способ коррекции нарушений перекисного окисления липидов и антиоксидантной активности при стресс-реакции после операций на щитовидной железе
Классы МПК: | G01N33/92 с использованием жиров, например холестерина A61K31/44 не конденсированные пиридины; их гидрированные производные их |
Автор(ы): | Олифирова Ольга Степановна (RU), Низельник Олег Леонидович (RU) |
Патентообладатель(и): | ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ АМУРСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ Росздрава (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-16 публикация патента:
27.10.2008 |
Изобретение относится к области медицины, а именно к хирургии и интенсивной терапии, и может быть использовано для лечения нарушений перекисного окисления (ПОЛ) и антиоксидантной активности (АОА) у больных при стресс-реакции после операций на щитовидной железе. Способ обеспечивает раннюю коррекцию послеоперационных нарушений ПОЛ и АОА (через час после операции). Определяют показатели перекисного окисления липидов - диеновые коньюгаты и гидроперекиси липидов и антиоксидантную активность плазмы - церулоплазмин в сыворотке крови больных за 1 час до операции и через 1 час после операции и при повышении содержания продуктов ПОЛ через 1 час после операции в 1,5 раза и более, а также снижении церулоплазмина в 1,5 раза и более по сравнению с дооперационным уровнем проводят медикаментозную коррекцию продолженной внутривенной инфузией 1% раствора эмоксипина 20 мл шприцом-дозатором со скоростью 0,1-0,15 мг/мин в течение 24 часов, через 24 часа после операции и после окончания инфузии эмоксипина проводят контрольные исследования для оценки эффекта антиоксидатной терапии, и в том случае, если показатели ПОЛ выше исходного уровня в 1,5 раза, АОА ниже исходного уровня в 1,5 раза, инфузию эмоксипина повторяют в течение следующих суток в той же дозе.
(56) (продолжение):
CLASS="b560m"с.79-81. МАЛЫШЕВ В.Д. и др. Нарушения процессов перекисного окисления липидов у хирургических больных на этапах лечения. Анестезиол. и реаниматол. - 1994, №6, с.53-59. WHITE B.C. et al. Global brain ischemia and reperfusion., Ann. Emerg. Med., 1996, V.27, P.588-594.
Формула изобретения
Способ коррекции нарушений перекисного окисления липидов и антиоксидантной активности при стресс-реакции после операций на щитовидной железе, характеризующийся тем, что определяют показатели перекисного окисления липидов - диеновые коньюгаты и гидроперекиси липидов и антиоксидантную активность плазмы - церулоплазмин в сыворотке крови больных за 1 час до операции и через 1 час после операции и при повышении содержания продуктов ПОЛ через 1 час после операции в 1,5 раза и более, а также снижении церулоплазмина в 1,5 раза и более по сравнению с дооперационным уровнем проводят медикаментозную коррекцию продолженной внутривенной инфузией 1% раствора эмоксипина 20 мл шприцом-дозатором со скоростью 0,1-0,15 мг/мин в течение 24 часов, через 24 часа после операции и после окончания инфузии эмоксипина проводят контрольные исследования для оценки эффекта антиоксидатной терапии, и в том случае, если показатели ПОЛ выше исходного уровня в 1,5 раза, АОА ниже исходного уровня в 1,5 раза, инфузию эмоксипина повторяют в течение следующих суток в той же дозе.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к медицине, а именно к хирургии и интенсивной терапии, и может быть использовано для коррекции нарушений перекисного окисления (ПОЛ) и антиоксидантной активности (АОА) у больных при стресс-реакции после операций по поводу разных заболеваний щитовидной железы (узловой нетоксический зоб, токсический зоб, рак щитовидной железы).
Известен способ изучения послеоперационной стресс-реакции на основе определения продуктов пероксидации липидов при хирургическом лечении токсического зоба (1). Метод заключается в исследовании продуктов ПОЛ - ДК-диеновых коньюгатов, МДА-малонового диальдегида, АОА-антиоксидантной активности плазмы до операции, во время операции и после операций на щитовидной железе (ЩЖ) по поводу токсического зоба. Известный способ имеет следующие недостатки:
Способ предполагает лишь диагностику нарушений ПОЛ и АОА ограниченной группе больных с заболеваниями ЩЖ - только при токсическом зобе; способ не предполагает коррекцию нарушений ПОЛ и АОА с помощью антиоксидантной терапии.
Известен способ применения эмоксипина как антиоксиданта при лечении заболеваний, сопровождающихся усилением перекисного окисления липидов (2, 3). Известный способ имеет следующие недостатки:
1. Способ не предполагает введение 1% раствора эмоксипина 20 мл методом продолженной внутривенной инфузии шприцом-дозатором со скоростью 0,1-0,15 мг/мин в течение 24 часов после операции на ЩЖ, что позволяет поддерживать постоянную концентрацию эмоксипина в период максимальной активности ПОЛ.
2. Способ не предполагает оценку эффективности антиоксидантной терапии через 24 часа после ее применения.
