дорожная одежда

Классы МПК:E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала 
Автор(ы):, ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Северо-Кавказский государственный технический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-07
публикация патента:

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорожных одежд автомобильных дорог, аэродромов и тротуаров. Технический результат: снижение теплопроводности, плотности и массы, толщины конструктивного слоя покрытия. Дорожная одежда включает основание - дренирующий слой, слой щебня из слабопрочного известняка, гравия и слой крупнозернистого асфальтобетона, на котором размещено покрытие из асфальтобетона с расположенным на нем слоем поверхностной обработки из черного щебня-клинца крупностью до 10 мм. В качестве асфальтобетонной смеси покрытия используют битумокерамзитовую композицию толщиной 60 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%: дорожный нефтяной битум - 12,0-13,0, керамзитовый песок фракции 0,14-5,00 мм - 66,0-70,0, керамзитовая пыль - остальное. 2 табл., 1 ил. дорожная одежда, патент № 2332535

дорожная одежда, патент № 2332535

Формула изобретения

Дорожная одежда, включающая основание - дренирующий слой, слой щебня из слабопрочного известняка, гравия и слой крупнозернистого асфальтобетона, на котором размещено покрытие из асфальтобетона с расположенным на нем слоем поверхностной обработки из черного щебня-клинца крупностью до 10 мм, отличающаяся тем, что в качестве асфальтобетонной смеси покрытия используют битумокерамзитовую композицию толщиной 60 мм при следующем соотношении компонентов, мас.%:

Дорожный нефтяной битум 12,0-13,0
Керамзитовый песок фракции 0,14-5,00 мм66,0-70,0
Керамзитовая пыльОстальное

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области строительства и может быть использовано при строительстве дорожных одежд автомобильных дорог, аэродромов, тротуаров.

Известна конструкция дорожной одежды, включающая основание, выполненное из щебня и высокопористого асфальтобетона и двухслойного асфальтобетонного покрытия с толщиной нижнего слоя 50 мм и верхнего слоя 40 мм (Дорожный асфальтобетон / Л.Б.Гезенцвей, Н.В.Горелышев, A.M.Богуславский, И.В.Королев. Под ред. Л.Б.Гезенцвея. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Транспорт, 1985, с.292).

Недостатками этой конструкции являются высокая теплопроводность, плотность и масса и значительная толщина слоя покрытия.

Наиболее близким по технической сущности аналогом к предлагаемому изобретению является конструкция дорожной одежды, состоящая из основания, включающего дренирующий слой, щебень из слабопрочного известняка или гравия и крупнозернистый асфальтобетон основания, и двухслойного асфальтобетонного покрытия с толщиной нижнего и верхнего слоев 50 и 40 мм соответственно (Руководство по строительству дорожных асфальтобетонных покрытий. - М.: Транспорт, 1978, с.23).

Недостатки предыдущего аналога присущи и прототипу.

Технический результат изобретения - снижение теплопроводности, плотности и массы, толщины конструктивного слоя покрытия.

Указанный технический результат достигается тем, что в качестве покрытия используется битумокерамзитовая композиция, в состав которой входят, мас.%: дорожный битум 12,0-13,0; керамзитовый песок фракции 0,14-5,00 мм 66,0-70,0; керамзитовая пыль фракции менее 0,14 мм - остальное.

Толщина покрытия составляет 60 мм.

На чертеже изображены слои дорожной одежды.

Дорожная одежда состоит из слоев основания I и покрытия II. Основание включает дренирующий слой 1, щебень из слабопрочного известняка или гравия 2 и крупнозернистый асфальтобетон 3. Покрытие состоит из битумокерамзитовой композиции 4 и слоя поверхностной обработки из черного щебня-клинца 5 крупностью до 10 мм.

Новым является то, что в качестве материала покрытия выступает битумокерамзитовая смесь приведенного состава, что позволяет уменьшить толщину покрытия за счет высоких прочностных показателей, теплостойкости, морозостойкости, трещиностойкости, сдвигоустойчивости, высокой демпфирующей способности, уменьшения веса и низкой теплопроводности предлагаемого материала.

Известны дорожные битумокерамзитовые смеси, содержащие тяжелый керамзитовый гравий с насыпной плотностью 800-1200 кг/м 3, природный песок, известняковый минеральный порошок и нефтяной дорожный битум (ТУ 218 РСФСР - 564-86 Смеси битумокерамзитовые дорожные (опытно-промышленная партия), Новосибирск, СибАвтоДор, 1986, с.14-15).

Указанные смеси обладают невысокой прочностью, теплостойкостью, морозостойкостью, высокими плотностью и весом.

Пример. Были приготовлены составы битумокерамзитовых композиций (табл.1). Битумокерамзитовая композиция приготавливалась следующим образом: заполнитель, наполнитель и битум нагревались до температуры 160°С, смешивались и уплотнялись под прессом при давлении 40 МПа в течение 3 минут в цилиндрических металлических формах (размеры образцов-цилиндров 50×50 мм). Определение физико-механических свойств проводили по ГОСТ 9128-97. Морозостойкость определяли согласно ГОСТ 10060.0-95 - 10060.4-95. Оценку теплопроводности производили на измерителе теплопроводности ИТ-1. Трещиностойкость оценивалась по температуре растрескивания Тр , определяемой на установке УОНДА 1420.

