устройство приоткрывания крышки входного люка
Классы МПК: | B63B19/14 люковые закрытия |
Автор(ы): | Алексеев Александр Викторович (RU), Долгополов Леонид Павлович (RU), Иванов Анатолий Васильевич (RU), Новиков Валерий Николаевич (RU), Дубницкий Дмитрий Николаевич (RU) |
Патентообладатель(и): | Российская Федерация, от имени которой выступает Министерство обороны Российской Федерации (RU), Федеральное государственное унитарное предприятие "Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения "Малахит" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-07-18 публикация патента:
10.12.2008 |
Изобретение относится к устройствам для приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе подводной лодки, необходимым для выравнивания давления по обеим сторонам крышки и дальнейшего ее безопасного открывания. Устройство содержит пары кронштейнов, установленные на крышке и на комингсе, и поворотный элемент, закрепленный шарнирно в пазах кронштейнов комингса, зафиксированный от осевого перемещения и выполненный в виде винта ходового с хвостовиком квадратного сечения, на резьбовой части которого установлена гайка-шарнир, заключенная в корпус с цапфами и зажимами, взаимодействующими с пазами кронштейнов. На хвостовике винта ходового установлено колесо глобоидной передачи с возможностью взаимодействия с ее червяком, при этом колесо и червяк глобоидной передачи заключены в корпус, а на хвостовике червяка глобоидной передачи с обеспечением его одностороннего вращения установлен рычаг с педалью. Корпус глобоидной передачи соединен с корпусом гайки-шарнира поворотного элемента. Технический результат - улучшение эксплуатационных характеристик устройства за счет снижения трудозатрат и времени, необходимых для его эксплуатации. 6 з.п.ф-лы, 15 ил.
Формула изобретения
1. Устройство приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе подводной лодки, содержащее парные кронштейны с пазами, установленные на крышке и на комингсе, и поворотный элемент, закрепленный шарнирно в пазах кронштейнов комингса, зафиксированный от осевого перемещения, выполненный в виде винта ходового с хвостовиком квадратного сечения и с гайкой-шарниром, установленной на его резьбовой части, заключенной в корпусе с резьбовыми цапфами и зажимами, установленными с возможностью взаимодействия с пазами кронштейнов, отличающееся тем, что на хвостовике винта ходового установлено колесо глобоидной передачи с возможностью взаимодействия с ее червяком, а на хвостовике червяка глобоидной передачи с обеспечением его одностороннего вращения установлен рычаг с педалью, при этом колесо и червяк глобоидной передачи заключены в корпусе, который соединен с корпусом гайки-шарнира поворотного элемента.
2. Устройство по п.1, отличающееся тем, что к корпусу гайки-шарнира прикреплена цилиндрическая рубашка, а на корпусе глобоидной передачи закреплен цилиндрический фартук, при этом цилиндрическая рубашка и цилиндрический фартук соединены между собой.
3. Устройство по п.1, отличающееся тем, что на хвостовике глобоидного червяка выполнен паз, в котором шарнирно установлен язычок для фиксации рычага.
4. Устройство по п.1, отличающееся тем, что рычаг имеет один конец широкого сечения, а другой - узкого сечения, при этом на конце рычага узкого сечения выполнено квадратное отверстие с помещенной в нем переходной втулкой для установки в ней хвостовика червяка глобоидной передачи, причем сечение хвостовика червяка, а также внутреннее и наружное сечения переходной втулки имеют форму квадрата.
5. Устройство по п.4, отличающееся тем, что снаружи на переходной втулке установлено храповое колесо, а в рычаге, вблизи храпового колеса, установлена ось с подпружиненной собачкой, закрепленной с возможностью взаимодействия с храповым колесом для обеспечения одностороннего вращения червяка глобоидной передачи.
6. Устройство по п.5, отличающееся тем, что на конце рычага широкого сечения выполнено отверстие для установки в нем оси педали, при этом ось педали шарнирно установлена во втулках, выполненных из неметаллического материала с малым коэффициентом трения, установленных в упомянутом отверстии, а на самой педали закреплена державка.
