спасательное судно для спасения терпящего бедствие судна, способ спасения судна и использование спасательного судна
Классы МПК: | B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов |
Патентообладатель(и): | МЕНАР Серж (FR) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2004-01-08 публикация патента:
27.07.2008 |
Изобретение относится к спасательному судну для спасения судов. Спасательное судно для спасения судов, ограничивающее удлиненный бассейн (12) длиной не менее 150 м и шириной 30 м, содержит устройство балластировки, позволяющее изменять осадку, по меньшей мере, на 15 м. Судно содержит корпус, содержащий два боковых корпуса, охватывающих бассейн (12), и ограничивающий, по меньшей мере, верхний край бассейна (12). Устройство балластировки функционирует, по меньшей мере, между двумя положениями, в одном из которых происходит опорожнение бассейна (12) и, по меньшей мере, верхний край оказывается над уровнем моря. В другом положении бассейн (12) заполняется. Один край находится ниже уровня киля терпящего бедствие судна. Способ спасения терпящего бедствие судна при помощи спасательного судна (10) включает первую фазу перехода спасательного судна (10) к месту нахождения терпящего бедствие судна, вторую фазу, выполняемую вблизи терпящего бедствие судна и состоящую в балластировке спасательного судна (10), обеспечивающей нахождение, по меньшей мере, одного верхнего края бассейна (12) ниже уровня киля терпящего бедствие судна, третью фазу постановки терпящего бедствие судна в бассейн (12) и четвертую фазу подъема верхнего края бассейна (12) над уровнем моря. Спасательное судно (10) предназначено для транспортировки объемных конструкций, таких как суда или части судов, буровые или нефтедобывающие платформы или части таких платформ и модули морских ферм. Достигается одновременное спасение терпящего бедствие судна и его груза. 3 н. и 7 з.п. ф-лы, 6 ил.
Формула изобретения
1. Спасательное судно для спасения судов, ограничивающее удлиненный бассейн (12, 26) длиной не менее 150 м и шириной 30 м и содержащее устройство балластировки, позволяющее изменять осадку, по меньшей мере, на 15 м, отличающееся тем, что содержит корпус, содержащий два боковых корпуса, охватывающих бассейн (12, 26), и ограничивающий, по меньшей мере, верхний край бассейна (12, 26), при этом устройство балластировки функционирует, по меньшей мере, между двумя положениями, в одном из которых происходит опорожнение бассейна (12, 26) и, по меньшей мере, верхний край оказывается над уровнем моря, а в другом положении бассейн (12, 26) заполняется, при этом один край находится ниже уровня киля терпящего бедствие судна.
2. Спасательное судно по п.1, отличающееся тем, что бассейн (12, 26) имеет длину, по меньшей мере, равную 250 м, и ширину, по меньшей мере, равную 45 м, и изменение осадки может достигать, по меньшей мере, 20 м.
3. Спасательное судно по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что корма содержит практически герметичный затвор (18), предназначенный для закрывания задней части бассейна (12) по краю, который находится ниже уровня киля терпящего бедствие судна.
4. Спасательное судно по п.3, отличающееся тем, что затвор, выполненный с возможностью закрывания задней части бассейна (12, 26), содержит две створки, каждая из которых содержит две части, шарнирно соединенные между собой вокруг вертикальной оси, предназначенной для взаимодействия с вертикальной осью другой створки в закрытом положении затвора.
5. Спасательное судно по п.3, отличающееся тем, что, по меньшей мере, один из двух концов двух шарнирно соединенных частей, удаленных от вертикальной оси, закреплен на соответствующей вертикальной стороне заднего корпуса при помощи полоза, выполненного с возможностью горизонтального перемещения вдоль внутренней стороны задней части корпуса.
6. Спасательное судно по п.3, отличающееся тем, что затвор, выполненный с возможностью закрывания задней части бассейна (12), содержит подъемную панель (40), выполненную с возможностью балластировки для перемещения из положения, близкого к дну бассейна, в практически вертикальное положение закрывания задней части бассейна (12).
7. Спасательное судно по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что обе продольные стороны (28), левая и правая, корпуса имеют высоту, по меньшей мере, меньшую на 20 м высоты двух других сторон спереди и сзади судна, и их верхний край (32) выполнен практически прямолинейным на большей части его длины и содержит усиление.
