судоподъемный понтон
Классы МПК: | B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств |
Автор(ы): | Ерохин Алексей Геннадьевич (RU), Илюхин Виктор Николаевич (RU), Кормилицин Николай Юрьевич (RU), Краморенко Андрей Вячеславович (RU), Пыльнев Юрий Васильевич (RU), Разумеенко Юрий Васильевич (RU), Чумаров Рудольф Иванович (RU) |
Патентообладатель(и): | Войсковая часть 20914 (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-01-10 публикация патента:
10.08.2008 |
Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к судоподъемным понтонам. Судоподъемный понтон содержит корпус, выполненный из двух частей: верхней, выполненной в виде спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1÷1,2)h в, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности одной или нескольких вертикальных колонн, и нижней, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, и разделенной на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик. Колонны жестко прикреплены основанием или основаниями к нижней части корпуса понтона внутри его балластных отсеков. Крайние балластные отсеки снабжены проницаемыми продольными переборками с вырезами, средний балластный отсек - непроницаемой продольной переборкой. В верхней части центральной колонны, разделенной непроницаемой продольной переборкой, по рабочей ватерлинии установлены автоматические клапаны регулировки осадки понтона. Достигается улучшение условий работы на волнении всплывшего с объектом понтона. 2 ил.
Формула изобретения
Судоподъемный понтон, содержащий корпус, выполненный из двух частей: верхней, выполненной в виде спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h 1, составляющей (1,1÷1,2)hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности одной или нескольких вертикальных колонн, и нижней, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, и разделенной на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, отличающийся тем, что колонны жестко прикреплены основанием или основаниями к нижней части корпуса понтона внутри его балластных отсеков, крайние балластные отсеки снабжены проницаемыми продольными переборками с вырезами, средний балластный отсек - непроницаемой продольной переборкой, а в верхней части центральной колонны, разделенной непроницаемой продольной переборкой, по рабочей ватерлинии, при которой достигается эффект волностойкости, установлены автоматические клапаны регулировки осадки понтона.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к техническим средствам судоподъема, в частности к судоподъемным понтонам, используемым при выполнении судоподъемных работ.
Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, см., например, Фигичев А.И. и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.: Судостроение, с.141-145.
Данный понтон обладает суженным диапазоном функциональных возможностей при его эксплуатации на волнении свыше 3 баллов.
Известен судоподъемный понтон, содержащий корпус, разделенный на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик. При этом его корпус выполнен из двух частей: верхней и нижней. Верхняя часть выполнена в виде одной или нескольких вертикальных колонн, жестко прикрепленных основанием или основаниями к нижней части понтона и спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h1, составляющей (1,1÷1,2)hв, где h в - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности. Нижняя часть понтона выполнена в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, см., например, патент Российской Федерации № 2123958.
Данный понтон, принятый за прототип, по сравнению с понтоном, описанным в книге Фигичева А.И. и др. Аварийно-спасательные и судоподъемные средства. Л.: Судостроение, с.141-145, обладает большим диапазоном функциональных возможностей при его эксплуатации на волнении свыше 3 баллов. Однако из-за погрешности в определении подъемного веса поднимаемого объекта понтон с подвешенным к нему объектом при всплытии на поверхность поднимается, как правило, выше расчетной ватерлинии колонн, что сводит к минимуму положительный эффект прототипа.
Задачей изобретения является устранение этого недостатка и улучшение условий работы на волнении всплывшего с объектом понтона.
Задача решается тем, что в известном судоподъемном понтоне, содержащем корпус, выполненный из двух частей: верхней, выполненной в виде спрофилированных по форме вытянутых по вертикали призм и/или цилиндров с высотой h 1, составляющей (1,1÷1,2)hв, где hв - расчетная высота волн 3%-ной обеспеченности одной или нескольких вертикальных колонн, и нижней, выполненной в виде погруженного объемного вытянутого в горизонтальной плоскости тела типа плашкоута, образующего пассивно-активный демпфер, и разделенного на водонепроницаемые балластные отсеки, клюзы для судоподъемных стропов, желобковое стропоукорачивающее устройство, клапаны продувки и вентиляции балластных отсеков, нижние горловины с приводами, аппендиксы и воздушный ящик, при этом колонны жестко прикреплены основанием или основаниями к нижней части корпуса понтона внутри его балластных отсеков, крайние балластные отсеки снабжены проницаемыми продольными переборками с вырезами, средний балластный отсек - непроницаемой продольной переборкой, а в верхней части центральной колонны, разделенной непроницаемой продольной переборкой, по рабочей ватерлинии, при которой достигается эффект волностойкости, установлены клапаны регулировки осадки понтона.