7. Устройство по п.6, отличающееся тем, что державка установлена с возможностью взаимодействия с планкой с пазом и с пружиной-пластиной, которые закреплены на внутренней стенке комингс-площадки.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области судостроения, в частности к устройствам для приоткрывания крышки входного люка подводной лодки (ПЛ) при наличии противодавления или для предотвращения отбрасывания крышки при избыточном давлении в объеме под крышкой с целью выравнивания давления по обеим сторонам крышки для обеспечения ее безопасного открывания, что особенно актуально при проведении аварийно-спасательных работ для проникновения внутрь ПЛ, терпящей бедствие, а также может быть использовано и в других устройствах для приоткрывания крышек различных герметичных емкостей.
Известно устройство приоткрывания крышки, установленное на крышке по черт.263-67.2156 (ДЕИА.364135.049) (см. Альбом разрешенных к применению крышек и дверей круглых сферических, 035-67.007, РН-80, разработчик ФГУП ПО «Севмаш», 1986 г., лист 97-98).
Это устройство содержит подпружиненный рычаг, установленный на крышке снаружи посредством оси вращения, а в комингсе крышки буртик. На рычаге имеется зацеп, взаимодействующий с буртиком комингса, кроме того, на противоположном от зацепа конце рычага выполнена рукоятка для отвода его вручную при открывании крышки. Снаружи крышки имеется маховик, соединенный с механизмом задраивания крышки, установленным с внутренней стороны крышки.
Описанное устройство применяется только при наличии внутреннего давления на крышку в пределах 0,03...0,05 МПа (0,3...0,5 кгс/см 2) и не может быть применено на крышке при увеличении внутреннего давления до величин 0,1...0,2 МПа (1...2 кгс/см 2), так как усилия оператора-спасателя будет недостаточно для отвода рукоятки рычага с зацепом от буртика и для поворота маховика привода задраивания, что снижает эффективность спасательных работ.
Известно устройство приоткрывания крышки входного люка, установленного на комингсе, по патенту №2083429. Это устройство содержит поворотный элемент, который установлен шарнирно на комингсе крышки с возможностью взаимодействия с пазами кронштейнов, попарно установленных на крышке и комингс-площадке. На свободных концах кронштейнов выполнены пазы, а в пазах кронштейнов комингса крышки шарнирно установлен поворотный элемент.Поворотный элемент выполнен в виде штыря с резьбой под гайку-шарнир, зафиксированную в корпусе с резьбовыми цапфами с установленными на последних зажимами для фиксации штыря в пазах кронштейнов крышки. В верхней части штырь выполнен с квадратной головкой под ключ, а снизу он зафиксирован от осевого перемещения с возможностью вращения.
Устройство по патенту №2083429 выбрано в качестве наиболее близкого заявляемому устройству аналога.
Устройство приоткрывания крышки входного люка по патенту №2083429 установлено на комингсе снаружи крышки и предназначено для крышек, в которых привод задраивания и его маховик находятся внутри корпуса ПЛ (см., в частности, черт.263-67.2397 (ДЕИА.364135.078) (Альбом разрешенных к применению крышек..., 035-67.007 по РН-80, 1986 г., л. 103-104, разработчик ФГУП ПО «Севмаш»). Входной люк ПЛ размещен снаружи основного корпуса и находится внутри комингс-площадки. Комингс-площадка предназначена для стыковки ПЛ с аварийно-спасательным средством (АСС), с помощью которого возможно спасение личного состава ПЛ в аварийной ситуации.
Привод задраивания имеет слабое звено - разрывной штифт диаметром 6 мм, который удерживает крышку до повышения давления внутри помещения до величины 0,05 МПа (0,5 кгс/см2 ). В случае повышения давления до 0,1...0,2 МПа (1...2 кгс/см 2), например, при возникновении пожара внутри помещения ПЛ, во избежание разрыва слабого звена, на крышке снизу ее полотна и на комингсе внутри помещения ПЛ установлены обуха, к которым прикреплена тяга с вилкой в виде талрепа. Для того чтобы приоткрыть крышку люка с целью выравнивания давлений, необходимо создать крутящий момент на поворотном элементе устройства приоткрывания крышки, который создаст осевое усилие, способное разорвать слабые звенья как в приводе задраивания крышки, так и в тяге с вилкой, удерживающей крышку. Для разрыва штифта в приводе задраивания и шейки вилки тяги потребуется приложить дополнительное усилие оператору-спасателю, а также потребуется и больше времени, так как оператору-спасателю необходимо найти ключ в затемненных условиях пространства комингс-площадки, установить его на головку поворотного элемента и вращать его с большим усилием до разрыва штифта и тяги, что в итоге потребует затраты дополнительных физических усилий и времени.
