы силовой передачи 5 приводом 6 передается вращение центробежному вентилятору 7, который предназначен для образования потока охлаждающего воздуха через стеллаж 19 с радиаторами системы охлаждения и выброса нагретого воздуха через выходные жалюзи 20 в атмосферу. Центробежный вентилятор 7 закреплен болтами на ведущей ступице 8, которая установлена в опорных подшипниках на ведомой ступице 11. При пожаре в МТО термодатчики 4 выдают сигнал в блок 3 автоматики, срабатывает механизм остановки двигателя, и двигатель останавливается, срабатывают баллоны 2 противопожарного оборудования, заполняя огнегасящим составом пространство МТО. Одновременно сигнал с блока 3 автоматики через прижатый пружиной 17, расположенной в затворе 15, сердечник 16 передается на капсюль-детонатор 18, а далее через гильзу пиропатрона 14, контейнер 13 на корпус 1 шасси, образуя замкнутую электрическую цепь. Капсюль-детонатор 18 инициирует взрывчатое вещество пиропатрона 14 и пиропатрон срабатывает. За время порядка 10-6 с происходит выделение значительной энергии, которая может привести к разрушению конструкции. Чтобы этого не произошло, контейнер 13 имеет внутреннюю полость Г, в которой энергия пороховых газов, истекающих из пиропатрона, аккумулируется. Величина объема рассчитана на давление 255 МПа. После прохождения дросселирующего отверстия d, давление газов в камере В снижается до необходимого рабочего давления 20-30 МПа, при этом стакан 12 перемещается в осевом направлении и через шпильки 10 прижимает нажимной диск 9 к поверхности трения Б ведущей ступицы 8 с усилием, обеспечивающим необходимый момент трения. Под действием этого момента трения ведущая ступица 8 с закрепленным на ней центробежным вентилятором 7 останавливается.
Таким образом, предлагаемое усовершенствование обеспечивает экстренную остановку вентилятора во время возникновения пожара в МТО шасси военной гусеничной машины, предотвращает выброс огнегасящего состава в атмосферу, тем самым повышая эффективность тушения пожара.
Класс F16D71/00 Механизмы для остановки вращающихся частей в определенном положении
стопорный механизм - патент 2419002 (20.05.2011) | |
способ стопорения вала, остановленного в произвольном положении, и устройство для его осуществления - патент 2357110 (27.05.2009) |
Класс F16D65/14 приводные механизмы для тормозов; средства для включения тормоза в заранее заданном положении
Класс F16D23/14 передвижные втулки для включения и выключения муфт; исполнительные органы, воздействующие на передвижные втулки