тормозная колодка железнодорожного подвижного состава
Классы МПК: | B61H7/02 тормозные башмаки, колодки и тп F16D65/06 для тормозов с наружной рабочей поверхностью F16D65/02 тормозящие элементы; их монтаж |
Автор(ы): | Сафонов Валерий Григорьевич (RU), Котляр Семен Михайлович (RU), Шраер Иосиф Израильевич (RU), Седов Михаил Петрович (RU), Котляр Дмитрий Семенович (RU), Сафонов Евгений Валерьевич (RU), Вуколов Леонид Александрович (RU), Бринев Алексей Валерьевич (RU), Симонова Татьяна Сергеевна (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "ВАТИ" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-08-09 публикация патента:
27.07.2008 |
Изобретение относится к области машиностроения, а именно к тормозным колодкам рельсовых транспортных средств. Тормозная колодка содержит полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности поперечным П-образным углублением. Полимерный фрикционный композит закреплен на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части. В состав полимерного фрикционного композита дополнительно со стороны его рабочей поверхности введен полимерный фрикционный элемент, содержащий 40-96% металлической стружки и впрессованный по всему периметру П-образного углубления. Достигается увеличение межремонтного пробега колесной пары за счет очищения колеса от наволакивания фрикционной массы в момент торможения на его рабочей поверхности без ухудшения основных фрикционных характеристик, влияющих на износостойкость фрикционного композита. 2 ил.
Формула изобретения
Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава, содержащая полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности поперечным П-образным углублением, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части, выполненный в виде тыльника, отличающаяся тем, что в состав полимерного фрикционного композита дополнительно со стороны его рабочей поверхности введен полимерный фрикционный элемент, содержащий 40-96% металлической стружки и впрессованный по всему периметру П-образного углубления.
Описание изобретения к патенту
Заявляемое изобретение относится к железнодорожному транспорту, в частности к изготовлению тормозной колодки рельсовых транспортных средств.
Аналогом заявляемого изобретения является железнодорожная тормозная колодка, содержащая полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности поперечного П-образного углубления, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части, выполненный в виде тыльника (См. Технологический регламент ТР.45-138-90 "Производство композиционных тормозных колодок железнодорожных вагонов из композиции шифра 8-1-66", Уральский завод асбестовых технических изделий, 1990 г., стр.1, 4, 6, 7). Существенные признаки аналога
"полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности поперечного П-образного углубления, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части, выполненный в виде тыльника", совпадают с существенными признаками заявляемого изобретения.
Колодка имеет высокую вибрационную прочность за счет сетчато-проволочного каркаса и эластичности материала фрикционного композита. Однако наличие во фрикционном материале баритового концентрата и углерода технического обуславливают его низкую теплопроводность и, как следствие, низкую износостойкость и повышенную повреждаемость поверхности катания колес.
Прототипом заявляемого изобретения является железнодорожная тормозная колодка, включающая полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности П-образным углублением, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центарьной части, выполненный в виде тыльника, и чугунную вставку в полимерный фрикционный композит (См. патент US №6241058, МПК F16D 65/04, 2001 г.).
Существенные признаки прототипа "полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности П-образным углублением, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части, выполненный в виде тыльника" совпадают с существенными признаки заявляемого изобретения.
Недостатком прототипа является сложность конструкции изделия, обусловленная необходимостью фиксации чугунной вставки на цельнометаллическом каркасе, кроме того в результате неоднородности теплофизических и механических свойств из-за наличия вставки возможно выгорание материала около вставки, трещинообразование, что приводит к низкой износостойкости и повышению повреждаемости колесной пары.
Задачей, на решение которой направлено заявляемое изобретение, является увеличение межремонтного пробега колесной пары за счет очищения колеса от наволакивания фрикционной массы в момент торможения на его рабочей поверхности без ухудшения основных фрикционных характеристик, влияющих на износостойкость фрикционного композита.
Для достижения указанного технического результата в железнодорожной тормозной колодке, включающей полимерный фрикционный композит с выполненным в нем со стороны рабочей поверхности поперечным П-образным углублением, закрепленный на металлическом каркасе с П-образным выступом в центральной части, выполненный в виде тыльника, в состав полимерного композита дополнительно введен полимерный фрикционный элемент, содержащий 40-96% металлической стружки и впресованный по всему периметру П-образного углубления со стороны рабочей поверхности фрикционного композита либо с двух сторон П-образного углубления рабочей поверхности фрикционного композита.
Существенные признаки заявляемого изобретения "в состав полимерного композита дополнительно введен полимерный фрикционный элемент, содержащий 40-96% металлической стружки и впресованный по всему периметру П-образного углубления со стороны рабочей поверхности фрикционного композита либо с двух сторон П-образного углубления рабочей поверхности фрикционного композита" являются отличительными от признаков прототипа.
Тормозная колодка железнодорожного подвижного состава (фиг.1, 2) включает металлический каркас 1 (выполненный штампованным из металла или из проволочных рамок и перфарированной металлической полосы или другого типа) и полимерный фрикционный композит 2, выполненный на основе полимерного связующего с различными наполнителями, включая волокнистые. Кроме того в состав полимерного фрикционного композита введен дополнительный полимерный фрикционный элемент 3, выполненный из полимерного композита на основе полимерного связующего с различными наполнителями, включая 40-96% металлической стружки (чугун, латунь и т.д.), и впресованный в полимерный фрикционный композит. Размеры ширины дополнительного фрикционного элемента могут колебаться, не влияя на основные фрикционные свойства, так как он обладает такими же фрикционными свойствами, как и фрикционный полимерный композит.
Изготавливаться заявляемая колодка может известными методами, например формованием из полимерной композиции. В холодную пресс-форму при помощи специальных отгораживающих пластин засыпается необходимое количество дополнительного фрикционного элемента, затем в холодную пресс-форму засыпается основной полимерный фрикционный композит, отгораживающие пластины вынимаются из пресс-формы и при помощи давления формуется в холодной пресс-форме заготовка железнодорожной тормозной колодки. Далее холодная заготовка подается в горячую пресс-форму и под воздействием давления и температуры изготавливается тормозная колодка железнодорожного подвижного состава, готовая к эксплуатации.
Наличие дополнительного фрикционного элемента с высоким содержанием металлической стружки за счет ее высокой теплопроводности и твердости обеспечивает качественную очистку наволакивания фрикционного композита с рабочей поверхности колеса и, таким образом, улучшаются эксплуатационные характеристики колесной пары.
Класс B61H7/02 тормозные башмаки, колодки и тп
Класс F16D65/06 для тормозов с наружной рабочей поверхностью
Класс F16D65/02 тормозящие элементы; их монтаж