В устройстве, представленном в патенте №2083429, оператору-спасателю необходимо приложить большие усилия и затратить дополнительное время для проведения операции по приоткрыванию крышки входного люка с целью дальнейшего безопасного использования его для проникновения спасателей внутрь ПЛ и совершения спасательных работ по спасению экипажа ПЛ в аварийной ситуации.
Задача настоящего изобретения заключается в улучшении эксплуатационных характеристик устройства за счет оперативности процедуры приоткрывания крышки и снижения трудозатрат, необходимых при открывании крышки входного люка ПЛ для проникновения в нее, а следовательно, и при проведении аварийно-спасательной операции в целом.
Поставленная задача решена за счет того, что в известном устройстве приоткрывания крышки входного люка, установленной на комингсе, содержащем парные кронштейны с пазами, закрепленные на крышке и на комингсе, и поворотный элемент, зафиксированный от осевого перемещения, установленный шарнирно в пазах кронштейнов комингса и выполненный в виде винта ходового с хвостовиком квадратного сечения и с резьбой под гайку-шарнир, зафиксированную в корпусе с резьбовыми цапфами и зажимами для крепления поворотного элемента в пазах кронштейнов, на хвостовике с квадратным сечением винта ходового установлено колесо глобоидной передачи с возможностью взаимодействия с ее червяком, а на хвостовике червяка глобоидной передачи с обеспечением его одностороннего вращения установлен рычаг с педалью, при этом колесо и червяк глобоидной передачи заключены в корпусе, который соединен с корпусом гайки-шарнира поворотного элемента.
Кроме того, на корпусе глобоидной передачи закреплен цилиндрический фартук, а на корпусе гайки-шарнира - цилиндрическая рубашка, соединенные между собой.
Кроме того, рычаг имеет один конец широкого сечения, а другой - узкого сечения, при этом на конце рычага узкого сечения выполнено квадратное отверстие с помещенной в нем переходной втулкой для установки в ней хвостовика червяка глобоидной передачи, причем сечение хвостовика червяка, а также внутреннее и наружное сечения переходной втулки имеют форму квадрата.
Кроме того, на переходной втулке снаружи установлено храповое колесо, а на рычаге вблизи храпового колеса установлена ось с подпружиненной собачкой, закрепленной с возможностью взаимодействия с храповым колесом для обеспечения одностороннего вращения червяка глобоидной передачи.
Кроме того, на конце рычага широкого сечения выполнено отверстие круглого сечения для установки в нем оси педали, при этом ось педали шарнирно установлена во втулках, выполненных из неметаллического материала с малым коэффициентом трения, установленных в упомянутом отверстии, а на самой педали закреплена державка.
Кроме того, державка выполнена с возможностью взаимодействия с планкой с пазом и с пружиной-пластиной, установленными на стенке комингс-площадки.
Кроме того, на хвостовике глобоидного червяка выполнен паз, в котором шарнирно установлен язычок для фиксации рычага.
Такое выполнение устройства приоткрывания крышки входного люка позволило повысить его эксплуатационные характеристики за счет снижения трудозатрат, а также и времени, необходимого для открывания крышки люка и проведения спасательных работ.
Применение в устройстве глобоидной передачи с большим передаточным отношением позволило уменьшить габариты устройства и эксплуатировать его в малых объемах комингс-площадки.
Благодаря выполнению корпуса глобоидной передачи с цилиндрическим фартуком, а корпуса гайки-шарнира с цилиндрической рубашкой, соединенными между собой, удалось создать единую конструкцию корпуса, а также, при необходимости, производить осмотр и сборку-разборку глобоидной передачи, что в итоге повышает эксплуатационную надежность устройства.
