способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания на усталость

Классы МПК:G01L25/00 Испытание и калибровка устройств для измерения сил, моментов, работы, мощности или механического коэффициента полезного действия (КПД)
Автор(ы):, , ,
Патентообладатель(и):Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Кубанский государственный технологический университет" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2006-12-05
публикация патента:

Изобретение относится к области метрологического контроля. Сущность: осуществляют внешний осмотр, опробование, определение метрологических параметров, обработку результатов. Калибровку проводят динамометром, используемым в качестве нуль-индикатора, при этом сравнивают показания силоизмерителя машины при циклических нагрузках с показаниями при таких же статических нагрузках на той же машине. Калибровку проводят при знакопеременном нагружении с любым коэффициентом асимметрии цикла, что позволяет конфигурировать машину максимально приближенно к реальным испытаниям, по результатам полученных данных при калибровке вычисляют предел допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки по формуле. Технический результат: повышение точности испытания. 2 з.п. ф-лы, 1 табл.

Формула изобретения

1. Способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания на усталость, включающий внешний осмотр, опробование, определение метрологических параметров, обработку результатов, отличающийся тем, что калибровку проводят динамометром, используемым в качестве нуль-индикатора, при этом сравнивают показания силоизмерителя машины при циклических нагрузках с показаниями при таких же статических нагрузках на той же машине, причем калибровку проводят при знакопеременном нагружении с любым коэффициентом асимметрии цикла, что позволяет конфигурировать машину максимально приближенно к реальным испытаниям, по результатам полученных данных при калибровке вычисляют предел допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки по формуле

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Pi - i-e значение впадины или пика суммарной нагрузки, измеренной датчиком силы машины;

Pdi - i-e действительное значение впадины или пика суммарной нагрузки,

и предел допускаемой погрешности машины при поддержании нагрузки, по формуле

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Рmax и P min - наибольшее и наименьшее значение пика или впадины суммарной нагрузки в серии измерений;

P R - заданное (контролируемое) значение пика или впадины.

2. Способ калибровки по п.1, отличающийся тем, что после градуировки динамометра калибровку машины проводят, не переставляя динамометр, т.е. при его постоянной установке, что в значительной мере устраняет погрешности установки.

3. Способ калибровки по п.1 или 2, отличающийся тем, что вычисление пределов допускаемых погрешностей проводится для каждого цикла отдельно.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области метрологического контроля. Преимущественная область применения: метрологический контроль канала силы машин для испытаний на усталость в циклическом режиме.

На данный момент существует способ поверки машин такого типа, регламентируемый ГОСТ 8.425-81. Он предполагает использование образцового динамометра переменных сил типа ДОЖ, который устанавливается на машину, предварительно нагружают его статической нагрузкой и запускают циклическую работу машины. В результате поверки определяют следующие основные метрологические характеристики:

случайную составляющую погрешность измерения динамической нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 по следующей формуле:

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Pmax,i и P min,i - соответственно максимальное и минимальное показания силоизмерителя машины при i-й серии испытаний,

Р Д - действительное значение динамической нагрузки;

систематическую составляющую погрешности измерения динамической нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 c по формуле:

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 - среднее арифметическое пяти показаний силоизмерителя машины;

погрешность поддержания амплитуды динамической нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 п по формуле:

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Рi - i-е показание силоизмерителя машины.

Основным недостатком этого способа является его частность, т.к. он разрабатывался под конкретное образцовое средство поверки - образцовый динамометр переменных сил типа ДОЖ. Данная методика применима только для знакопостоянных нагрузок и при предварительном нагружении динамометра статической нагрузкой, т.е. отсутствует возможность проведения поверки с переходом через нуль нагрузки. При данном способе также имеют место значительные погрешности установки. Кроме того, формула 1 является отношением размаха показаний к действительному значению динамической нагрузки в процентах и больше напоминает формулу расчета относительной погрешности воспроизводимости нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 , тем более если учитывать, что способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 при Nспособ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 , где N - число измерений. Общеизвестно, что случайная составляющая погрешности измерения вычисляется как отклонения результатов измерения от истинного значения измеряемой величины. Практически рассматривают отклонения результатов измерения от среднего арифметического способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 из ряда измерений Рi, т.е.

