способ дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с двухслойным пакетом из алюминиевых сплавов
Классы МПК: | B23K9/16 с использованием защитных газов B23K9/23 с учетом свойств материалов, подвергаемых сварке B23K33/00 Придание особого профиля отдельным участкам кромок при изготовлении паяных или сварных изделий; заполнение швов |
Автор(ы): | Алексеев Вячеслав Владимирович (RU), Овчинников Виктор Васильевич (RU), Грушко Ольга Евгеньевна (RU), Гуреева Марина Алексеевна (RU), Дулепов Леонид Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Алексеев Вячеслав Владимирович (RU), Овчинников Виктор Васильевич (RU), Грушко Ольга Евгеньевна (RU), Гуреева Марина Алексеевна (RU), Дулепов Леонид Александрович (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2006-06-07 публикация патента:
27.10.2008 |
Изобретение относится к области сварки, в частности к способу дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов равной толщины из алюминиевых сплавов, и может найти использование в различных отраслях машиностроения. Осуществляют фиксацию листов пакета относительно друг друга, сборку стыкового соединения пакета с монолитной заготовкой толщиной, равной толщине пакета, и сварку. Перед выполнением фиксации листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2) , где - толщина листов в пакете. Сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета. В результате достигают высокое качество сварного соединения. 5 ил., 1 табл.
Формула изобретения
Способ дуговой сварки в защитных газах стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов равной толщины из алюминиевых сплавов, включающий фиксацию листов пакета относительно друг друга, сборку стыкового соединения пакета с монолитной заготовкой толщиной, равной толщине пакета, и сварку, отличающийся тем, что перед выполнением фиксации листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2) , где - толщина листов в пакете, а сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области изготовления сварных конструкций, содержащих двухслойные пакеты из алюминиевых сплавов, соединяемые стыковым соединением с монолитной заготовкой.
Наиболее близким по технической сущности к заявляемому способу сварки монолитной заготовки с многослойным пакетом листов, при котором листы фиксируют относительно друг друга, совмещают кромки пакета и монолитной заготовки и осуществляют сварку соединения (Справочник по сварке по ред. В.А. Винокурова. М.: Машиностроение, 1970. Т.3, стр.208, рис.20г). Указанный способ обеспечивает удовлетворительное качество формирования соединений сталей и титановых сплавов.
Существенным недостатком упомянутого способа сварки является то, что в случае изготовления узлов из алюминиевых сплавов качественного соединения с полным проплавом обеспечить не удается. Это связано с тем, что между поверхностями листов пакета присутствует оксидная пленка, которая не разрушается при нагреве. В результате этого происходит чрезмерное увеличение ширины шва на верхнем листе без формирования соединения между верхним и нижним листами пакета. Проплавление нижнего листа наступает только после полного проплавления (прожога) верхнего листа. При этом формирование проплава остается нестабильным.
Предлагаемый способ обеспечивает качественное формирование стыкового соединения пакета листов с монолитным листом из алюминиевых сплавов и за счет этого - повышение герметичности соединений и их механических свойств.
Технический результат, на достижение которого направлено данное изобретение, обеспечивается тем, что перед фиксацией листов пакета верхний лист пакета смещают относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2) , где - толщина листов в пакете, а сварку выполняют на режиме полного проплавления стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.
Подробнее сущность заявляемого изобретения поясняется чертежами: на фиг.1 показана схема сборки стыкового соединения монолитной заготовки с пакетом из двух листов; на фиг.2 - макроструктура соединения монолитной заготовки с пакетом; на фиг.3 - внешний вид соединения со стороны проплава; на фиг.4 - макроструктура соединения монолитной заготовки с пакетом при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние менее 0,8 ; на фиг.5 - внешний вид соединения со стороны проплава при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние менее 0,8 .
Сущность заявляемого способа дуговой сварки в защитных газах стыковых соединений монолитной заготовки с пакетом из двух листов из алюминиевых сплавов заключается в следующем. Перед сваркой верхний лист 1 пакета накладывают на нижний лист 2 пакета со смещением в сторону от стыка (фиг.1). Величину смещения верхнего листа 1 относительно нижнего листа 2 задают в пределах (0,8-1,2) , где - толщина листов в пакете. Затем листы 1 и 2 пакета прихватывают точечной контактной сваркой с образованием сварной точки 3. После фиксации листов пакет состыковывают с монолитной заготовкой 4 с зазором в стыке не более 5-10% от толщины монолитной заготовки. Собранное стыковое соединение монолитной заготовки с пакетом из двух листов сваривают на режиме, обеспечивающем полное проплавление стыкового соединения монолитных заготовок толщиной, равной толщине пакета.
