приработочное масло

Классы МПК:C10M141/08 по меньшей мере одно из которых является органическим серу-, селен- или теллурсодержащим соединением
C10M129/40 монокарбоновые
C10M135/10 сульфоновые кислоты или их производные
C10M133/04 амины, например полиалкиленполиамины; четвертичные амины
Автор(ы):, , , , ,
Патентообладатель(и):Литвиненко Анатолий Николаевич (RU),
Варнаков Валерий Валентинович (RU),
Сергеев Сергей Михайлович (RU),
Родионов Николай Степанович (RU),
Артемов Вячеслав Вячеславович (RU),
Карпенко Михаил Александрович (RU)
Приоритеты:
подача заявки:
2007-01-30
публикация патента:

Использование: в области разработки и производства смазочных масел, применяемых, в частности, для ускоренной приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Сущность: приработочное масло содержит в мас.%: олеиновая кислота 0,1-1,1, тетраборат этилендиаммония 0,1-0,5, октадецилсульфонат натрия 0,1-0,5, минеральное масло до 100. Технический результат - сокращение времени приработки и улучшение качества поверхностей сопряженных деталей двигателя. 2 табл., 1 ил. приработочное масло, патент № 2340657

приработочное масло, патент № 2340657

Формула изобретения

Приработочное масло, содержащее минеральное масло и олеиновую кислоту, отличающееся тем, что оно дополнительно содержит тетраборат этилендиаммония и октадецилсульфонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

олеиновая кислота0,1-1,1
тетраборат этилендиаммония 0,1-0,5
октадецилсульфонат натрия 0,1-0,5
минеральное маслодо 100

Описание изобретения к патенту

Предлагаемое изобретение относится к химмотологии, а именно к области разработки и производства новых рецептур смазочных масел, применяемых, в частности, для ускоренной приработки двигателей внутреннего сгорания (ДВС).

Обкатка ДВС является важнейшей заключительной операцией при их производстве и ремонте, во многом определяющей надежность и долговечность двигателей /1/.

По существующей технологии на заводах-изготовителях и авторемонтных предприятиях выполнятся лишь частичная приработка сопряженных деталей двигателя. Полная макро- и микрогеометрическая приработка выполняется в условиях эксплуатации, где не всегда возможно выдержать рациональный режим обкатки. Предприятия затрачивают значительное количество времени и средств на проведение эксплуатационной обкатки.

Эффективным способом ускорения приработки ДВС является использование приработочных масел.

Известно приработочное масло /2/ на основе минерального масла, содержащее жидкую фенолформальдегидную смолу и раствор уксуснокислой меди в глицерине при следующем соотношении компонентов, мас.%:

жидкая фенолформальдегидная смола 0,5...2,0
раствор уксуснокислой меди в глицерине2,0...10,0
минеральное маслодо 100

К недостаткам этого приработочного масла следует отнести длительность времени приработки и низкое качество поверхностей сопряженных деталей ДВС, а также то, что оно не обеспечивает необходимое для нужд современной техники уменьшение износа деталей во время приработки.

Известна смазочная композиция /3/, содержащая минеральное масло и присадки при следующем соотношении компонентов, мас.%:

хлорная медь1,0...10,0
алифатический спирт С 4105,0...20,0
продукт полимеризации эпихлоргидрина и диэтиленгликоля3,0...10,0
минеральное маслодо 100

К недостаткам этого приработочного масла следует отнести длительность времени приработки и низкое качество поверхностей сопряженных деталей ДВС. Кроме того, в известной композиции суммарная композиция присадки высока и составляет 22,0...27,0 мас.%.

Для ускорения обкатки двигателей используется приработочное масло /4 - прототип/, содержащее хлорокись меди, O,O-диалкил-S-трихлорамилдитиофосфат и олеиновую кислоту при следующем соотношении компонентов, мас.%:

хлорокись меди0,1...0,9
O,O-диалкил-S-трихлорамилдитиофосфат 0,07...0,63
олеиновая кислота0,5...4,5
минеральное маслодо 100

Недостатками этой присадки являются длительность времени приработки и низкое качество поверхностей сопряженных деталей ДВС.

Предлагаемое изобретение решает задачу сокращения времени приработки и улучшения качества поверхностей сопряженных деталей двигателя.

Поставленная задача достигается предлагаемым приработочным маслом, содержащим минеральное масло и олеиновую кислоту, которое дополнительно содержит тетраборат этилендиаммония и октадецилсульфонат натрия при следующем соотношении компонентов, мас.%:

олеиновая кислота (С17 Н33СООН)0,1...1,1
тетраборат этилендиаммония ([С 2Н4(NH3) 24В4O 9)0,1...0,5
октадецилсульфонат натрия (C18H 37SO3Na)0,1...0,5
минеральное масло до 100

Указанные признаки (компоненты) являются существенными для решения задачи изобретения, так как:

1. Октадецилсульфонат натрия насыщает поверхностный слой сульфидами, что способствует созданию прочной пластифицируемой пленки.