Техническим результатом является ранняя коррекция послеоперационных нарушений ПОЛ и АОА (через 1 час после операции), а также оценка эффективности коррегирующей антиоксидантной терапии через 24 часа после операции.
Предлагаемый способ позволяет коррегировать нарушения ПОЛ и АОА при выраженных нарушениях ПОЛ и АОА после операций при разных заболеваний ЩЖ (узловом нетоксическом зобе, токсическом зобе, раке ЩЖ) с помощью антиоксидантной терапии и оценить эффективность коррегирующей антиоксидантной терапии путем исследования перекисного окисления липидов (ПОЛ) и антиоксидантной активности плазмы (АОА) в сыворотке крови через 24 часа после хирургической операции.
Способ коррекции нарушений перекисного окисления липидов и антиоксидантной активности при стресс-реакции после операций щитовидной железы, характеризующийся тем, что определяют показатели перекисного окисления липидов - диеновые коньюгаты и гидроперекиси липидов и антиоксидантную активность плазмы - церулоплазмин в сыворотке крови больных за 1 час до операции и через 1 час после операции и при повышении содержания продуктов ПОЛ через 1 час после операции в 1,5 раза и более, а также снижении церулоплазмина в 1,5 раза и более по сравнению с дооперационным уровнем проводят медикаментозную коррекцию продолженной внутривенной инфузией 1% раствора эмоксипина 20 мл шприцом-дозатором со скоростью 0,1-0,15 мг/мин в течение 24 часов, через 24 часа после операции (после окончания инфузии эмоксипина) проводят контрольные исследования для оценки эффекта антиоксидатной терапии, и в том случае, если показатели ПОЛ выше исходного уровня в 1,5 раза, АОА ниже исходного уровня в 1,5 раза, инфузию эмоксипина повторяют в течение следующих суток.
Способ осуществляется следующим образом:
1. У больных с различными заболеваниями ЩЖ (узловой нетоксический зоб, токсический зоб, рак ЩЖ) изучается содержание продуктов ПОЛ и АОА на основе парных исследований сыворотки крови. Забор крови проводится трехкратно: за 1 час до операции, затем через 1 час и 24 часа после хирургической операции на ЩЖ. Продукты ПОЛ: диеновые коньюгаты (ДК) и гидроперекиси липидов (ГП) исследуются спектрофотометрическим способом. Напряжение АОА исследуется путем определения содержания в сыворотке крови церулоплазмина фотоэлектроколориметрическим способом.
2. Анализ содержания продуктов ПОЛ и АОА после оперативного вмешательства на ЩЖ оценивается следующим образом: повышение содержания продуктов ПОЛ через 1 час после операции в 1,5 раза и более, а также снижение церулоплазмина в 1,5 раза и более расцениваются как выраженные изменения ПОЛ и АОА, требующие антиоксидантной терапии.
3. У больных с выраженными изменениями ПОЛ и АОА проводится коррегирующая антиоксидантная терапия в течение 24 часов (продолженная внутривенная инфузия 1% раствора эмоксипина 20 мл шприцом-дозатором со скоростью 0,1-0,15 мг/мин в течение 24 часов после операции). Через 24 часа после операции проводятся контрольные исследования ДК, ГП и церулоплазмина с целью оценки эффекта антиоксидантной терапии. В том случае, если у больного вновь наблюдаются выраженные изменения ПОЛ и АОА по сравнению с исходным пооперационным уровнем, то антиоксидантная терапия повторяется в течение следующих суток.
Примеры выполнения заявленного способа.
Пример 1
Больная Н., 65 лет. Диагноз: Диффузно-многоузловой нетоксический зоб. ИБС. Мерцательная аритмия. Операция: предельно субтотальная резекция щитовидной железы. За 1 час перед выполнением операции исследованы продукты ПОЛ (ДК, ГП) и АОА (церулоплазмин). ДК - 41,23 нмоль/л, ГП - 9,21 нмоль/л, церулоплазмин - 16,5 мг/100 мл. Через 1 час после операции исследованы продукты ПОЛ и АОА. ДК - 64,72 нмоль/л, ГП - 17,63 нмоль/л, церулоплазмин - 9,26 мг/100 мл. Таким образом, после оперативного вмешательства наблюдалась активация процессов ПОЛ: произошло увеличение ДК в 1,56 раза, ГП - в 1,91 раза. Уровень церулоплазмина снизился в 1,72 раза по сравнению с дооперационным. Изменение показателей ПОЛ и АОА более чем в 1,5 раза позволяло диагностировать выраженные изменения ПОЛ и АОА. Для коррекции изменений ПОЛ и АОА проведена антиоксидантная терапия в течение 24 часов после операции (внутривенная инфузия 20 мл 1% раствора эмоксипина со скоростью 0,1 мг/минуту). Через 24 часа после операции исследованы показатели ПОЛ и АОА. ДК составили 40,16 нмоль/л, ГП - 10,35 нмоль/л, церулоплазмин - 15,13 мг/100 мл. Таким образом, применение антиоксидантной терапии оказалось эффективным и позволило снизить содержание ДК в 1,61 раза, ГП - в 1,7 раза, что характеризовало снижение активности ПОЛ. Уровень церулоплазмина возрос в 1,63 раза. Повторной коррегирующей антиоксидантной терапии не требовалось.
