беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам
Классы МПК: | C10L1/18 содержащие кислород C10L1/22 содержащие азот |
Автор(ы): | Гайворонский Михаил Анатольевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Общество с ограниченной ответственностью "Алтус" ООО "Алтус" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-06-06 публикация патента:
27.10.2008 |
Изобретение относится к составу бензинов, а именно к беззольной высокооктановой добавке, предназначенной для использования в автомобильных бензинах. Для создания беззольной добавки к автомобильным бензинам, обладающей высокой антидетонационной эффективностью, а также высокими эксплуатационными, а главное - экологическими свойствами, полностью соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4, беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, содержащая N-метиланилин, N,N-диметиланилин, оксигенат, включающий третичный бутиловый спирт, и моющую присадку «Автомаг» или «Keropur 3430N», при этом она дополнительно содержит стабилизирующую добавку в виде алифатических спиртов или эфироальдегидной фракции, а оксигенат - в виде этилового спирта и этил-трет-бутилового эфира при следующем соотношении компонентов, мас.%: N-метиланилин 70-10, N,N-диметиланилин 0,5-4, третичный бутиловый спирт 15-0,5, этиловый спирт 0,5-30,0, моющая присадка 1,5-5,0, стабилизирующая добавка 2,5-0,5, этил-трет-бутиловый эфир 10,0-50,0. Технический результат при использовании бензина с предлагаемой добавкой - мощностные показатели двигателя увеличились на 1,5-3,0%, а удельные расходы топлива снизились на 3,5%. 1 табл.
Формула изобретения
Беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, содержащая N-метиланилин, N,N-диметиланилин, оксигенат, включающий третичный бутиловый спирт, и моющую присадку «Автомаг» или «Keropur 3430N», отличающаяся тем, что она дополнительно содержит стабилизирующую добавку в виде алифатических спиртов или эфироальдегидной фракции, а оксигенат - в виде этилового спирта и этил-трет-бутилового эфира при следующем соотношении компонентов, мас.%:
N-метиланилин | 70-10 |
N,N-диметиланилин | 0,5-4 |
третичный бутиловый спирт | 15-0,5 |
этиловый спирт | 0,5-30,0 |
моющая присадка | 1,5-5,0 |
стабилизирующая добавка | 2,5-0,5 |
этил-трет-бутиловый эфир | 10,0-50,0 |
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится составу бензинов, а именно беззольной высокооктановой добавке, предназначенной для использования в автомобильных бензинах.
Известна беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, принятая в качестве ближайшего аналога, содержащая N-метиланилин, N,N-диметиланилин, оксигенат, включающий третичный бутиловый спирт, и моющую присадку «Автомаг» или «Keropur 3430N» (см. описание к патенту РФ №2139914, МПК С10L 1/18, 1/22, 1999 г.)
Известная добавка обладает высокими октаноповышающими свойствами, однако она содержит метанол и метил-трет-бутиловый эфир, которые являются токсичными компонентами, загрязняющими окружающую среду, а также повышающими гигроскопичность и снижающими стабильность бензина при хранении и перевозке. Кроме того, метил-трет-бутиловый эфир обладает низкой теплотой сгорания, высокой агрессивностью по отношению к резинам, а также высокой летучестью, что приводит к снижению детонационной стойкости бензина при хранении, особенно в летнее время.
Целью настоящего изобретения является создание беззольной добавки к автомобильным бензинам, обладающей высокой антидетонационной эффективностью, а также высокими эксплуатационными, а главное, экологическими свойствами, полностью соответствующей стандартам Евро-3 и Евро-4.