2. Тетраборат этилендиаммония обладает моюще-диспергирующими свойствами и при температуре 240...250°С разлагается на оксид бора, этилендиамин и воду.

[C2 H4(NH3) 2]H4B4O 9приработочное масло, патент № 2340657 B2O3+H 2NC2H4NH 2+3H2O

Тетраборат этилендиаммония насыщает приповерхностный слой металла продуктами своего термического распада, оказывающие общее стабилизирующие воздействие на масляную пленку. Оксид бора хемосорбируется на поверхности металла за счет свободной атомной орбитали бора и валентных электронов металла. При этом происходит заполнение оксидом бора микротрещин.

Концентрация компонентов в масле обоснованы экспериментально-теоретическими исследованиями. Содержание олеиновой кислоты, тетрабората этилендиаммония и октадецилсульфоната натрия менее 0,1 мас.% не приводит к достижению задачи изобретения, а именно сокращения времени приработки и улучшения качества поверхностей сопряженных деталей двигателя. Более 1,1 мас.% и 0,5 мас.% соответсвенно проводит к нерациональному расходу компонентов и, как следствие, к удорожанию масла.

Таким образом, все признаки в совокупности являются существенными для решения задачи изобретения.

Пример конкретного исполнения.

Составы масел готовят по технологии следующим образом.

Олеиновую кислоту нагревают до 120...130°С, затем при постоянном перемешивании кислоты добавляют тетраборат этилендиаммония, перемешивание и поддержание температуры производят до полного растворения компонентов (20 мин), затем смесь охлаждают до 60...70°С и добавляют октадецилсульфонат натрия. Полученную композицию при 45...50°С вводят в масло и перемешивают до полного растворения.

В табл.1 приведены испытанные составы приработочного масла.

Таблица 1.

Составы исследуемых приработочных композиций
№ составаСодержание компонентов в составах, мас.%
олеиновая кислота тетраборат этилендиаммония октадецилсульфонат натрия
1 1,10,1 0,5
21,1 0,50,1
32,10,1 0,5
42,1 0,10,1
52,10,5 0,5
62,1 0,50,1
70,10,5 0,5
80,1 0,50,1
90,10,1 0,1
100,1 0,10,5
111,10,5 0,5
121,1 0,10,1
131,10,3 0,3
151,1 0,30,3

Образцы приработочного масла оценивают на машине трения СМТ-1 (мод. 2070), работающей по схеме «колодка-ролик». В качестве образцов использовали колодки и ролики их материалов реальных пар трения цилиндро-поршневой группы двигателя УМЗ-417. Испытание проводят при постоянной нагрузке 400 Н и частоте вращения ролика 500 мин-1. Результаты испытаний оценивают по совокупности данных: момент силы трения, температура колодки за время испытания, износ образцов, время приработки. При испытаниях время приработки определяют по времени стабилизации момента силы трения и температуры колодки. Момент силы трения регистрируют и записывают предварительно тарированным потенциометром КСП-4 с точностью измерения 0,1 мВ. Шероховатость приработочных поверхностей деталей определяют на профилографе-профилометре МОД. 201. Износ колодок и роликов определяют по потере их массы за время испытаний на аналитических весах WA-31 с точностью 1·10 -4 г. Температуру колодки контролируют с помощью встроенной термопары и цифрового мультиметра М890С с погрешностью 0,75%. Температуру масла в испытательной камере контролируют с помощью термопары и потенциометра метра КСП-4, имеющего температурную тарировку. Микротвердость поверхности трения образцов после приработки определяют с помощью прибора "Neophot-21" методом вдавливания алмазной пирамиды с квадратным основанием при нагрузке 50 г.

Для сравнения испытывали:

проба 16 - приработочное масло /4/ (прототип).

В табл.2 приведены результаты испытаний.