8. Спасательное судно по одному из пп.1 и 2, отличающееся тем, что содержит средства маневрирования, предназначенные для создания тяги, по меньшей мере, в направлении, поперечном к продольной оси судна.
9. Способ спасения терпящего бедствие судна при помощи спасательного судна (10, 24), которое имеет систему балластировки и содержит бассейн (12, 26) по любому из предыдущих пунктов, отличающийся тем, что реализуют:
первую фазу перехода спасательного судна (10, 24) к месту нахождения терпящего бедствие судна,
вторую фазу, выполняемую вблизи терпящего бедствие судна и состоящую в балластировке спасательного судна (10, 24), обеспечивающей нахождение, по меньшей мере, одного верхнего края бассейна (12, 26) ниже уровня киля терпящего бедствие судна,
третью фазу постановки терпящего бедствие судна в бассейн (12, 26), и четвертую фазу подъема верхнего края бассейна (12, 26) над уровнем моря.
10. Применение спасательного судна (10, 24) по любому из пп.1-8 для транспортировки объемных конструкций, таких как суда или части судов, буровые или нефтедобывающие платформы или части таких платформ и модули морских ферм.
Описание изобретения к патенту
Настоящее изобретение относится к спасательному судну для спасения судна, терпящего бедствие, способу его применения и вариантам использования такого судна.
Аварии любого характера, происходящие с танкерами, перевозящими токсичные вещества, приводят к загрязнениям, называемым «черными волнами» в случае загрязнения разлившейся нефтью. Последствия таких аварий могут быть очень тяжелыми. В частности, в их числе можно упомянуть возможную потерю танкера в случае его затопления (стоимость судна), потерю части или всего груза и особенно экономические последствия для населения прибрежных зон (нарушение ландшафта, уничтожение морских ферм, уничтожение морской фауны, потери в рыболовстве и т.д.).
Таким образом, черные волны являются источником экологических проблем, чреватых последствиями даже на политическом уровне.
Кроме того, необходимо отметить, что такие загрязнения могут возникать не только по причине аварий танкеров в плохом состоянии или старых танкеров, но также из-за некомпетентности экипажа даже в случае использования более новых танкеров, построенных с применением высокопрочных сталей, позволяющих уменьшить толщину стенок корпуса, получить выигрыш в весе и в грузоподъемности. Однако танкеры, построенные из таких сталей, характеризуются недолговечной усталостной прочностью и создают те же проблемы, что и старые танкеры или танкеры в плохом состоянии.
Для устранения этих проблем первым возможным решением является буксировка судна к месту, где оно может нанести меньший ущерб в случае возможного затопления. Однако практика показывает, что ситуации, приводящие к таким загрязнениям, как правило, возникают при плохой погоде, и такую буксировку практически невозможно осуществить в несколько первых дней, когда судно еще находится на плаву.
Поэтому предусмотрено использование очистительных судов. Эти суда предназначены для откачивания нефти, вытекающей из терпящих бедствие судов, как правило, после того, как они затонули. Самые большие очистительные суда способны взять на борт лишь несколько тысяч тонн нефти, поэтому в случае значительного загрязнения приходится совершать много рейсов от места бедствия до порта, способного принять собранную нефть. Данный процесс занимает много времени, в течение которого загрязнение увеличивается. Поэтому такие очистительные суда являются лишь частичным решением проблемы. Кроме того, они могут работать только в условиях относительно хорошей погоды, а неэффективны во время шторма.
Такие нефтесборные судна не могут помешать затонуть терпящему бедствие судну, которое становится «бомбой замедленного действия» и долговременным источником загрязнения, не говоря уже о том, что оно представляет собой опасность для других судов, находясь на дне моря.
Если рассмотреть причины таких загрязнений или черных волн, то можно заметить, что они возникают из-за танкеров, подверженных авариям (разлом корпуса, утечки, поломки), связанным с возрастом судна, или танкеров, терпящих бедствие в открытом море (аварии по причине шторма, столкновения или поломки) из-за некомпетентности экипажа.
За исключением нескольких редких случаев, когда в результате столкновения судно быстро идет ко дну, большинство загрязнений или разливов нефти происходят от судов, которые в течение многих дней остаются на плаву. Кроме того, подавляющее большинство танкеров имеет общую длину менее 250 м и даже менее 200 м.
Задачей настоящего изобретения является устранение большинства причин загрязнений или разлива нефти путем быстрого изолирования терпящих бедствие судов, которые могут стать причиной значительных загрязнений или разливов нефти или аналогичных опасностей, таких как химические и биологические загрязнения.
