устройство для загрузки транспортно-пускового контейнера в пусковую установку корабля
Классы МПК: | B63G3/04 для ракет F41F3/04 для ракет |
Автор(ы): | Потапов Владимир Фёдорович (RU), Черемовский Юрий Фёдорович (RU), Козырев Юрий Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Конструкторское бюро специального машиностроения" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-03-29 публикация патента:
27.09.2008 |
Изобретение может быть использовано для вертикальной погрузки на корабль длинномерного груза с помощью универсальных грузоподъемных средств. Устройство для загрузки транспортно-пускового контейнера в пусковую установку корабля содержит две пары вертикальных направляющих элементов, закрепленных на опоре, связанной с кораблем. По отношению одна к другой пары этих элементов расположены зеркально относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортно-пускового контейнера при штатном положении последнего на пусковой установке корабля. Каждый направляющий элемент взаимодействует с соответствующим бугелем транспортно-пускового контейнера при загрузке последнего. Направляющие элементы каждой из пар разнесены по высоте один относительно другого и выполнены открытыми со стороны верхних торцов. Нижний направляющий элемент взаимодействует с задним бугелем транспортно-пускового контейнера, а верхний - взаимодействует с соответствующим передним бугелем транспортно-пускового контейнера. Протяженность верхнего направляющего элемента меньше протяженности нижнего направляющего элемента, выполненного с расширением со стороны верхнего конца. Такое выполнение устройства позволит снизить требования по допустимым параметрам качки при загрузке пусковой установки. 3 з.п. ф-лы, 5 ил.
Формула изобретения
1. Устройство для загрузки транспортно-пускового контейнера в пусковую установку корабля, содержащее закрепленный на опоре первый вертикальный направляющий элемент, выполненный в виде шпоночной направляющей, взаимодействующей с соответствующим бугелем транспортно-пускового контейнера при загрузке последнего в пусковую установку корабля, причем со стороны верхнего конца упомянутый направляющий элемент выполнен с расширением, отличающееся тем, что оно содержит закрепленный на упомянутой опоре второй вертикальный направляющий элемент, имеющий профиль, идентичный профилю первого вертикального направляющего элемента в зоне, где последний не имеет расширения, причем в плане проекции этих профилей совпадают, при этом протяженность второго вертикального направляющего элемента меньше протяженности первого вертикального направляющего элемента, упомянутые направляющие элементы разнесены по высоте, причем второй вертикальный направляющий элемент выполнен взаимодействующим с другим бугелем транспортно-пускового контейнера при загрузке последнего в пусковую установку корабля, при этом устройство содержит две пары вертикальных направляющих элементов, первую из которых образуют первый и второй вертикальные направляющие элементы, а вторую - образуют взаимодействующие с соответствующими бугелями транспортно-пускового контейнера вертикальные направляющие элементы, которые закреплены на упомянутой опоре и расположены зеркально соответственно первому и второму вертикальным направляющим элементам относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось транспортно-пускового контейнера при штатном положении последнего на пусковой установке корабля, причем верхний конец первого вертикального направляющего элемента выполнен с наклонным участком, который в проекции на вертикальную плоскость, ортогональную упомянутой вертикальной плоскости, частично или полностью перекрывает второй вертикальный направляющий элемент.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что вертикальные направляющие элементы каждой упомянутой пары вертикальных направляющих элементов выполнены за одно целое.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что первый вертикальный направляющий элемент выполнен составным по высоте и содержит сменную вставку.
4. Устройство по п.3, отличающееся тем, что вертикальные направляющие элементы каждой упомянутой пары вертикальных направляющих элементов со стороны их верхних концов выполнены за одно целое.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к корабельным загрузочным устройствам и может быть использовано для вертикальной погрузки на корабль длинномерного груза с помощью универсальных грузоподъемных средств.
Известны ракетозагрузочные устройства, обеспечивающие загрузку ракет на корабль при волнении моря (Юрий Иванов, Вячеслав Красильников, Борис Бураков // Корабельные ракетозагрузочные устройства // Военный парад. - Ноябрь-декабрь 1996 г. - С.90-92). В том числе известны устройства, обеспечивающие загрузку ракет, которые с момента изготовления до пуска с корабля находятся в транспортно-пусковом контейнере (ТПК), который обеспечивает не только погрузку ракеты на корабль, но и ее пуск.