Новыми существенными признаками предлагаемого судоподъемного понтона являются:
- закрепление вертикальных колонн к нижней части корпуса понтона внутри его балластных отсеков;
- наличие непроницаемой продольной переборки в среднем балластном отсеке нижней части корпуса понтона и проницаемых продольных переборок с вырезами в крайних отсеках;
- наличие непроницаемой продольной переборки в центральной вертикальной колонне;
- наличие в центральной вертикальной колонне клапанов регулировки осадки понтона, установленных по рабочей ватерлинии.
Указанные существенные отличия обеспечивают всплытие понтона с подвешенным под ним поднимаемым объектом по рабочую ватерлинию при любых погрешностях в определении подъемного веса поднимаемого объекта и гарантирует волностойкость системы «понтон - поднимаемый объект» на волнении до 5-6 баллов.
Изобретение поясняется чертежами.
На фиг.1 схематически показан судоподъемный понтон - вид спереди (сечение корпуса понтона по Б-Б и сечение вертикальных колонн по В-В на виде сверху).
На фиг.2 - то же, вид сверху по сечению А-А на виде спереди.
Судоподъемный понтон состоит из корпуса 1 в форме плашкоута, выполняющего роль пассивно-активного демпфера, и полупогруженных вертикальных колонн 2. Колонны 2 своими нижними основаниями жестко закреплены внутри корпуса 1 в нижней его части. Корпус 1 понтона оборудован по периметру палубы привальным брусом 3 и разделен поперечными водонепроницаемыми переборками 4 с вырезами 5 на балластные отсеки 6, причем крайние отсеки снабжены проницаемыми продольными переборками 7, а средний отсек - непроницаемой продольной переборкой 8. Балластные отсеки 6 снабжены аппендиксами 9 для стравливания воздуха при всплытии понтона на поверхность после продувания водяного балласта, нижними горловинами с крышками 10, приводами 11 управления крышками нижних горловин и клюзами 12. На палубе понтона расположено стропоукорачивающее устройство 13. В нижней части колонн 2 выполнены вырезы 14, а в верхней части расположены воздушные ящики 15, в верхней части которых размещены клапаны вентиляции 16, продувочные штуцеры 17 для продувания и вентиляции балластных отсеков. Колонна 2, расположенная в среднем отсеке корпуса 1 понтона, снабжена непроницаемой переборкой 18 и клапанами 19, регулирующими осадку всплывшего понтона с подвешенным под ним поднимаемым объектом.
Описываемый судоподъемный понтон эксплуатируется следующим образом.
После остропки поднимаемого объекта судоподъемные стропы 20 проводятся через клюзы 12 и закрепляются на палубе обеспечивающего судна. Затем понтон затапливается путем открытия клапанов 16 и крышек нижних горловин 10 балластных отсеков 6.
После спуска понтона к затонувшему объекту выбирается слабина судоподъемных стропов, после чего они закрепляются в стропоукорачивающем устройстве 13.
Затем осуществляется подача сжатого воздуха в балластные отсеки через продувочные штуцеры 17 при открытых крышках нижних горловин и закрытых клапанах 16. Понтон приобретает положительную плавучесть и всплывает на поверхность вместе с поднимаемым объектом, преодолевая его подъемный вес и отрывное сопротивление грунта. В процессе всплытия за счет расширения сжатого воздуха внутри балластных отсеков происходит полная самопродувка понтона, избыток воздуха стравливается через аппендиксы 9.
Понтон всплывает на поверхность по ватерлинию (W1L 1), расположенную ниже рабочей ватерлинии W 2L2, вследствие самопродувки, а также погрешности в определении подъемного веса и отрывного сопротивления, которые в судоподъеме с ошибкой в безопасную сторону несколько завышают. Клапаны регулировки осадки понтона 19 автоматически открываются и обеспечивают заполнение средних отсеков балластной водой 21. При этом продольные непроницаемые переборки в среднем отсеке 8 и средней колонне 18 уменьшают негативное влияние появившихся свободных поверхностей на остойчивость системы «понтон - поднимаемый объект». В результате понтон погружается по рабочую ватерлинию W2L2, при которой достигается эффект волностойкости. После этого клапаны регулировки автоматически закрываются.
Технико-экономическое преимущество предложенного устройства по сравнению с принятым за прототип известным судоподъемным понтоном по патенту РФ № 2123958 заключается в обеспечении всплытия понтона с подвешенным под ним поднимаемым объектом по рабочую ватерлинию при допустимых погрешностях в определении подъемного веса поднимаемого объекта и гарантии волностойкости системы «понтон - поднимаемый объект» на волнении до 5-6 баллов.
Разработка данного изобретения находится в стадии технического предложения и разработки ТЗ на ОКР по созданию предлагаемого судоподъемного понтона. Использование изобретения возможно при выполнении судоподъемных работ и при создании технических средств судоподъема.
Класс B63C7/04 с использованием понтонов или подобных устройств