В этой связи задачей настоящего изобретения является одновременное спасение судна и его груза путем его перемещения в безопасное место, чтобы обеспечить его ремонт, или перегрузку груза, или выполнение обеих указанных операций.
Главной задачей настоящего изобретения является создание спасательного судна, содержащего бассейн очень больших размеров, выполненного с возможностью быстрого перемещения к терпящему бедствие судну и постановки этого судна в бассейн, размеры которого должны, естественно, намного превышать размеры потерпевшего аварию судна.
Из патента US-5215024 известен плавучий искусственный остров, оборудованный бассейнами, которые могут закрываться, чтобы укрыть суда от штормовой погоды во время их загрузки и разгрузки. Искусственный остров не имеет автономной силовой установки и системы балластировки и должен оставаться максимально неподвижным для обеспечения выполнения своей задачи. Он не может быстро перемещаться к месту нахождения терпящего бедствие судна и заводить это судно в свой бассейн.
Из документа GB-2144680 известен своего рода контейнер, образующий плавучий док и предназначенный благодаря наличию системы балластировки для охвата бокового корпуса морской платформы для ремонта этого корпуса. Контейнер имеет размеры, незначительно превышающие размеры бокового корпуса, он не имеет автономных двигателей и даже не имеет формы судна, так как не предназначен для самостоятельного передвижения по морю. Он не является спасательным судном, содержащим бассейн больших размеров, способным быстро достигать терпящего бедствие судна и заводить это судно в свой бассейн.
Из документа US-5988093 известен плавучий док, выполненный в виде U-образной конструкции, которую перемещают вдоль бортов и под килем судна для очистки его поверхностей. Этот док является открытым с обоих концов и не образует бассейна очень больших размеров.
Из документа AU-482040 известно также судно для транспортировки барж, удлиненный корпус которого ограничивает пространство, в котором размещают баржи очень близко друг от друга и от бортов судна. Внутреннее пространство, ограниченное корпусом, не образует бассейна, так как оно является полностью открытым с кормы.
Для решения главной задачи, которая не может быть решена ни одним из устройств, описанных в упомянутых документах, объектом настоящего изобретения является спасательное судно, корпус которого ограничивает удлиненный бассейн, имеющий длину, по меньшей мере, равную 150 м, и ширину 30 м и содержащий устройство балластировки, позволяющее изменять осадку, по меньшей мере, на 15 м.
Предпочтительно бассейн имеет длину не менее 250 м и ширину не менее 45 м, а изменение осадки может достигать, по меньшей мере, 20 м.
В первом варианте выполнения корпус содержит два боковых корпуса, которые можно балластировать и которые окружают бассейн, а корма содержит практически герметичный затвор, закрывающий бассейн сзади.
Согласно одному из вариантов затвор, закрывающий бассейн сзади, содержит две створки, каждая из которых состоит из двух частей, шарнирно соединенных между собой вокруг вертикальной оси, предназначенной для взаимодействия с вертикальной осью другой створки в закрытом положении затвора. Предпочтительно, по меньшей мере, один из концов двух шарнирно соединенных частей, удаленных от вертикальной оси, закреплен на соответствующей вертикальной стороне заднего корпуса при помощи полоза, который может перемещаться горизонтально вдоль внутренней стороны задней части корпуса.
Согласно другому варианту затвор, закрывающий заднюю часть бассейна, содержит подъемную панель, которая может принимать балласт для перехода из палубного положения, близкого к дну бассейна, по существу в вертикальное положение закрытия задней части бассейна.
Согласно еще одному варианту выполнения предпочтительно, чтобы судно содержало, по меньшей мере, одну лебедку для постановки аварийного судна в бассейн кормой вперед.
Согласно еще одному варианту выполнения, по меньшей мере, одна сторона бассейна имеет высоту, по меньшей мере, на 15 м меньшую высоты, по меньшей мере, двух других сторон. В примере выполнения две продольные стороны, левая и правая, предпочтительно имеют высоту, по меньшей мере, на 20 м меньшую высоты двух других сторон, ограниченных носом и кормой судна, и их верхний край выполнен практически прямолинейным на большей части своей длины. Этот край предпочтительно содержит усиление, предпочтительно обладающее свойствами упругости.
Во всех вариантах выполнения спасательное судно предпочтительно содержит средства маневрирования, предназначенные для создания тяги, по меньшей мере, в направлении, поперечном продольной оси судна.
