опрокидывающийся кузов автомобиля-самосвала
Классы МПК: | B60P1/26 устройства для управления перемещением заднего или бокового борта кузова транспортного средства |
Автор(ы): | Сталович Валерий Иванович (BY), Рябцев Олег Егорович (BY), Бубер Николай Петрович (BY) |
Патентообладатель(и): | Производственное республиканское унитарное предприятие "Минский автомобильный завод" (РУП"МАЗ") (BY) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-01-22 публикация патента:
27.10.2008 |
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления перемещением заднего или бокового борта самосвального кузова. Кузов содержит, по крайней мере, один откидной борт, который может быть приведен в действие относительно оси поворота, по крайней мере, одним силовым цилиндром. Цилиндр опирается с одной стороны на откидной борт. С другой стороны цилиндр закреплен на угловой стойке кузова с возможностью взаимодействия с запорным устройством откидного борта. Запорное устройство включает запорный крюк и возвратную пружину. Силовой цилиндр опирается на откидной борт с помощью подвижного штока. С противоположной стороны силового цилиндра расположена гильза, закрепленная на подвижном упоре. Упор выполнен с упорным пальцем и установлен на угловой стойке кузова. Возвратная пружина одним концом закреплена на угловой стойке кузова и соединена с осью запорного крюка. Крюк установлен на оси запорного устройства, закрепленного на угловой стойке кузова. Достигается упрощение конструкции запорного устройства, обладающего высокой надежностью и долговечностью. 2 ил.
Формула изобретения
Опрокидывающийся кузов автомобиля-самосвала, содержащий, по крайней мере, один откидной борт, который может быть приведен в действие относительно оси поворота, по крайней мере, одним силовым цилиндром, который опирается с одной стороны на откидной борт, а с другой стороны силовой цилиндр закреплен на угловой стойке кузова и выполнен с возможностью взаимодействия с запорным устройством откидного борта, включающим запорный крюк и возвратную пружину, отличающийся тем, что силовой цилиндр опирается на откидной борт с помощью подвижного штока, при этом с противоположной стороны силового цилиндра расположена гильза, закрепленная на подвижном упоре, выполненном с упорным пальцем и установленном на угловой стойке кузова, а возвратная пружина одним концом закреплена на угловой стойке кузова и соединена с осью запорного крюка, который установлен на оси запорного устройства, закрепленного на угловой стойке кузова.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к транспортному машиностроению и может быть использовано в устройствах для управления перемещением заднего или бокового борта самосвального кузова транспортного средства.
Известно запорное устройство борта кузова самосвала, содержащее гидравлический цилиндр, шток которого закреплен на борту кузова, а гильза установлена на стойках кузова, замки борта кузова выполнены в виде штифтов и пластин с выемками, закрепленных соответственно на борту и кузове, при этом борт выполнен с возможностью поворота относительно оси таким образом, что в начале открытия он движется прямолинейно, назад и вверх, при этом замки разъединяются. Гидравлический цилиндр служит для направления движения в процессе открывания борта, а также для создания давления поджатия, когда борт закрыт (1).
Недостатком известного устройства является сложность конструкции, недостаточная надежность, т.к. при падении давления поджатия борта возможно самопроизвольное отпирание последнего, а также ограниченное применение из-за сложности траектории движения при открытии борта.
Известно устройство для привода бортов и опрокидывания кузова самосвального транспортного средства, содержащее две подводящие гидролинии и гидроцилиндры привода бортов, бесштоковые полости которых соединены с линией гидроцилиндра опрокидывания кузова, корпус гидроцилиндра привода бортов шарнирно закреплен на кузове, а его шток - на откидном борту самосвала. Корпус гидроцилиндра привода бортов соединен с установленным между двумя упорами рычагом, шарнирно закрепленным на кузове, поджатым в исходном положении к упору регулируемой по предварительному натяжению пружиной и взаимодействующим через двуплечий рычаг с крюком запирания бортов (2).
К недостаткам относится сложность конструкции из-за наличия большого количества взаимодействующих между собой рычагов и недостаточная надежность в эксплуатации, а также при такой схеме крепления корпуса гидроцилиндра возможно осуществление только двухсторонней разгрузки самосвала.
Наиболее близким к заявляемому изобретению является устройство, содержащее две гидролинии, гидроцилиндр, один конец которого шарнирно соединен с откидным бортом, другой - с рычагом, установленным на торцевом борту самосвального кузова (3).
Недостатком данного устройства является наличие большого количества гидроаппаратуры и сложность гидросхемы, что ухудшает условия эксплуатации, а также недолговечность и возможные поломки конструкции вследствие постоянного трения пальца угловой стойки кузова при движении в отверстии концевой детали и крепления стопорящего крюка также на пальце угловой стойки, к тому же использование пластинчатой пружины для стопорения крюка может привести к быстрому износу механизма запирания борта и частой его замене в условиях тяжелой работы.