Выполнение педали рычага с втулками из неметаллического материала с малым коэффициентом трения позволяет повысить эксплуатационные возможности устройства за счет уменьшения усилия при совершении качкообразных движений оператором-спасателем при разрыве слабых звеньев устройства.
Благодаря установке на внутренней стенке комингс-площадки планки с пазом и пружиной-пластиной, а на рычаге - державки появилась возможность легко и быстро фиксировать в положении по-походному и переводить в рабочее положение рычаг с поворотным устройством и оперативно и беспрепятственно войти спасателям внутрь ПЛ для проведения спасательных работ, что в итоге сокращает время для проведения спасательных операций.
Устройство представлено чертежами.
На фиг.1 изображен продольный разрез по комингс-площадкам состыкованных ПЛ и АСС с устройством приоткрывания крышки входного люка ПЛ в положении по-походному и установленной внутри помещения ПЛ тягой.
На фиг.2 изображен продольный разрез по комингс-площадкам состыкованных ПЛ и АСС с устройством приоткрывания крышки входного люка ПЛ в рабочем положении и установленной внутри помещения ПЛ тягой.
На фиг.3 изображен вид сверху на крышку входного люка ПЛ с устройством приоткрывания крышки входного люка в положении по-походному.
На фиг.4 - узел А с фиг.1 - крепление державки рычага в положении устройства по-походному.
На фиг.5 - вид снизу на крышку входного люка с тягой в помещении ПЛ.
На фиг.6 - разрез Б-Б с фиг.1 по приводу задраивания крышки входного люка.
На фиг.7 - узел В с фиг.2 - слабое звено в вилке тяги.
На фиг.8 - разрез Г-Г с фиг.2 по поворотному элементу устройства.
На фиг.9 - разрез Д-Д с фиг.8 по месту крепления цилиндрической рубашки с цилиндрическим фартуком корпусов гайки-шарнира и глобоидной передачи.
На фиг.10 - разрез Е-Е с фиг.8 по корпусу гайки-шарнира.
На фиг.11 - разрез Ж-Ж с фиг.8 по корпусу глобоидной передачи.
На фиг.12 - разрез 3-3 с фиг.11 по корпусу глобоидной передачи.
На фиг.13 - общий вид рычага с фиг.1, повернуто.
На фиг.14 - рычаг с фиг.13, вид сверху.
На фиг.15 - разрез И-И с фиг.13 по педали рычага.
Устройство приоткрывания крышки 1 (см. фиг.1) входного люка, установленной на комингсе 2 ПЛ, находится в пределах комингс-площадки 3, имеющей опорное кольцо 4. К комингс-площадке 3 пристыковано аварийно-спасательное средство (АСС) комингс-площадкой 5. Устройство приоткрывания крышки (УПК) 1 входного люка ПЛ содержит две пары кронштейнов 6 и 7 (см. фиг.1,2) с пазами на свободных концах, установленных на комингсе 2, и кронштейн 8, установленный на крышке 1, с двумя щеками, также имеющий пазы на свободных концах щек. Крышка 1 снабжена парой рычагов 9, закрепленных шарнирно на ее полотне и на торсионной оси 10, установленной на комингсе 2 ПЛ для открывания входного отверстия внутрь помещения ПЛ посредством рукоятки 11, закрепленной на крышке 1. На внутренней стенке комингс-площадки 3 (см. фиг.4) установлена планка 12 с пазом для фиксации УПК в положении его по-походному. К планке сверху прикреплена пружина-пластина 13, удерживающая УПК в положении по-походному.
На внутренней поверхности полотна крышки 1 (см. фиг.1) приварен обух 14, а на торцевой поверхности комингса 2 приварена грузовая скоба 15. К обуху 14 прикреплена тяга 16 через верхнюю вилку 17, а к такой же нижней вилке тяги 16 шарнирно прикреплена скоба-крюк 18 для удержания тяги 16 на грузовой скобе 15. Тяга 16 представляет собой талреп, на корпусе которого имеется рукоятка 19 для вращения корпуса тяги 16 с целью изменения ее длины.