Предпочтительно спасательное судно содержит средства направления и удержания судна внутри бассейна, такие как гидравлические толкатели, встроенные в бассейн.
Предпочтительно спасательное судно содержит стабилизаторы, обеспечивающие его устойчивость во время волнения.
Предпочтительно спасательное судно содержит подвижные перегородки, в случае необходимости, шарнирные, выполняющие функцию волнорезов во время шторма.
Объектом настоящего изобретения является также способ спасения терпящего бедствие судна при помощи спасательного судна, которое имеет систему балластировки и содержит бассейн вышеупомянутого типа; способ содержит первую фазу перехода спасательного судна к месту нахождения терпящего бедствие судна, вторую фазу, выполняемую вблизи терпящего бедствие судна и состоящую в балластировке спасательного судна, чтобы, по меньшей мере, один верхний край бассейна находился ниже уровня киля терпящего бедствие судна, третью фазу постановки терпящего бедствие судна в бассейн и четвертую фазу подъема верхнего края бассейна над уровнем моря.
Четвертую фазу подъема верхнего края бассейна на уровень выше уровня моря осуществляют предпочтительно путем закрывания затвора бассейна.
Четвертая фаза подъема верхнего края бассейна над уровнем моря предпочтительно включает в себя перемещение судна в вертикальном направлении при помощи системы балластировки путем удаления воды за пределы судна.
Согласно заявленному способу перед первой фазой или в ее начале предпочтительно производят балластировку судна практически до его минимальной осадки.
После четвертой фазы согласно заявленному способу предпочтительно переводят спасательное судно в защищенное место, позволяющее производить на аварийном судне операцию ремонта или операцию выгрузки груза.
Балластировку судна до его минимальной осадки предпочтительно осуществляют опорожнением бассейна.
Настоящее изобретение относится также к использованию спасательного судна вышеупомянутого типа для перемещения модулей морской фермы в открытое море.
Оно относится также к использованию спасательного судна вышеупомянутого типа в качестве сухого дока.
Кроме того, оно относится также к использованию спасательного судна вышеупомянутого типа в качестве искусственного порта для небольших судов во время шторма.
Другие отличительные признаки и преимущества настоящего изобретения будут более очевидны из нижеследующего описания, приведенного со ссылками на прилагаемые фигуры чертежей, в числе которых:
Фиг.1 изображает схематичный вид в перспективе спасательного судна согласно первому варианту выполнения настоящего изобретения.
Фиг.2 - схематичный вид в перспективе спасательного судна согласно второму варианту выполнения настоящего изобретения.
Фиг.3 - вид в плане версии первого варианта выполнения.
Фиг.4 - схематичный вид в разрезе версии, показанной на фиг.3.
Фиг.5 - вид в плане другой версии первого варианта выполнения.
Фиг.6 - схематичный вид в разрезе версии, показанной на фиг.5.
На фиг.1 показано спасательное судно 10, содержащее бассейн 12 очень больших размеров, ограниченный двумя боковыми корпусами 14, носовой частью 16, кормовыми затворами 18 и дном 20. Судно содержит также ходовой мостик 22, показанный на фигуре в носовой части, но который может быть выполнен в любом другом месте на судне.
Хотя эти элементы и не показаны на чертежах, судно предпочтительно содержит силовую установку, маневровые двигатели, обеспечивающие, в частности, поперечные перемещения спереди и сзади, стабилизаторы, волнорезы и т.д. Оно также содержит, по меньшей мере, одну лебедку, позволяющую подтягивать судно для его постановки в бассейн 12 при открытых кормовых затворах 18. Эта лебедка может быть установлена на козловом кране либо неподвижно, предпочтительно над затвором, либо с возможностью перемещения вдоль бассейна. Судно может также содержать два козловых крана, один из которых является подвижным.
Предпочтительно спасательное судно содержит также средства направления и удержания терпящего бедствие судна внутри бассейна, такие как толкатели, например гидравлические толкатели, встроенные в бассейн.
Ниже следует описание использования спасательного судна согласно варианту выполнения, показанному на фиг.1.
По тревоге спасательное судно 10, постоянно находящееся в центре зоны наблюдения вместе со своим пустым бассейном 12, может незамедлительно направиться к терпящему бедствие судну на высокой скорости, так как оно имеет небольшую осадку, поскольку его бассейн является пустым, и его корпуса, предназначенные для балластировки, тоже предварительно опорожнены. В противном случае они могут быть опорожнены в начале перехода, чтобы осадка была по возможности минимальной с учетом состояния моря и реальных навигационных условий.