Задачей изобретения является упрощение конструкции запорного устройства для открывания и запирания бортов опрокидывающегося кузова автомобиля-самосвала, обладающего высокой надежностью и долговечностью.
Поставленная задача достигается тем, что опрокидывающийся кузов автомобиля-самосвала, содержащий, по крайней мере, один откидной борт, который может быть приведен в действие относительно оси поворота, по крайней мере, одним силовым цилиндром, который опирается с одной стороны на откидной борт, а с другой стороны цилиндр закреплен на угловой стойке кузова с возможностью взаимодействия с запорным устройством откидного борта, включающим запорный крюк и возвратную пружину, силовой цилиндр опирается на откидной борт с помощью подвижного штока, при этом с противоположной стороны силового цилиндра расположена гильза, закрепленная на подвижном упоре, выполненном с упорным пальцем и установленном на угловой стойке кузова, а возвратная пружина одним концом закреплена на угловой стойке кузова и соединена с осью запорного крюка, который установлен на оси запорного устройства, закрепленного на угловой стойке кузова.
Установка гильзы силового цилиндра в подвижном упоре на угловой стойке кузова и подпружинивание запорного крюка откидного борта автомобиля-самосвала возвратной пружиной позволило упростить конструкцию запорного устройства для открывания и запирания борта кузова. При этом возвратная пружина воздействует на запорный крюк через цапфу, не оказывая влияния на износ запорного крюка, увеличивая надежность и долговечность запорного устройства.
Предложенное решение промышленно применимо, так как может быть изготовлено промышленным способом, работоспособно, осуществимо и воспроизводимо, следовательно, соответствует условию патентоспособности "промышленная применимость".
Сущность изобретения поясняется чертежами.
На фиг.1 представлен общий вид запорного устройства для открывания и запирания бортов кузова автомобиля-самосвала.
На фиг.2 - вид сбоку фиг.1.
Опрокидывающийся кузов автомобиля-самосвала содержит откидной борт 1 кузова 2, силовой цилиндр 3, выполненный с двумя подводами для рабочей среды в его полости А и В. Гильза 4 силового цилиндра 3 установлена на подвижном упоре 5, который закреплен на угловой стойке 6 кузова 2, а шток 7 силового цилиндра 3 закреплен на откидном борту 1. Подвижный упор 5 взаимодействует посредством упорного пальца 8 с запорным крюком 9 откидного борта 1 кузова 2. Для подъема и опускания откидной борт 1 в нижней части закреплен на оси 10, которая жестко закреплена на основании кузова 2. В закрытом положении откидной борт 1 удерживается запорным крюком 9, защелкнутым на цапфе 11, которая закреплена в верхней части откидного борта 1. Запорный крюк 9, установлен на оси запорного устройства 13 и подпружинен возвратной пружиной 12, которая закреплена одним концом на угловой стойке 6 кузова 2 и соединена с осью запорного крюка 14, который установлен на оси запорного устройства 13, закрепленного на оси угловой стойки 6 кузова 2.
Устройство работает следующим образом.
В исходном положении борт 1 закрыт и удерживается подпружиненным запорным крюком 9, запертым на цапфе 11.
Открытие и опускание борта 1 происходит следующим образом.
При подаче давления в полость "А" силового цилиндра 3 гильза 4 вместе с подвижным упором 5 поднимается вверх на величину хода S и, преодолевая сопротивление возвратной пружины 12, воздействует упорным пальцем 8 на запорный крюк 9, поднимая его до открытия откидного борта 1. После чего откидной борт 1 опускается с помощью штока 7 силового цилиндра 3, поворачиваясь относительно оси 10. Запорный крюк 9 откидного борта 1 возвращается в исходное положение под воздействием возвратной пружины 12. При подъеме откидного борта 1 давление подается в полость "В" силового цилиндра 3. Откидной борт 1 с помощью штока 7 силового цилиндра 3 поднимается вверх, поворачиваясь вокруг оси 10. В верхней точке подъема цапфа 11 откидного борта 1 воздействует на подпружиненный запорный крюк 9, отжимает его, устанавливая откидной борт в первоначальное положение. Запорный крюк 9 при этом защелкивает цапфу 11.
Использование изобретения на автомобилях-самосвалах позволяет обеспечить надежное запирание бортов кузова и увеличить долговечность запорного устройства.
Источники информации
1. Патент AU 1815470; В60Н 1/26, B62D 33/027, B65F 3/00, В60Р 1/04, B62D 33/02, B65F 3/00, Устройство для запирания заднего борта, опубл. 1972.02.03.
2. Патент РФ RU 2060175 C1, B60P 1/26, Устройство для привода бортов и опрокидывания кузова самосвального транспортного средства, опубл. 1996.05.20.
3. Патент Франции FR 2243092; B60P 1/26, В60Р 1/04, Опрокидывающийся кузов, опубл. 1975.04.04 - прототип.
Класс B60P1/26 устройства для управления перемещением заднего или бокового борта кузова транспортного средства