способ контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-100 и 18-578 и устройство для осуществления этого способа
Классы МПК: | G01B3/20 штангенциркули G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями |
Автор(ы): | Сендеров Григорий Константинович (RU), Свердлов Вадим Борисович (RU), Поздина Елена Анатольевна (RU), Дмитриев Владимир Павлович (RU) |
Патентообладатель(и): | Государственное Унитарное Предприятие "Уральское отделение Всероссийского научно-исследовательского института железнодорожного транспорта Министерства Путей Сообщения Российской Федерации" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-11-20 публикация патента:
27.07.2008 |
В способе контроля разницы размеров применяют устройство, содержащее неподвижную (3) и подвижную (4) измерительные ножки, штангу (7) с измерительной шкалой. Передвигают до соприкосновения с выступающей поверхностью фрикционной планки в месте прилегания к плоскости ее установки заостренный упор подвижной измерительной ножки, выполненной в виде цилиндра. Фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой стороны боковой рамы - Нл, после измерения закрепляют установленную внутри подвижной измерительной ножки измерительную втулку (5) и оставляют неподвижной при измерении с правой стороны боковой рамы, когда перемещают подвижную измерительную ножку и закрепляют фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с правой стороны боковой рамы - Нпр . В результате измерений определяют разницу размеров |Н л-Нпр| как величину сдвига подвижной измерительной ножки относительно измерительной втулки, полученную на левом или правом участке шкалы измерительной втулки. Повышается точность измерений. 2 ил.
Формула изобретения
Способ контроля разницы размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-578 и модернизированных тележек 18-100, в котором применяют устройство, содержащее неподвижную и подвижную измерительные ножки, штангу с измерительной шкалой, отличающийся тем, что для обеспечения точности измерения размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы |Нл-Н пр| на тележках 18-578 и модернизированных тележках 18-100, оборудованных составными фрикционными планками, одна из которых приклепана к плоскости установки фрикционных планок, передвигают до соприкосновения с выступающей поверхностью фрикционной планки в месте прилегания к плоскости ее установки заостренный упор подвижной измерительной ножки, выполненной в виде цилиндра, после чего для определения разницы расстояний |Нл -Нпр| без измерения их абсолютных значений, фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру Н л, после измерения с левой стороны боковой рамы закрепляют установленную внутри подвижной измерительной ножки измерительную втулку и оставляют неподвижной при измерении с правой стороны боковой рамы, когда перемещают подвижную измерительную ножку и закрепляют фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру Нпр, в результате измерений определяют разницу размеров |Нл-Нпр | как величину сдвига подвижной измерительной ножки относительно измерительной втулки, полученную на левом или правом участке шкалы измерительной втулки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области железнодорожного транспорта, в частности к ремонту двухосных тележек модели 18-100 и 18-578 грузовых вагонов.
Действующей нормативно-технической документацией (Инструкция по ремонту тележек грузовых вагонов. Руководство по эксплуатации. РД 32 ЦВ 052-2002, Проектно-конструкторское бюро МПС России: Москва, утверждена 16.12.02 - 71 с.) установлены требования к разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы тележки при плановом ремонте грузовых вагонов. Норматив на разность размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы составляет |Нл-Н пр| 3 мм.
При существующей технологии известен способ контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы, предусматривающий поочередное измерение размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой Нл и правой Н пр сторон боковой рамы тележки, и арифметический расчет разницы этих размеров |Нл-Н пр|.
Для выполнения измерений используется измерительный инструмент - штанген. Используемый штанген имеет неподвижную и подвижную измерительные ножки, штангу с измерительной шкалой.
Модернизированные тележки модели 18-100 и новые тележки модели 18-578 оборудованы составными фрикционными планками, одна из которых приклепана к плоскости установки фрикционных планок. Неподвижная планка практически не изнашивается и при плановых ремонтах в большинстве случаев не заменяется.
Вследствие этого недостатком способа является то, что:
1) предусматривается определение абсолютных значений размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы Нл и Нпр, не отраженных в действующей нормативно-технической документации. Контролируемая разница определяется арифметическим подсчетом после выполнения измерений;
2) штанген предназначен для замеров на тележке модели 18-100 при снятых фрикционных планках, когда обеспечивается свободный доступ к измеряемым плоскостям. Таким образом, штанген не может быть правильно установлен на измеряемой плоскости и обеспечить точность измерения на модернизированной тележке модели 18-100 и новой тележке модели 18-578.
В результате несоблюдения норматива в эксплуатации возникает неравномерное распределение нагрузки на буксовый узел колесных пар тележки, перекос колесных пар больше допускаемого значения и, как следствие, нарушение безопасности движения поездов.
Техническая задача предлагаемого изобретения - разработка способа контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-578 и модернизированных тележек 18-100, в котором применяют устройство, содержащее неподвижную и подвижную измерительные ножки, штангу с измерительной шкалой.