При приближении к терпящему бедствие судну спасательное судно 10 может начать забор воды в балластные отсеки и погружение в море. Одновременно начинают заполнять бассейн 12 при полностью открытых затворах 18. Благодаря своим средствам маневрирования после подачи троса, закрепленного на носу или на корме терпящего бедствие судна, или даже без помощи троса, если терпящее бедствие судно все еще находится на ходу, судно 10 становится таким образом, чтобы его полностью открытая корма была направлена к терпящему бедствие судну. После этого осуществляют постановку последнего в бассейн 12 либо при помощи его собственных средств, либо при помощи двигателей судна 10, которое может подойти к терпящему бедствие судну, либо при помощи лебедки, либо при помощи комбинации этих различных средств. После того, как судно заходит в бассейн 12, затворы 18 закрывают. При помощи сжатого воздуха, предпочтительно предварительно закачанного в резервуары сжатого воздуха, из балластных отсеков удаляют воду, чтобы спасательное судно 10 могло подняться относительно уровня моря. Начиная с этого момента, опасность загрязнения устраняется. Действительно, терпящее бедствие судно находится под защитой бассейна спасательного судна, и даже если оно находится в таком состоянии, что может затонуть или переломиться, возможное загрязнение ограничивается пределами бассейна 12. В зависимости от данного конкретного терпящего бедствие судна бассейн может быть полностью или частично опорожнен. После этого спасательное судно 10 может совершить переход, чтобы обеспечить такие операции, как ремонт или выгрузка груза, например, вблизи побережья.
Как было указано выше, спасательное судно 10 может достичь терпящего бедствие судна за очень короткое время, максимум за несколько часов, и после постановки терпящего бедствие судна в бассейн опасность загрязнения устраняется. Кроме того, это позволяет сохранить терпящее бедствие судно, которое чаще всего можно восстановить.
В варианте выполнения рассматриваемое спасательное судно имеет ширину около 95 м и длину 400 м, а его затворы имеют размах в 48 м и высоту, по меньшей мере, равную 78 м.
Управление такими затворами только при помощи простого шарнирного соединения создает сложные технологические проблемы. Поэтому целесообразно выполнять такие затворы в виде триангуляционной системы. В частности, каждая створка двойного кормового затвора может быть выполнена из двух частей, шарнирно соединенных между собой вокруг вертикальной оси, предназначенной для взаимодействия с вертикальной осью другой створки в закрытом положении затвора. Концы двух шарнирно соединенных частей, удаленных от вертикальной оси, закрепляют на соответствующей вертикальной стороне заднего корпуса. Эти крепления могут быть просто шарнирными (например, на заднем конце борта судна), либо шарнирно соединенными с полозом, который может перемещаться горизонтально вдоль задней стороны корпуса. Можно также предусмотреть оба крепления на полозьях.
В случае рассматриваемого спасательного судна размеры бассейна могут быть такими, что в нем может возникать явление, называемое «бассейновым волнением». Поэтому предпочтительно устранять такие волнения, которые могут создавать серьезные помехи для маневрирования спасенным судном. Для этого предпочтительно между двумя боковыми корпусами устанавливают подвижные перегородки или волнорезы.
Вышеупомянутую триангуляционную систему можно применять и для других частей спасательного судна, например, для волнорезов, для толкателей удержания спасенного судна, для опор козловых кранов, установленных между бортами, и т.д.
В версии варианта выполнения, показанного на фиг.1, бассейн содержит затвор 18 на каждом из своих концов. В этом случае необходимо соединять оба корпуса несколькими неподвижными козловыми кранами. Оба корпуса содержат различные необходимые элементы.
В другой версии варианта выполнения, показанного на фиг.1, по меньшей мере, один затвор, например раздвижной, высотой порядка 40 м и шириной порядка от 25 до 30 м может быть выполнен в передней части бассейна в боковом корпусе или в носу судна. Такие затворы предназначены для выхода одного или нескольких буксиров, которые можно использовать для постановки спасенного судна в бассейн. Поскольку выход этих буксиров осуществляют при наполненном бассейне, то такие затворы могут находиться ближе к верхней части боковых корпусов. Предпочтительно в передней части каждого бокового корпуса выполнять два затвора, чтобы буксиры могли выходить из бассейна с подветренной стороны.
