роторно-вихревая машина
Классы МПК: | F04D5/00 Насосы с круговым или поперечным потоком F01D1/02 с неподвижными направляющими аппаратами для рабочего тела и ротором с лопатками |
Патентообладатель(и): | Лепеха Антон Анатольевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-05-22 публикация патента:
27.08.2008 |
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в насосах, компрессорах или двигателях. Роторно-вихревая машина содержит, по крайней мере, одну рабочую ступень, которая включает два статора и ротор. Ротор выполнен в виде диска и расположен между статорами. Между ротором и каждым из статоров образована торообразная рабочая полость, в которой размещены лопатки, связанные со статором, и разделитель, связанный с ротором. В роторе и смежных с ним статорах напротив друг друга по обеим сторонам торообразной рабочей полости выполнены кольцевые канавки для размещения в них уплотнительных колец. Каждое уплотнительное кольцо закреплено в кольцевой канавке статора или ротора и установлено с возможностью вращения в смежной с ней канавке ротора или статора соответственно. В результате достигается повышение КПД машины путем уменьшения перетечек рабочей среды по зазору между ротором и статором. 3 ил.
Формула изобретения
Роторно-вихревая машина, содержащая, по крайней мере, одну рабочую ступень, которая включает два статора и ротор, причем ротор выполнен в виде диска и расположен между статорами, а между ротором и каждым из статоров образована горообразная рабочая полость, в которой размещены лопатки, связанные со статором, и разделитель, связанный с ротором, при этом в роторе и смежных с ним статорах напротив друг друга по обеим сторонам горообразной рабочей полости выполнены кольцевые канавки для размещения в них уплотнительных колец, отличающаяся тем, что каждое уплотнительное кольцо закреплено в кольцевой канавке статора или ротора и установлено с возможностью вращения в смежной с ней канавке ротора или статора соответственно.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области машиностроения и может быть использовано в насосах, компрессорах или двигателях.
Известна роторно-вихревая машина, содержащая, по крайней мере, одну рабочую ступень, которая включает два статора и ротор, причем ротор выполнен в виде диска и расположен между статорами, а между ротором и каждым из статоров образована торообразная рабочая полость, в которой размещены лопатки, связанные со статором, и разделитель, связанный с ротором (см. свидетельство на полезную модель №7153, кл. F04D 5/00, F01D 1/08, 1998 г.).
Недостатком указанной машины являются перетечки рабочей среды по зазору между ротором и статором, который необходим для компенсации неточностей изготовления деталей и узлов машины, а также исключения возможности заклинивания ротора при его нагреве во время работы.
Наиболее близким к изобретению по технической сущности и достигаемому результату является роторно-вихревая машина, содержащая размещенный в корпусе пакет ступеней, в котором входные и выходные каналы смежных ступеней сообщены друг с другом, причем каждая ступень содержит закрепленный на валу ротор и закрепленный в корпусе статор, каждый ротор расположен между двумя статорами и между каждым статором и смежным с ним ротором образована торообразная рабочая полость, в которой расположены рабочие лопатки, связанные со статором, и разделитель, связанный с ротором, при этом статор каждой ступени выполнен в виде диска, а в роторе и смежных с ним статорах напротив друг друга по обеим сторонам торообразной рабочей полости выполнены кольцевые канавки для размещения в них уплотнительных колец (см. патент на полезную модель RU №9267, кл. F04D 5/00, 16.02.1999).
Недостатком указанной машины являются большие гидравлические потери между ступенями, а также сложность обработки статоров.
Задачей, на решение которой направлено настоящее изобретение, является снижение гидравлических потерь в проточной части роторно-вихревой машины.
Техническим результатом, достигаемьм при реализации изобретения, является повышение КПД роторно-вихревой машины путем уменьшения перетечек рабочей среды по зазору между ротором и статорами машины.
Указанная задача решается, а технический результат достигается за счет того, что роторно-вихревая машина содержит, по крайней мере, одну рабочую ступень, которая включает два статора и ротор, причем ротор выполнен в виде диска и расположен между статорами, между ротором и каждым из статоров образована торообразная рабочая полость, в которой размещены лопатки, связанные со статором, и разделитель, связанный с ротором, в последнем и смежных с ним статорах напротив друг друга по обеим сторонам торообразной рабочей полости выполнены кольцевые канавки для размещения в них уплотнительных колец, а каждое уплотнительное кольцо закреплено в кольцевой канавке статора или ротора и установлено с возможностью вращения в смежной с ней канавке ротора или статора соответственно.
На фиг.1 представлен продольный разрез общего вида роторно-вихревой машины.
На фиг.2 - представлен разрез А-А на фиг.1.
На фиг.3 - представлен разрез Б-Б на фиг.1.