УПК содержит поворотный элемент (фиг.1, 2), который представляет собой силовой орган, выполненный в виде глобоидной червячной передачи, заключенной в корпус 20, рычага 21, а также винта ходового 22 (см. фиг.8). Винт ходовой 22 имеет рабочую основную часть с трапецеидальной резьбой, например, Тг 40×7 по ГОСТ 24737-81. На одном конце винт ходовой 22 имеет круглую шейку для посадки на нее вкладыша шарового 23, закрепленного от осевого смещения гайками 24. На другом конце винт ходовой 22 выполнен с хвостовиком квадратного сечения для соединения с втулкой 25 корпуса 20 глобоидной передачи.
Вкладыш шаровой 23 (см. фиг.8) заключен в корпус 26 с двумя цапфами 27 и удерживается в корпусе 26 крышкой 28 посредством крепежа. Для удержания корпуса 26 в кронштейнах 7 (см. фиг.1,2 и 8) с пазами на цапфах 27 надеты втулки 29. Корпус 26 удерживается в кронштейнах 7 посредством гаек 30 и скоб-шплинтов 31.
Рабочая резьбовая часть винта ходового 22 (см. фиг.8) выполнена под гайку-шарнир 32, сферическая поверхность которой находится в корпусе 33 с цапфами 34 и удерживается в корпусе 33 посредством крышки 35 и крепежа. Цапфы 34 имеют круглые шейки и резьбовые хвостовики, на которых установлены резьбовые зажимы 36 с большими диаметрами на торцах и наружной рифленой поверхностью для удобства вращения. Зажимы 36 имеют цилиндрическую выточку для контакта с поверхностями круглых шеек цапф 34 и пазов кронштейнов 6 и 8. Зажимы 36 удерживаются на резьбовых хвостовиках цапф 34 посредством скоб-шплинтов 31.
Корпус 33 выполнен с цилиндрической рубашкой 37 для соединения с корпусом 20 глобоидной передачи, например, посредством установочных винтов 38 (см. фиг.9) и конических штифтов 39 (см. фиг.9). В корпусе 33 (см. фиг.8) и гайке-шарнире 32 выполнены отверстия для установки в них цилиндрических штифтов 40 (см. фиг.10) с целью обеспечения неподвижности гайки-шарнира 32 при вращении ходового винта 22.
Корпус 20 (см. фиг.8, 11, 12) глобоидной передачи имеет снизу окно для свободного вытекания из него забортной морской воды при всплытии ПЛ и нахождении ПЛ на поверхности морской акватории. В верхней части корпуса 20 установлен червяк глобоидной передачи (глобоидный червяк) 41, а взаимодействующее с ним колесо глобоидной передачи (глобоидное колесо) 42 установлено в нижней части корпуса 20. Для образования единой корпусной конструкции поворотного элемента и удобства его осмотра и монтажа на стенке корпуса 20 выполнен цилиндрический фартук 43 для соединения с цилиндрической рубашкой 37 корпуса 33 (см. фиг.8). В верхней части корпуса 20 (см. фиг.11) выполнены вварыши 44 для установки в них крышек 45. Крышки 45 служат для установки в выполненных в них центральных отверстиях глобоидного червяка 41 и прикреплены к вварышам 44 посредством крепежа. На одном из вварышей 44 (см. фиг.11) установлена регулировочная шайба 46, а в примыкающей к ней крышке 45 установлены винты регулировочные 47 для регулировки осевого зазора между шайбой 46 и торцом глобоидного червяка 41. По оси цилиндрического фартука 43 (см. фиг.12) установлена втулка 25 с квадратным центральным отверстием для стыковки с винтом ходовым 22(см. фиг.8).
На наружной цилиндрической поверхности втулка 25 имеет два паза 48 для установки в них шпонок 49. В корпусе 20 втулка 25 удерживается с помощью пружинного кольца 50. На втулке 25 установлено червячное глобоидное колесо 42. Глобоидный червяк 41 имеет хвостовик с квадратным сечением для установки на нем рычага 21. На конце хвостовика глобоидного червяка 41 выполнен паз для установки в нем язычка 51 с отверстием для прохода в нем заклепки 52 с целью совершения язычком 51 поворотов вокруг оси заклепки 52. Благодаря выполнению глобоидной передачи с большим передаточным отношением корпус 20 имеет малые габариты, что очень важно для размещения его в малых объемах комингс-площадки 3 (см. фиг.1 и 2).