На фиг.2 показан другой вариант выполнения спасательного судна. В частности, показанное на фиг.2 спасательное судно 24 содержит корпус 28, ограничивающий бассейн 26, имеющий форму параллелепипеда, хотя эта форма, как и в первом варианте выполнения, не является обязательной. В частности, дно не обязательно должно быть плоским, и бассейн может иметь форму, например, сужающуюся книзу в сечении по поперечной вертикальной плоскости. Такая конструкция может использоваться, например, для ускорения балластировки.
На каждом конце судно содержит конструкцию 30, в верхней части которой предпочтительно находится ходовой мостик. Конструкция 30 не является простой надстройкой. По существу она является гораздо более высокой, чем это показано на фиг.2, чтобы судно могло полностью погружаться, при этом над уровнем моря остаются только верхние части конструкций 30. Само собой разумеется, что даже в этом положении судно сохраняет запас плавучести, который не позволяет ему затонуть.
Во время использования спасательного судна 24 после опорожнения бассейна 26 оно может быстро совершить переход к месту, где находится судно, терпящее бедствие. При приближении к терпящему бедствие судну в балластные отсеки начинают забирать воду, и спасательное судно погружается в воду. В положении рядом с терпящим бедствие судном верхние края 32 бассейна должны находиться под водой на глубине, по меньшей мере, равной осадке терпящего бедствие судна с учетом определенного запаса надежности, который зависит от состояния моря. Судно 24, содержащее средства для создания поперечной тяги с двух концов, может зайти сбоку под терпящим бедствие судном, после чего в балластные отсеки быстро подается сжатый воздух для удаления воды. Как только верхние края 32 бассейна поднимаются выше уровня нижней части киля терпящего бедствие судна, оно оказывается в бассейне. Всплытие спасательного судна 24 продолжается до тех пор, пока верхние края бассейна не оказываются над уровнем моря на требуемой высоте, зависящей от обстоятельств и, в частности, от погоды. Начиная с этого момента, как и в первом варианте выполнения, терпящее бедствие судно уже не может стать причиной загрязнения.
По сравнению с первым вариантом выполнения преимуществом спасательного судна 24 согласно второму варианту выполнения является то, что в нем не требуется маневрирования никаких подвижных средств, зависящих от состояния моря, в течение всей спасательной операции.
Само собой разумеется, что спасательные суда в соответствии с настоящим изобретением имеют очень большие размеры. Чтобы они могли устранять большинство возможных загрязнений или черных волн, их бассейн 12 или 26 должен иметь длину не менее 150 м, предпочтительно не менее 250 м и еще предпочтительнее - не менее 300 м. Минимальная ширина бассейна должна составлять 30 м и предпочтительно 50 м или даже больше. В приведенном выше примере рассматриваемое спасательное судно содержит бассейн шириной примерно 95 м и длиной 400 м, при этом высота его корпуса достигает 78 м. В этом случае спасательное судно имеет значительные размеры и массу, благодаря чему ему практически не страшен шторм, и его можно использовать при любом состоянии моря. Кроме того, за счет его размеров и массы при правильном выборе его положения создаются условия локального штиля, что облегчает постановку терпящего бедствие судна в бассейн с учетом возможного волнения и наличия течения в данном месте.
Для тех чрезвычайно редких и маловероятных случаев, когда спасательное судно может оказаться в условиях так называемой «шквальной» волны, когда оно перевозит потерпевшее бедствие судно, предпочтительно, чтобы оно содержало резервные устройства. Так, в нем необходимо дублировать ходовой мостик с его навигационными системами, защитными и другими системами, а также машинное отделение. Машинное отделение можно расположить в каждом из боковых корпусов. Разумеется, что те части, на которые могут действовать самые большие напряжения, должны быть усилены соответствующим образом.
В первом варианте выполнения желательно, чтобы в результате балластировки осадка судна менялась примерно на 15 м и предпочтительно, по меньшей мере, на 20 или 25 м. В случае судна 24 согласно второму варианту выполнения желательно, чтобы изменение осадки достигало 30 м и более.
Ниже следует описание двух версий первого варианта выполнения со ссылками на фиг.3-6.
