шиберная задвижка

Классы МПК:F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 
F16K3/20 при движении седловых элементов 
Автор(ы):,
Патентообладатель(и):Макаров Владимир Васильевич (RU),
Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-11-16
публикация патента:

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к запорной трубопроводной арматуре, и предназначено для использования в нефтяной, газовой и химической промышленности. Шиберная задвижка содержит корпус и подпружиненные с обеих сторон к шиберу седла с принудительным отводом. В нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари. Сухари охватываются при закрытой задвижке выемками щек. Щеки установлены на горловинах седел. Изобретение направлено на увеличение циклической стойкости затвора задвижки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил. шиберная задвижка, патент № 2333409

шиберная задвижка, патент № 2333409 шиберная задвижка, патент № 2333409 шиберная задвижка, патент № 2333409 шиберная задвижка, патент № 2333409

Формула изобретения

1. Шиберная задвижка, содержащая корпус, подпружиненные с обеих сторон к шиберу седла с принудительным отводом, отличающаяся тем, что в нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари, охватываемые при закрытой задвижке выемками щек, установленных на горловинах седел.

2. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что выемки расположены на буртах щек, а сухари - на боковых поверхностях, перпендикулярных уплотнительным поверхностям шибера.

3. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что сухари выполнены в виде тела вращения, например роликов.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к арматуростроению, в частности к запорной трубопроводной арматуре, и может быть использовано в нефтяной, газовой и химической промышленности.

Известна короткошиберная задвижка ЗШ 65-210 (см. проспект ОАО «Торговый дом «Боткинский завод»), содержащая корпус с установленными в нем подпружиненными седлами, взаимодействующими с двух сторон с плоским шибером управляемым штоком посредством винтовой передачи.

К недостаткам известной конструкции относится постоянный контакт уплотнительных полей седел с ответными полями шибера, что снижает циклическую стойкость затвора вследствие повышенного износа уплотнительных полей как седел, так и шибера.

Известна также шиберная задвижка (см. а.с. №517733 F16K 3/10, прототип), свободная от указанных недостатков, содержащая корпус, установленные в нем плавающие седла, управляемые рамкой, жестко закрепленной на шибере, наклонные продольные стороны которой взаимодействует с пазами седел своей средней частью, заклинивая в них в крайних положениях шибера.

К недостаткам данной задвижки следует отнести необходимость выполнения с высокой кинематической точностью взаимодействующих между собой элементов деталей: пазы седел, длина и ширина наклонных продольных сторон рамки, а также точность расположения рамки на шибере.

Целью изобретения является увеличение циклической стойкости затвора задвижки.

Поставленная цель достигается тем, что в нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари, охватываемые при закрытой задвижке выемками щек, установленных на горловинах седел; выемки расположены на буртах щек, а сухари - на боковых поверхностях, перпендикулярных уплотнительным поверхностям шибера; сухари выполнены в виде тела вращения, например роликов.

На фиг.1 изображен поперечный разрез задвижки; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг 4 - вариант.

Шиберная задвижка содержит корпус 1, в проходном сечении которого помещены седла 2, поджимаемые к шиберу 3, управляемому штоком 4, тарельчатыми пружинами 5. В выемках 6 штуцера 3 размещены два или четыре с каждой рабочей стороны шибера сухари 7, взаимодействующие при «открытии-закрытии» задвижки со щеками 8, установленными на горловине 9 седел 2, и имеющие впадины 10 для сухарей 7, причем количество впадин 10 равно количеству сухарей 7.

Задвижка работает следующим образом.

Открытие задвижки - под действием штока 4 шибер 3 начинает движение вверх и сухари 7, находящиеся в выемках 10 щек 8, также начинают движение вверх, взаимодействуя с последними, и отводят щеки 8, смонтированные на горловине 9 седел 2, от шибера 3 на величину выступания сухарей 7 над уплотнительной поверхностями шибера 3, сжимая пружины 7. При дополнительном подъеме шибера сухари 7 взаимодействуют с поверхностями щек 8 до полного открытия задвижки, сохраняя при этом зазор между седлами 2 и шибером 3.

Закрытие задвижки - при движении шибера 3 вниз сухари 7 двигаются по поверхности щек 8, (а варианте исполнения по ребрам щек 8) до тех пор, пока сухари 7 не совместятся со впадинами 10 щек 8. Но т.к. глубина впадин 10 больше величины выступания сухарей 7 из шибера 3 (в вариант глубина впадин больше величины отвода щек 8 от шибера 3), то пружина 5 плотно прижимает седла 2 к штуцеру 3. Задвижка закрыта.

Таким образом, благодаря тому, что щеки соединены с седлами с возможностью управления последними, а выступание сухарей из шибера меньше, чем выемки в щеках, происходит надежный отвод седел при открытии задвижки и гарантированный прижим седел при закрытии. Такие действия исключают трение уплотнительных полей седел и шибера, что исключает их износ, а значит повышает циклическую стойкость затвора.

Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них 

узел затвора клиновой задвижки -  патент 2518704 (10.06.2014)
износостойкий запорный узел "игр" -  патент 2516758 (20.05.2014)
дроссельно-регулирующее устройство -  патент 2514328 (27.04.2014)
запорный клапан с невыдвижным шпинделем -  патент 2510475 (27.03.2014)
запорно-регулирующая задвижка -  патент 2502908 (27.12.2013)
регулирующее устройство -  патент 2498137 (10.11.2013)
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом -  патент 2489630 (10.08.2013)
задвижка запорная -  патент 2470209 (20.12.2012)
клапан -  патент 2468271 (27.11.2012)
клапан регулирующий шиберный -  патент 2466318 (10.11.2012)

Класс F16K3/20 при движении седловых элементов 

Наверх