На формирование соединения пакета из двух листов с монолитной заготовкой большое влияние оказывает величина смещения верхнего листа 1 относительно нижнего листа 2 пакета. При величине смещения менее 0,8 наблюдается преимущественное проплавление верхнего листа при сварке, сопровождающееся значительным увеличением ширины шва (фиг.2). Плавление нижнего листа пакета не происходит из-за образования в месте контакта двух листов прочной оксидной пленки, которая препятствует теплопередачи от верхнего листа пакета к нижнему листу. В результате этого со стороны пакета листов формируется непровар (фиг.3).
При смещении верхнего листа 1 пакета относительно нижнего листа 2 на величину (0,8-1,2) , где - толщина листов в пакете, наблюдается одновременное плавление листов пакета с образованием общей сварочной ванны (фиг.4). С корневой стороны соединения формируется равномерный проплав (фиг.5). Увеличение смещения более 1,2 приводит к образованию прожога нижнего листа при сварке пакета с монолитной заготовкой.
Заявляемый способ был опробован при сварке слоистой панели из сплава В1341 с каркасом топливного агрегата. Толщина каркаса в зоне сварки составляла 3 мм. Пакет собирался из листов толщиной 1,5 мм. Перед сборкой листы пакета подвергали травлению в щелочи и осветлению в 30% растворе азотной кислоты. После травления листы на расстоянии 15-20 мм от края подвергали шабрению для удаления оксидной пленки, сформированной в процессе травления.
После зачистки листы смещали относительно друг друга и фиксировали контактной точечной сваркой с формированием точки диаметром 4-4,5 мм. Сварку осуществляли автоматической аргонодуговой сваркой на скорости 12 м/ч при токе дуги 85-90 А. В процессе сварки в сварочную ванну подавали присадочную проволоку марки АМг4 диаметром 1,6 мм. После сварки соединения подвергали искусственному старению при 170°С в течение 14 часов.
Из полученных сварных соединений вырезали образцы на механические испытания и на проверку герметичности соединения методом керосино-меловой пробы. Результаты исследований представлены в таблице.
Таблица 1 | ||||||||
Смещение верхнего листа пакета относительно нижнего листа | Ширина шва с лицевой стороны соединения, мм | Ширина проплава, мм | Предел прочности сварного соединения, МПа | Зона разрушения сварного соединения при испытаниях | Результаты испытаний на герметичность | |||
n | мм | На монолитной заготовке | На верхнем листе пакета | На монолитной заготовке | На нижнем листе пакета | |||
0,7 | 1,05 | 2,8 | 4,5 | 1,3 | 0 | 244 | По зоне контакта листов в пакете | Течь керосина |
0,8 | 1,2 | 2,8 | 3,8 | 1,3 | 1,0 | 295 | По линии сплавления со стороны монолитной заготовки | Герметичное соединение |
1,0 | 1,5 | 2,8 | 3,3 | 1,3 | 1,3 | 305 | ||
1,2 | 1,8 | 2,8 | 3,0 | 1,3 | 1,4 | 300 | ||
1,3 | 1,95 | 2,8 | 3,0 | 1,3 | 1,9 | 280 | Течь керосина по пакету листов | |
1,5 | 2,25 | 2,8 | 3,1 | 1,3 | Прожог нижнего листа | 230 | По зоне контакта листов в пакете |
Полученные данные свидетельствуют, что только при смещении верхнего листа пакета относительно нижнего листа от стыка на расстояние (0,8-1,2) наблюдается качественное формирование соединения. При меньшей величине смещения (меньше 0,8 ) в процессе сварки интенсивно плавится верхний лист, а проплавление нижнего листа затруднено из-за окисления его поверхности воздухом, находящимся в зазоре между контактирующими поверхностями листов в пакете. Полученное в этом случае соединение отличается негерметичностью и пониженной прочностью.
При величине смещения верхнего листа относительно поверхности нижнего листа более 1,2 наблюдается прожог нижнего листа и нарушение формирования соединения.
Таким образом, заявленный способ сварки монолитной заготовки с пакетом из двух листов позволяет получать качественные стыковые соединения алюминиевых сплавов и обеспечивает возможность облегчения авиационных топливных баков.
Класс B23K9/16 с использованием защитных газов
Класс B23K9/23 с учетом свойств материалов, подвергаемых сварке
Класс B23K33/00 Придание особого профиля отдельным участкам кромок при изготовлении паяных или сварных изделий; заполнение швов