газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла
Классы МПК: | F02C7/08 подогрев впускаемого воздуха перед сгоранием, например выхлопными газами |
Патентообладатель(и): | Болотин Николай Борисович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-02-06 публикация патента:
27.09.2008 |
Газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла содержит два контура и установленные последовательно входное устройство двигателя, вентилятор, компрессор, камеру сгорания, турбины высокого и низкого давления, соединенные механически с вентилятором и компрессором соответственно, теплообменник и воздушную свободную турбину. Теплообменник выполнен кольцевым и установлен во втором контуре. Выход по газовой полости теплообменника осуществлен в выхлопное устройство газов, расположенное около входного устройства двигателя. Внутри выхлопного устройства газов установлен теплообменник-газификатор, соединенный по топливной линии с одной стороны с насосом сжиженного природного газа, а с другой с форсунками камеры сгорания. Воздушная свободная турбина установлена также во втором контуре газотурбинного двигателя. Изобретение направлено на повышение КПД и надежности двигателя. 2 з.п. ф-лы, 2 ил.
Формула изобретения
1. Газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла, содержащая два контура и установленные последовательно входное устройство двигателя, вентилятор, компрессор, камеру сгорания, турбины высокого и низкого давления, соединенные механически с вентилятором и компрессором соответственно, теплообменник и воздушную свободную турбину, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен кольцевым и установлен во втором контуре, выход по газовой полости теплообменника осуществлен в выхлопное устройство газов, расположенное около входного устройства двигателя, внутри выхлопного устройства газов установлен теплообменник-газификатор, соединенный по топливной линии с одной стороны с насосом сжиженного природного газа, а с другой с форсунками камеры сгорания, воздушная свободная турбина установлена также во втором контуре газотурбинного двигателя.
2. Газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла по п.1, отличающаяся тем, что теплообменник-газификатор соединен с форсунками камеры сгорания через кольцевой коллектор.
3. Газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла по п.1, отличающаяся тем, что теплообменник выполнен многосекционным, газовые секции теплообменника соединены последовательно, при этом каждая последующая секция размещена со смещением к входному устройству двигателя, а выхлопное устройство газов установлено около входного устройства двигателя.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к двигателестроению, в том числе к авиационным и стационарным двигателям ГТД, работающим на сжиженном природном газе - СПГ.
Известна силовая установка по патенту РФ №2189477, которая содержит газотурбинный двигатель - ГТД, газовый тракт, соединяющий этот газотурбинный двигатель со свободной турбиной, и нагрузку в виде электрогенератора, вал которого подсоединен к валу свободной турбины через муфту.
Недостатком этой силовой установки является то, что она имеет низкий КПД, около 20%, что почти в 2 раза меньше, чем у современных дизельных установок.
Известна силовая установка газотурбовоза по патенту РФ №2272916, которая содержит газотурбинный двигатель с турбиной и свободную турбину, за которой установлен регенеративный теплообменник, выход из которого соединен с газотурбинным двигателем, конкретно с системой охлаждения турбины.
Недостатками этого двигателя является низкий КПД силовой установки.
Известен газотурбинный двигатель по патенту РФ №2252316 (прототип), который содержит турбокомпрессор, состоящий из компрессора, камеры сгорания, турбины и не менее двух электрических машин (электрогенератор и электродвигатель, встроенных в турбокомпрессор. Система постоянных магнитов установлена на внутренней поверхности ротора турбокомпрессора, а статор электрической машины установлен на корпусе подшипниковой опоры, т.е. на малом диаметре.
Недостатки этого двигателя: очень маленькая мощность электрических машин, связанная с тем, что они размещены на малом диаметре и имеют по одной ступени. Кроме того, возникают проблемы с охлаждением обмоток статора, размещенных внутри двигателя. Эта конструкция применима для использования электрической машины в качестве стартера или в качестве вспомогательного электрогенератора для питания агрегатов газотурбинного двигателя и самолета.