На фиг.3 и 4 в плане и в продольном разрезе показано спасательное судно 10, содержащее бассейн шириной примерно 95 м и длиной 400 м, при этом высота его корпуса достигает 78 м. В бассейне 12 показано потерпевшее бедствие судно 34 длиной 150 м. При рассмотрении этих фигур становится ясно, что за счет большого свободного для маневра пространства легко осуществить постановку в бассейн потерпевшего бедствие судна либо при помощи его собственных средств, либо при помощи силовых установок и маневровых двигателей спасательного судна, либо при помощи буксира, либо при помощи любой комбинации этих средств.
На фиг.5 и 6 в плане и в продольном разрезе показано спасательное судно 10, которое тоже содержит бассейн 12 шириной примерно 95 м и длиной 400 м, при этом высота корпуса достигает 78 м. В бассейне 12 показано потерпевшее бедствие судно 38 длиной 360 м. В этой версии задняя часть дна бассейна содержит подъемную панель 40, которая является частью днища и тоже может балластироваться. Эта часть днища, имеющая, например, длину 80 м, может опускаться, как показано на фиг.6, чтобы облегчить заход потерпевшего бедствие судна очень больших размеров.
В другой версии задняя часть дна содержит днище и панель, обозначенную позицией 40, которую можно балластировать и которая может перемещаться скольжением с одновременным поворотом, закрывая корму вместо затворов 18, которые в этом случае являются лишними. Маневрирование этой панели главным образом осуществляют при помощи балластировки.
Само собой разумеется, что спасательное судно может содержать другое оборудование, необходимое для выполнения его задач, например посадочную площадку для вертолетов, средства швартовки потерпевших бедствие судов, средства борьбы с пожаром на потерпевшем бедствие судне перед его постановкой в бассейн, во время этой постановки и после постановки в бассейн, средства обработки воды бассейна, в частности, при помощи фильтрования, средства складирования отходов, в частности, собранных при помощи фильтрования или на потерпевшем бедствие судне, и/или средства, по меньшей мере, частичного ремонта в море аварийного судна.
Спасательное судно в соответствии с настоящим изобретением имеет следующие существенные преимущества.
Прежде всего в самые короткие сроки можно устранить проблему загрязнения, не давая потерпевшему бедствие судну затонуть и, чаще всего, обеспечивая его сохранение. Его груз тоже может быть сохранен и перекачан в наземные резервуары или в другие танкеры.
Эти возможности сохранения судна и груза, с одной стороны, и устранение всех причин загрязнения, с другой стороны, представляют собой значительные экономические преимущества.
Другим существенным экономическим преимуществом является то, что можно не запрещать использование судов с одинарным корпусом, находящихся в хорошем состоянии, так как можно легко решать возникающие с ними проблемы. Можно также отказаться от строительства искусственных гаваней для укрытия терпящих бедствие судов, что является техническим решением, которое упоминалось только теоретически и является настолько сложным, что вряд ли может когда-либо рассматриваться его практическая реализация.
Кроме того, такие суда могут использоваться не только для борьбы с возможными загрязнениями, но и для других целей. В частности, в настоящее время начинают строить морские фермы в открытом море, модули которых имеют значительные размеры (порядка сотни метров и более) и которые иногда надо перемещать с места на место. Такое спасательное судно идеально подходит для выполнения этой задачи. Спасательное судно можно использовать для транспортировки других объемных конструкций, таких как суда или их части, буровые или нефтедобывающие морские платформы или части таких платформ.
Спасательное судно может также использоваться в качестве сухого дока, например, в составе соединения кораблей.
Наконец, во время сильных штормов такое спасательное судно может быть использовано в качестве искусственного порта для укрытия малых судов.
Если спасательное судно обычно используется для спасения терпящих бедствие судов, то могут быть достаточно длительные периоды, когда оно находится в режиме ожидания на достаточно большом удалении от побережья, учитывая его большие размеры и осадку. В этом случае его можно использовать для установки устройств производства энергии, например альтернативных источников энергии. Например, на нем можно устанавливать ветряные генераторы энергии или солнечные батареи. Получаемая энергия может храниться в электрическом или химическом виде, например, для дальнейшего использования судном при выполнении его непосредственных задач либо передаваться на берег при помощи морского соединительного устройства.
Само собой разумеется, что специалист может вносить различные изменения в суда, способы и варианты использования, описанные выше исключительно в качестве не ограничительных примеров, не выходя при этом за рамки настоящего изобретения.
Класс B63C7/06 путем создания подъемной силы внутри или снаружи затонувших судов или прочих объектов