Однако указанные ракетозагрузочные устройства не предполагают обеспечения загрузки ракет (ТПК) в ПУ, смонтированные вертикально.
Известны подпалубные пусковые установки барабанного типа Б-203 и Б-204, включающие соответственно шесть и восемь барабанов (Вадим Воронин // «Форт» универсальный // Воздушно-космическая оборона. №1 (14) 2004 г. - С.30-32). Каждый барабан имеет восемь ТПК, установленных вертикально на направляющих. Один из ТПК занимает положение на линии огня под пусковым люком. После схода ракеты барабан ПУ автоматически поворачивается, выводя на линию старта очередную ракету в ТПК. Перезарядка барабанных пусковых установок производится с помощью палубного зарядного устройства.
Однако при внешних воздействиях на корабль, например, при качке осуществление загрузки в пусковую установку длинномерного объекта (ТПК) с помощью вертикальных направляющих, взаимодействующих с бугелями (ползунами), связанными с длинномерным объектом, является сложной проблемой.
Известно корабельное устройство для загрузки-выгрузки ракет в пусковые установки надводных кораблей по патенту RU 2121449 С1 (В63G 3/04, F41F 3/04, 1998 г.). Известное устройство содержит загрузочную ферму (основание), на которой с возможностью поперечного перемещения и фиксации относительно продольной оси фермы установлены направляющие дорожки, взаимодействующие с соответствующими ползунами (бугелями) ракеты при загрузке последней в пусковую установку корабля. Направляющие дорожки установлены горизонтально и расположены зеркально относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось загрузочной фермы. Известное устройство обеспечивает погрузку на корабль и загрузку в пусковые установки открытых ракет, для которых по их массогабаритным характеристикам применение ТПК нецелесообразно.
Однако известное устройство не предполагает обеспечения загрузки-выгрузки длинномерного объекта (т.е. ракеты или ТПК) в ПУ, которая смонтирована вертикально.
Наиболее близким по совокупности существенных признаков с заявляемым изобретением является устройство для загрузки ТПК в ПУ корабля по патенту RU 2240258 (В63G 3/04, F41F 3/04, 2004 г.). Известное устройство включает закрепленный на опоре вертикальный направляющий элемент, выполненный в виде шпоночной направляющей, взаимодействующей с соответствующим бугелем транспортно-пускового контейнера при загрузке последнего в пусковую установку корабля, причем со стороны верхнего конца упомянутый направляющий элемент выполнен с расширением. По существу известное загрузочное устройство представляет собой съемное палубное устройство.
Однако известное устройство является достаточно сложным и имеет ограниченную область использования
Задача, решаемая изобретением, заключается в создании устройства, обеспечивающего при внешних воздействиях на корабль, например, при качке облегчение процесса загрузки в пусковую установку длинномерного объекта с помощью вертикальных направляющих, взаимодействующих с бугелями (ползунами), связанными с длинномерным объектом.
Указанная задача решается тем, что устройство для загрузки транспортно-пускового контейнера в пусковую установку корабля, содержащее закрепленный на опоре первый вертикальный направляющий элемент, выполненный в виде шпоночной направляющей, взаимодействующей с соответствующим бугелем (ползуном) ТПК при загрузке последнего в пусковую установку корабля, причем со стороны верхнего конца упомянутый направляющий элемент выполнен с расширением, согласно изобретению содержит закрепленный на упомянутой опоре второй вертикальный направляющий элемент, имеющий профиль, идентичный профилю первого вертикального направляющего элемента в зоне, где последний не имеет расширения. В плане проекции этих профилей совпадают. Протяженность второго вертикального направляющего элемента меньше протяженности первого вертикального направляющего элемента. Упомянутые направляющие элементы разнесены по высоте. При этом второй вертикальный направляющий элемент выполнен взаимодействующим с другим бугелем ТПК при загрузке последнего в пусковую установку корабля. Устройство содержит две пары вертикальных направляющих элементов, первую из которых образуют первый и второй вертикальные направляющие элементы, а вторую - образуют взаимодействующие с соответствующими бугелями ТПК вертикальные направляющие элементы, которые закреплены на упомянутой опоре и расположены зеркально соответственно первому и второму вертикальным направляющим элементам относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось ТПК при штатном положении последнего на пусковой установке корабля. Верхний конец первого вертикального направляющего элемента выполнен с наклонным участком, который в проекции на вертикальную плоскость, ортогональную упомянутой вертикальной плоскости, частично или полностью перекрывает второй вертикальный направляющий элемент.