Известен газотурбинный двигатель с регенерацией тепла по патенту РФ №2192551, который содержит компрессор, камеру сгорания, турбины высокого давления, турбину низкого давления, теплообменник и две свободные турбины: газовую и воздушную, установленные на общем валу с нагрузкой.
Предложенная схема двигателя имеет низкий КПД и надежность. Кроме того, она сложная по конструкции, т.к. имеет четыре неунифицированные турбины: высокого давления, низкого давления, свободную газовую турбину и свободную воздушную турбину. Установка обеих свободных турбин на одном валу приводит к несогласованности их работы в широком диапазоне режимов работы, т.к. если турбины спроектировать на один из режимов работы, расчетный режим, то при отклонении от этого режима турбины будут вращаться с одинаковыми угловыми скоростями, но КПД обеих турбин резко уменьшатся из-за несогласованности газодинамических характеристик работы этих турбин, т.к. расходы газа (продуктов сгорания) и воздуха не согласованы между собой для создания оптимальных углов атаки на рабочих лопатках обеих турбин. В результате общий КПД сдвоенной турбины будет значительно уменьшаться при отклонении режимов работы газовой и воздушной турбин от расчетного режима.
Задачи создания изобретения: повышение экономичности и надежности двигателя.
Решение указанных задач достигнуто за счет того, что газотурбинная силовая установка с регенерацией тепла, содержащая два контура и установленные последовательно входное устройство двигателя, вентилятор, компрессор, камеру сгорания турбины высокого и низкого давления, соединенные механически с вентилятором и компрессором соответственно, теплообменник и воздушную свободную турбину, отличающается тем, что теплообменник выполнен кольцевым и установлен во втором контуре, выход по газовой полости теплообменника осуществлен в выхлопное устройство газов, расположенное около входного устройства двигателя, внутри выхлопного устройства газов установлен теплообменник-газификатор, соединенный по топливной линии с одной стороны с насосом сжиженного природного газа, а с другой с форсунками камеры сгорания, воздушная свободная турбина установлена также во втором контуре газотурбинного двигателя. Теплообменник-газификатор соединен с форсунками камеры сгорания через кольцевой коллектор. Теплообменник выполнен многосекционным, газовые секции теплообменника соединены последовательно, при этом каждая последующая секция размещена со смещением к входному устройству двигателя, а выхлопное устройство газов установлено около входного устройства двигателя.
Предложенное техническое решение обладает новизной, изобретательским уровнем и промышленной применимостью, т.е. всеми критериями изобретения.
Сущность изобретения поясняется чертежами, где:
на фиг.1 приведена схема газотурбинного двигателя,
на фиг.2 приведен разрез по А-А.
Предложенное техническое решение (фиг.1) содержит корпус первого контура 1, корпус второго контура 2, установленный концентрично ему с образованием второго контура, полость «Б». Последовательно по потоку установлены входное устройство 3, вентилятор 4, компрессор 5, камеру сгорания 6 и турбину высокого давления 7, турбину низкого давления 8. Вентилятор 4 соединен механически валом с турбиной высокого давления 7, а компрессор 5 соединен другим валом с турбиной низкого давления 8. Далее по потоку (по второму контуру) идет теплообменник 9, свободная воздушная турбина 10 и выхлопное воздушное устройство 11.
Свободная воздушная турбина 10 соединена с нагрузкой 12 (компрессор, электрогенератор и т.д.) валом нагрузки 13. Теплообменник 9 целесообразно выполнить кольцевым (фиг.2) с заполнением от 70 до 100% от объема полости второго контура «Б». При этом целесообразно теплообменник 9 выполнить многосекционным и соединить секции теплообменника по газовой полости трубопроводами 14, при этом каждая последующая секция должна быть размещена ближе к входному устройству 3, в выхлопное газовое устройство установить около входного устройства 3. Такая конструкция увеличит площадь теплообмена теплообменника 9, обеспечит противоточную схему движения теплоносителя (газа) и воздуха и позволит получить максимальный КПД всей установки в целом. В выхлопном устройстве газа 15 установлен теплообменник-газификатор 16.