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 .

Основной недостаток формулы 2 заключается в том, что сама по себе эта формула не позволяет нам удостовериться в стабильности силоизмерителя и удовлетворительной управляемости машины. К примеру, даже при поддержании постоянной амплитуды динамических колебаний показания силоизмерителя могут розниться в большом диапазоне, в то время как их среднее значение будет близко к действительному.

В формуле 3 среднее квадратическое отклонение относится к Рi, в то время как более логично отнесение к контролируемому параметру, т.е. к заданному значению нагрузки в этой точке. Кроме того, среднее квадратическое отклонение дает нам оценку рассеяния единичных результатов измерений в ряду измерений около среднего их значения, что так же как и в случае с формулой 2 сглаживает резкие выпады величины из ряда измерений.

Таким образом, была поставлена задача разработки универсального способа калибровки машин для испытаний на усталость в циклическом режиме нагружения, лишенного всех выше описанных недостатков.

Поставленная задача решается предлагаемым способом калибровки, который не привязан к конкретному средству измерения, позволяет проводить поверку при знакопеременном нагружении и при обработке результатов рассчитываются предел допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки и предел допускаемой погрешности машины при поддержании нагрузки в каждом цикле нагружения.

Сущность изобретения состоит в том, что калибровка проводится динамометром используемом в качестве нуль-индикатора, т.е. после установки динамометра в испытательную машину он калибруется в статическом режиме по показаниям датчика силы машины, после чего без переустановки динамометра запускается циклический режим работы, и датчик силы машины калибруется по показаниям динамометра. Перед проведением такого рода калибровки машина должна быть поверена в статическом режиме работы. При таком способе значительно улучшаются условия калибровки: все измерения производят в течение короткого промежутка времени и при постоянной установке динамометра. Погрешности установки и временные в значительной мере устраняются. Калибровка может быть проведена при знакопеременном нагружении с любым коэффициентом ассиметрии цикла, что позволяет конфигурировать машину максимально приближенно к реальным испытаниям.

В результате калибровки вычисляется предел допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки с помощью формулы:

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Pi - i-e значение впадины или пика суммарной нагрузки, измеренной датчиком силы машины;

Рdi - i-e действительное значение впадины или пика суммарной нагрузки.

Предел допускаемой погрешности машины при поддержании нагрузки рекомендуется вычислять по следующей формуле:

способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507

где Pmax и P min - наибольшее и наименьшее значения пика или впадины суммарной нагрузки в серии измерений;

P R - заданное (контролируемое) значение пика или впадины.

Определение предела допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки по формуле 4, в отличие от способа по ГОСТ 8.425-81, позволяет оценить значения погрешности в каждой измеренной точке, а формула 5 - удостовериться в стабильности силоизмерителя и управляемости машины от измерения к измерению.

Заявляемый способ калибровки машин для испытаний на усталость в циклическом режиме нагружения осуществляется следующим образом. Динамометр устанавливается на машину и закрепляется в захватах таким образом, чтобы исключить проскальзывание. После чего производится тренировочное нагружение динамометра три раза до максимального значения суммарной нагрузки плюс 5%. Затем машина разгружается и обнуляются показания датчика силы машины и динамометра. Динамометр градуируется по показаниям датчика силы машины в статическом режиме.

После этого, не переставляя динамометр, машину переводят в режим циклического нагружения на нужной частоте. После достижения стабильности системы производят измерение не менее 20 пиков и впадин суммарной нагрузки на датчике силы и динамометре. Показания датчика силы и динамометра заносятся в протокол. Затем вычисляют предел допускаемой погрешности машины при измерении нагрузки и предел допускаемой погрешности машины при поддержании нагрузки с помощью формул 4 и 5 соответственно.