Вместе с этим направляющие элементы каждой упомянутой пары вертикальных направляющих элементов выполнены за одно целое.
Кроме того, в варианте выполнения первый вертикальный направляющий элемент выполнен составным по высоте и содержит сменную вставку (часть).
В последнем варианте выполнения вертикальные направляющие элементы каждой упомянутой пары вертикальных направляющих элементов со стороны их верхних концов выполнены за одно целое.
Технический результат использования изобретения состоит в том, что при обеспечении возможности вертикальной загрузки длинномерного объекта в ПУ корабля в условиях внешнего воздействия, например, ветровых нагрузок, волнения моря, оно позволяет снизить требования по допустимым параметрам качки при загрузке пусковой установки. Вместе с этим повышается надежность устройства и облегчается его изготовление. Кроме того, изобретение обеспечивает устройству для загрузки ТПК приспособляемость к большему числу типоразмеров ТПК, что расширяет эксплуатационные возможности.
На фиг.1 схематично показано устройство для загрузки ТПК в ПУ корабля, общий вид; на фиг.2 - то же, вид по А на фиг.1 (ТПК условно не показан); на фиг.3 - устройство направляющих элементов, продольный разрез по Б-Б на фиг.1 (бугели ТПК условно не показаны); на фиг.4 - задний бугель ТПК в шпоночной направляющей при штатном положении ТПК на ПУ корабля, поперечный разрез по В-В на фиг.1; фиг.5 - задний бугель ТПК, находящийся в зоне расширения нижнего направляющего элемента, поперечный разрез, момент опускания загрузки ТПК в ПУ корабля.
В варианте осуществления изобретения устройство служит для загрузки транспортно-пускового контейнера 1 в пусковую установку корабля. Устройство содержит две пары вертикальных направляющих элементов 2 и 3. Каждая пара направляющих элементов соответственно закреплена на опоре 4, связанной с кораблем. По отношению одна к другой пары направляющих элементов расположены зеркально относительно вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось 5 ТПК при штатном положении последнего на ПУ корабля.
В варианте выполнения направляющие элементы каждой пары направляющих элементов выполнены за одно целое (т.е. в виде единого блока направляющих). Каждый вертикальный направляющий элемент выполнен в виде шпоночной (щелевой) направляющей, взаимодействующей с соответствующим бугелем (ползуном) ТПК при загрузке последнего в ПУ корабля. Направляющие элементы каждой из пар один относительно другого разнесены по высоте и выполнены открытыми со стороны верхних торцов. При этом нижний направляющий элемент 2 выполнен взаимодействующим с соответствующим задним бугелем 6 ТПК, а верхний направляющий элемент 3 - взаимодействующим с соответствующим передним бугелем 7 ТПК. Протяженность верхнего направляющего элемента 3 меньше протяженности нижнего направляющего элемента 2. Нижний направляющий элемент 2 со стороны верхнего конца выполнен с расширением «а» (т.е. имеет расширенную часть, в пределах которой профиль направляющего элемента имеет увеличенные размеры по сравнению с профилем бугеля, связанного с ТПК). Верхний направляющий элемент 3 имеет профиль, идентичный профилю нижнего вертикального направляющего элемента 2 в зоне (т.е. на участке) «b», где последний не имеет расширения. В плане (т.е. на виде сверху) проекции этих профилей совпадают (т.е. тупиковые по чертежу участки направляющих элементов 2 и 3 в плане расположены в створе). Верхний конец нижнего направляющего элемента 2 выполнен с наклонным участком «с» (с наклоном в сторону от опоры 4), который в проекции на вертикальную плоскость, ортогональную вертикальной плоскости, проходящей через продольную ось 5 ТПК при штатном положении ТПК на ПУ корабля, например, частично перекрывает верхний вертикальный направляющий элемент 3. Таким образом открытые концевые («заходные») участки нижнего и верхнего направляющих элементов 2 и 3 смещены один относительно другого по высоте и в плане (т.е. на виде сверху).
В варианте выполнения нижний направляющий элемент 2 выполнен составным по высоте и содержит, по меньшей мере, одну сменную вставку (часть) «d», которая расположена на прямолинейном вертикальном участке в зоне, где направляющий элемент выполнен с расширением. Благодаря этому изобретение обеспечивает устройству для загрузки ТПК приспособляемость к большему числу типоразмеров ТПК, что расширяет эксплуатационные возможности.