Существенными отличительными признаками изобретения является то, что:
1) для обеспечения точности измерения размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы |Н л-Нпр| на тележках 18-578 и модернизированных тележках 18-100, оборудованных составными фрикционными планками, одна из которых приклепана к плоскости установки фрикционных планок, передвигают до соприкосновения с выступающей поверхностью фрикционной планки в месте прилегания к плоскости ее установки заостренный упор подвижной измерительной ножки, выполненной в виде цилиндра.
2) для определения разницы расстояний |Н л-Нпр| без измерения их абсолютных значений фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру Нл, после измерения с левой стороны боковой рамы закрепляют установленную внутри подвижной измерительной ножки измерительную втулку и оставляют неподвижной при измерении с правой стороны боковой рамы, когда перемещают подвижную измерительную ножку и закрепляют фиксатором на штанге в месте, соответствующем размеру Нпр.
3) определяют разницу размеров |Нл-Нпр| как величину сдвига подвижной измерительной ножки относительно измерительной втулки, полученную на левом или правом участке шкалы измерительной втулки.
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 изображена схема измерения размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой Нл и правой Н пр сторон боковой рамы, где 1 - плоскость установки фрикционных планок; 2 - внутренняя плоскость наружных челюстей. Норматив на разность размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти с левой и правой сторон боковой рамы составляет |Нл-Н пр| 3 мм.
На фиг.2 изображено устройство контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы. Конструкция устройства контроля разности размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы состоит из трех основных частей: неподвижной измерительной ножки 3, подвижной измерительной ножки 4, выполненной в виде цилиндра с приваренным к ней заостренным упором 8, и измерительной втулки 5 со шкалой измерения, установленной внутри подвижной измерительной ножки. Подвижная измерительная ножка 4 перемещается относительно измерительной втулки 5. Неподвижная измерительная ножка 3 жестко соединена трубкой 6 со штангой 7, по которой свободно перемещаются подвижная измерительная ножка 4 и измерительная втулка 5. Подвижная измерительная ножка 4 и измерительная втулка 5 имеют фиксаторы передвижения 9. Для ограничения перемещения подвижной ножки и измерительной втулки по штанге 7 служит заглушка 10.
Способ контроля разницы размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-100 и 18-578 с применением устройства осуществляется следующим образом.
Измерения осуществляют на выкаченной из-под вагона тележке. Неподвижную ножку 3 устройства (фиг.2) устанавливают таким образом, чтобы она была плотно прижата к внутренней вертикальной плоскости наружного упора челюсти буксового проема с левой стороны 2 (фиг.1). Подвижную ножку 4 и измерительную втулку 5 (фиг.2) передвигают до соприкосновения заостренного упора 8 с выступающей поверхностью фрикционной планки в месте прилегания ее к плоскости ее установки 1 (фиг.1). Измерительную втулку 5 (фиг.2) устанавливают в одной плоскости с торцевой частью подвижной измерительной ножки 4 и закрепляют фиксатором 9 на штанге 7 в месте, соответствующем размеру Нл . В такой же последовательности производят измерение с правой стороны боковой рамы. При этом измерительная втулка 5 остается неподвижной, перемещают только подвижную измерительную ножку 4, и также закрепляют фиксатором 9 на штанге 7 в месте, соответствующем размеру Нпр. Величину сдвига определяют по правому или левому торцу подвижной измерительной ножки 4 по шкале, нанесенной на измерительную втулку 5. Полученное значение соответствует разности размеров |НЛ-Н пр|.
Предлагаемый способ с применением устройства позволяет с достаточной точностью определять разницу размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы тележек 18-578 и модернизированных тележек 18-100, что исключает выпуск из ремонта тележек с разницей размеров от плоскости установки фрикционной планки до внутренней плоскости наружной челюсти боковой рамы, превышающей норматив и, как следствие, позволяет сократить число отказов по неисправностям ходовых частей и повысить безопасность движения поездов.
способ и устройство для измерения цилиндров - патент 2529695 (27.09.2014) | |
штангенциркуль - патент 2242706 (20.12.2004) | |
штангенциркуль - патент 2212018 (10.09.2003) | |
монета - патент 2187234 (20.08.2002) | |
устройство для контроля геометрических параметров деталей - патент 2187068 (10.08.2002) | |
штангенглубиномер малых величин - патент 2178544 (20.01.2002) | |
штангенциркуль бандажный - патент 2160426 (10.12.2000) | |
измеритель линейных параметров растений - патент 2160425 (10.12.2000) | |
устройство для интраоперационных офтальмологических измерений - патент 2158568 (10.11.2000) | |
измеритель линейных размеров растений - патент 2156433 (20.09.2000) |
Класс G01B5/14 для измерения расстояния или зазора между разнесенными предметами или отверстиями