Таблица 2
Результаты испытаний на машине трения СМТ-1
№ составаНачальный момент силы трения (Мт)нач, Н·м Конечный момент силы трения (М т кон), Н·мИзменение момента силы трения (приработочное масло, патент № 2340657 Мт) Скорость изменения момента силы трения (VМт ), Н·м/чВремя стабилизации параметровТемпература колодки (Тс), К Износ, г
Н·м %роликаколодки
11,35 0,351,0074,1 6,009 3050,00390,0152
21,25 1,140,118,8 0,668322 0,00720,0125
31,201,07 0,1310,80,78 7321 0,00810,0056
41,200,74 0,4638,32,76 9306 0,00440,0077
51,501,24 0,2617,31,56 9331 0,00410,0073
61,601,20 0,4025,02,40 9328 0,00400,0104
71,251,19 0,064,80,36 83180,0033 0,0051
81,16 0,440,72 62,14,328 3060,00460,0129
91,35 1,000,3525,9 2,1010 3170,00470,0045
101,55 0,920,6340,6 3,787 3160,00270,0090
111,40 0,720,6848,6 4,0810 3130,00410,0072
121,25 1,000,2520,0 1,507 3180,00740,0060
131,45 1,200,2517,2 1,509 3210,00540,0129
141,40 1,000,4028,6 2,4010 3170,00240,0088
151,25 0,670,5846,4 3,489 3050,00460,0063
161,21 0,800,4133,9 2,4610 3210,00370,0045

По результатам исследований (таблица 2) установлено, что лучшими с точки зрения решения задач изобретения являются составы №1 и №8. Поэтому испытания микротвердости металла по глубине проводили на составах №1, №8 и №16 - приработочное масло - прототип. Экспериментальные данные и состав композиций приведены соответственно на чертеже и в таблице 1 (графики: 1 - состав 1; 2 - состав 8; 3 - состав 16 - прототип).

При проведении испытаний состав №1 показал наилучшие приработочные свойства (Мт конприработочное масло, патент № 2340657 min; приработочное масло, патент № 2340657 Мтприработочное масло, патент № 2340657 max; VМтприработочное масло, патент № 2340657 max; Tcприработочное масло, патент № 2340657 min), наименьшее время стабилизации момента силы трения и температуры колодки при улучшении качества поверхностей ролика и колодки.

Таким образом, применение данной композиции в технологическом процессе позволяет сократить время обкатки двигателей УМЗ-417 в 3,8 раза, уменьшить расход топлива в 1,5 раза, при этом площадь приработки коренных и шатунных вкладышей увеличивается на 78%, шероховатость поверхности вкладышей уменьшается в 1,5 раза.

Литература

1. Стрельцов В.В. Ресурсосберегающая ускоренная обкатка отремонтированных двигателей / Под ред. В.В.Стрельцов, В.Н.Попов, В.Ф.Карпенков. - М.: Колос, 1995. - 175 с.

2. Авторское свидетельство СССР №629222, кл. С10М 1/24, 1978.

3. Авторское свидетельство СССР №825592, кл. С10М 1/10, 1980.

4. Авторское свидетельство СССР №1456453, кл. С10М 141/10, 1989 (прототип).

Класс C10M141/08 по меньшей мере одно из которых является органическим серу-, селен- или теллурсодержащим соединением

стабилизирующая синергическая смесь и ее применение -  патент 2480514 (27.04.2013)
смазочная композиция для двигателя внутреннего сгорания -  патент 2469076 (10.12.2012)
стабилизирующие композиции для смазочных веществ -  патент 2452766 (10.06.2012)
композиция смазочного масла -  патент 2451720 (27.05.2012)
смазка для узлов трения подшипников качения и скольжения -  патент 2443765 (27.02.2012)
стабильное к окислению масло, содержащее базовое масло и присадки -  патент 2416628 (20.04.2011)
триботехническая добавка -  патент 2404232 (20.11.2010)
способ защиты смазочно-охлаждающих жидкостей от биоповреждений -  патент 2382070 (20.02.2010)
пластичная смазка -  патент 2376343 (20.12.2009)
антиокислительная композиция для стабилизации органических материалов (варианты) и способ ее применения -  патент 2375416 (10.12.2009)

Класс C10M129/40 монокарбоновые

Класс C10M135/10 сульфоновые кислоты или их производные

применение ионных жидкостей для улучшения свойств смазочной композиции -  патент 2516705 (20.05.2014)
защитный смазочный материал -  патент 2495095 (10.10.2013)
смеси на основе нефтяного сульфоната натрия в качестве эмульгаторов нефтяных масел -  патент 2360951 (10.07.2009)
смазочно-охлаждающая жидкость для механической обработки стекла -  патент 2359012 (20.06.2009)
смазочная композиция, содержащая растительный компонент, и способ получения растительного компонента -  патент 2319733 (20.03.2008)
концентрат смазочно-охлаждающей жидкости для механической обработки металлов -  патент 2299235 (20.05.2007)
консервационно-технологический смазочный материал "росойл-710" -  патент 2270234 (20.02.2006)
способ получения сульфонатов -  патент 2230058 (10.06.2004)
композиция сульфонатной присадки с низким щелочным числом к смазочным маслам -  патент 2152384 (10.07.2000)
способ получения присадки к нефтепродуктам -  патент 2076894 (10.04.1997)

Класс C10M133/04 амины, например полиалкиленполиамины; четвертичные амины

Наверх