Пример выполнения калибровки приведен в Приложении А.

Приложение А
ПРОТОКОЛ № калибровки в циклическом режиме нагружения
дата 11.07.2006
время 10:30
температура в помещении20
тип калибруемого изделия УРС-20
диапазон измеренияот 200 кН до -200 кН
калибруемый диапазон от 200 кН до -200 кН
частота 100 Гц
закон нагружения sin
калибровка проводится на соответствие ГОСТ 28841-90
№ цикла Погрешность пика суммарной нагрузки Погрешность впадины суммарной нагрузки Прошел/не прошел
Pi, кНPdi, кНАбсолют. значение погрешн., кНОтносит. значение погрешн. %Pi, кН Pdi, кНАбсолют. значение погрешн., кН Относит. значение погрешн. %
1200196,546 3,4541,757-200 -198,8551,145 0,576Прошел
2200 197,0152,9851,515 -200-198,521 1,4790,745 Прошел
3200 197,2022,798 1,419-200 -198,7581,2420,625 Прошел
4 200196,8963,104 1,576-200 -199,0250,9750,490 Прошел
5 200196,7513,249 1,651-200 -198,2691,7310,873 Прошел
6 200196,9583,042 1,544-200 -199,1020,8980,451 Прошел
7 200197,2122,788 1,414-200 -199,020,980,492 Прошел
8 200196,6893,311 1,683-200 -198,7511,2490,628 Прошел
9 200197,0252,975 1,510-200 -198,6281,3720,691 Прошел
10 200197,103 2,8971,470-200 -198,9581,042 0,524Прошел
11200 196,9633,0371,542 -200-198,674 1,3260,667 Прошел
12 200197,0332,967 1,506-200 -198,8991,1010,554 Прошел
13 200196,789 3,2111,632-200 -198,3121,688 0,851Прошел
14200 196,8213,1791,615 -200-199,058 0,9420,473 Прошел
15 200197,022,98 1,513-200 -198,6511,3490,679 Прошел
16 200197,185 2,8151,428-200 -198,5681,432 0,721Прошел
17200 197,0552,9451,495 -200-198,733 1,2670,638 Прошел
18 200196,9033,097 1,573-200 -198,6531,3470,678 Прошел
19 200196,96 3,041,543-200 -198,8121,188 0,598Прошел
20200 196,8233,1771,614 -200-198,965 1,0350,520 Прошел
Предел допускаемой погрешности машины при поддержании пика нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 П=0,328 прошел

Предел допускаемой погрешности машины при поддержании впадины нагрузки способ калибровки в циклическом режиме нагружения машин для испытания   на усталость, патент № 2336507 П=0,416 прошел

Класс G01L25/00 Испытание и калибровка устройств для измерения сил, моментов, работы, мощности или механического коэффициента полезного действия (КПД)

способ поверки датчика силы и устройство для его осуществления -  патент 2517939 (10.06.2014)
способ поверки датчика силы -  патент 2506550 (10.02.2014)
способ контроля устройства измерения силы, устройство измерения силы и модуль измерения силы -  патент 2503933 (10.01.2014)
машина силозадающая (силоизмерительная) сжатия образцовая -  патент 2456565 (20.07.2012)
способ передачи данных между измерительным преобразователем и управляющим устройством и линия связи для его осуществления -  патент 2449940 (10.05.2012)
способ контроля жесткости торсионного шлицевого вала при скручивании -  патент 2369838 (10.10.2009)
тарировочно-градуировочное устройство -  патент 2329481 (20.07.2008)
эталонная силовоспроизводящая машина прямого нагружения -  патент 2296967 (10.04.2007)
установка силоизмерительная гидравлическая образцовая -  патент 2265813 (10.12.2005)
силонагружающее, весосилоизмерительное устройство -  патент 2249799 (10.04.2005)
Наверх