Рычаг 21 (см. фиг.13, 14 и 15) выполнен из листового проката сваркой, корпус его имеет различную величину сечения: широкую для установки педали 53 и узкую для насадки на хвостовик глобоидного червяка 41. Корпус рычага 21 состоит из двух стенок 54, соединенных между собой листом 55 и планкой 56. В узкой части корпуса имеются отверстия для установки в стенках 54 вварышей 57 с круглыми отверстиями. Во вварышах 57 установлена переходная втулка 58, внутреннее и наружное сечения которой имеют форму квадрата. Внутреннее квадратное сечение служит для стыковки с хвостовиком глобоидного червяка 41, а наружное квадратное сечение необходимо для посадки на него храпового колеса 59. В стенках 54, рядом с храповым колесом 59, имеются отверстия для установки в них оси 60, на которой установлена собачка 61 с возможностью поворота вокруг оси 60, и взаимодействия с храповым колесом 59. Рядом с осью 60, в стенках 54, установлена ось 62, на которой установлена пластина-пружина 63, соединенная с носиком собачки 61 и предназначенная для возврата носика собачки 61 в исходное положение с зацеплением зубьев храпового колеса 59. Это необходимо для обеспечения принудительного вращения глобоидного червяка 41 в одну сторону. Для регулировки поджатия пластины-пружины 63 к собачке 61 в листе 55 выполнено резьбовое отверстие для установки в нем регулировочного болта 64. В широкой части рычага 21 на стенках 54 выполнены вварыши 65 с отверстиями для установки в них оси 66. На оси 66 установлена педаль 53 (см. фиг.14 и 15) с возможностью поворота вокруг оси 66. Педаль 53 представляет собой сварную конструкцию с корпусом 67, на торцах которого установлены втулки 68, выполненные из неметаллического материала с малым коэффициентом трения, например УГЭТ-ТН по ТУ 5.966-11479-91. К корпусу 67 приварена полка 69, предназначенная для установки на нее подошвы обуви оператора-спасателя. К полке 69 приварена державка 70 для удобства нажатия на педаль при совершении качкообразных поворотов рычага 21, для фиксации ноги оператора на педали 53 и для фиксации рычага в положении по-походному.
Крышка 1 имеет привод задраивания 71 (см. фиг.1, 2 и 6) для задраивания ее личным составом ПЛ перед погружением ПЛ, для чего в комингсе 2 выполнены пазы 72, а привод задраивания 71 имеет траверсу 73 с поворотными упорами 74, взаимодействующими с пазами 72. Полотно крышки 1 (см. фиг.1, 6) соединено с приводом задраивания 71 через палец 75 посредством штифта 76 (слабого звена крышки 1) диаметром 6 мм, который может быть перерезан при помощи усилия, создаваемого поворотным элементом УПК в виде глобоидной червячной передачи, винта ходового 22 и рычага 21. Разрыв штифта 76 необходим с целью приоткрывания крышки 1, выравнивания давления по обе ее стороны, а затем и открывания крышки 1 для обеспечения прохода оператора-спасателя внутрь помещения ПЛ в аварийной ситуации.
На верхней вилке 17 тяги 16 (см. фиг.7) имеется второе слабое звено - шейка 77 с уменьшенным диаметром до величины сечения (0,9 мм), которое при необходимости может быть разорвано усилием оператора-спасателя. Диаметры слабых звеньев штифта 76 и шейки 77 определены расчетным путем с учетом марки материала и результирующего давления в помещении ПЛ.
Устройство приоткрывания крышки входного люка работает следующим образом.
В положении по-походному (фиг.1, 3 и 4) крышка 1 закрыта, поджата изнутри помещения ПЛ приводом задраивания 71, упоры 74 траверсы 73 находятся в пазах 72. Тяга 16 своим крюком 18 и вилкой 17 зацеплена на обухе 14 крышки 1 и грузовой скобой 15. Рычаг 21 поворотного устройства державкой 70 педали 53 находится в пазу планки 12 и зафиксирован в этом положении пружиной-пластиной 13.
