корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных материалов

Классы МПК:F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них
Автор(ы):, , , ,
Патентообладатель(и):Открытое акционерное общество Научно-производственное объединение "Искра" (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-01-30
публикация патента:

Изобретение относится к области изготовления оболочек из композиционных материалов и может найти применение в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива, выполненных из полимерных композиционных материалов. Корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных материалов содержит силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, намотанную оболочку второго кокона и плоские кабели бортовой кабельной сети, вмотанные в межкоконное пространство. Кабели бортовой кабельной сети в поперечном сечении оболочки расположены относительно друг друга на расстояниях, определяемых по защищаемой настоящим изобретением зависимости. Пространство между кабелями послойно заполнено эластичными резиновыми прослойками, выложенными на всю длину цилиндрической части и имеющими переменную ширину, равную межкабельному расстоянию на соответствующем радиусе расположения данной прослойки. Изобретение позволяет повысить прочность и надежность корпуса ракетного двигателя твердого топлива за счет равномерного распределения напряжений в слоях композиционного материала корпуса в процессе работы. 2 ил. корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830 корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830

Формула изобретения

Корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных материалов, содержащий силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, намотанную оболочку второго кокона и плоские кабели бортовой кабельной сети, вмотанные в межкоконное пространство, отличающийся тем, что кабели бортовой кабельной сети в поперечном сечении оболочки расположены относительно друг друга на расстояниях корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830 при этом пространство между кабелями послойно заполнено эластичными резиновыми прослойками, выложенными на всю длину цилиндрической части и имеющими переменную ширину, равную межкабельному расстоянию на соответствующем радиусе расположения данной прослойки, где

l - длина дуги наружной поверхности силовой оболочки между кабелями;

R - радиус наружной поверхности силовой оболочки;

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830 - толщина кабеля бортовой кабельной сети.

Описание изобретения к патенту

Изобретение относится к области изготовления оболочек из композиционных материалов и может найти применение в конструкциях корпусов ракетных двигателей твердого топлива (РДТТ), выполненных из полимерных композиционных материалов (ПКМ) и различных емкостей, силовая оболочка которых изготовлена из композиционных материалов.

Известна конструкция корпуса двигателя из композиционных материалов, содержащая силовую оболочку в виде кокона, оболочку второго кокона со шпангоутами и плоские кабели бортовой кабельной сети (БКС), вмотанные в межкоконное пространство (Лавров Л.Н. Конструкции ракетных двигателей на твердом топливе. Москва: Машиностроение, 1993. С.54).

В указанном техническом решении намотка второго кокона производится непосредственно на оплетку кабеля БКС.

Наиболее близким по технической сущности к предлагаемому корпусу РДТТ из ПКМ является корпус ракеты из органопластика по патенту RU №2230925, в котором кабели проложены внутри стенки корпуса, изготовленного методом намотки волокон.

Существенным недостатком известных конструкций является недостаточно высокая прочность скрепления оболочки второго кокона с силовой оболочкой корпуса. Этот недостаток имеет место из-за сложной формы поверхности второго кокона, вследствие чего между скрепляемыми оболочками возможно образование пустот и расслоений, приводящих к неравномерному распределению напряжений и соответственно снижению прочности и надежности корпуса РДТТ.

Технической задачей предлагаемого изобретения является создание конструкции корпуса РДТТ, позволяющей обеспечить равномерное распределение напряжений в слоях композиционного материала корпуса в процессе работы РДТТ, тем самым, увеличивая прочность и надежность корпуса.

Технический результат достигается тем, что в корпусе твердотопливного ракетного двигателя из композиционных материалов, содержащем силовую оболочку в виде кокона, выполненного методом непрерывной намотки, оболочку второго кокона, намотанную за одно с узлами стыка и плоские кабели бортовой кабельной сети, вмотанные в межкоконное пространство, кабели бортовой кабельной сети в поперечном сечении оболочки расположены относительно друг друга на расстояниях

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830 ,

при этом пространство между кабелями послойно заполнено эластичными резиновыми прослойками, выложенными на всю длину цилиндрической части и имеющими переменную ширину, равную межкабельному расстоянию на соответствующем радиусе расположения данной прослойки, где

l - длина дуги наружной поверхности силовой оболочки между кабелями;

R - радиус наружной поверхности силовой оболочки;

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830 - толщина кабеля БКС.

При этом параметр l является оптимизационным параметром, обеспечивающим минимальное увеличение массы конструкции. Параметр l определен исходя из допущения, что площадь расслоений между кабелями должна быть меньше площади скрепления второго кокона с силовой оболочкой.

На фиг.1 показано продольное сечение корпуса.

На фиг.2 - поперечное сечение А-А корпуса.

Корпус из композиционного материала состоит из силовой оболочки в виде кокона 1, выполненного методом непрерывной намотки, из второго кокона 2. В межкоконном пространстве размещены кабели БКС 3, между которыми расположены эластичные резиновые прослойки 4, в случае, если

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830

Если

корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционных   материалов, патент № 2339830

то эластичные резиновые прослойки не выкладываются.

Работа корпуса РДТТ типа «кокон» заключается в следующем.

При воздействии на корпус внешних осевых сжимающих нагрузок на участке скрепления второго кокона с силовой оболочкой возникают сдвиговые напряжения, создающие вероятность расслоения "коконов". Наличие кабелей БКС создает концентрацию сдвиговых напряжений в местах сопряжения поверхностей оплетки кабеля БКС со слоями второго кокона, что повышает вероятность расслоений в процессе работы РДТТ. Заполнение пространства между кабелями бортовой кабельной сети эластичными резиновыми прослойками, выложенными на всю длину цилиндрической части, обеспечивает непрерывный контакт препрегов композиционного материала второго кокона с силовой оболочкой по всему периметру, увеличивая площадь скрепления второго кокона с силовой оболочкой и снижая тем самым сдвиговые напряжения.

При этом исключается возможность искривления кольцевых и спиральных слоев относительно формующей поверхности и обеспечивается равномерное распределение напряжений в слоях композиционного материала, а следовательно, повышаются прочностные характеристики корпуса.

Таким образом, новое техническое решение позволяет создать корпуса РДТТ повышенного качества, надежности и прочности.

Класс F02K9/34 корпусы; камеры сгорания; обшивка для них

корпус ракетного двигателя твердого топлива (варианты) и способ его изготовления (варианты) -  патент 2528194 (10.09.2014)
способ образования теплозащитного покрытия для камеры сгорания твердотопливного ракетного двигателя -  патент 2527224 (27.08.2014)
способ нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2527009 (27.08.2014)
способ защиты от влаги корпусов из композиционных материалов -  патент 2525820 (20.08.2014)
оправка для нанесения эластичного покрытия на внутреннюю поверхность корпуса -  патент 2518774 (10.06.2014)
ракетный двигатель староверова-13 -  патент 2517469 (27.05.2014)
способ изготовления корпуса ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов и корпус ракетного двигателя из полимерных композиционных материалов -  патент 2505696 (27.01.2014)
корпус твердотопливного ракетного двигателя из композиционного материала -  патент 2496020 (20.10.2013)
способ подготовки внутренней поверхности корпуса ракетного двигателя перед заливкой смесевого топлива -  патент 2493403 (20.09.2013)
способ изготовления внутреннего теплозащитного покрытия корпуса ракетного двигателя -  патент 2492340 (10.09.2013)
Наверх