Поставленная задача достигается тем, что беззольная высокооктановая добавка к автомобильным бензинам, содержащая N-метиланилин, N,N-диметиланилин, оксигенат, включающий третичный бутиловый спирт, и моющую присадку «Автомаг» или «Keropur 3430N», дополнительно содержит стабилизирующую добавку в виде алифатических спиртов или эфироальдегидной фракции, а оксигенат - в виде этилового спирта и этил-трет-бутилового эфира, при следующем соотношении компонентов, мас.%:
N-метиланилин | 70-10 |
N,N-диметиланилин | 0,5-4 |
третичный бутиловый спирт | 15-0,5 |
этиловый спирт | 0,5-30,0 |
моющая присадка | 1,5-5,0 |
стабилизирующая добавка | 2,5-0,5 |
этил-трет-бутиловый эфир | 10,0-50,0 |
В предлагаемой добавке вместо токсичных и ядовитых оксигенатов - метанола и метил-трет-бутилового эфира, при сгорании которых образуются продукты, накопление которых приводит к заражению почвы и водоемов, используют экологически безопасные этиловый спирт и этил-трет-бутиловый эфир.
Этил-трет-бутиловый эфир содержит 49,75% в массе (47% в объеме) этилового спирта, соединенного в химической форме с изобутаном. Этил-трет-бутиловый эфир менее летуч и менее ядовит, что позволяет производить бензин стандарта Евро-3 и Евро-4. Использование этил-трет-бутилового эфира в составе автомобильных бензинов обеспечивает их более полное сгорание. Кроме того, использование этил-трет-бутилового эфира снижает гигроскопичность и улучшает стабильность бензина при хранении и перевозке, увеличивает октановое число, а продукты сгорания бензина обладают меньшей токсичностью.
Введение в предлагаемую добавку этилового спирта снижает ее токсичность, повышает антидетонационные и эксплуатационные свойства бензина за счет увеличения содержания фракций, выкипающих до 100°С.
Введение в состав добавки стабилизатора позволит предотвратить расслаивание бензина, увеличить срок хранения и улучшить его эксплуатационные свойства.
Предлагаемая композиционная добавка вводится в бензин любых марок в концентрации 1,8-20 мас.%, при этом максимальная концентрация предлагаемой добавки в бензине определяется содержанием N-метиланилина и должна быть таковой, чтобы концентрация N-метиланилина не превышала 1,3 мас.%. Снижение концентрации N-метиланилина в бензине, приготовленном с использованием предлагаемой добавки, позволяет предотвратить образование большого количества отложений в системе подачи топлива и обеспечивает более высокий уровень эксплуатационных свойств.
Предлагаемую беззольную высокооктановую добавку готовят по безотходной технологии с использованием стандартного оборудования путем смешения в смесителе компонентов, входящих в ее состав, при температуре 10-30°С до получения однородного раствора.
Для повышения химической стабильности в состав добавки вводят N,N-диметиланилин, или используется, например, технический N-метиланилин по ТУ 6-14-375 с содержанием N,N-диметиланилина до 7%, или антидетонационная добавка на основе ароматических аминов (N-метиланилин, стабилизированный антиокислителем Агидол) по ТУ 38.401-58-61-93.
Для получения предлагаемой добавки используют технический этиловый спирт по ГОСТ 18300-87. Одним из недостатков технического этилового спирта является поглощение влаги из окружающей среды, вызывающее расслаивание топливной смеси с образованием двухфазной системы, что нарушает эксплуатационные характеристики топлива и затрудняет устойчивую работу двигателя. Для устранения указанного недостатка в состав добавки водят стабилизатор в количестве до 2,5%. В качестве стабилизатора используют алифатические спирты С3-C 5 или добавку «МКД» (по ТУ 38.401-58-338-2004), либо эфироальдегидная фракция по ГОСТ 10-217-98.
В качестве моющей присадки в предлагаемой добавке используют многофункциональную присадку «Keropur 3430N» или, например, промышленно освоенную многофункциональную присадку «Автомаг» по ТУ 38401-58-33.
Присадка «Keropur 3430N» представляет собой смесь аминов, полиэфира, ингибитора коррозии и специальных минеральных масел и защищает и очищает впускные системы двигателя и камеру сгорания и предотвращает образование новых отложений на впускных клапанах, всасывающем патрубке, инжекторах и карбюраторах.
Присадка «Автомаг» представляет собой раствор продукта конденсации полиамина с жирными карбоновыми кислотами, алифатического спирта, моноалкилфенилового эфира полиэтиленгликоля с оксиэтиленовыми группами в углеводородной фракции с пределами выкипания 180-350°С и обладает высокими моющими, антикоррозионными, антиобледенительными свойствами, а также снижает содержание токсичных составляющих в отработавших газах автомобилей.