При возникновении аварийной ситуации на ПЛ к комингс-площадке 3 стыкуется АСС своим комингсом 5, и из объема комингс-площадки 3 ПЛ откачивают забортную воду насосом, расположенным на АСС (на чертеже не показано). Далее оператор-спасатель опускается из АСС внутрь комингс-площадки 3 и переводит вручную поворотный элемент УПК вместе с глобоидной червячной передачей, винтом ходовым 22 и рычагом 21 из положения по-походному в рабочее. Для этого выводят державку 70 (см. фиг.1 и 4) из-под пружины-пластины 13 из паза планки 12. С помощью зажимов 36 отводят поворотный элемент из пазов кронштейнов 6 и заводят его в пазы кронштейна 8 с последующей фиксацией в этом положении вращением (поджатием) зажимов 36. Далее оператор-спасатель устанавливает свою ногу подошвой обуви в педаль 53 рычага 21 до упора стопы ноги в державку 70 и начинает совершать качкообразные движения ногой вниз-вверх до соприкосновения рычагом 21 наружной поверхности крышки 1.
При совершении качкообразных движений в направлении по часовой стрелке рычаг 21 через храповое колесо 59 (см. фиг.13) поворачивает глобоидный червяк 41 (см. фиг.11) через его квадратный хвостовик. При этом храповое колесо 59 (см. фиг.13) вместе с собачкой 61 фиксирует одностороннее направление вращения под нагрузкой глобоидного червяка 41, а также перемещение вверх (см. фиг.8) гайки-шарнира 32 по резьбовой части винта ходового 22. При повороте глобоидного червяка 41 поворачивается на некоторый угол (см. фиг.11) и глобоидное колесо 42. При повороте глобоидного колеса 42 последнее передает крутящий момент (см. фиг.12) через шпонки 49 и втулку 25 с квадратным центральным отверстием винту ходовому 22 (см. фиг.8). Винт ходовой 22, за счет своего хвостовика с квадратным сечением, поворачивается в направлении против движения часовой стрелки. Но так как его основание (см. фиг.8) через вкладыш шаровой 23 зафиксировано от осевого перемещения гайками 24, то винт ходовой 22 имеет возможность только вращаться. Поэтому гайка-шарнир 32 при повороте ходового винта 22 только перемещается вверх по резьбовой части винта ходового 22. Вместе с гайкой-шарниром 32 перемещается вверх и корпус 33 с цапфами 34 (см. фиг.8). Цапфы 34 в этот момент зафиксированы в пазах кронштейна 8, являющегося неотъемлемой частью крышки 1. За счет трапецеидальной резьбы крутящий момент создает осевое усилие, способное преодолеть временное сопротивление материала слабых звеньев сечений штифта 76 (см. фиг.6) и шейки 77 вилки 17 тяги 16 (см. фиг.7) до их разрушения. При этом крышка 1 освобождается от привода задраивания 71 (см. фиг.1 и 2), который остается в пределах комингса 2 за счет установки поворотных упоров 74 в пазах 72 комингса 2. Крышка 1 освобождается и от зацепления с тягой 16, которая за счет своей массы отсоединяется крюком 18 от скобы 15 и падает внутрь помещения ПЛ.
Как только будут разрушены слабые звенья по удержанию крышки 1 изнутри, оператор-спасатель узнает об этом по шуму, возникающему при разрыве материала слабых звеньев, и по ослаблению усилия на рычаге 21 до нуля (при рабочем нажатии на рычаг 21 до разрыва слабых звеньев усилие достигает величины 420 Н). В момент разрушения слабых звеньев крышка 1 поднимется по оси ходового винта 22 на величину до 11 мм относительно торсионной оси 10 (см. фиг.2). Через образовавшийся зазор между крышкой 1 и комингсом 2 в районе расположения поворотного элемента устройства начнется выравнивание давлений воздуха внутри помещения ПЛ с наружным, заключенным в объеме комингс-площадок 3 и 5. После выравнивания давлений необходимо УПК из рабочего положения установить в положение по-походному (см. фиг.1 и 3).
