шиберная задвижка
Классы МПК: | F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них F16K3/20 при движении седловых элементов |
Автор(ы): | Макаров Владимир Васильевич (RU), Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Макаров Владимир Васильевич (RU), Шанаурин Анатолий Леонтьевич (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-11-16 публикация патента:
10.09.2008 |
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к запорной трубопроводной арматуре, и предназначено для использования в нефтяной, газовой и химической промышленности. Шиберная задвижка содержит корпус и подпружиненные с обеих сторон к шиберу седла с принудительным отводом. В нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари. Сухари охватываются при закрытой задвижке выемками щек. Щеки установлены на горловинах седел. Изобретение направлено на увеличение циклической стойкости затвора задвижки. 2 з.п. ф-лы, 4 ил.
Формула изобретения
1. Шиберная задвижка, содержащая корпус, подпружиненные с обеих сторон к шиберу седла с принудительным отводом, отличающаяся тем, что в нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари, охватываемые при закрытой задвижке выемками щек, установленных на горловинах седел.
2. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что выемки расположены на буртах щек, а сухари - на боковых поверхностях, перпендикулярных уплотнительным поверхностям шибера.
3. Шиберная задвижка по п.1, отличающаяся тем, что сухари выполнены в виде тела вращения, например роликов.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к арматуростроению, в частности к запорной трубопроводной арматуре, и может быть использовано в нефтяной, газовой и химической промышленности.
Известна короткошиберная задвижка ЗШ 65-210 (см. проспект ОАО «Торговый дом «Боткинский завод»), содержащая корпус с установленными в нем подпружиненными седлами, взаимодействующими с двух сторон с плоским шибером управляемым штоком посредством винтовой передачи.
К недостаткам известной конструкции относится постоянный контакт уплотнительных полей седел с ответными полями шибера, что снижает циклическую стойкость затвора вследствие повышенного износа уплотнительных полей как седел, так и шибера.
Известна также шиберная задвижка (см. а.с. №517733 F16K 3/10, прототип), свободная от указанных недостатков, содержащая корпус, установленные в нем плавающие седла, управляемые рамкой, жестко закрепленной на шибере, наклонные продольные стороны которой взаимодействует с пазами седел своей средней частью, заклинивая в них в крайних положениях шибера.
К недостаткам данной задвижки следует отнести необходимость выполнения с высокой кинематической точностью взаимодействующих между собой элементов деталей: пазы седел, длина и ширина наклонных продольных сторон рамки, а также точность расположения рамки на шибере.
Целью изобретения является увеличение циклической стойкости затвора задвижки.
Поставленная цель достигается тем, что в нишах шибера помещены с возможностью вращения сухари, охватываемые при закрытой задвижке выемками щек, установленных на горловинах седел; выемки расположены на буртах щек, а сухари - на боковых поверхностях, перпендикулярных уплотнительным поверхностям шибера; сухари выполнены в виде тела вращения, например роликов.
На фиг.1 изображен поперечный разрез задвижки; на фиг.2 - разрез по А-А на фиг.1; на фиг.3 - разрез по Б-Б на фиг.1; на фиг 4 - вариант.
Шиберная задвижка содержит корпус 1, в проходном сечении которого помещены седла 2, поджимаемые к шиберу 3, управляемому штоком 4, тарельчатыми пружинами 5. В выемках 6 штуцера 3 размещены два или четыре с каждой рабочей стороны шибера сухари 7, взаимодействующие при «открытии-закрытии» задвижки со щеками 8, установленными на горловине 9 седел 2, и имеющие впадины 10 для сухарей 7, причем количество впадин 10 равно количеству сухарей 7.
Задвижка работает следующим образом.
Открытие задвижки - под действием штока 4 шибер 3 начинает движение вверх и сухари 7, находящиеся в выемках 10 щек 8, также начинают движение вверх, взаимодействуя с последними, и отводят щеки 8, смонтированные на горловине 9 седел 2, от шибера 3 на величину выступания сухарей 7 над уплотнительной поверхностями шибера 3, сжимая пружины 7. При дополнительном подъеме шибера сухари 7 взаимодействуют с поверхностями щек 8 до полного открытия задвижки, сохраняя при этом зазор между седлами 2 и шибером 3.
Закрытие задвижки - при движении шибера 3 вниз сухари 7 двигаются по поверхности щек 8, (а варианте исполнения по ребрам щек 8) до тех пор, пока сухари 7 не совместятся со впадинами 10 щек 8. Но т.к. глубина впадин 10 больше величины выступания сухарей 7 из шибера 3 (в вариант глубина впадин больше величины отвода щек 8 от шибера 3), то пружина 5 плотно прижимает седла 2 к штуцеру 3. Задвижка закрыта.
Таким образом, благодаря тому, что щеки соединены с седлами с возможностью управления последними, а выступание сухарей из шибера меньше, чем выемки в щеках, происходит надежный отвод седел при открытии задвижки и гарантированный прижим седел при закрытии. Такие действия исключают трение уплотнительных полей седел и шибера, что исключает их износ, а значит повышает циклическую стойкость затвора.
Класс F16K3/02 с плоскими седловыми поверхностями; уплотнения для них
узел затвора клиновой задвижки - патент 2518704 (10.06.2014) | |
износостойкий запорный узел "игр" - патент 2516758 (20.05.2014) | |
дроссельно-регулирующее устройство - патент 2514328 (27.04.2014) | |
запорный клапан с невыдвижным шпинделем - патент 2510475 (27.03.2014) | |
запорно-регулирующая задвижка - патент 2502908 (27.12.2013) | |
регулирующее устройство - патент 2498137 (10.11.2013) | |
средства управления задвижкой с невыдвижным шпинделем и электроприводом - патент 2489630 (10.08.2013) | |
задвижка запорная - патент 2470209 (20.12.2012) | |
клапан - патент 2468271 (27.11.2012) | |
клапан регулирующий шиберный - патент 2466318 (10.11.2012) |
Класс F16K3/20 при движении седловых элементов
запорная арматура с подвижными элементами седел - патент 2355933 (20.05.2009) | |
задвижка параллельная - патент 2333408 (10.09.2008) | |
шиберная задвижка - патент 2206007 (10.06.2003) | |
уплотнение - патент 2189514 (20.09.2002) | |
задвижка шиберная - патент 2128308 (27.03.1999) | |
способ ремонта задвижек - патент 2094683 (27.10.1997) |