Результаты испытаний битумокерамзитовой композиции представлены в табл.2.

Как видно из табл.1 и 2, расход битума в битумокерамзитовой композиции принят в пределах 12,0-13,0 мас.%. При расходе битума менее 12,0 мас.%, например 11,5 мас.% (состав 1), снижаются прочностные показатели, повышаются температура растрескивания и водонасыщение W (табл.2). При содержании битума в смеси более 13,0 мас.%, например, 13,5 мас.% (состав 5), снижаются прочностные показатели и температура растрескивания.

Расход керамзитового песка принят в пределах 66,0-70,0 мас.%. При содержании керамзитового песка менее 66,0 мас.% и увеличении содержания керамзитовой пыли, например 64,0 мас.% (состав 6), повышается температура растрескивания. При содержании керамзитового песка более 70,0 мас.%, например 72 мас.%, и уменьшении, соответственно, содержания керамзитовой пыли (состав 9), ухудшаются прочностные показатели и водонасыщение.

Из сравнения качества предлагаемых композиций (составы 2-4, 7, 8) с прототипом (состав 10) (табл.2) видны следующие преимущества перед ним: прочность на сжатие при 20°С (R 20) в 3-4 раза, а теплостойкость (R50 ) в 5-6 раз выше, значительно выше морозостойкость и трещиностойкость (более низкие температуры растрескивания Тр ), ниже водонасыщение (W) и теплопроводность (коэффициент теплопроводности дорожная одежда, патент № 2332535 ). Плотность предлагаемых составов в среднем на 18% меньше, чем у прототипа.

Устройство дорожной одежды осуществляют следующим образом: сверху плотно укатанных дренирующего слоя и слоя из слабопрочного известняка или гравия укладывают слой крупнозернистого асфальтобетона. Битумокерамзитовая композиция с температурой 150-160°С укладывается по сформированному слою крупнозернистого асфальтобетона, разравнивается и уплотняется легкими виброкатками (прикатка), после чего доуплотняется средним катком с гладкими вальцами. По покрытию из битумокерамзитовой композиции устраивается поверхностная обработка из черного щебня-клинца крупностью до 10 мм.

Таблица 1
КомпонентыСодержание, мас.% Прототип
Предлагаемые композиции
1 234 567 8910
Битум марки БНД 60/9011,5 12,012,5 13,013,512,5 12,512,5 12,510,0
Керамзитовый песок фракции 0,14-5,0 мм68,0 68,068,068,0 68,064,0 66,070,072,0 -
Керамзитовая пыль фракции менее 0,14 ммостальное -
Керамзитовый гравий фракции 0,63-20,00 мм- 43,1
Природный песок фракции менее 0,63-0,14 мм- 28,4
Известняковый минеральный порошок фракции менее 0,14 мм- остальное

Таблица 2
ПоказательФизико-механические свойства композиций
Результаты испытаний предлагаемых композицийПрототип
12 345 678 910
Количество циклов замораживания-оттаивания100 150150 150150150 150150150 50
Коэффициент морозостойкости, k мрз0,981,00 1,011,02 1,051,011,02 1,030,98 0,80
Прочность на сжатие при 20°С, R20, МПа6,1 7,88,69,0 8,09,59,2 8,78,42,2-2,4
Прочность на сжатие при 50°С, R 50, МПа4,85,3 5,86,2 5,46,86,4 6,15,91,0-1,2
Температура растрескивания, Т р, °C-45 -48-50-52 -51-48-51 -55-58-38 - -40
Водонасыщение, W, % 9,34,53,0 2,32,02,0 2,23,13,9 6,0
Плотность, дорожная одежда, патент № 2332535 , г/см31,50 1,521,54 1,551,561,60 1,581,52 1,491,90
Коэффициент теплопроводности, дорожная одежда, патент № 2332535 , Вт/м·°С0,097 0,0980,0980,098 0,0980,100 0,0950,0930,092 0,163

Класс E01C7/18 из щебня и битуминозного вяжущего материала 

дорожная одежда -  патент 2504612 (20.01.2014)
модификаторы адгезии и когезии для асфальта -  патент 2489462 (10.08.2013)
способ теплой регенерации асфальтобетона (варианты) -  патент 2482085 (20.05.2013)
способ холодной регенерации асфальтобетонных слоев дорожной одежды -  патент 2441961 (10.02.2012)
способ приготовления цементно-асфальтобетонной смеси и ее состав -  патент 2436888 (20.12.2011)
способ устройства или ремонта дорожного покрытия и способ ремонта дорожного покрытия с колеями -  патент 2369679 (10.10.2009)
способ усиления дорожной одежды -  патент 2365698 (27.08.2009)
способ упрочнения и гидроизоляции дорожного покрытия (варианты) -  патент 2347031 (20.02.2009)
способ холодной регенерации слоев дорожной одежды -  патент 2331728 (20.08.2008)
способ устройства дорожного покрытия -  патент 2318947 (10.03.2008)
Наверх