Зажимы 36 (см. фиг.8) отводят из пазов кронштейна 8 и поворотный элемент поворачивают вокруг осей цапф 27 корпуса 26, заключенных в пазах кронштейнов 7. При достижении кронштейнов 6 корпус 33 посредством цапф 34 нужно ввести в пазы кронштейнов 6. Но при разрыве слабых звеньев на крышке 1 корпус 33 с цапфами 34 сместился от исходного положения вверх на величину порядка 11 мм, и при установке УПК в положение по-походному цапфы 34 не совпадут с пазами кронштейнов 6 (фиг.2). Для совмещения осей цапф 34 и пазов кронштейнов 6 необходимо опустить корпус 20 с глобоидной червячной передачей и рычагом 21 по резьбовой части винта ходового 22. Для этого (фиг.11 и 12) необходимо повернуть язычок 51 на конце хвостовика глобоидного червяка 41 вокруг заклепки 52 и установить его вдоль оси червяка 41. Снять рычаг 21 с хвостовика глобоидного червяка 41, развернуть рычаг 21 вокруг своей продольной оси на 180°, установить вновь рычаг 21 на хвостовик глобоидного червяка 41, повернуть язычок 51 и установить его в вертикальное положение. Развернуть державку 70 вокруг оси 66 (см. фиг.13) из нижнего положения в верхнее и совершить рабочие качкообразные повороты рычагом 21 (см. фиг.2) в направлении, обратном направлению при разрыве слабых звеньев крышки 1, то есть против направления движения часовой стрелки. При этом храповое колесо 59 с собачкой 61 фиксирует одностороннее вращение червяка 41 и рабочее направление по перемещению гайки-шарнира 32 вниз по резьбовой части винта ходового 22.
При совмещении осей пазов в кронштейнах 6 с осями цапф 34 корпуса 33 (см. фиг.8) заводят цапфы 34 в пазы кронштейнов 6, после чего фиксируют это положение вращением зажимов 36. Далее державку 70 педали 53 заводят в паз планки 12 и фиксируют ее пружиной-пластиной 13. УПК находится в положении по-походному (фиг.1 и 3).
После установки УПК в положение по-походному оператору-спасателю необходимо за рукоятку 11 (см. фиг.1 и 3) открыть крышку 1 полностью вверх, при этом она совершает вращение вокруг оси 10 до упора в комингс-площадку 3. При этом входной люк на комингсе 2 открывается, но проходу внутрь помещения ПЛ преграждает привод задраивания 71 после разрыва слабого звена - штифта 76. Для прохода внутрь помещения необходимо повернуть упоры 74 из пазов 72 комингса 2 и снять освободившийся привод задраивания 71 из проема входного люка. Далее оператор-спасатель может опускаться внутрь помещения ПЛ для проведения спасательных операций.
Предлагаемое устройство приоткрывания крышки входного люка с поворотным элементом, выполненным в виде винта ходового с гайкой-шарниром и с хвостовиком квадратного сечения, на котором установлено колесо глобоидной передачи, червяк которой имеет хвостовик квадратного сечения с установленным на нем рычагом с педалью, позволяет улучшить его эксплуатационные характеристики за счет уменьшения времени и экономии трудозатрат по поиску ключа в затемненных условиях внутреннего пространства комингс-площадки ПЛ, установке его на головку поворотного элемента и вращению его вручную с большим усилием до разрыва слабых звеньев, а применение в УПК глобоидной передачи с большим передаточным отношением позволило установить и эксплуатировать устройство в ограниченном пространстве комингс-площадки.
Класс B63B19/14 люковые закрытия
устройство закрытия и последовательного открытия крышки - патент 2457161 (27.07.2012) | |
гидравлический привод люкового закрытия - патент 2364542 (20.08.2009) | |
устройство открывания люка - патент 2317224 (20.02.2008) | |
судовой гидропривод - патент 2299829 (27.05.2007) | |
устройство приоткрывания крышки входного люка - патент 2268191 (20.01.2006) | |
люковое закрытие - патент 2208538 (20.07.2003) | |
устройство для открывания-закрывания люка - патент 2201373 (27.03.2003) | |
крышка люка судна слоистая - патент 2143367 (27.12.1999) | |
крышка люка судна - патент 2143366 (27.12.1999) | |
устройство приоткрывания крышки люка - патент 2083429 (10.07.1997) |