шпала
Классы МПК: | E01B3/02 деревянные |
Автор(ы): | Рудской Юрий Михайлович (RU), Кузнецов Виктор Дмитриевич (RU), Минеев Владимир Иванович (RU), Афонин Сергей Александрович (RU) |
Патентообладатель(и): | Открытое акционерное общество "Михайловский ГОК" (RU) |
Приоритеты: |
подача заявки:
2007-09-13 публикация патента:
10.12.2008 |
Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, а именно к устройствам подрельсового основания, и может быть использовано при прокладке или переукладке стационарных и временных железнодорожных путей. Конструкция шпалы рекомендуется к использованию в случае отсутствия рельсовых цепей (внедрение электрической системы счетчика осей и т.п.); в иных случаях необходимо предусматривать изопрокладки. Шпала выполнена из деревянного бруса, на котором установлен металлический элемент. Металлический элемент выполнен в виде прямоугольной пластины, которая жестко укреплена на верхней грани бруса, на пластине укреплены подкладки под рельсы с соответствующими отверстиями под крепежные элементы. При этом ширина пластины не менее ширины подкладки, длина - не менее расстояния между внешними концами подкладок, а отношение высоты пластины к высоте шпалы составляет 0,020-0,035. Технический результат заключается в снижении механического повреждения деревянной части, в том числе и растрескивания, за счет распределения нагрузки, а также сохранение постоянной ширины рельсовой колеи. 2 ил.
Формула изобретения
Шпала, состоящая из деревянного бруса с установленным на нем металлическим элементом, отличающаяся тем, что металлический элемент выполнен в виде прямоугольной пластины, которая жестко укреплена на верхней грани бруса, на пластине укреплены подкладки под рельсы, с соответствующими отверстиями под крепежные элементы, при этом ширина пластины не менее ширины подкладки, длина - не менее расстояния между внешними концами подкладок, а отношение высоты пластины к высоте шпалы составляет 0,020-0,035.
Описание изобретения к патенту
Изобретение относится к области верхнего строения железнодорожного пути, а именно к устройствам подрельсового основания, и может быть использовано при прокладке или переукладке стационарных и временных железнодорожных путей. Предлагаемая конструкция шпалы рекомендуется к использованию в случае отсутствия рельсовых цепей (внедрение электрической системы счетчика осей и т.п.); в иных случаях необходимо предусматривать изопрокладки.
Известна деревометаллическая шпала, содержащая деревянные бруски. Опорная часть шпалы под рельс и рельсовую прокладку выполнена круглой, в виде двух цилиндрических брусков диаметром не менее 400 мм, соединенных между собой металлическим стержнем диаметром не менее 30 мм.
Недостатком изобретения является снижение срока службы шпалы за счет вертикального растрескивания, в т.ч. из-за крепежа металлического стержня в теле шпалы, неустойчивость при эксплуатации под полной нагрузкой, а также гниение и разрушение брусков климатическим воздействием [1].
Известна шпала, состоящая из деревянного бруса, в котором по всей длине взаимно перпендикулярных направлений относительно волокон древесины выполнены отверстия с чередующимися выступами и выемками. Внутренняя полость отверстий заполнена отвердевающим материалом, обладающим свойством усадочных преобразований [2].
Недостатком этой шпалы является растрескивание отвердевающего материала под нагрузкой, разрушение шпалы и, вследствие этого, уширение колеи.
Известна металлическая шпала, состоящая из гнутого П-образного профиля, содержащая горизонтальную полку и боковые стенки, сопряженные друг с другом внутренними и наружными криволинейными поверхностями. Отношение ширины полки шпалы к высоте шпалы составляет 1,83-1,97 [3].
В связи с жесткостью и пустотелостью шпалы происходит ее разрушение подрельсовой подкладкой при эксплуатации пути.
Наиболее близкой по технической сущности и достигаемому результату является деревянная шпала, на концах которой установлены металлические элементы для предохранения от растрескивания. Каждый металлический элемент выполнен в виде ленты с зубьями на одном из торцов наибольшей протяженности боковых поверхностей и свернутой в овал, причем концы этой ленты имеют волнообразной формы профиль и размещены друг в друге на малом радиусе кривизны этого овала [4].
Недостатком этой шпалы является то, что овальные металлические элементы имеют локальное действие и не защищают от растрескивания и разрушения всю шпалу. Кроме того, под действием температурных колебаний эффект плотного охвата шпалы ослабевает.
Технический результат предлагаемого изобретения - повышение срока службы шпалы, стабилизация ширины колеи.
Указанный результат достигается тем, что шпала выполнена из деревянного бруса, на котором установлен металлический элемент. Металлический элемент выполнен в виде прямоугольной пластины, которая жестко укреплена на верхней грани бруса, на пластине укреплены подкладки под рельсы с соответствующими отверстиями под крепежные элементы, при этом ширина пластины не менее ширины подкладки, длина - не менее расстояния между внешними концами подкладок, а отношение высоты пластины к высоте шпалы составляет 0,020-0,035.
Указанная совокупность признаков в патентной и технической литературе не обнаружена, что позволяет предполагать ее соответствие критериям «новизна» и «изобретательский уровень».
На фиг.1 показан общий вид шпалы; на фиг.2 - вид сверху.
Шпала выполнена из деревянного бруса 1, на верхней грани которого укреплен металлический элемент. Металлический элемент выполнен в виде прямоугольной пластины 2, которая жестко укреплена, например посредством сварки, на верхней грани бруса 1. На пластине 2 укреплены подкладки 3 под рельсы 4, с соответствующими отверстиями 5 под крепежные элементы (не показаны). Для экономии металла пластину 2 изготавливают меньшего по площади размера, чем верхняя грань бруса 1. Ширина пластины 2 не менее ширины подкладки 3, длина - не менее расстояния между внешними концами подкладок. Оптимальное отношение высоты пластины 2 к высоте бруса 1 составляет 0,020-0,035; меньшая высота снизит надежность пластины, возникнет возможность прогиба, большая нецелесообразна ввиду лишнего расхода металла.
Шпала работает следующим образом.
Сначала на расчетном расстоянии к пластине 2 жестко прикрепляют или приваривают подкладки 3 под рельсы 4, с соответствующими отверстиями 5 под крепежные элементы. Пластину 2 накладывают на брус 1 и скрепляют с ним крепежными элементами, например шурупами, через отверстия 5. Затем на подкладку 3 укладывают рельс 4 и закрепляют его стандартным способом.
Шпала предлагаемой конструкции придает пути высокую устойчивость: деревянный брус 1 обеспечивает упругость и большой коэффициент трения о балласт, а пластина 2 выполняет роль стяжки, обеспечивая неизменность взаимного положения рельсовых нитей. Шпала воспринимает давление от рельсов и передает его на балластный слой.
Проведенные промышленные испытания подтвердили, что указанная конструкция исключает недостатки, свойственные металлической шпале, резьбовым стяжкам, шпале с подкладкой на лафете.
Предлагаемая шпала снижает механическое повреждение деревянной части, в том числе и растрескивание, за счет распределения нагрузки, а также сохраняет постоянную ширину рельсовой колеи. По мере выхода из строя деревянного бруса, срок службы которого около 4-х лет, металлическую пластину используют повторно.
Источники информации
1. А.с. СССР № 1670021, кл. Е01В 3/10, 1991.
2. Патент РФ № 2262564, кл. Е01В 3/10, В27М 3/14, 2005.
3. Патент РФ № 2037004, кл. Е01В 3/24, 1995.
4. Патент РФ № 96102309, кл. Е01В 3/02, прототип.