Роторно-вихревая машина содержит, по крайней мере, одну рабочую ступень, которая включает ротор 1 и статоры 2 и 3. Ротор 1 выполнен в виде диска и расположен между статорами 2 и 3. Между ротором и каждым статором образована торообразная (имеющая в меридиональном сечении овальный или круглый профиль) рабочая полость 4, в которой расположены рабочие лопатки 5, связанные со статором, и разделитель 6, связанный с ротором. Между ротором и обоймой 7 выполнен кольцевой канал 8, а машина снабжена основанием 9, в котором выполнен канал 10 для подвода рабочей среды, и головкой 11, в которой выполнен канал 12 для отвода среды. Входной канал 13 ступени выполнен в статоре 2, выходной канал 14 - в статоре 3 (в виде пазов) и сообщен с кольцевым каналом 8. В роторе 1 выполнены каналы 15 и 16, сообщающие рабочую полость 4 с входным 13 и кольцевым 8 каналами. В роторе 1 и смежных с ним статорах 2 и 3 напротив друг друга по обеим сторонам торообразной рабочей полости 4 выполнены кольцевые канавки 17 для размещения в них уплотнительных колец 18 и 19. Каждое уплотнительное кольцо 18 и 19 закреплено в кольцевой канавке 17 статора 2 и 3 или ротора 1 и установлено с возможностью вращения в смежной с ней канавке 17 ротора 1 или статора 2 и 3 соответственно.
Роторно-вихревая машина работает следующим образом.
При работе роторно-вихревой машины в режиме двигателя поток рабочей среды через каналы 10, 13, 15 подается в рабочие полости 4. В каждой рабочей полости 4 ступени под действием торообразных участков поверхностей статора 2 (или 3) и ротора 1 и лопаток 5 приобретает вихреобразный характер, исключающий возможность ее свободного перетекания по рабочей полости 4 в канал 16 и далее в кольцевой и выходной каналы 8 и 14. В результате разделитель 6 оказывается под действием перепада давлений рабочей среды, и ротор 1 совершает вращательное движение, которое передается на связанный с ним вал машины. При наличии нескольких рабочих ступеней рабочая среда из выходного канала первой ступени поступает во входной канал второй ступени, где, так же как и в первой ступени, давление рабочей среды преобразуется во вращательный момент, передаваемый на вал машины. После последовательного прохождения всех ступеней рабочая среда из выходного канала поступает в канал для отвода рабочей среды.
При работе машины в режиме насоса или компрессора при вращении ротора 1 рабочая среда, находящаяся в каждой рабочей полости 4 ступени, под воздействием на нее разделителя 6, лопаток 5 и торообразных участков поверхностей статора 2 (или 3) и ротора 1 приобретает вихреобразное движение. Такое движение рабочей среды препятствует ее свободному перетеканию по рабочей полости 4 в направлении вращения ротора 1. Под воздействием перемещающегося разделителя 6 давление рабочей среды повышается, и рабочая среда вытесняется в канал 16 и далее через кольцевой канал 8 в выходной канал 14 первой ступени, а через канал 15 в рабочую полость 4 засасывается новое количество рабочей среды. При наличии нескольких рабочих ступеней рабочая среда из выходного канала первой ступени поступает в рабочую полость второй ступени, где аналогичным образом происходит дальнейшее повышение ее давления. Из выходного канала последней ступени рабочая среда поступает в канал для отвода среды в головке.
Наличие уплотнительных колец 18 и 19 позволяет уменьшить перетечки рабочей среды по зазору между ротором 1 и статорами 2 и 3 и, за счет этого увеличить КПД машины.
Настоящее изобретение может быть использовано в машиностроении при создании роторно-вихревых насосов и компрессоров, а также при создании гидравлических двигателей роторного типа.
Класс F04D5/00 Насосы с круговым или поперечным потоком
центробежно-вихревой двухступенчатый насос - патент 2521527 (27.06.2014) | |
роторно-вихревая машина - патент 2519624 (20.06.2014) | |
насос дискового типа - патент 2518716 (10.06.2014) | |
ступень роторно-вихревой машины - патент 2496006 (20.10.2013) | |
вихревой электронасосный агрегат - патент 2474728 (10.02.2013) | |
подающий агрегат - патент 2458252 (10.08.2012) | |
вихревая машина с динамическим вихрем - патент 2449174 (27.04.2012) | |
ступень вихревого насоса с односторонней проточной частью - патент 2419729 (27.05.2011) | |
ступень насоса вихревого с односторонней проточной частью - патент 2418985 (20.05.2011) | |
ступень вихревого насоса - патент 2418984 (20.05.2011) |
Класс F01D1/02 с неподвижными направляющими аппаратами для рабочего тела и ротором с лопатками
паровая турбина - патент 2520255 (20.06.2014) | |
роторно-вихревая машина - патент 2519624 (20.06.2014) | |
система вентиляции и способ ее сборки - патент 2500891 (10.12.2013) | |
цилиндр среднего давления паровой турбины - патент 2414602 (20.03.2011) | |
многоступенчатая роторно-вихревая машина с объединенными статорами - патент 2331796 (20.08.2008) | |
цилиндр среднего давления паровой турбины - патент 2319016 (10.03.2008) | |
проточная часть паровой турбины - патент 2306424 (20.09.2007) | |
цилиндр среднего давления паровой турбины - патент 2208682 (20.07.2003) | |
роторно-вихревая машина - патент 2156863 (27.09.2000) | |
микротурбина - патент 2054560 (20.02.1996) |