В таблице приведены примеры составов предлагаемой беззольной высокооктановой добавки для автомобильных бензинов и результаты их испытаний.
Испытания образцов предлагаемого состава проводились в концентрациях, при которых содержание N-метиланилина в топливе составляло 1,3 мас.%. Прирост октанового числа определяли по ГОСТ 511-82 и ГОСТ 8226-82 моторным и исследовательским методами. Прирост октанового числа определялся в смеси изооктана и нормального гептана, взятых в соотношении (70:30) по объему.
Испытание низкотемпературных свойств предлагаемой добавки показало, что при охлаждении до минус 50°С она сохраняет однородность, не расслаивается и не выделяет осадков, то есть обладает низкотемпературной стабильностью.
Моющие свойства определяли на установке ИТ по методу квалификационной оценки.
Фазовая стабильность добавки и ее смеси с бензином проверялась при их охлаждении до минус 50°С. После охлаждения добавка и ее смесь с бензином не расслаивались и не выделяли осадка.
Анализ токсичности выхлопа двигателя при работе двигателя на различных топливах проводили по концентрации вредных веществ (монооксида углерода, углеводородов и окислов азота) в отработанных газах и по их удельным выбросам, которые определяли по 13-ступенчатому испытательному циклу, в соответствии с методикой ОСТ 37.001.070-94.
Результаты испытаний показали, что при использовании бензина с предлагаемой добавкой, в частности при измерении скоростной внешней характеристики на оптимальном угле опережения зажигания, мощностные показатели двигателя увеличились на 1,5-3,0%, а удельные расходы топлива снизились на 3,5%.
При сравнении, например, состава №3 с прототипом, близким по количественному составу компонентов, можно сделать вывод, что предлагаемая добавка по октанповышающим свойствам превосходит прототип.
Согласно полученным результатам отмечено снижение выбросов оксида углерода (СО) на 30%, углеводородов (СН) на 11%. Содержание оксидов азота (NO2) не изменилось. За цикл испытаний 20 часов количество отложений на впускном клапане снизилось на 45% по сравнению с неэтилированным бензином по ГОСТ Р51105 - 97 «Топлива для двигателей внутреннего сгорания. Неэтилированный бензин» без добавки.
Компоненты | Содержание компонентов, мас.% | Прототип, мас.% | ||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
N-метиланилин | 70,0 | 10,0 | 70,0 | 30,0 | 65,0 | 70 |
N,N-диметиланилин | 4,0 | 0,5 | 4,0 | 1,5 | 3,0 | 5 |
Третичный бутиловый спирт | 0,5 | 15,0 | 3,5 | 5,0 | 0,5 | 4 |
Этил-трет-бутиловый эфир | 10,0 | 50,0 | 19,8 | 30,0 | 26,5 | - |
Этиловый спирт | 10 | 20,5 | 1,0 | 30,0 | 0,5 | - |
Стабилизирующая добавка | 0,5 | 2,5 | - | 2,5 | - | - |
Моющая присадка | 5,0 | 1,5 | 1,7 | 1,0 | 4,5 | 1,5 |
МТБЭ | - | - | - | - | - | 19 |
Метанол | - | - | - | - | - | 0,5 |
Концентрация ТБС в смеси МТБЭ и ТБС | - | - | - | - | - | 17,4 |
Свойства добавки и содержащих ее бензинов | ||||||
Концентрация добавки, мас.% | 1,8 | 13,0 | 1,8 | 4,3 | 2,0 | 1,8 |
Химическая стабильность, | 41,8 | 36,5 | 42,3 | 37,8 | 41,5 | 37,0 |
Моющие свойства, К см3 % | 79,8 | 75,8 | 87,0 | 85,0 | 83,0 | 79 |
Прирост октанового числа, прямогонная фракция, метод: | ||||||
моторный | 7,10 | 14,80 | 6,90 | 9,30 | 7,50 | 6,5 |
исследовательский | 7,50 | 15,60 | 7,40 | 9,70 | 8,10 | 7,1 |
Класс C10L1/18 содержащие кислород
Класс C10L1/22 содержащие азот