способ оценки качества жизни
Классы МПК: | A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов |
Патентообладатель(и): | Евдокимов Владимир Иванович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-07-19 публикация патента:
10.10.2008 |
Изобретение относится к социологии, психологии и медицине и может быть использовано для оценки качества жизни (КЖ) и адаптационного ресурса у отдельных лиц и популяционных групп. Обследуемые лица отмечают свое отношение к каждому из следующих показателей: уровень жизни, система профессиональных отношений, психологическое здоровье семьи, состояние здоровья, здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение путем нанесения засечек на горизонтальной линии с начальными и конечными рисками, измеренным отрезкам присваивают баллы. На основании полученных баллов вычисляют средний показатель качества жизни и интерпретируют его. Способ позволяет повысить точность оценки КЖ.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m" общественного здоровья. 2005, вып.1, с.75-80. Картышева С.И. Основные характеристики процесса формирования качества жизни студентов различного профиля обучения. Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. биол. наук. - М., 2005. Delfabbro P. et al. Peer and teacher bullying/victimization of South Australian secondary school students: prevalence and psychosocial profiles. Br. J. Educ. Psychol. 2006 Mar; 76(Pt 1): 71-90, (реферат), [он-лайн], [найдено 25.12.2007], найдено из базы данных PubMed.
Формула изобретения
Способ оценки качества жизни, отличающийся тем, что обследуемые лица отмечают свое отношение к каждому из следующих показателей: уровень жизни, система профессиональных отношений, психологическое здоровье семьи, состояние здоровья, здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение путем нанесения засечек на горизонтальной линии с начальными и конечными рисками, измеренным отрезкам присваивают баллы, на основании полученных баллов вычисляют средний показатель качества жизни и интерпретируют его.
Описание изобретения к патенту
Предлагаемое изобретение относится к социологии, психологии и медицине и может быть использовано для оценки качества жизни (КЖ) и адаптационного ресурса у отдельных лиц и популяционных групп. Под КЖ понимается система жизненных ценностей, характеризующих созидательную деятельность, удовлетворение научно-обоснованных потребностей и развитие человека (групп населения, общества), удовлетворенность людей жизнью, социальными отношениями и окружающей средой. КЖ жизни - это многофакторное понятие, которое представляет собой n-мерную комбинацию различных факторов и понятий.
Известны способы оценки КЖ у людей с различными отклонениями в состоянии здоровья (Использование опросника качества жизни (версия ВОЗ) в психиатрической практике / Г.В.Бурковский [и др.]; СПб. науч.-исслед. психоневрол. ин-т им. В.М.Бехтерева. - СПб., 1998. - 56 с; Исследование качества жизни в медицине / А.А.Новик, Т.И.Ионова. - М.: ГЭОТАР-МЕД, 2004. - 297 с.), которые представляют собой опросные методы оценки у обследуемых лиц отношений к болезни, к основным синдромокомплексам заболевания, которые могут изменяться в процессе проводимого лечения, к жизнеобеспечению и адаптации в социальной среде.
Известны способы оценки КЖ у населения и специалистов некоторых профессиональных групп (Квалиметрия жизни и отдаленные радиационные последствия Чернобыльской экологической катастрофы / И.Б.Ушаков [и др.]. - М.: ВЦ РАН, 1999. - 122 с; Качество жизни оперативного персонала особо сложных систем управления / В.И.Евдокимов, Г.Н.Ролдугин. - Воронеж: Кварта, 2003. - 151 с.), в которых исследуются взаимосвязи только отдельных показателей КЖ и профессиональной адаптации.
Проведенный патентный анализ выявил ближайший аналог к предлагаемому решению (Заяц А.А. Оценка качества жизни у студентов различных вузов г.Гомеля // Адаптационно-компенсаторные механизмы регуляции функций в современных экологических условиях. 2000. С.67-68).
Технической задачей предлагаемого способа является повышение точности оценки КЖ у отдельных людей и популяционных групп.
Технический результат достигается тем, что в способе оценки КЖ обследуемым лицам предлагается опросник КЖ. Обследуемые лица отмечают свое отношение к каждому из следующих показателей: уровень жизни (УР), система профессиональных отношений (ПО), психологическое здоровье семьи (С), состояние здоровье (3), здоровый образ жизни и здоровьесберегающее поведение (ОЖ) путем нанесения засечки на шкале, выполненной в виде горизонтальных линий с начальными и конечными рисками, отмеченным отрезкам присваивают баллы. Оценку КЖ осуществляют по формуле: КЖ=(УЖ+ПО+С+3+ОЖ)/5.
Способ позволяет уменьшать напряженность и более объективно оценивать данные исследования.
Проведенные обследования студентов, военнослужащих, оперативного персонала сложных систем управления (более 1800 обследованных лиц) опросником КЖ показали высокую надежность и валидность полученных данных в оценке КЖ и адаптационных ресурсов у отдельных лиц и популяционных групп. Например, корреляционный анализ данных обследования с реальными показателями КЖ у обследуемых лиц и экспертными оценками адаптации показал статистически значимые взаимосвязи (rr=0,24-0,60; Р<0,01). Предлагаемый способ поясняется примерами.
Военнослужащий Д. Средняя экспертная оценка адаптации - 3,7 балла. Объективный уровень жизни - средний. Результаты теста КЖ: УЖ=3,6 балла; ПО=4,8; С=3,7; З=5,0; ОЖ=2,0 балла. Общая оценка КЖ=3,8 балла. В примере оценки объективного уровня жизни и экспертные оценки адаптации были практически одинаковы с оценками уровня жизни (УР) и КЖ, которые определены по заявленному способу.
Студент В. Экспертные оценки успеваемости - 5 баллов, состояния здоровья - 3 балла, дисциплинированности - 2 балла. Объективный уровень жизни - выше среднего. Результаты теста КЖ: УЖ=4,2 балла; ПО=5,2; С=2,2; З=0,8; ОЖ=1,8 балла. Ср. оценка КЖ=2,8 балла. Уместно заметить, что оценка уровня жизни (УЖ) по заявленному способу была средней величины, а общая оценка КЖ - ниже средней, что вполне соответствовало уровню общей адаптации студента.
Класс A61B5/16 устройства для проведения психологических опытов