Устройство для загрузки ТПК в ПУ корабля работает следующим образом. При загрузке ТПК на корабль открывают защитную крышку загружаемой ячейки ПУ (на чертеже не показано). ТПК 1, предварительно доставленный к месту проведения работ, с помощью грузоподъемного средства, оснащенного соответствующей подвеской (на чертеже не показано), перемещают к загружаемой ячейке ПУ и вывешивают на заданной высоте над проемом загружаемой ячейки, обеспечивая предварительную ориентацию ТПК в горизонтальной плоскости. Осуществляют опускание ТПК 1 в проем ячейки ПУ. Задние бугели (ползуны) 6, связанные с ТПК, заходят в соответствующие шпоночные направляющие 2. При опускании ТПК верхние наклонные участки «с» направляющих элементов 2, взаимодействуя с задними бугелями 6, обеспечивают приведение продольной оси ТПК к продольной оси ячейки ПУ, предварительное (т.е. «грубое») центрирование ТПК относительно продольной оси ячейки ПУ и - заданное положение ТПК в поперечном сечении ячейки ПУ. Благодаря наличию протяженного участка, на котором шпоночные направляющие 2 имеют расширение (т.е. - наличию протяженного участка, на котором профиль направляющего элемента больше профиля заднего бугеля, связанного с ТПК), задние бугели при опускании ТПК достаточно свободно (без риска заклинивания) перемещаются в направляющих при внешних воздействиях на корабль, например, при качке, и при этом обеспечивается предварительное (т.е. «грубое») центрирование ТПК и - заданное положение ТПК в поперечном сечении ячейки ПУ. Вместе с этим в процессе опускания ТПК при взаимодействии задних бугелей 6 с направляющими 2 в пределах указанных протяженных участков направляющих благодаря конструктивным особенностям выполнения последних обеспечивается минимизация передаваемых на ТПК нагрузок, вызываемых относительным перемещением ТПК и корабля, например, при качке.
На заключительном этапе загрузки безопасное вхождение верхней части ТПК в ячейку ПУ и точное центрирование (позиционирование) ТПК относительно последней обеспечивается, в частности, благодаря взаимодействию передних бугелей 7 с соответствующими шпоночными направляющими 3 и взаимодействию задних бугелей ТПК с направляющими 2 на участках «b», где эти направляющие не имеют расширения (т.е. - по существу там, где зазор между направляющими 2, 3 и бугелями 6, 7 минимальный). По существу участок «b» направляющих 2 является посадочным местом для соответствующего заднего бугеля (ползуна) 6 и его протяженность определяется длиной бугеля, т.е. этот участок не требует большой протяженности. По аналогии не требуют большой протяженности и шпоночные направляющие 3, взаимодействующие с передними бугелями 7. Точное позиционирование ТПК обеспечивается четырьмя посадочными местами (четырьмя участками направляющих 2 и 3), протяженность которых определяется длиной взаимодействующих с направляющими бугелей, связанных с ТПК. Таким образом, благодаря конструктивным особенностям выполнения заявленного устройства и особенностям реализуемого при помощи него способа загрузки ТПК в ПУ отпадает необходимость в длинномерных прямолинейных направляющих достаточно высокой точности, в результате чего облегчается изготовление устройства в целом.
При установке ТПК на штатное место срабатывает механизм стыковки электроразъема электрической связи корабельной системы управления стрельбой с ТПК и последняя подключается к упомянутой корабельной системе (на чертеже не показано). ТПК фиксируется относительно ПУ. После установки ТПК на штатное место ТПК освобождают от подвески, связанной с грузоподъемным средством. Ячейку ПУ закрывают защитной крышкой.
Выгрузку ТПК из ячейки ПУ осуществляют в обратной последовательности.
Таким образом, благодаря особенности выполнения устройства для загрузки ТПК в ПУ корабля изобретение, обеспечивая возможность вертикальной загрузки длинномерного объекта в ПУ корабля в условиях внешнего воздействия, например ветровых нагрузок, волнения моря, позволяет снизить требования по допустимым параметрам качки при загрузке пусковой установки. Вместе с этим повышается надежность устройства и облегчается его изготовление. Кроме того, изобретение обеспечивает устройству для загрузки ТПК приспособляемость к большему числу типоразмеров ТПК, что расширяет эксплуатационные возможности.