Газотурбинный двигатель содержит топливный бак 17, систему топливоподачи с топливопроводом низкого давления 18, подключенным к входу в насос сжиженного природного газа 19, имеющий привод 20, топливопровод высокого давления 21, вход которого соединен с топливным насосом 19, а выход соединен с кольцевым коллектором 20, кольцевой коллектор 22 соединен с форсунками 23 камеры сгорания 6.
При работе запускают газотурбинный двигатель при помощи стартера (стартер на фиг.1и 2 не показан), подают сжиженный природный газ через форсунки 23 в камеру сгорания. При образовании газа (продукты сгорания) срабатывает энергетический потенциал на турбинах 7 и 8, далее достаточно горячий газ, имеющий температуру около 500°С, проходит через секции теплообменника 9 и сбрасывается в выхлопное устройство газа 15, а подогретый воздух второго контура проходит через свободную воздушную турбину 10 и сбрасывается в выхлопное воздушное устройство 11.
При работе двигателя температура воздуха (газа) вдоль него распределится следующим образом:
Т0 - температура воздуха на входе в двигатель,
T1 - температура воздуха за вентилятором,
Т 2 - температура воздуха за компрессором,
Т 3 - температура газа (продуктов сгорания) на выходе из турбины,
Т4 - температура газа на выходе из турбины низкого давления.
Т5 - температура сбрасываемого газа до теплообменника-газификатора,
Т6 - температура сбрасываемого газа после теплообменника-газификатора,
Т7 - температура воздуха на входе в свободную воздушную турбину,
T8 - температура воздуха на выходе из двигателя.
При работе хорошо спроектированного двигателя, а именно при большой эффективной поверхности теплообменника 9, температура сбрасываемого газа и воздуха соответственно T 6 и T8 практически не отличаются от Т0, а это значит, что может быть достигнут теоретически возможный КПД цикла.
Наличие теплообменника-газификатора дополнительно уменьшает температуру газа на выхлопе Т 6.
Применение изобретения позволило:
1. Повысить кпд газотурбинного двигателя практически до теоретического в первую очередь за счет больших габаритов теплообменника, наличия теплообменника-газификатора и за счет более рациональной компоновки двигателя и отсутствия жесткой кинематической связи между компрессором и турбиной и свободной воздушной турбиной. Это позволило спроектировать оптимальные компрессор, турбины низкого давления и свободную воздушную турбину, например, на разные рабочие обороты (без редуктора и длинного вала, проходящего внутри камеры сгорания, т.е. в зоне чрезвычайно высоких температур) и оптимально согласовать их совместную работу.
2. Улучшить надежность силовой установки за счет:
- отказа от свободной газовой турбины,
- размещения нагрузки вне двигателя.
3. Обеспечить запуск газотурбинного двигателя и питание электроэнергией очень энергоемких потребителей за счет практически неограниченной мощности нагрузки. Размещение свободной воздушной турбины на большом диаметре позволит спроектировать одноступенчатую турбину большой мощности и уменьшить гидравлические потери на газоводах и воздуховодах, которые имеют место у прототипа.
4. Уменьшить вес и габариты силовой установки за счет:
- создания оптимальных турбины и компрессора, например, с расчетом работы на различных оборотах за счет различного числа полюсов обмоток статора на электродвигателе и электрогенераторе.
- отказа от громоздких опор с подшипниками, которые размещены в зоне высоких температур, систем смазки этих опор и систем охлаждения масла, применяющегося для смазки этих опор,
- размещения теплообменника во втором контуре двигателя.
5. Реально обеспечить модульность конструкции двигателя за счет того, что каждый его основной узел может быть спроектирован независимо от характеристик сопрягаемого узла.
Класс F02C7/08 подогрев впускаемого воздуха перед сгоранием, например выхлопными газами