Пример 2
Больная Н., 45 лет. Диагноз: Диффузно-узловой токсический зоб. Тяжелый тиреотоксикоз. Операция: субтотальная резекция щитовидной железы. За 1 час до операции исследованы продукты ПОЛ (ДК, ГП) и АОА (церулоплазмин). ДК - 52,43 нмоль/л, ГП - 13,51 нмоль/л, церулоплазмин - 14,7 мг/100 мл. Через 1 час после операции исследованы продукты ПОЛ и АОА. ДК - 100,43 нмоль/л, ГП - 24,02 нмоль/л, церулоплазмин - 8,18 мг/100 мл. Таким образом, после оперативного вмешательства наблюдалась активация процессов ПОЛ: произошло увеличение ДК в 1,9 раза, ГП - в 1,8 раза. Уровень церулоплазмина снизился в 1,7 раза по сравнению с дооперационным. Изменение показателей ПОЛ и АОА более чем в 1,5 раза позволяло диагностировать выраженные изменения ПОЛ и АОА и назначить антиоксидантную терапию в течение 24 часов после операции (внутривенная инфузия 20 мл 1% раствора эмоксипина со скоростью 0,1 мг/минуту). Через 24 часа после операции (после окончания антиоксидантной терапии) исследованы показатели ПОЛ и АОА. ДК составили 78,21 нмоль/л, ГП - 21,6 нмоль/л, церулоплазмин - 9,73 мг/100 мл. На основании этих показателей применение антиоксидантной терапии расценено как неэффективное, так как содержание ДК осталось повышенным в 1,5 раза по сравнению с исходным дооперационным уровнем, ГП - в 1,6 раза и снижен уровень церулоплазмина в 1,5 раза. Назначена коррегирующая антиоксидантная терапия в течение следующих суток послеоперационного периода.
Пример 3
Больной Ш., 58 лет. Диагноз: Рак щитовидной железы T2N0M0. Операция: тиреоидэктомия. За 1 час до операции исследованы продукты ПОЛ (ДК, ГП) и АОА (церулоплазмин). ДК - 46,83 нмоль/л, ГП - 10,68 нмоль/л, церулоплазмин - 15,2 мг/100 мл. Через 1 час после операции исследованы продукты ПОЛ и АОА. ДК - 71,6 нмоль/л, ГП - 17,39 нмоль/л, церулоплазмин - 6,2 мг/100 мл. Таким образом, после оперативного вмешательства наблюдалась активация процессов ПОЛ: произошло увеличение ДК в 1,53 раза, ГП - в 1,29 раза, снижение церулоплазмина в 1,36 раза по сравнению с дооперационными показателями. Изменение показателей ПОЛ и АОА более чем в 1,5 раза позволило диагностировать выраженные изменения ПОЛ и АОА и назначить антиоксидантную терапию в течение 24 часов после операции (внутривенная инфузия 20 мл 1% раствора эмоксипина со скоростью 0,1 мг/минуту). Через 24 часа после операции исследованы показатели ПОЛ и АОА. ДК составили 50,22 нмоль/л, ГП - 11,46 нмоль/л, церулоплазмин - 12,68 мг/100 мл. Применение антиоксидантной терапии расценено как эффективное, так как позволило снизить содержание ДК в 1,4 раза, ГП - в 1,5 раза и повысить уровень церулоплазмина в 2,04 раза. Повторной коррегирующей антиоксидантной терапии не требовалось.
Указанные примеры свидетельствуют о формировании у больных с разными заболеваниями ЩЖ (узловой нетоксический зоб, токсический зоб, рак ЩЖ) после операций на ЩЖ выраженных нарушений ПОЛ и АОА как компонента послеоперационной стресс-реакции, что требует проведения коррекции с помощью антиоксидантной терапии и оценки ее эффективности.
Предлагаемый способ может быть эффективно использован для интенсивной терапии у больных, оперированных по поводу различных заболеваний ЩЖ (узлового нетоксического, токсического зоба, рака ЩЖ) в течение первых двух суток послеоперационного периода с выраженными нарушениями ПОЛ и АОА.
Источники информации
1. Голуб И.Е. Влияние комбинированной нейпролептаналгезии на пероксидацию липидов в хирургии токсического зоба. / И.Е.Голуб, В.А.Белобородов, Цеден Батдэлэр. // Современные аспекты хирургической эндокринологии: Материалы 15 Российского симпозиума по хирургической эндокринологии. - Рязань, 2005. - С.108-111.
2. Машковский М.Д. Лекарственные средства. т.2, Москва, 2001, с.185-186.
3. RU 2002111257 А, (Учебно-научный центр медицинского центра управления делами президента РФ), 20.03.2004.
Класс G01N33/92 с использованием жиров, например холестерина
Класс A61K31/44 не конденсированные пиридины; их гидрированные производные их